7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
8 См.: Луховской Р.Т. Управление образовательными организациями в России: практика и проблемы. Ростов н/Д, 2013. С. 166.
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13, ст. 1475.
10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 49, ст. 6350.
11 См.: Пинский A.A. Новая школа. Основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управления школой и содержания общего образования. М., 2002. С. 81.
Л.А. Тимофеев, Ю.В. Сорокина
ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРИОРИТЕТОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ АКВАКУЛЬТУРЫ (РЫБОВОДСТВА)
В статье рассматривается совокупность правовых мер, обеспечивающих реализацию первоочередных (инновационных) направлений развития современной отечественной аквакультуры
Ключевые слова: продовольственная безопасность, рыбохозяйственный комплекс, аквакультура.
L.A. Timofeev, Yu.V. Sorokina
LEGAL FOUNDATION OF THE SYSTEM OF PRIORITIES FOR CARRING OUT THE ACTIVITIES IN THE SPHERE OF AGUVA-CULTURE (FISH-FARMING)
The article deals with legal measures securing the realization of more impotant (innovation) directions of modern national agua-culture development.
Keywords: product security fish-farming complex agua-culture.
Рыбохозяйственная отрасль в современной России является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности, в числе которых особое внимание специалистов привлекают вопросы осуществления аквакультуры (рыбоводства). Дело в том, что выполнение планетарных задач продовольственной безопасности в немалой степени связано с потреблением рыбной продукции, добыча которой в условиях современного рыболовного промысла уже достигла предела устойчивого развития и существенно увеличиваться не будет. Наряду с этим производство рыбопродуктов в сегменте аквакультуры к 2030 г. предположительно увеличится на 62%. Указанная тенденция осуществления рыбохозяйственной деятельности длительное время не находила в нашей стране должного проявления. Россия, располагая достаточными природными ресурсами, к сожалению, производит только 3,5% продукции аквакультуры от общего суммарного объема добычи водных биологических ресурсов. В связи с этим
© Тимофеев Лев Александрович, 2016
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия)
© Сорокина Юлия Викторовна, 2016
Кандидат юридически наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия) 237
очевидна необходимость разработки комплекса мероприятий по ее дальнейшему развитию. Проблемы правового обеспечения продовольственной безопасности неоднократно рассматривались законодателем1, а также обсуждались в научной литературе2. Следует отметить, что основное внимание специалисты уделяли анализу содержания Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина)3.
В последующий период ситуация в сфере обеспечения продовольственной безопасности изменилась в связи со вступлением России в ВТО, принятием экономических санкций в отношении нашей страны государствами Запада и т.п. Указанные события во многом предопределили подготовку новой редакции Доктрины структурами Минсельхоза России, в основу которой, по мнению ее разработчиков, заложены следующие важные показатели: а) простота расчета; б) очевидность параметров продовольственной безопасности регионов; в) использование международной практики; г) экспортноориентированная направленность в ближайшей перспективе4. В проекте документа для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве основных критериев используется достижение пороговых значений показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности продовольствия.
В содержании новой редакции Доктрины предусмотрено, что для оценки продовольственной независимости на основе балансов продовольственных ресурсов и балансов природных ресурсов по Российской Федерации и субъектам РФ определяется уровень самообеспечения, имеющий пороговые значения в отношении рыбы и рыбопродуктов (в живом весе — весе сырца) — не менее 85% (ранее — й 80%). Повышение таких значений представитель Минсельхоза объясняет тем, д что отечественная доля этих продуктов приблизилась к уровням, заложенным * в действующей стратегии. В частности, на отечественную рыбу в 2014 г., по | данным Росрыболовства, пришлось 79,4% потребления. Пороговая цифра в | 85% не выглядит неправдоподобной. Для повышения показателя необходима | оптимизация логистической и инфраструктурной составляющих, чтобы создать ° для рыбаков условия для выгрузки больших объемов на российских берегах,
0
| а также развитие рыбопереработки5. К сожалению, в современных условиях | не просматриваются реальные возможности увеличения производства рыбной >§ продукции в стране за счет развития аквакультуры.
| Основные приоритеты и цели государственной политики в рыбохозяйствен-
| ном комплексе на федеральном уровне сформулированы в документах страте-& гического планирования6, согласно которым приоритетными направлениями '§ государственной политики в сфере развития рыбохозяйственного комплекса, § применительно к обсуждаемым проблемам, определяются как: § формирование и реализация механизма долгосрочного и эффективного
1 управления водными биологическими ресурсами, развитие искусственного вос-| производства водных биологических ресурсов, аква- и марикультуры;
обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства;
наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью; 238 развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства.
