ционности пункта 4 статьи 7 Закона Корякского автономного округа «О порядке согласования Думой Корякского автономного округа отдельных должностных лиц Администрации Корякского автономного округа для назначения на должность и принятия решения о недоверии им: Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2003 г. № 250-0 // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 3.
5. По запросу губернатора Нижегородской области о проверке конституционности Законов Нижегородской области «О внесении изменений в статью 28 Устава Нижегородской области» и «О внесении изменений в статью 8 Закона Нижегородской области «О Правительстве Нижегородской области»: Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2004 г. № 386-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 2.
Слученкова Ю. С.
«основные законы российской империи»,
от 23 апреля 1906 года - как этап становления российского конституционализма
Основные государственные законы Российской империи - это свод законоположений об общих началах государственного строя России. Они впервые были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г., а в 1833 г. император Николай I изданием Манифеста (о введении в действие «Свода законов Российской империи») провозгласил их вступление в законную силу. В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 (30) октября 1905 г., созданием Совета министров и Государственной думы, реорганизацией Государственного совета.
Основные законы закрепляли Государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.
В свод основных государственных законов России входит:
Раздел 1 - Глава 1 «О существе Верховной Самодержавной Власти»; Глава 2 «О порядке наследия Престола»; Глава 3 «О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке»; Глава 4«О вступлении на Престол и присяге подданства»; Глава 5«О Священном короновании и миропомазании»; Глава 6«О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе»; Глава 7 «О вере»; Глава 8 «О правах и обязанностях российских подданных»; Глава 9 «О законах»; Глава 10 «О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий»; Глава 11 «О Совете Министров, Министрах и Главноуправляющи-
хотдельными частями».
Раздел 2 «Учреждение о Императорской Фамилии» включает в себя: Глава
1 «О степенях родства в Доме Императорском»; Глава 2 «О рождении и кончине Членов Императорского Дома и о родословной оному книге»; Глава 3 «О титулах, гербах и прочих внешних преимуществах»; Глава 4 «О содержании Членов Императорского Дома»; Глава 5 «О гражданских правах Членов Императорского Дома», 1. О браке, 2. О малолетстве и совершеннолетии, 3.О разных родах имуществ, о приобретении и передаче оных, 4. О наследстве, 5. О судебном ведомстве; Глава 6 «Об обязанностях Членов Императорского Дома к Императору»1.
Законодательный акт подытожил реформу государственного строя России 1905-1906 и стал Конституцией Российской Империи на последнем этапе ее суще-ствования.Акт был издан взамен Основных законов в 1832 году для закрепления результатов преобразований, прежде всего, для исключения попыток Государственной думы разработать новую Конституцию или иным способом расширить свои права. Их проект был составлен в начале 1906 года в государственной канцелярии под руководством государственного секретаря П.А. Харитонова. Проект составлялся с участием профессоров права В.В. Ивановского и Н.Д.Сергеевича на основе западных конституций и проектов российских либералов. Он был одобрен совещанием статс-секретарей Государственного совета под председательством государственного секретаря Ю.А. Икскуля фон Гильденбандта2.
Основные законы Российской Империи 1906 года были единственным правовым документом (не считая Манифеста 17 октября 1905 г.) в начале XX века, претендующим называться Конституцией. Однако существуют и иные точки зрения. Так, например, Б.А. Кистяковский считал, что Конституцию России составляют четыре законодательных акта: Основные государственные законы, Учреждение Государственного Совета, Учреждение Государственной Думы и Положение о выборах3.
Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».
Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался
1 Свод Законов Российской Империи. Том первый. Часть I. Свод Основных Государственных Законов. С.-Петербург. 1906. // Продолжение Свода Законов Российской Империи. С.-Петербург 1912. Часть I.
2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. ХХУ! 1906. Отделение I. СПб., 1909. С. 456-461 // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. М., 1994. С. 44-52 // Свод законов Российской империи. Издание 1906 года. Т. 1. Ч. 1.
3 Кистяковский Б.А. Государственное право (Общее и Русское) // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. СПб., 1999. С. 522-524.
«державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.
В ходе Февральской революции 1917г. была свергнута монархия. Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, который отрекся от престола, предоставив решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию.
