Научная статья на тему 'Форма договора перевозки груза'

Форма договора перевозки груза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2289
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА / ПЕРЕВОЗЧИК / ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ / CIVIL LAW / FREIGHT TRANSPORTATION CONTRACT / CARRIER / SENDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартынов Александр Сергеевич

Статья посвящена оформлению договорных отношений между перевозчиком и грузоотправителем. Проделана попытка соотнести общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о форме сделок и специальные правила о форме договора перевозки, закрепленные в гл.40 ГК РФ и федеральном законе Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Form of Freight Transportation Contrac

The article dwells on the issue of making contract relations between a transportation carrier and sender. There has been made an attempt to correlate the general provisions of the RF Civil Code concerning the form of transactions and some specific regulations concerning the form of transportation contract set out in Chapter 40 of the RF Civil Code and in the federal law The Charter of the Railway Transport of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Форма договора перевозки груза»

ФОРМА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

© Мартынов А. С., 2007

А. С. Мартынов — преподаватель кафедры гражданского права Юридического института ИГУ

Как известно, любая сделка подчиняется правилам о форме сделки. Все правила о форме сделок закрепляются в нескольких статьях (см., например, ст. 159, 160, 161, 163, 164 и 434 ГК РФ).

Поскольку положением п. 2 ст. 420 ГК РФ установлено, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, то, следовательно, в дальнейшем положения о форме сделок мы будем распространять на договор перевозки.

Попробуем провести анализ указанных положений о форме сделки и положений о форме договора перевозки груза.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что договор перевозки грузов должен быть заключен в письменной форме. Данный вывод можно сделать, проанализировав содержание ст. 161 ГК РФ. Так, независимо от согласия сторон, сделка должна быть совершена в простой письменной форме в случаях, если она совершается между юридическими лицами или между юридическими лицами и гражданами. То есть, если одной стороной договорных отношений выступает юридическое лицо, то договор должен заключаться в простой письменной форме.

Обратимся к субъектному составу отношений по перевозке груза. Так, в ст. 2 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ РФ)1 закреплено, что перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, груз, багаж из пункта назначения в пункт отправления. В п. 2 ст. 66 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ)2 также закрепляется, что перевозчиком является коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Следовательно, правила о простой письменной форме ст. 161 ГК РФ применимы к договору перевозки грузов различными видами транспорта3.

Теперь попытаемся рассмотреть правила о форме (см. ст. 160 ГК РФ) сделки применительно к договору перевозки грузов4.

Особенностью правового регулирования договора перевозки является то, что помимо общих норм ГК РФ (глава 40), приняты и действуют транспортные уставы и кодексы. В связи с этим необходимо будет обращаться не только к нормам ГК РФ, но и к специальному законодательству5.

В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа.

Некоторые авторы считают, что поскольку транспортная накладная содержит все существенные условия, то, следовательно, она и представляет собой письменную форму этого договора6. В общем, указанные авторы избежали какой-либо более полной аргументации, почему накладная является «по сути письменной формой договора». По всей видимости, учитывая, что специальные нормы о форме договора перевозки грузов отсутствуют, было бы ошибкой считать транспортную накладную документом, оформляющим отношения по перевозке грузов (т. е. письменной формой договора). С другой стороны, ст. 160 ГК РФ отсылает к правилам ст. 434 ГК РФ. В ней закрепляется, что письменная форма договора считается соблюденной и в том случае, когда стороны обменялись документами, которые позволяют установить,

что документ исходит от стороны по договору. Данная статья предполагает заключение договора путем обмена документами, изготовленными при помощи технических средств.

Попробуем соотнести положения ст. 434 ГК и положений о заключении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, закрепленные в УЖТ РФ. В соответствии со ст. 25 федерального закона УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это на кажущееся противоречие п. 2 ст. 785 ГК РФ и положений ст. 25 УЖТ РФ. Противоречие видится в том, что в соответствии с положениями ГК РФ составление и выдача транспортной накладной является обязанностью перевозчика. В нормах же УЖТ РФ, наоборот, закрепляется, что грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную железнодорожную накладную. Мне кажется, что противоречия нет, по следующим соображениям. Объективно заключение договора перевозки грузов железнодорожным транспортом может быть осуществлено путем передачи груза и обмена документами: грузоотправитель передает транспортную накладную, а перевозчик после получения груза и вручения ему накладной выдает квитанцию, состоявшийся обмен этими документами и подтверждает заключение договора перевозки грузов. В связи с этим вся совокупность документов, которые стороны передают друг другу, и представляет собой форму договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Такой порядок заключения договора перевозки грузов на железнодорожном транспорте отличает его от порядка заключения перевозки грузов иными видами транспорта. Например, в ст. 142 КТМ РФ7 перевозчик обязан выдать отправителю коносамент.

