системы (комиссаров и приказчиков, обер-бергампта и «горных» судей). Судебно-правовые реформы Петра I и его преемников подчинялись процессу формирования административно-территориальной системы.
5. Судебно-правовая реформа, реализованная в 1780-1785 гг., учла исторические, географические, демографические, социально-экономические и этнокультурные особенности областей Урала и Западной Сибири, усилив начала централизации и унификации на внутренней периферии государства. Принцип сословного представительства в судебных органах являлся ведущим фактором адаптации и интеграции локальных и местных социумов в единую общественную и формально-юридическую систему. Судебные представители исполняли роль государственных агентов, осваивая, реализуя и транслируя имперское законодательство. Разделение сословной юрисдикции судейских коллегий нивелировало социальный дисбаланс, возникший в связи с ростом в XVIII в. корпоративного самосознания и привилегий дворянства. Судебно-правовая реформа Екатерины II позволила существенно снизить уровень социальных противоречий в крае, накануне ввергнутом в гражданскую войну.
Н.М. Ширинкина ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ И РЕГАЛИЙ В ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1832-1906 гг.*
Основные государственные законы Российской империи 1832 г. подвели итог развитию правового регулирования организаций верховной государственной власти в России первой четверти XIX столетия1. В них содержались положения о внешних атрибутах власти российского императора - описание титула главы государства, государственной символики, а также указывалось на основ-
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.В. Коданом.
1 См.: Основные государственные законы // Свод законов Российской империи. СПб., 1832. Т. 1. Ч. 1.
206 Труды Института государства и права
Российской академии наук № 5/2013
ные государственные регалии. Переиздания Основных государственных законов 1842-1892 гг. изменений в титул главы Российского государства не внесли. Согласно Основным государственным законам в редакции от 23 апреля 1906 г. постановления Свода
законов 1892 г. (о титуле, государственном гербе и регалиях) «со-
2
храняют силу законов основных» .
Рассмотрим закрепление в Основных государственных законах внешних атрибутов российского императора.
Внешние атрибуты верховной государственной власти были определены в первом разделе Основных государственных законов -«О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти». Шестой подраздел содержал положения о титуле императорского величества и о государственном гербе (ст. 37-39). Закрепление государственных регалий вытекало из положений пятого подраздела первого раздела «О священном короновании и миропомазании» (ст. 35-36).
Внешняя атрибутика власти императора и Российского государства была обусловлена содержанием ст. 1 Основных законов -«Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный». Она относилась к «преимуществам верховной власти». В них, как отмечал российский государствовед А.Д. Градовский, «выражаются в совокупности юридических условий и внешних отличий, коих общая цель - поставить монарха, как представителя верховной власти, выше всех других членов оного и того же юридического сообщества»3. К началу XX в. в Основных законах 18421892 гг. и в их редакции 1906 г. устанавливалось, что русский монарх имеет такие права, как право на титул, герб и регалии4, и они
5
рассматривались как почетные .
Титул российского императора в Основных законах фиксировал самодержавно-имперскую форму организации государственной власти. В российском государственном праве определялось, что «титулом государя или другого представителя верховной власти означается тот предикат (предисловие), которое прилагается к име-
2 ПСЗРИ-3 Т. 25. Отд. 1. № 27805.
3 Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. 1. СПб., 1875. С. 153.
4 См.: Корф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. М., 1915. С. 76.
5 См.: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 1. СПб., 1910. С. 137.
ни государя во всех актах, от него исходящих»6. При этом следует учитывать и политико-представительское значение титулатуры главы государства. На это обращал внимание В.В. Ивановский: «...Под именем титула следует разуметь, прежде всего личное наименование государя, обозначающее его ранг среди других представителей власти»7. Соответственно сложилась и иерархия титулов. «Правители монархических государств носят различные титулы: императора, короля, великого герцога, герцога, князя... Высший из них императорский», - отмечает Н.М. Коркунов8. Титул главы Российского государства имел прочные исторические корни и сохранял преемственность - князь, великий князь, царь, император. Он отражал, как указывал А.Б. Лакиер, «право верховной власти» и по нему «можно безошибочно судить о значении государя внутри его владений, об отношении его к подданным, о внешнем объеме его государства и наконец о том, как другие, особенно со-
9
седние государства смотрели на его власть» .
