Научная статья на тему 'Правовое оформление титула главы государства, государственной символики и регалий в Основных государственных законах Российской империи 1832-1906 гг'

Правовое оформление титула главы государства, государственной символики и регалий в Основных государственных законах Российской империи 1832-1906 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
643
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ / HISTORY OF STATE AND LAW OF RUSSIA / ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ORGANIZATION OF STATE POWER / САМОДЕРЖАВИЕ / AUTOCRACY / ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / THE FUNDAMENTAL LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ширинкина Нина Михайловна

В статье рассматривается закрепление в Основных государственных законах Российской империи 1832-1906 гг. внешних атрибутов государственной власти титула главы государства, государственного герба и печати а также некоторых государственных регалий. Показывается законодательная база, лежащая в основе данного акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ширинкина Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal registration of the title of head of state, state symbols and insignia in the Basic state laws of the Russian Empire 1832-1906 biennium

The article considers the consolidation of the Basic state laws of the Russian Empire 1832-1906’s. the external attributes of state power the title of head of state, the state coat of arms and seal, as well as some state regalia. Shows the legislative framework underlying this act.

Текст научной работы на тему «Правовое оформление титула главы государства, государственной символики и регалий в Основных государственных законах Российской империи 1832-1906 гг»

системы (комиссаров и приказчиков, обер-бергампта и «горных» судей). Судебно-правовые реформы Петра I и его преемников подчинялись процессу формирования административно-территориальной системы.

5. Судебно-правовая реформа, реализованная в 1780-1785 гг., учла исторические, географические, демографические, социально-экономические и этнокультурные особенности областей Урала и Западной Сибири, усилив начала централизации и унификации на внутренней периферии государства. Принцип сословного представительства в судебных органах являлся ведущим фактором адаптации и интеграции локальных и местных социумов в единую общественную и формально-юридическую систему. Судебные представители исполняли роль государственных агентов, осваивая, реализуя и транслируя имперское законодательство. Разделение сословной юрисдикции судейских коллегий нивелировало социальный дисбаланс, возникший в связи с ростом в XVIII в. корпоративного самосознания и привилегий дворянства. Судебно-правовая реформа Екатерины II позволила существенно снизить уровень социальных противоречий в крае, накануне ввергнутом в гражданскую войну.

Н.М. Ширинкина ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ И РЕГАЛИЙ В ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1832-1906 гг.*

Основные государственные законы Российской империи 1832 г. подвели итог развитию правового регулирования организаций верховной государственной власти в России первой четверти XIX столетия1. В них содержались положения о внешних атрибутах власти российского императора - описание титула главы государства, государственной символики, а также указывалось на основ-

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.В. Коданом.

1 См.: Основные государственные законы // Свод законов Российской империи. СПб., 1832. Т. 1. Ч. 1.

206 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 5/2013

ные государственные регалии. Переиздания Основных государственных законов 1842-1892 гг. изменений в титул главы Российского государства не внесли. Согласно Основным государственным законам в редакции от 23 апреля 1906 г. постановления Свода

законов 1892 г. (о титуле, государственном гербе и регалиях) «со-

2

храняют силу законов основных» .

Рассмотрим закрепление в Основных государственных законах внешних атрибутов российского императора.

Внешние атрибуты верховной государственной власти были определены в первом разделе Основных государственных законов -«О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти». Шестой подраздел содержал положения о титуле императорского величества и о государственном гербе (ст. 37-39). Закрепление государственных регалий вытекало из положений пятого подраздела первого раздела «О священном короновании и миропомазании» (ст. 35-36).

Внешняя атрибутика власти императора и Российского государства была обусловлена содержанием ст. 1 Основных законов -«Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный». Она относилась к «преимуществам верховной власти». В них, как отмечал российский государствовед А.Д. Градовский, «выражаются в совокупности юридических условий и внешних отличий, коих общая цель - поставить монарха, как представителя верховной власти, выше всех других членов оного и того же юридического сообщества»3. К началу XX в. в Основных законах 18421892 гг. и в их редакции 1906 г. устанавливалось, что русский монарх имеет такие права, как право на титул, герб и регалии4, и они

5

рассматривались как почетные .

Титул российского императора в Основных законах фиксировал самодержавно-имперскую форму организации государственной власти. В российском государственном праве определялось, что «титулом государя или другого представителя верховной власти означается тот предикат (предисловие), которое прилагается к име-

2 ПСЗРИ-3 Т. 25. Отд. 1. № 27805.