Следовательно, транспортная накладная выполняет доказательственную функцию, то есть является доказательством того, что

договор заключен, а груз принят перевозчиком и должен быть отправлен грузополуча-телю8. В связи с этим можно указать на положения некоторых транспортных кодексов и уставов. Так, в ст. 117 КТМ РФ закреплено, что договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной фор-ме9. Во-вторых, наличие договора может подтверждаться коносаментом, чартером и другим документом. Из чего можно сделать вывод, что выдача коносамента, с одной стороны, означает то что, требование о письменной форме договора перевозки грузов соблюдено и одновременно коносамент подтверждает (читай — выполняет доказательственную функцию) заключение договора перевозки груза.

Из указанной нормы (ст. 25 УЖТ РФ) можно сделать следующие выводы: на железнодорожном транспорте обязанность составить и передать транспортную железнодорожную накладную является обязанностью грузоотправителя. Вместе с тем передача накладной не влечет заключение договора. Только после того, как груз будет принят с накладной, и перевозчик выдаст квитанцию о приеме груза, лишь с этого момента договор считается заключенным.

В других транспортных уставах и кодексах также предусматриваются те или иные виды документов (которые носят название, представляющие собой вариации накладной применительно к какому-либо виду транспорта), подтверждающие заключение договора перевозки грузов. Так, при перевозке грузов автомобильным транспортом оформляется и выдается товарно-транспортная накладная; на внутреннем водном (речном) транспорте — транспортная накладная. Особенностями обладает заключение договора в сфере торгового мореплавания. По договору морской перевозки груза (имеется в виду договор перевозки без условия о предоставлении вместимости всего судна или части судовых помещений) составляется коносамент. В соответствии со ст. 142 КТМ после того, как отправитель груза подпишет документ, в котором содержатся сведения об отправителе и получателе, месте выгрузки и данных о грузе, перевозчик должен выдать по требованию отправителя коносамент.

Если говорить о форме транспортной железнодорожной накладной, то следует отметить, что в соответствии с приказом МПС от 18 июня 2003 г. № 39 «Об утверждении

Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом»10 собственно накладная представляет собой совокупность нескольких документов (листов), которые имеют значение для заключения перевозки и являются неотъемлемыми элементами перевозочного документа: транспортной железнодорожной накладной. Во-первых, лист 1 — это оригинал накладной. Перевозчик заранее должен обеспечить выдачу чистого бланка накладной грузоотправителю для заполнения. После того, как грузоотправитель внесет все необходимые сведения, оригинал накладной передается перевозчику. Если перевозка грузов оформляется перевозочными документами, то оригинал накладной следует с грузом до станции назначения.

Во-вторых, лист 2 — дорожная ведомость. Она составляется в том количестве экземпляров, которое соответствует количеству участвующих лиц в перевозочном отношении, для того чтобы обеспечить каждого участника одним экземпляром11. Помимо этого должно быть несколько экземпляров дорожной ведомости для участвующих в перевозке инфраструктур (железнодорожных станций). Один их экземпляров передается перевозчику и следует вместе с грузом. Дорожная ведомость содержит те же сведения, что и оригинал накладной.

В-третьих, лист 3 — корешок дорожной ведомости. Он остается у перевозчика. В нем грузоотправитель ставит подпись о том, что он взамен переданного груза получил квитанцию о приеме груза.

В-четвертых, лист 4 — это квитанция о приеме груза. После того, как груз принят, перевозчик передает квитанцию грузоотправителю.

Хотелось бы сделать некоторые замечания относительно содержания накладной. В целом накладная является формальным документам, следовательно, сведения, которые в ней должны быть отражены, определены в нормативном порядке — подзаконными актами.