Примечательно, что перечень вышеизложенных приоритетов законодатель первоначально размещают в подпрограмме «Развитие аквакультуры», являющейся структурным звеном Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»7, тем самым, как бы подчеркивая монолитность понимания рыбной отрасли как самостоятельного объекта управления во главе с Росрыболовством. В настоящее время руководство отраслью осуществляется Минсельхозом России и специалисты АПК вновь вернулись к точке зрения, согласно которой товарная аквакультура (товарное рыбоводство) по принципам организации и средствам производства признается частью сельскохозяйственного сектора экономики8, в результате чего принимается отраслевая программа «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы»9 (далее — Программа), где также обозначается ее стратегическое значение в развитии рыбохозяйственного комплекса. По мнению авторов, в указанный документ необходимо внести изменения в соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства РФ10, а также учитывать суть решений, принятых на заседании Президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса11.
Очевидно, что обеспечительные меры по реализации вышеперечисленных приоритетов должны формироваться как комплекс различных направлений государственной поддержки деятельности в сфере аквакультуры (поручения Председателя Правительства РФ от 23 апреля 2014 г.), который получает легальное закрепление в содержании нормативных правовых актов12, но в реали- i ях современного законотворчества указанная идея прослеживается далеко не и всегда. В частности, нормы, предусматривающие установление приоритетов при 1 регулировании отношений для осуществления рыболовства в целях аквакуль- о туры (рыбоводства), отсутствуют в Федеральном законе от 20 декабря 2004 г. к № 166- ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» о (ст. 23)13. Думается, что было бы вполне уместным внесение необходимых кор- 1 ректировок в гл. 2. Лесного кодекса РФ, где предусматривалась бы возможность е использования лесов для целей рыболовства и аквакультуры. о
Положительных оценок заслуживает реализация принципов правового регу- р лирования отношений в области аквакультуры, провозглашенных в Федераль- | ном законе «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные к законодательные акты Российской Федерации». Думается, что утверждение а Особенностей водопользования для целей аквакультуры (рыбоводства), порядка | определения Особенностей создания и эксплуатации зданий, строений, сооруже- ии ний для целей аквакультуры (рыбоводства)14, а также Особенностей использова- № ния земель для целей аквакультуры (рыбоводства) окажет мощное воздействие 11 на повсеместную активизацию рассматриваемой деятельности. Аналогичные ) цели заложены в Правилах определения границ водных объектов и (или) их б частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками15, которые предоставляются в пользование по результатам торгов (конкурсов, аукционов)16. Результатом такого законотворчества стало формирование в стране около 600 новых рыбоводных участков с последующим проведением аукционов. По их результатам данные участки будут закреплены 239
на долгосрочный период — до 25 лет, что позволит рассматривать аквакультуру как долгосрочное вложение финансовых средств в бизнес. В связи с этим целесообразно внести изменения в существенное условие договора, когда рыбовод, используя научные рекомендации17, вправе корректировать установленный перечень объектов аквакультуры, выращиваемых на участке.
Важным элементом осуществления приоритетности деятельности в сфере аквакультуры может служить гарантированное государством перезаключение договоров пользования рыбопромысловыми участками для осуществления товарного рыбоводства на договора пользования рыбоводными участками до 31 декабря 2015 г. К настоящему времени в субъектах РФ сформировано и предоставлено рыбоводным хозяйствам в пользование 2042 рыбопромысловых участка. В территориальные управления Росрыболовства поступила 1191 заявка от рыбоводных хозяйств на переоформление договоров о предоставлении рыбопромыслового участка, что свидетельствует о заинтересованности хозяйствующих субъектов в развитии аквакультуры на местах18.