Структура титула в Основных законах опиралась на определенные при его составлении требования. Их М.М. Сперанский сформулировал следующим образом: «Титул состоит из двух частей; в первой словами император и самодержец всероссийский изображается существо и пространство верховной власти; во второй подробным поименованием городов и областей означаются те страны, на кои власть сия простирается». Он также отмечал, что титул императора «обыкновенно объявляется всенародно. в особенных, для сего издаваемых, формах»10. Указывая на содержание обозначения главы Российского государства, А.Д. Градовский подчеркивал: «Государственный титул, в тесном смысле, содержит в себе: 1) указание на источник власти монарха, 2) перечисление земель, входящих в состав государственной территории, 3) некото-
11
рые почетные наименования, присвоенные монарху» .
Титулатура российского императора определялась в ст. 37-38 Основных законов. Положения этих статей исходили из именного
6 СвешниковМ.И. Русское государственное право. Т. 1. Вып. 2. СПб., 1895. С. 18.
7 Ивановский В.В. Русское государственное право. Т. 1. Вып. 1. Казань, 1895. С. 94.
8 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1908. С. 247.
9 Лакиер А.Б. История титула государей России. СПб., 1847. С. 1.
10 Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 1845. С. 79-80.
11 Градовский А.Д. Указ. соч. С. 156.
указа царя Алексея Михайловича 1667 г. «О титуле царском и о государственной печати»12, в первой части которого было закреплено описание титула. Общие положения относительно титулатуры были также определены именным указом Петра I от 11 ноября 1721 г. «О императорском титуле в грамотах, указах, прошениях и приговорах»13, в котором определялись общие характеристики и территориальные пределы власти российского императора, а также порядок его использования в отдельных правовых актах внутри государства и во внешних сношениях. Позднее узаконениями по мере изменения территории Российской империи вносились и коррективы в титул в его «территориальной части». Содержание титула главы государства определяли на основе указов Николая I 1825 и 1828 гг.14
Определялось два вида титула главы государства: полный -для обозначения главы государства и властно-территориальных характеристик его власти и сокращенный - для внутригосударственного применения. Полный титул отражал принадлежность власти персонализированному ее носителю, и в нем должно было указываться имя императора - «мы, N К», что закреплялось в отношении конкретных лиц в манифестах о восшествии на престол. Далее определялись характеристики организации верховной государственной власти идеологического, политического и юридического характера (сакральный характер верховной государственной власти и ее конкретного носителя - «Божьею поспешествующею милостью», высший монархический титул главы государства -«император», наличие в руках российского главы государства полноты государственной власти «самодержец всероссийский» и социально-территориальные пределы власти императора и Российского государства). Сокращенный титул использовался «в грамотах, внутрь государства исходящих», сохранял основные черты полного титула государя, опуская указания на конкретные территориальные владения: «Божью милостью, Мы, N К, Император и Самодержец
12 ПСЗРИ-1. Т. 1. № 421.
13 ПСЗРИ-1. Т. 6. № 3850.
14 См.: Высочайше утвержденные формы титулов его императорского величества в грамотах, указах, приговорах, паспортах, докладах и прошениях». 23 декабря 1825 г. // ПСЗРИ-2. Т. 1. № 13. Ст. I, II; Высочайше утвержденный титул его императорского величества. 25 марта 1828 г. // ПСЗРИ-2. Т. 2. № 1897.
Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая» (ст. 37-38). В Основных законах 1857 г. был закреплен сокращенный титул, необходимость в котором возникла в связи с введением изображения
~ 15
средней государственной печати, которую он описывал .
С переизданием Основных законов издания в 1892 г. ст. 37 была изменена. Коррективы в титул императора были внесены на основании утвержденного Александром III доклада министра юстиции «О полном титула императорского величества») от 3 ноября 1882 г.16 К началу XX в. сложилось, а затем было закреплено в Основных государственных законах 1906 г. использование трех видов титулов - полного, сокращенного и краткого, отличающихся полнотой изложения (ст. 59, 60).