3 Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. 1. СПб., 1875. С. 153.

4 См.: Корф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. М., 1915. С. 76.

5 См.: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 1. СПб., 1910. С. 137.

ни государя во всех актах, от него исходящих»6. При этом следует учитывать и политико-представительское значение титулатуры главы государства. На это обращал внимание В.В. Ивановский: «...Под именем титула следует разуметь, прежде всего личное наименование государя, обозначающее его ранг среди других представителей власти»7. Соответственно сложилась и иерархия титулов. «Правители монархических государств носят различные титулы: императора, короля, великого герцога, герцога, князя... Высший из них императорский», - отмечает Н.М. Коркунов8. Титул главы Российского государства имел прочные исторические корни и сохранял преемственность - князь, великий князь, царь, император. Он отражал, как указывал А.Б. Лакиер, «право верховной власти» и по нему «можно безошибочно судить о значении государя внутри его владений, об отношении его к подданным, о внешнем объеме его государства и наконец о том, как другие, особенно со-

9

седние государства смотрели на его власть» .

Структура титула в Основных законах опиралась на определенные при его составлении требования. Их М.М. Сперанский сформулировал следующим образом: «Титул состоит из двух частей; в первой словами император и самодержец всероссийский изображается существо и пространство верховной власти; во второй подробным поименованием городов и областей означаются те страны, на кои власть сия простирается». Он также отмечал, что титул императора «обыкновенно объявляется всенародно. в особенных, для сего издаваемых, формах»10. Указывая на содержание обозначения главы Российского государства, А.Д. Градовский подчеркивал: «Государственный титул, в тесном смысле, содержит в себе: 1) указание на источник власти монарха, 2) перечисление земель, входящих в состав государственной территории, 3) некото-

11

рые почетные наименования, присвоенные монарху» .

Титулатура российского императора определялась в ст. 37-38 Основных законов. Положения этих статей исходили из именного

6 СвешниковМ.И. Русское государственное право. Т. 1. Вып. 2. СПб., 1895. С. 18.

7 Ивановский В.В. Русское государственное право. Т. 1. Вып. 1. Казань, 1895. С. 94.

8 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1908. С. 247.

9 Лакиер А.Б. История титула государей России. СПб., 1847. С. 1.

10 Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 1845. С. 79-80.

11 Градовский А.Д. Указ. соч. С. 156.

указа царя Алексея Михайловича 1667 г. «О титуле царском и о государственной печати»12, в первой части которого было закреплено описание титула. Общие положения относительно титулатуры были также определены именным указом Петра I от 11 ноября 1721 г. «О императорском титуле в грамотах, указах, прошениях и приговорах»13, в котором определялись общие характеристики и территориальные пределы власти российского императора, а также порядок его использования в отдельных правовых актах внутри государства и во внешних сношениях. Позднее узаконениями по мере изменения территории Российской империи вносились и коррективы в титул в его «территориальной части». Содержание титула главы государства определяли на основе указов Николая I 1825 и 1828 гг.14

Определялось два вида титула главы государства: полный -для обозначения главы государства и властно-территориальных характеристик его власти и сокращенный - для внутригосударственного применения. Полный титул отражал принадлежность власти персонализированному ее носителю, и в нем должно было указываться имя императора - «мы, N К», что закреплялось в отношении конкретных лиц в манифестах о восшествии на престол. Далее определялись характеристики организации верховной государственной власти идеологического, политического и юридического характера (сакральный характер верховной государственной власти и ее конкретного носителя - «Божьею поспешествующею милостью», высший монархический титул главы государства -«император», наличие в руках российского главы государства полноты государственной власти «самодержец всероссийский» и социально-территориальные пределы власти императора и Российского государства). Сокращенный титул использовался «в грамотах, внутрь государства исходящих», сохранял основные черты полного титула государя, опуская указания на конкретные территориальные владения: «Божью милостью, Мы, N К, Император и Самодержец

12 ПСЗРИ-1. Т. 1. № 421.

13 ПСЗРИ-1. Т. 6. № 3850.

14 См.: Высочайше утвержденные формы титулов его императорского величества в грамотах, указах, приговорах, паспортах, докладах и прошениях». 23 декабря 1825 г. // ПСЗРИ-2. Т. 1. № 13. Ст. I, II; Высочайше утвержденный титул его императорского величества. 25 марта 1828 г. // ПСЗРИ-2. Т. 2. № 1897.

Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая» (ст. 37-38). В Основных законах 1857 г. был закреплен сокращенный титул, необходимость в котором возникла в связи с введением изображения

~ 15

средней государственной печати, которую он описывал .