Независимо от содержания отраслевой Программы Минсельхоз России счел необходимым специально указать на приоритетные направления развития агропромышленного комплекса, к которым отнесены следующие инновационные проекты:
в области животноводства, птицеводства и аквакультуры, в т.ч. направленные на профилактику и предотвращение чрезвычайных ситуаций и контроля качества животноводческой продукции;
по воспроизводству сельскохозяйственных растений, животных, птицы и з объектов аквакультуры;
? по развитию технологий кормопроизводства в области животноводства, пти-
3 цеводства, аквакультуры19.
| Успешная реализация вышеперечисленных мероприятий во многом зависит
I от налаженного финансирования, которое ранее упоминалось как одно из «узких | мест» в обеспечении деятельности отрасли. Применительно к рассматриваемой ! теме, Планом мероприятий («дорожной картой») по содействию импортозамеще-§ нию в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы20 законодателем устанавливается | система приоритетов для финансирования отдельных секторов экономики21, что | позволяет привлечь на указанные цели в сфере рыбохозяйственного комплекса
инвестпроекты объемом до 200 млрд руб. в течение ближайших 5-7 лет22. | Указанные способы финансового маневрирования позволяют реализовывать
| внутриотраслевые приоритеты, когда на товарное рыбоводство (аквакультуру) в 2015 г. субсидирование в виде кредитной ставки увеличено на 400 млн руб., по сравнению с предыдущим годом. Как известно, рыбоводство отнесено к сельско-ё хозяйственному производству, а за рыборазводными предприятиями закреплен § статус сельхозтоваропро-изводителей. Это позволяет им перейти на единый сель-| скохозяйственный налог и практически в 2 раза уменьшает налоговую нагрузку23 | (подлежит применению только для субъектов малого предпринимательства, градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, рыбоводных хозяйств)24 . Дополнительные средства в объеме 250 млн руб. на развитие аквакультуры и осетрового хозяйства в 2015 г. распределены между бюджетами 9 субъектов Федерации в рамках госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса»25. По мнению авторов, количество заинтересованных 240 субъектов в ближайшей перспективе должно быть увеличено. В частности, для
Саратовской области указанные субсидии не предусмотрены, но на ее территории реализуются несколько инвестиционных проектов товарного рыбоводства, в т.ч. комплекс по производству живой рыбы в установках замкнутого водоснабжения стоимостью более 70 млн руб. В связи с этим Росрыболовство и Минсельхоз области заключили Соглашение, в котором содержится пакет взаимосогласованных действий в области разработки проектов отраслевых нормативных правовых актов, а также мер, направленных на обеспечение населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биоресурсов26.
Известно, что в связи с обрушением цен на нефть, падением курса рубля и санкционным давлением бюджетный процесс в 2015 г. изменен: вместо трехлетнего бюджета в Госдуму внесен бюджет только на 2016 г. К сожалению, в рамках Госпрограммы предусматривается сокращение финансирования более чем на 10%, в т.ч. на цели восполнения водных биоресурсов27. Обоснованность намечаемого сокращения, на наш взгляд, вызывает определенные сомнения, связанные со следующими обстоятельствами:
а) в проекте бюджета заложено намерение Правительства РФ о снижении зависимости экономики страны от нефтяных доходов28. В то же время основные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации акцентируют внимание на объемах добычи, экспорте, импорте и ценах на нефтепродукты и природный газ29;
б) по выводам Росстата, оборот российских организаций Росрыболовства вырос в текущем году на 64,2%, а в сфере сельского хозяйства на 24,3%30, т.е. указанные позиции являются абсолютными лидерами развития среди иных отраслей экономики страны.
в) позицией Правительства РФ о недопустимости сокращения финансового Т обеспечения исследовательской работы в отрасли31. Применительно к рассматри- к ваемой теме предусмотрено выделение дополнительных бюджетных средств на а развитие аквакультуры в целях научного и консультационного сопровождения С инвестиционных бизнес-проектов32; й
г) постановлением Правительства от 18 декабря 2014 г. № 1416 Госпрограмма у дополнена подпрограммой «Развитие осетрового хозяйства», в целях реализа- с ции которой на 2016 г. запланировано на господдержку товарной аквакультуры H более 600 млн руб., в т.ч. на товарное осетроводство для проведения следующих й мероприятий: I
разработки технологической схемы товарного выращивания осетровых видов Ч рыб в термальной воде; s
выпуска осетровых в водные объекты рыбохозяйственного значения; К
рыбохозяйственной мелиорации водных объектов рыбохозяйственного зна- M чения; и
введения в эксплуатацию научно-исследовательских судов и рыбоводных № заводов33; i
аналитического сопоставления национальных отраслевых программ с до- ~ кументами общей политики стран ЕС в области рыбного хозяйства. По данным 6 Еврокомиссии, для поддержки устойчивых и конкурентоспособных предприятий реализация намеченных мер сохранит 85 тыс. рабочих мест и создаст 10,2 тыс. новых, а энергоэффективность рыболовства и аквакультуры повысится на 40%34.
