3. Мохов В. В. Экстремизм в России: портрет явления // Мир безопасности, 2010. № 5. С. 57-63.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ Мушина И. А.
Мушина Ирина Аркадьевна /Mushina Irina Arkadievna - магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Института права Челябинский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье рассмотрено правовое положение грузополучателя как субъекта железнодорожной перевозки. В данной статье рассматривается проблема определения правового положения грузополучателя, не совпадающего в одном лице с грузоотправителем. В процессе ее разрешения выделяются четыре основные точки зрения в литературе:
- грузополучатель и грузоотправитель составляют одну сторону договора;
- договор перевозки грузов является договором особого рода, в котором грузополучатель выступает как самостоятельный субъект договора;
- договор перевозки представляет собой договор об исполнении третьему лицу. Грузополучатель же выступает как третье лицо, которое по действующему законодательству наделено определенными правами и обязанностями, вытекающими из договора. Грузополучатель не участвует в процессе заключения договора и является лицом, в пользу которого он заключается;
- договор перевозки грузов железнодорожным транспортом есть договор в пользу третьего права лица. Грузополучатель - особый субъект обязательства по перевозке - третье лицо, в пользу которого договор перевозки заключается.
Ключевые слова: грузополучатель, грузоотправитель, договор, перевозка грузов.
В настоящее время дискуссионным является вопрос о правовом положении такого субъекта железнодорожной перевозки, как грузополучатель (в случаях, когда грузоотправитель и грузополучатель являются двумя разными участниками правоотношения). Проблема решения вопроса о правовом положении грузополучателя заключается в том, что он получатель груза не участвует в заключение транспортного договора, однако приобретает право требовать от перевозчика выдачи груза, доставленного в пункт назначения, так и обязанность принять его, уплатить провозные платежи и сборы и др..
Что касается особенностей правового положения такого субъекта, как грузополучатель, в отечественной юридической литературе имеются различные точки зрения на правовую природу его статуса.
Во-первых, в литературе отстаивается точка зрения, что грузополучатель и грузоотправитель являются одной стороной перевозочного обязательства, т. е. получатель груза, есть непосредственная сторона правоотношений, а не его особый участник. Так, например, Я. И. Рапопорт [9, с. 171-173] и М.К. Александров-Дольник [5, с. 107] считают, что получатель и отправитель являются одной стороной в договоре перевозки грузов, и обосновывают свои доводы правом передавать свои требования к перевозчику, а также тем, что при полной утрате груза и переборе провозных платежей право требования в одинаковой мере принадлежит как отправителю груза, так и получателю в зависимости от того, кто из них располагает необходимыми для его предъявления документами. При этом происходит усложнение структуры обязательства, но не появляется несколько самостоятельных обязательств: грузоотправитель - перевозчик и грузополучатель - перевозчик.
Во-вторых, имеется позиция, что грузополучатель является самостоятельным субъектом договора перевозки грузов (концепция трехстороннего или многостороннего договора), согласно которой договор перевозки грузов железнодорожным транспортом порождает обязанности у трех участников: перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. При этом получатель, не принимая непосредственного участия в заключении договора, становится его самостоятельным субъектом. Как указывает М. А. Соловьева между грузополучателем и перевозчиком устанавливаются непосредственные обязательственные правоотношения [10, с. 177-180]. В. К. Шайдуллина также считает договор перевозки трехсторонним, в котором все участники обладают как правами, так и соответствующими обязанностями [11,19].
Судебная практика по применению ст. 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ) признает обязанность грузополучателя принять и оплатить груз. Так, арбитражный суд, рассматривая законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций по спору об урегулировании разногласий по договору на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, исключил из договора положение, в соответствие с которым «в одновременно подаваемой партии вагонов с углем ... допускается не более одной марки угля...». Суд посчитал данную норму противоречащей статье 36 УЖТ, в силу которой грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз. Обязанность получателя принять груз сохраняется и в случае, если у него отсутствует возможность [3].
В-третьих, высказывается точка зрения о том, что грузополучатель изначально вообще не является участником правоотношений по грузоперевозке, так как заключаемый при этом между перевозчиком и грузоотправителем договор перевозки является договором в пользу третьего лица [4,87]. Аналогичного мнения придерживается и Н.С. Ковалевская, которая отмечает, что «сторонами, заключающими договор перевозки грузов, являются перевозчик и грузоотправитель, однако в обязательстве, возникающем из данного договора, участвует также уполномоченное на получение груза лицо - грузополучатель» [8, с. 354]. К.К. Яичков относит договор перевозки грузов к договорам о вручении исполнения третьему лицу [12, с. 236]. То есть данные авторы являются сторонниками позиции, что договор заключается между грузоотправителем и перевозчиком, которые разрабатывают его существенные условия. Грузополучатель же выступает как третье лицо, которое по действующему законодательству наделено определенными правами и обязанностями. Получатель груза не участвует в процессе заключения договора и является лицом, в пользу которого он заключается.