Государственный герб был непосредственно связан с титулом главы государства. В российском государствоведении сложилось общее понятие о данном символе. «Герб есть внешний символ государства, выражающий религиозную или политическую идею и изображаемый на государственной печати, монетах, правительственных установлениях, государственном знамени и проч.», - отмечал В.В. Ивановский17.
Государственный герб уходит своими истоками к великокняжеским печатям, которыми удостоверялись правовые акты, и главным образом к государственной печати Ивана III (1497 г.). К времени издания Основных государственных законов 1832 г. его изображение определялось рядом правовых актов. Изменения в нем отражали политические особенности развития государственности, некоторые личные пристрастия царствующей особы и, преимущественно, изменения пространства власти Российского государства. В основе положений Основных законов о гербе лежал указ царя Алексея Михайловича «О титуле царском и о государственной печати» 1667 г.18 - он содержал описание государственной печати. Позднее описание герба дополнили указы Павла I 1799 г., а коррективы внесли узаконения Александра I и Николая I19.
15 См.: Эйхельман О.О. Очерки из лекций по русскому государственному праву. Киев, 1893. С. 126.
16 ПСЗРИ-3. Т. 2. № 1159.
17 Ивановский В.В. Указ. соч. С. 98.
18 ПСЗРИ-1. Т. 1. № 421.
19 См.: Именной указ, объявленный Сенату генерал-прокурором, «О новом Российском гербе». 10 августа 1799 г. // ПСЗРИ-1. Т. 25. № 19074; Именной указ, объявленный Сенату генерал-прокурором, «О изображении утвержден-
Согласно ст. 39 Основных законов «Российский государственный герб есть: в золотом поле черный, двуглавый, коронованный тремя коронами орел, держащий в правой ноге золотой скипетр, а в левой таковую же державу; на груди орла изображен в красном поле Московский герб: Святой Великомученик и Победоносец Георгий, сидящий на белом коне и поражающий копьем змея; на правом крыле орла три щита с гербами Новгородским, Киевским и Астраханским, на левом также три щита с гербами Владимирским, Казанским и Сибирским; вокруг же щита на груди орла обвешена цепь ордена Св. Андрея Первозванного». Таким же образом должна была выглядеть и большая государственная печать, в которой «сверх того вокруг щита гербы всех прочих губерний и областей». При переиздании Основных законов в 1842 г. это описание герба не изменилось.
Существенные коррективы в изображение государственного герба были внесены в середине 1850-х гг. в ходе геральдической реформы. Александр II после вступления на престол обратил внимание на то, что в первое описание государственного герба (1667 г.) были внесены изменения, которые «не были в новейших о том постановлениях указаны с надлежащею точностью и... не постановлено доселе твердых положительных правил о употреблении государственной печати». Для подготовки изменений был создан Особый комитет, который рассмотрел предложенные варианты герба (проект барона Б. Кене в исполнении А. Фадеева). 11 апреля
1857 г. император утвердил «Подробные описания государственного 20
го герба и печати» .
В Основных государственных законах 1857 г. ст. 39 содержала описание государственного герба и печатей - большой, средней и малой21. В 1882 г. изменения были внесены в цветовые решения герба. 24 июля 1882 г. Александр III «высочайше утвердил рисунок
ного Российского герба на печатях». 19 августа 1799 г. // ПСЗРИ-1. Т. 25. № 19089; Именной указ Сенату «О употреблении государственного герба без креста Иоанна Иерусалимского». 26 апреля 1801 г. // ПСЗРИ-1. Т. 26. № 19850; Сенатский указ по высочайшему повелению «О помещении везде герба Царства Польского, где употребляются гербы царств, в титуле употребляемом». 15 сентября 1832 г. // ПСЗРИ-2. Т. 7. № 5603.
20 См.: Высочайше утвержденные подробные описания государственного герба, государственной печати и гербов членов императорского дома. 11 апреля 1857 г. // ПСЗРИ-2. Т. 32. Отд. 1. № 31720.
21 См.: СЗРИ. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1857. Ст. 39. Приложение I.
государственного герба»22, а затем, 3 ноября 1882 г., доклад министра юстиции «Описание большого государственного герба». При переиздании Основных государственных законов в 1892 г. в ст. 39 были закрепилены эти коррективы, которые были сохранены в Основных государственных законах 1906 г. (ст. 61). Приложение № 1 к ней содержало подробное описание государственного герба и государственной печати.