Современные проблемы правового сопровождения приоритетного развития отечественной аквакультуры неразрывно связаны с вопросами совершенствования управленческих структур рыбохозяйственного комплекса. 241
С учетом консолидированного мнения рыбацкого сообщества в Правительство РФ внесены следующие предложения:
а) разработать и утвердить Концепцию развития рыбного хозяйства России, определяющую приоритетные направления развития отрасли и принятия на ее основе управленческих решений. Целесообразность указанной инициативы вызывает у автора определенные сомнения, поскольку в Концепции традиционно сохраняется взгляд на аквакультуру как некую падчерицу рыболовства и, следовательно, не подлежит рассмотрению в рамках обсуждаемой проблемы;
б) восстановить Правительственную комиссию по вопросам развития рыбохо-зяйственного комплекса, в состав которой должны быть включены представители рыбохозяйственных объединений, что позволит своевременно устранять негативные экономические последствия в результате конкуренции регуляторов рыбной отрасли35.
Восстановление такой комиссии36, по мнению автора, не содержит рациональных подходов для ликвидации деятельности ныне существующей Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса37, которая регулярно обсуждала перечень отраслевых вопросов, подлежащих правовому закреплению в ближайшей перспективе.
Указанные изменения могут негативно повлиять на смысловое содержание идеи о тесной связи осуществления аквакультуры с ведением сельскохозяйственного производства, которая была заложена в Доктрине продовольственной безопасности РФ и Программе Минсельхоза «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства» в Российской Федерации на 2015-2020 годы». з Что касается совершенствования управленческой деятельности применитель-
0 „
? но к рассматриваемой теме, то авторы имеют в виду оптимизацию деятельности 3 40 федеральных государственных бюджетных учреждений, выполняющих рабо-| ты по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, в ведении которых
1 находится 103 рыборазводных завода. Специалисты Росрыболовства указывают | на следующие элементы системного характера, которые нуждаются в правовом ! оформлении:
§ укрупнение учреждений, позволяющее сократить издержки и повысить эф-
| фективность управленческой деятельности, что приведет в итоге к увеличению | объемов продукции аквакультуры;
формирование на основе ФГБУ центров по реализации посадочного материала | товарным фермам и оказанию консультационных услуг частным рыбоводным | предприятиям.
Укрупнение учреждений намечено осуществлять по кластерному принципу38 | на основе следующих критериев: географическое расположение и бассейновый § принцип; виды водных биоресурсов и мощности ФГБУ; объем финансирования § госзадания; объем инвестиций в рамках государственных и федеральных целе-| вых программ, а также эффективность финансово-хозяйственной деятельности | учреждений. Кроме того, в целях повышения эффективности работы ФГБУ будут исключены непрофильные виды деятельности39. Специалистами Росрыболовства доработан проект концепции по созданию Дальневосточного рыбного кластера. Предлагается выстроить систему кластерных дивизионов (Приморского, Сахалинского, Курильского и Камчатского40) с учетом сильных сторон каждого региона и экономической целесообразности проектов. В число приоритетных 242 направлений будет входить организация производства инновационной про-
дукции из водных биоресурсов для использования в фармацевтике, пищевом производстве, сельском хозяйстве. Намечено создание центра по развитию марикультуры41, а также формирование научно-исследовательских кластеров на базе НИИ и вузов. В то же время руководители рыбохозяйственных НИИ обсудили вопросы распределения финансирования и определили приоритетные направления работы. В 2016 г. наука сосредоточится на ресурсных исследованиях и развитии аквакультуры42.
Анализируя деятельность современного рыбохозяйственного комплекса, некоторые авторы высказывают твердую убежденность в том, что сегодня полностью сформирована нормативная правовая база, регламентирующая деятельность аквакультуры. Так, Правительством РФ принято 6 постановлений и 4 распоряжения, Минсельхозом России утверждено 23 приказа, 2 приказа — Росрыболовством. Также издан один приказ Росстата, в реализацию которого осуществляется формирование официальных статистических данных в области товарного рыбоводства. С января 2015 г. действует принципиально новый подход к предоставлению хозяйствами ежеквартальной отчетности. Теперь данные в обязательном порядке предоставляются в территориальные управления Росрыболовства по формам в рамках статистической отчетности 1-П (рыба) с подробной информацией о видах и объемах выпущенной продукции товарного рыбоводства43. Представляется более целесообразной необходимость принятия перечня нормативных правовых актов, направленных на последовательную реализацию содержания Федерального закона «Об аквакультуре (рыболовстве)».