В-четвертых, в литературе отстаивается наиболее распространенная позиция, что договор перевозки грузов железнодорожным транспортом есть договор в пользу третьего права лица [11, с. 22]. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский так же отмечают, что грузополучатель не принимает участия в заключении договора перевозки груза, и не является стороной в нем [6, с. 456]. Но в силу императивных норм закона у него есть определенные права, связанные с перевозкой груза (например, он вправе требовать от перевозчика выдачи груза), и ряд обязанностей, которые на него возлагаются. При этом права и обязанности получателя и отправителя не являются взаимными в рамках договора перевозки. Их связывают здесь иные договорные отношения.
М. А. Соловьева пишет, в соответствии с п. 1 ст. 430 ГК РФ стороны устанавливают, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Если данную формулу переложить на договор перевозки груза, то получается, что перевозчик обязан выдать груз, принятый к перевозке и доставленный в пункт назначения, управомоченному лицу (третьему лицу), то есть грузополучателю. Следовательно, только получатель вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности. Таким образом, формула, предусмотренная п. 1 ст. 340 ГК РФ, подходит для договора перевозки груза [10, с. 178].
Высказанное вышеназванными учеными мнение можно аргументировать не только анализом ст. 430 ГК РФ, но и следующим.
Сам договор перевозки грузов заключается для осуществления ранее заключенных договоров поставки, купли-продажи. Значит, заключая договор поставки или купли -продажи, покупатель (будущий грузополучатель) и продавец (будущий грузоотправитель) определяют способ доставки груза. Покупатель берет на себя обязанность по принятию груза. Исходя из этого, он, как будущий грузополучатель, еще при заключении договоров поставки дает согласие на заключение грузоотправителем с перевозчиком договора перевозки груза, в котором он будет значиться получателем, и обязуется совершить необходимые действия, связанные с его принятием, оплатой и т. д. Таким образом, получатель груза осуществляет свое право, возникшее изначально из договора поставки, для исполнения которого был заключен договор на перевозку. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом можно рассматривать как условную сделку (ст. 157 ГК РФ). Отлагательным условием возникновения прав у третьего лица является его волеизъявление на приобретение соответствующих прав из договора, а также возложение на себя тех или иных обязанностей. При этом в случае, если грузополучатель не выразит согласия на прием груза, обязательство на первоначальных условиях исполнено быть не может, что влечет необходимость изменения условий договора. Данным изъявлением он
лишь реализует свое уже существующее право, но не создает его. Таким образом, основу этой концепции составляют легальные положения, закрепленные ст. 430 ГК РФ.
Итак, в данной статье была рассмотрена проблема определения правового положения грузополучателя, не совпадающего в одном лице с грузоотправителем. В процессе ее разрешения были выделены четыре основные точки зрения в литературе:
- грузополучатель и грузоотправитель составляют одну сторону договора;
- договор перевозки грузов является договором особого рода, в котором грузополучатель выступает как самостоятельный субъект договора;
- договор перевозки представляет собой договор об исполнении третьему лицу. Грузополучатель же выступает как третье лицо, которое по действующему законодательству наделено определенными правами и обязанностями, вытекающими из договора. Получатель груза не участвует в заключения договора и не является лицом, в пользу которого он заключается;
- договор перевозки грузов железнодорожным транспортом есть договор в пользу третьего лица. Грузополучатель - особый субъект обязательства по перевозке - третье лицо, в пользу которого договор заключается.
Присоединяясь к четвертой точке зрения, сделаем вывод, что правовое положение грузополучателя характеризуется не тем, что он является стороной договора перевозки грузов, а тем, что сам договор сконструирован по модели договора в пользу третьего лица, где грузополучателю отведена роль указанного третьего лица, в пользу которого грузоотправитель и перевозчик заключают договор перевозки. Его нельзя рассматривать ни в качестве самостоятельной (третьей) стороны договора, ни в качестве одной стороны с отправителем, ни в качестве лица, принимающего исполнение за отправителя. Обязанности грузополучателя по договору перевозки возникают лишь в связи с прибытием груза в пункт назначения. При получении груза получателю необходимо уплатить недостающие провозные платежи, а так же он обязан: принять и вывести груз, поступивший в его адрес, но есть вправо отказаться от принятия товара, если качество изменилось настолько, что исключает возможность дальнейшего использования; в случае прибытия не заказанного груза, получатель обязан принять его на ответственное хранение (обеспечить сохранность этого товара и незамедлительно уведомить об этом), выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться им в соответствии с полученными указаниями собственника (ст. 36 УЖТ РФ).