Перечислим лишь некоторые данные из тех, которые должны быть отражены в накладной. Обязательно должны быть правильно заполнены графы: «скорость» — как известно, перевозка грузов железнодорожным транспортом может осуществляться либо грузовой, либо большей скоростью. В ст. 14 УЖТ РФ установлено, что критерии определения скорости перевозок грузов ус-

танавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (Министерство транспорта и связи). Скорость может быть выбрана с учетом необходимости более быстрой доставки (например, продовольственные грузы, скоропортящиеся и др.). Далее, должны быть заполнены графы: «род вагона», «тип вагона», «станция назначения», «перевозчик», «станция назначения», полные данные о грузоотправителе и грузополучателе, в обязательном порядке указывается количество погруженных мест, данные об упаковке и тарировании сданного груза и другие сведения.

Все это имеет большое значение, потому что имеет прямой выход на вопрос об ответственности.

Первое, хотелось бы обратить внимание на ст. 95 УЖТ РФ, которая освобождает перевозчика от ответственности за несо-хранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если он не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам, в частности вследствие: причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя). Таким образом, напрашивается вывод, что такой причиной, зависящей от грузоотправителя, может быть и искажение сведений в накладной. Можно было бы возразить, сославшись на ст. 27 УЖТ РФ, где закреплено, что перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). Однако, во-первых, обращаю внимание на формулировку «имеет право», т. е. норма сформулирована диспозитивно. Перевозчик может проверять, а может и не проверять достоверность тех сведений, которые указаны в транспортных железнодорожных накладных. Во-вторых, хотелось бы сослаться на положение п. 3 ст. 10 ГК РФ, закрепляющее добросовестность как принцип осуществления гражданских прав. При ином выводе, мы бы нивелировали принцип добросовестности осуществления права.

Помимо этого ст. 98 УЖТ РФ содержит положение об ответственности грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов. При установлении и закреплении данных фактов на грузоотправителя налагается штраф в размере пятикратной платы за перевозку перевозимого груза на все расстояние перевозки.

Нормы, устанавливающие ответственность за искажение сведений, можно найти и в уставах, утративших силу. Так, в ст. 155 Устава железных дорог СССР от 6 апреля 1964 г. устанавливался штраф в размере пятикратной провозной платы по наивысшему тарифу за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожностей, с неправильным указанием наименования или свойства груза. Данный штраф взимался независимо от того, возместил ли грузоотправитель причиненные убытки перевозчику. Аналогичное положение содержалось и в ст. 113 Транспортного устава железных дорог РФ от 8 января 1998 г. Таким образом, законодатель, не мудрствуя лукаво, последовательно переносит положения старого законодательства на акты, принятые в последующем. ^

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Собр. законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 170.

2 Собр. законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

3 Несмотря на то, что определение перевозчика раскрывается только в УЖТ РФ, а в КВВТ РФ лишь в скобках указывается, что перевозчик — это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, тем не менее, скорее всего, речь идет, в общем, о том, что перевозчик — это всегда юридическое лицо, причем коммерческая организация.

4 В дальнейшем речь пойдет о форме договора перевозки груза железнодорожным транспортом. В некоторых случаях я буду обращаться к положениям других транспортных уставов и кодексов.

5 Здесь действует принцип римского права lex specialis derogat lex generalis. Общим актом является ГК РФ (гл. 40), специальными актами являются правила транспортных уставов и кодексов (например, федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта» от 10 января 2003 г., Воздушный кодекс от 19 марта 1997 г., Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г., Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 г.).

6 Подробнее см.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М., 1998; Гражданское право : учебник / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 2. М., 2001 и в др. изданиях.

7 Собр. законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

8 Думается, что не будет ошибкой, если функцию доказательственную по-другому обозначить как подтверждение заключения договора.

9 Аналогичное положение содержится в п. 2 ст. 67 КВВТ РФ.

10 Этим приказом был отменен ранее действующий приказ МПС 2000 г. № 2Ц «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте».

11 Здесь имеется в виду и ситуация, когда участвуют такие субъекты, как грузоотправитель, грузополучатель, который не совпадает с грузоотправителем, и перевозчик. Здесь я намеренно не употребляю словосочетание «договор перевозки» для того, чтобы не затрагивать другой вопрос — о природе договора перевозки. Как известно, существует несколько точек зрения на природу договора перевозки грузов, и касаются они статуса грузополучателя. Так, одни исследователи предлагают считать данный договор трехсторонним, а грузополучатель в соответствии с их доводами является самостоятельным участником договора. Другие авторы говорят о том, что такой договор следует признавать договором о вручении исполнения третьему лицу. И, наконец, третья группа авторов квалифицирует договор перевозки грузов как договор в пользу третьего лица. В настоящее время третья точка зрения считается наиболее предпочтительной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.