Авторы данной статьи полагают, что проблемы правового обеспечения развития аквакультуры в стране подлежат дальнейшей научной проработке в ближайшие годы.
1 См.: например: Продовольственная программа СССР до 1990 года (одобрена Пленумом ЦК КПСС в мае 1982 г.) // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1983. Т. 14. С. 399-439; Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 октября 2008 г. № 358-СФ «О состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации и о мерах по ее обеспечению» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 44, ст. 5007 и т.д.
2 См.: Валетова Ю.А. Международно-правовое обеспечение продовольственной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 45; Ведышева Н.О. Правовые проблемы обеспечения продовольственной безопасности РФ // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 174-175; Елисеев В.С. О проблемах правового обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2015. № 3. С. 26-31 и т.д.
3 Утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 года № 120. См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 5, ст. 502.
4 См.: Узбекова А. Есть свое. Минсельхоз рассчитал новые параметры доктрины продбезопасности // Российская газета. 2015. 21 сент.
5 См.: Кунле М, Гриценко П. Продовольственный суверенитет России: нужно больше своего сахара, растительного масла и рыбы. Подготовлена новая доктрина продовольственной безопасности страны // Ведомости. 2015. 18 сент.
6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Президентом РФ 27 июля 2001 г.; Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2003 г. № 1265-р; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р и т.д.
7 См.: Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»: утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18, ч. 1, ст. 2160; 2015. № 1, ч. II, ст. 216; № 15, ст. 2280.
8 См.: Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденнаяПостановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 № 717 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 32, ст. 4549; 2013. № 30, ч. II, ст. 4110; 2014. № 18, ч. II, ст. 2161; 2015. № 1, ч. 1, ст. 221.
9 Утверждена приказом Минсельхоза России от 16 января 2015 г. № 10. URL: mcx.consultant.ru>page. aspx?433525 (дата обращения: 10.09. 2015).
10 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2015 № 1162 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 45, ст. 6253.
11 См.: Латухина К. Рыбный день. Путин потребовал убрать рантье из рыбной отрасли // Российская газета. 2015. 19 окт.
12 См.: Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 27, ст. 3440; 2015. № 29, ч. 1, ст. 4370.
13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 52, ст. 5270; 2015. № 1, ч. 1, ст. 72; № 18, ст. 2623.
14 Утверждены Приказом Минсельхоза России от 6 апреля 2015 № 129 // Бюллетень федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 43.
15 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. № 1183 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 46, ст. 6377.
16 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2014 г. № 450 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 21, ст. 2703.
17 См.: Приказ Минсельхоза России от 18 ноября 2014 г. № 452 «Об утверждении Классификатора в области аквакультуры (рыбоводства» // Российская газета (специальный выпуск). 2015. 23 янв.; Приказ Минсельхоза России от 15 июня 2015 г. № 247 «Об утверждении справочника в области аквакультуры (рыбоводства)». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18 См.: Трошина Е. Выступление на заседании Общественного совета Росрыболовства с докладом о реализации закона об аквакультуре. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19 См.: Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21 сентября 2015 г. № 430 «Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления грантов в форме субсидий и Федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы „Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" „Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"». URL. hhtp://www/pravo.gov.ru (дата обращения: 12.11.2015).
20 Утвержден распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1948-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 41, ст. 5566.
21 См.: Поручение Президента РФ (Пр-117, п. 2б2) от 25 января 2015 г. URL: kremlin.ru/d/47523 (дата обращения: 12.05.2015).
22 См.: Зверев Г. Инвестиции в рыбную отрасль России могут составить до 200 миллиардов рублей. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
23 См.: Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъ-S ектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ° в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1460
]н // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 1, ст. 56; 2015. № 32, ст. 4760.
4 24 Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Президиума Госсовета // Офи-
^ циальный сайт Президента России. 2015. 11 нояб.
I 25 См.: Распоряжение Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1962-р «О распределении субсидий,
1 предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на J софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением S части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату процентов по кредитам, полученным !| в российских кредитных организациях, на развитие аквакультуры (рыбоводства) в рамках подпрограммы ш „Развитие аквакультуры" Государственной программы Российской Федерации „Развитие рыбохозяйствен-s ного комплекса"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 41, ч. III, ст. 5700.