С переизданием Основных законов издания в 1892 г. ст. 37 была изменена. Коррективы в титул императора были внесены на основании утвержденного Александром III доклада министра юстиции «О полном титула императорского величества») от 3 ноября 1882 г.16 К началу XX в. сложилось, а затем было закреплено в Основных государственных законах 1906 г. использование трех видов титулов - полного, сокращенного и краткого, отличающихся полнотой изложения (ст. 59, 60).

Государственный герб был непосредственно связан с титулом главы государства. В российском государствоведении сложилось общее понятие о данном символе. «Герб есть внешний символ государства, выражающий религиозную или политическую идею и изображаемый на государственной печати, монетах, правительственных установлениях, государственном знамени и проч.», - отмечал В.В. Ивановский17.

Государственный герб уходит своими истоками к великокняжеским печатям, которыми удостоверялись правовые акты, и главным образом к государственной печати Ивана III (1497 г.). К времени издания Основных государственных законов 1832 г. его изображение определялось рядом правовых актов. Изменения в нем отражали политические особенности развития государственности, некоторые личные пристрастия царствующей особы и, преимущественно, изменения пространства власти Российского государства. В основе положений Основных законов о гербе лежал указ царя Алексея Михайловича «О титуле царском и о государственной печати» 1667 г.18 - он содержал описание государственной печати. Позднее описание герба дополнили указы Павла I 1799 г., а коррективы внесли узаконения Александра I и Николая I19.

15 См.: Эйхельман О.О. Очерки из лекций по русскому государственному праву. Киев, 1893. С. 126.

16 ПСЗРИ-3. Т. 2. № 1159.

17 Ивановский В.В. Указ. соч. С. 98.

18 ПСЗРИ-1. Т. 1. № 421.

19 См.: Именной указ, объявленный Сенату генерал-прокурором, «О новом Российском гербе». 10 августа 1799 г. // ПСЗРИ-1. Т. 25. № 19074; Именной указ, объявленный Сенату генерал-прокурором, «О изображении утвержден-

Согласно ст. 39 Основных законов «Российский государственный герб есть: в золотом поле черный, двуглавый, коронованный тремя коронами орел, держащий в правой ноге золотой скипетр, а в левой таковую же державу; на груди орла изображен в красном поле Московский герб: Святой Великомученик и Победоносец Георгий, сидящий на белом коне и поражающий копьем змея; на правом крыле орла три щита с гербами Новгородским, Киевским и Астраханским, на левом также три щита с гербами Владимирским, Казанским и Сибирским; вокруг же щита на груди орла обвешена цепь ордена Св. Андрея Первозванного». Таким же образом должна была выглядеть и большая государственная печать, в которой «сверх того вокруг щита гербы всех прочих губерний и областей». При переиздании Основных законов в 1842 г. это описание герба не изменилось.

Существенные коррективы в изображение государственного герба были внесены в середине 1850-х гг. в ходе геральдической реформы. Александр II после вступления на престол обратил внимание на то, что в первое описание государственного герба (1667 г.) были внесены изменения, которые «не были в новейших о том постановлениях указаны с надлежащею точностью и... не постановлено доселе твердых положительных правил о употреблении государственной печати». Для подготовки изменений был создан Особый комитет, который рассмотрел предложенные варианты герба (проект барона Б. Кене в исполнении А. Фадеева). 11 апреля

1857 г. император утвердил «Подробные описания государственного 20

го герба и печати» .

В Основных государственных законах 1857 г. ст. 39 содержала описание государственного герба и печатей - большой, средней и малой21. В 1882 г. изменения были внесены в цветовые решения герба. 24 июля 1882 г. Александр III «высочайше утвердил рисунок

ного Российского герба на печатях». 19 августа 1799 г. // ПСЗРИ-1. Т. 25. № 19089; Именной указ Сенату «О употреблении государственного герба без креста Иоанна Иерусалимского». 26 апреля 1801 г. // ПСЗРИ-1. Т. 26. № 19850; Сенатский указ по высочайшему повелению «О помещении везде герба Царства Польского, где употребляются гербы царств, в титуле употребляемом». 15 сентября 1832 г. // ПСЗРИ-2. Т. 7. № 5603.

20 См.: Высочайше утвержденные подробные описания государственного герба, государственной печати и гербов членов императорского дома. 11 апреля 1857 г. // ПСЗРИ-2. Т. 32. Отд. 1. № 31720.