Депутатами Государственной Думы было сформировано Временное Правительство, которое 1 сентября 1917г. провозгласило Россию республикой. Временное правительство приняло ряд прогрессивных законов (о печати, о рабочих комитетах и др.), отказалось от применения мер чрезвычайного характера (аресты без суда и др.) При содействии общественности оно готовило конституционную реформу, которую было призвано осуществить Учредительное собрание. Главой государства и правительства должен был стать временный президент, наделенный достаточно широкими полномочиями. От его имени в Учредительное собрание должны были вноситься проекты законов. Учредительное собрание тем самым бы превращалось в законодательный орган. Но этой реформе не суждено было осуществиться.
В Декларации Временного правительства, о его составе и задачах (3 марта 1917 года), указано, что в своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:
1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.
2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек,с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах допускаемых военно-техническими условиями.
3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.
5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.
6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного к тайного голосовании.
7.«Неразоружение» и «невывод» из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.
8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы - устранение для солдат всех ограничении в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам.
Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо
промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий4.
Развитие нового государственного права началось с утверждения Республики Советов. Ленин В.И. объявил, что парламентская республика явилась бы «шагом назад»5.
Через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание, и началось свертывание свободной деятельности местных Советов. А в начале 1918г. уже не осталось никаких надежд на демократическое Государственное устройство. После Октябрьской социалистической революции короткий период Российского республиканизма сменился достаточно длительным периодом большевистского тоталитаризма.
В развитие положений Манифеста 17 октября 1905 г. и п. 36 Основных законов 4 марта 1906 г. Николаем II были утверждены Временные правила об обществах и союзах6.
Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировалось право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» — «в пределах, установленных законом»7.
Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору - обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.
В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).
В общем, основные законы пользовались поддержкой умеренно консервативных и консервативно-либеральных сил (до октябристов включительно). Последовательные сторонники абсолютизма обычно избегали открыто выражать недовольство ими, предпочитая соответственно истолковывать их.
Основные законы вызывали крайнее недовольство левых, в том числе либералов. По заявлению П.Н. Милюкова на III съезде партии народной свободы. Съезд признал издание Основных законов «открытым и резким нарушением прав народа».
4 Вестник Временного правительства от 5 марта 1917 г.
5 Ленин В.И., О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве, Полн. собр. соч., 5изд., т. 20// Протоколы секретного совещания в апреле 1906 г. под председательством бывшего императорапо пересмотру основных законов, «Былое», 1917, №4 (26).
6 Полное собрание законов российской империи. СПб., Собр. III. Т. XXVI. № 274729.
7 Братановский С.Н. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА - М, 2011. 375 с.
литература
1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. // Курс лекций. Новосибирск. 2000.
2. Братановский С.Н. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА- М., 2011. 375 с.
3. Высочайше утверждённые Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 26 (1906). СПб., 1909. № 27805. 456 с.
4. Вестник Временного правительства от 5 (18) марта 1917 г.
5. Владимирова Г.Е. Основные государственные законы Российской Империи 1832-1892 гг. в определении основ государственного строя в России. // Автореферат дис. к.ю.н. Омск, 2010.
6. Кистяковский Б.А. Государственное право (Общее и Русское) // Кистя-ковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. СПб., 1999. С. 522-524.
7.Ленин В.И. О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве. Полн. собр. соч., 5изд., т. 20;// Протоколы секретного совещания в апреле 1906 г. под председательством бывшего императора по пересмотру основных законов, «Былое», 1917, №4 (26).
8. Основные государственные законы. (Сравнительное изложение проекта, внесенного по высочайшему повелению на рассмотрение Совета министров, и проекта, измененного по замечаниям Совета). СПб., 1906.
9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXVI. 1906. Отделение I. СПб., 1909. С. 456-461 // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. М., 1994. С. 44-52 или (с главами Основных законов 1832 г., сохранившими силу) Свод законов Российской империи. Издание 1906 года. Т. 1. Ч. 1.
10. Протоколы секретного совещания в апреле 1906 года под председательством бывшего императора по пересмотру Основных законов // Былое. 1917. № 4. С. 183-245.// Из архива Витте С.Ю. Красный архив. 1925. Т. 4-5 (11-12). С. 107-143.
11. Свод Законов Российской Империи. Том первый. Часть I. Свод Основных Государственных Законов. С.-Петербург. 1906. // Продолжение Свода Законов Российской Империи. С.-Петербург 1912. Часть I.
12.То же [Электронный ресурс].URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ apr1906.htm.
13. Таганцев Н.С. Пережитое. Вып. 1. Пг., 1919. // Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. // Тхоржевский И.И. Последний Петербург. СПб., 1999.
14. Яцкова А.П. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. Первая российская конституция. Автореф. дис. к.ю.н. М., 2001.