§_ 26 См. : Росрыболовство и Минсельхоз Саратовской области заключили соглашение о развитии рыбохо-
2 зяйственного комплекса // Пресс-служба Росрыболовства. 2015. 8 окт.
'о 27 См.: Миронов В. Рыба! Россия намерена сократить импорт рыбной продукции // Российская газета.
1 2015. 11 нояб.
Ï 28 См.: Замахина Т. Рубль в первом чтении // Российская газета. 2015. 16 нояб.
g- 29 См.: Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1218 «О порядке разработки, коррек-
S тировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического раз-
2 вития Российской Федерации на долгосрочный период». URL: http://www.pravo.gov.ru, 13.11.2015 (дата 'I обращения: 22.11.2015).
ä 30 См.: Воздвиженская А., Домчева Е, Зыкова Т. В полусотне от первого // Российская газета. 2015. 29 окт.
S 31 См.: Крючкова М, Середа А. Дмитрий Медведев поручил тщательно проработать проблемы рыбной
g- отрасли // Газета «Fishnews - Дайджест». 2014, 25 апр.
" 32 См. : Крючкова М., Лим А. Интервью заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова
1 журналу «Fishnews» //Fishnews. 2015. 8 сент.; Совет директоров рыбохозяйственных НИИ определил
и приоритетные направления исследований в 2016 г. Марикультуру Приморья будут субсидировать по новой
схеме. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
33 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1, ч. II, ст. 216.
34 См.: ЕС вложит почти 6 млрд евро в рыбное хозяйство. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
35 См.: Международный конгресс рыбаков (г. Владивосток, 27-28 августа 2015 г.). URL: fish-forum.ru (дата обращения 15.06.2016).
36 См.: Положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса: утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. № 1431 //
244 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, ч. 11, ст. 241.
Е.М. Мамочкина • Конституционно-правовые основы формирования и функционирования
37 См.: Положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса: утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2012 г. № 755 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 31, ст. 4380; 2016. № 1, ч. 11, ст. 241.
38 См.: Александрова Л.А Кластеризация в экономике: предпосылки, закономерности, механизмы. Саратов, 2005.
39 См.: Росрыболовство проведет укрупнение рыбзаводов и избавит их от непрофильных функций. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
40 См.: Крючкова М. Интервью руководителя Росрыболовства И. Шестакова журналу «Fishnews - Новости рыболовства» // «Fishnews - Новости рыболовства». 2015. 4 дек.
41 Кластеры могут появиться, например, на базе Калининградского государственного технического университета и АтлантНИРО, Мурманского государственного технического университета и ПИНРО, Дмитровского филиала АГТУ и ВНИИПРХа, Дальрыбвтуза и ТИНРО-Центра // Росрыболовство намерено создать сеть научно-образовательных кластеров на базе НИИ и вузов. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».
42 См.: Рыбохозяйственная наука составила план исследований на 2016 г. // Fishnews. 2015. 26 нояб.
43 См.: Трошина Е. Выступление на заседании Общественного совета Росрыболовства с докладом о реализации закона об аквакультуре // Пресс-служба Росрыболовства. 2015. 3 нояб.
Е.М. Мамочкина
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается вопрос формирования и функционирования государственной власти субъекта РФ. Дается определение принципам организации власти. Предлагается новая редакция ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ.
Ключевые слова: принципы организации власти, органы государственной власти, субъект Российской Федерации, федерализм.
E.M. Mamochkina
THE CONSTITUTIONALLY — LEGAL BASES OF THE FORMATION AND FUNCTIONING OF THE GOVERNMENT OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION
This article is devoted to research of a question of the formation and functioning of the government of the subject of the Russian Federation. The definition is given to the principles of the organization of the power. New edition of article 1 of the Federal law No. 184-FZ is offered.
Keywords: principles of the organization of the power, public authorities, subject of the Russian Federation, federalism.
В настоящее время Россия переживает период радикальных реформ. Федеративная форма государственного устройства, закрепленная действующей Конституцией России (ст. 1), оказывает большое влияние на конституционный механизм государственной власти Российской Федерации, характер и принципы взаимоотношений Федерации и ее составных частей — субъектов России. Как отмечает Т.В. Заметина, федерализм — это не только форма государственного устройства, но и определенное качественное состояние общественных отношений, правовой режим, при котором обеспечиваются компромисс интересов,
© Мамочкина Елена Михайловна, 2016
Преподаватель кафедры конституционного и муниципального права (Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации); е-1гшП: [email protected]