Государственная печать, воспроизводившая изображение государственного герба, возникла как государственная символика на ранних этапах российской государственности как великокняжеская булла и предназначалась для его воспроизведения в виде оттиска на документах. М. И. Свешников относительно ее назначения отмечал, что «государственная печать прилагается к государственным актам в ознаменование окончательного их верховною импера-
23
торскою властью утверждения» .
В Основных государственных законах 1832 и 1842 гг. (ст. 39) в основе положений о государственной печати лежали рассмотренные выше акты о государственном гербе, и поэтому большая государственная печать должна была графически повторять изображение герба и иметь «сверх того вокруг щита гербы всех прочих губерний и областей». В Основных законах 1857 и 1892 гг., после реформы государственного герба (1857 г.), была введена новая редакция ст. 39. В соответствии с ней трем видам государственного герба корреспондировали три вида государственной печати. На большой печати изображался большой государственный герб и помещался полный императорский титул; на средней печати - изображение среднего герба и текст среднего титула; на малой печати -изображение малого герба и изложение краткого титула. Регламентировалось, что государственная печать прилагалась к государственным актам «в знак утверждения их представителем верховной власти». Большая печать удостоверяла акты наибольшей важности - статуты орденов, манифесты, брачные договоры членов императорской семьи и др. Средняя государственная печать прилагалась к грамотам городам и обществам о подтверждении прав и преимуществ, дипломам на дворянское и баронское достоинства и др. Малой государственной печатью заверялись грамоты на пожалованные земли, на потомственное почетное гражданство, ответные грамоты главам
22 ПСЗРИ-3. Т. 2. №1035.
23 СвешниковМ.И. Указ. соч. С. 14.
иностранных государств и др. Также достаточно детально прописывался порядок изготовления именной печати для вступившего на престол императора, порядок хранения действующей и утратившей силу печатей. Основные государственные законы 1906 г. сохранили эти положения (ст. 61).
Что касается государственных регалий, то прямого закрепления в Основных государственных законах они не получили. В ст. 35 и 36 Основных государственных законов 1832-1892 гг. предусматривалось, что «по вступлении на престол совершается священное коронование и миропомазание по чину православной греко-российской церкви», а время для торжественного этого обряда «назначается по высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие». Одновременно «приобщается сему священнодействию и августейшая его супруга», но если коронование происходило до вступления императора в брак, то «коронование супруги. совершается впоследствии не иначе, как по особенному. соизволению» государя. Уходя своими корнями к «венчанию на царство» Иваном II своего внука Дмитрия в качестве наследника в 1497 г. в московском Успенском соборе, коронация постепенно сложилась как торжественная религиозная церемония, символизирующая принятие монархом власти: «состоит
24
оно из чина венчания, иначе коронации, и чина миропомазания» .
В примечаниях 1-2 к ст. 36 закреплялся порядок коронации и миропомазания. Церемония проводилась «в Московском Успенском соборе, в присутствии высших государственных правительств и сословий, по высочайшему назначению к сему призываемых». Регламент церемонии устанавливал специальный документ Священного синода - «Чин действия священного коронования», в котором предусматривалось принятие власти «по возложении на себя короны и по восприятии скипетра и державы»25. Основные государственные законы 1906 г. сохранили эти положения (ст. 55-58).
24 Соколов Д. Учение о богослужении Православной Церкви. СПб., 1908. С. 37.
25 Чин действия священного коронования // СЗРИ. Т. 1. Ч. 1. Ст. 36. Примечание 2. См. также более подробное описание церковной процедуры коронования, взятой за основу положений Основных государственных законов 1832 г.: Чин действия, каким образом совершилось священнейшее коронование его императорского величества государя императора Николая Павловича, самодержца всероссийского, по церковному чиноположению. М., 1826.
Вместе с тем следует отметить, что Основные государственные законы 1832-1906 гг., закрепляя внешние атрибуты главы Российского государства, не содержали положений о некоторых государственных символах - флаге и гимне, а также о ряде государственных регалий - эти вопросы регулировались на уровне других правовых актов.