21 См.: СЗРИ. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1857. Ст. 39. Приложение I.

государственного герба»22, а затем, 3 ноября 1882 г., доклад министра юстиции «Описание большого государственного герба». При переиздании Основных государственных законов в 1892 г. в ст. 39 были закрепилены эти коррективы, которые были сохранены в Основных государственных законах 1906 г. (ст. 61). Приложение № 1 к ней содержало подробное описание государственного герба и государственной печати.

Государственная печать, воспроизводившая изображение государственного герба, возникла как государственная символика на ранних этапах российской государственности как великокняжеская булла и предназначалась для его воспроизведения в виде оттиска на документах. М. И. Свешников относительно ее назначения отмечал, что «государственная печать прилагается к государственным актам в ознаменование окончательного их верховною импера-

23

торскою властью утверждения» .

В Основных государственных законах 1832 и 1842 гг. (ст. 39) в основе положений о государственной печати лежали рассмотренные выше акты о государственном гербе, и поэтому большая государственная печать должна была графически повторять изображение герба и иметь «сверх того вокруг щита гербы всех прочих губерний и областей». В Основных законах 1857 и 1892 гг., после реформы государственного герба (1857 г.), была введена новая редакция ст. 39. В соответствии с ней трем видам государственного герба корреспондировали три вида государственной печати. На большой печати изображался большой государственный герб и помещался полный императорский титул; на средней печати - изображение среднего герба и текст среднего титула; на малой печати -изображение малого герба и изложение краткого титула. Регламентировалось, что государственная печать прилагалась к государственным актам «в знак утверждения их представителем верховной власти». Большая печать удостоверяла акты наибольшей важности - статуты орденов, манифесты, брачные договоры членов императорской семьи и др. Средняя государственная печать прилагалась к грамотам городам и обществам о подтверждении прав и преимуществ, дипломам на дворянское и баронское достоинства и др. Малой государственной печатью заверялись грамоты на пожалованные земли, на потомственное почетное гражданство, ответные грамоты главам

22 ПСЗРИ-3. Т. 2. №1035.

23 СвешниковМ.И. Указ. соч. С. 14.

иностранных государств и др. Также достаточно детально прописывался порядок изготовления именной печати для вступившего на престол императора, порядок хранения действующей и утратившей силу печатей. Основные государственные законы 1906 г. сохранили эти положения (ст. 61).

Что касается государственных регалий, то прямого закрепления в Основных государственных законах они не получили. В ст. 35 и 36 Основных государственных законов 1832-1892 гг. предусматривалось, что «по вступлении на престол совершается священное коронование и миропомазание по чину православной греко-российской церкви», а время для торжественного этого обряда «назначается по высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие». Одновременно «приобщается сему священнодействию и августейшая его супруга», но если коронование происходило до вступления императора в брак, то «коронование супруги. совершается впоследствии не иначе, как по особенному. соизволению» государя. Уходя своими корнями к «венчанию на царство» Иваном II своего внука Дмитрия в качестве наследника в 1497 г. в московском Успенском соборе, коронация постепенно сложилась как торжественная религиозная церемония, символизирующая принятие монархом власти: «состоит

24

оно из чина венчания, иначе коронации, и чина миропомазания» .

В примечаниях 1-2 к ст. 36 закреплялся порядок коронации и миропомазания. Церемония проводилась «в Московском Успенском соборе, в присутствии высших государственных правительств и сословий, по высочайшему назначению к сему призываемых». Регламент церемонии устанавливал специальный документ Священного синода - «Чин действия священного коронования», в котором предусматривалось принятие власти «по возложении на себя короны и по восприятии скипетра и державы»25. Основные государственные законы 1906 г. сохранили эти положения (ст. 55-58).

24 Соколов Д. Учение о богослужении Православной Церкви. СПб., 1908. С. 37.

25 Чин действия священного коронования // СЗРИ. Т. 1. Ч. 1. Ст. 36. Примечание 2. См. также более подробное описание церковной процедуры коронования, взятой за основу положений Основных государственных законов 1832 г.: Чин действия, каким образом совершилось священнейшее коронование его императорского величества государя императора Николая Павловича, самодержца всероссийского, по церковному чиноположению. М., 1826.

Вместе с тем следует отметить, что Основные государственные законы 1832-1906 гг., закрепляя внешние атрибуты главы Российского государства, не содержали положений о некоторых государственных символах - флаге и гимне, а также о ряде государственных регалий - эти вопросы регулировались на уровне других правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.