Указанная характеристика правовой природы грузополучателя в обязательстве железнодорожной перевозки наиболее точно отражает статус последнего с учетом современных реалий транспортного законодательства.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание Законодательства РФ, 1996. № 5. Ст. 410.
2. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 2003. № 2. Ст. 170.
3. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.07.2008 № Ф04-4020/2008 (7519-А27-30).
4. Алексеев С. С. Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожной перевозки грузов / С. С. Алексеев. М.: Юридическая литература, 1959. 87 с.
5. Александров-Дольник М. К. Содержание договора грузовой перевозки / М. К. Александров-Дольник // Сов. государство и право, 1954. № 4. С. 107.
6. Брагинский М. И. Договорное право. Книга первая: Общие положения / М. И. Брагинский., В. В. Витрянский. М.: Статут, 2013. 847 с.
7. ЕгиазаровВ. А. Транспортное право: учебник. 7-е изд., доп. и перераб / В. А. Егиазаров. М.: Юстицинформ, 2014. 608 с.
8. Ковалевская Н. С. Коммерческое право: учеб. для вузов / Н.С. Ковалевская. М..: Проспект, 2016. 354 с.
9. Рапопорт, Я. И. Правовое положение грузополучателя в договоре грузовой железнодорожной перевозки / Я. И. Рапопорт // Научные записки Харьковского института советской торговли. Харьков, 1957. Вып. 6. С. 171-173.
10. Соловьева М. А. Правовое положение грузополучателя в России и Германии: сравнительно-правовой анализ / М.А. Соловьева // Бизнес, менеджмент и право, 2012. № 2. С. 177-180.
11. Шайдуллина В. К. Договор перевозки грузов: дисс. канд. юридич. наук. / В. К. Шайдуллина. М., 2016. 200 с.
12. Яичков К. К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву / К. К. Яичков. М.: Юрид. лит., 1958. 236 с.
ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ Кузнецов В. А.
Кузнецов Виталий Анатольевич /Kuznetsov Vitaly Anatolyevich - студент, кафедра управления и права, Институт открытого и дистанционного образования Министерства образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье проанализированы характерные черты осмотра места происшествия с использованием огнестрельного оружия. Рассмотрены требования к процессуальному оформлению протокола осмотра места происшествия. Кроме того проанализированы проблемы, которые появляются при осмотре места происшествия и методы выявления, изъятия и фиксации следов выстрела. Выявлены и аргументированы форма фиксации следов выстрела в протоколе осмотра места происшествия, метод описания стреляной гильзы. Основной акцент сделан на установлении механизма образования следов выстрела, времени и факторов их происхождения.
Ключевые слова: осмотр места происшествия, огнестрельное оружие, криминалистика.
Успешная борьба с преступностью в значительной степени зависит от качества предварительного расследования и судебного разбирательства, от полного и умелого использования достижений криминалистики. Научно -технический прогресс не стоит на месте, криминалистика наиболее восприимчива к различным инновациям и достижениям науки и техники [1].
Преступления с применением оружия характеризуются появлением специфических материальных последствий (следов), выявление и оценка которых облегчает розыск оружия, установление его типа, модели, способствует выяснению направления и дальности выстрелов, их числа и очередности, других параметров, а также обстоятельств использования холодного оружия [2]. Осмотр места происшествия по делам, связанным с применением огнестрельного оружия, проводится в рамках, определенных уголовно--процессуальным законом. Ст. 178 УПК РФ предусматривает основания для производства осмотра места происшествия. Осмотру могут быть подвергнуты местность, помещение или отдельные объекты (оружие, пули, гильзы, порошинки и т.д.). К его задачам относятся: обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Необходимо подчеркнуть важность целостного восприятия обстановки лицом, производящим осмотр.
В ходе осмотра места производства выстрела проведение параллельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий может быть поручено следователем оперативному уполномоченному уголовного розыска или участковому инспектору полиции. Не менее важно участие в осмотре места производства выстрела специалиста-криминалиста. Специалисты, явившиеся по вызову, должны участвовать в производстве следственных действий, используя свои специальные знания и навыки для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств. Необходимо обращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств, и давать пояснения по поводу выполняемых им действий [3]. На основе непосредственного восприятия обстановки в целом и изучения следов и объектов, обнаруживаемых на месте происшествия, создается наиболее полное представление о событии выстрела. Эти сведения являются основой выдвижения версий и планирования раскрытия и расследования преступления, связанного с применением огнестрельного оружия. Вопросами, решаемыми в ходе осмотра места производства вероятного или достоверного выстрела, которые базируются на информации, полученной при решении предыдущих вопросов,