khovaniem grazhdanskoj otvetstvennosti notariusov, palaty' Chuvashskoj Respubliki ot 22.02.2017 g. // zanimayushchikhsya chastnoj praktikoj v Chuvashskoj Ofitsial'ny'j sajt Notarial'noj palaty' Chuvashskoj Re-Respublike: utv. resheniem Pravleniya Notarial'noj spubliki. URL: http://www. [email protected].
СОКОЛОВА Елизавета Ильинична - президент Нотариальной палаты Чувашской Республики. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
SOKOLOVA, Elizaveta Ilyinichna - President of the notary chamber of the Chuvash Republic. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 346.7
ОБ ОЦЕНКЕ ВЫСТАВЛЯЕМОГО НА АУКЦИОН ПРАВА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА ПОЛЬЗОВАНИЯ РЫБОВОДНЫМ УЧАСТКОМ
Г.П. Шаляпин
В статье рассматриваются изменения, внесенные в порядок расчета и взимания платы за пользование рыбоводными участками, договор пользования которыми заключается по результатам аукциона. Анализируется повышение начальной цены предмета аукциона как юридического инструментария с позиции возникновения необоснованных расходов предпринимателей, занимающихся товарным рыбоводством. Подвергается критике применяемая правотворческими органами аналогия в подходах к договорам, дающим право осуществлять рыболовство и развивать аквакультуру. Выясняется, что ведомственный акт, устанавливающий формулу расчета платы за пользование рыбоводным участком, при необоснованном изменении может нивелировать действие правовых актов более высокой юридической силы, направленных на развитие товарного рыбоводства. По итогам исследования дается оценка последствий от принятого решения уполномоченного органа о «совершенствовании правовых актов в области аквакультуры» в части корректировки приказа о стоимости аукционных лотов. Автором предлагаются соответствующие рекомендации, минимизирующие риски для бизнеса, исходя из принципов, позволяющих избежать ухудшения его экономического положения.
Ключевые слова: товарное рыбоводство; аквакультура; водный объект; аукцион; лот; стоимость; цена; договор пользования рыбоводным участком.
G.P. Shalyapin. ON THE EVALUATION OF THE RIGHT TO AUCTION FOR THE CONCLUSION OF THE FISH-FARMING USE CONTRACT
The article deals with changes in the procedure of calculation and collection of fees for the use of fish-breeding plots, the contract of use is based on the results of the auction. The increase of the initial price of the auction item as a legal tool is analyzed from the point of occurrence of unreasonable expenses of entrepreneurs engaged in commercial fish farming. The author criticizes the analogy used by law-making bodies in the approaches to treaties that give the right to fish and aquaculture. It turns out that the departmental act establishing the formula for calculating the fee for the use of a fish-breeding site, with an unjustified change, can neutralize the effect of legal acts of higher legal force aimed at the development of commercial fish farming. The study assesses the consequences of the decision of the authorized body on the «improvement of legal acts in the field of aquaculture» in terms of adjusting the order on the cost of auction lots. The author offers appropriate recommendations that minimize the risks for business, based on the principles to avoid deterioration of its economic situation.
Keywords: commercial fish-farming; aquaculture; water object; auction; lot; price; fish-farming use contract.
За последние годы Правительство Российской Федерации выполнило большой объем работы, направленной на развитие товарной аквакультуры, включая совершенствование правовых актов в этой сфере, по результатам которой
можно видеть рост производства рыбоводной продукции [10]. Обеспечить такой рост на перспективу способно пастбищное рыбоводство, которое в силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] (далее - Закон об аквакультуре) осуществляется на рыбоводных участках. В соответствии с п. 5 ст. 2 указанного закона рыбоводным участком признается водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакуль-туры (рыбоводства). Такое определение дает основание утверждать, что пастбищное рыбоводство является основным направлением товарной аквакультуры (из трех ее видов), которое и в последующие годы способно демонстрировать динамичное увеличение производства рыбопродукции. В отличие от него прудовое и отчасти индустриальное рыбоводство (за исключением расположенных на рыбоводных участках) ограничены земельными ресурсами, а также необходимостью строительства дорогостоящих гидротехнических сооружений и прочей производственной инфраструктуры. Помимо этого, они обременены проблемами ветеринарного и комбикормового обеспечения, что делает дороже товарную продукцию.
Перспективы пастбищной аквакультуры подтверждаются увеличением спроса со стороны хозяйствующих субъектов на рыбоводные участки (далее - РВУ). На международной конференции по аквакультуре, прошедшей в Москве 11 сентября 2017 г. в рамках выставки «Fishtech-2017», Росрыболовством презентован доклад «Формирование и распределение рыбоводных участков на территории Российской Федерации. Особенности правового регулирования» [15], подтверждающий наши выводы. В частности, из него следует, что за период 2015-2017 гг. в России созданы РВУ на акватории 530 тыс. га, из них почти 80 % акваторий предоставлено в пользование рыбоводным хозяйствам, рост численности которых пропорционален увеличению количества РВУ. Значит, упрощенные и не слишком обременительные процедуры и условия предоставления заинтересованным предпринимателям РВУ, предусмотренные в Законе об аквакультуре и подзаконных правовых актах, стал одним из эффективных методов стимулирования товарного рыбоводства.
В соответствии со ст. 10 Закона об аква-культуре и Правилами организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 г. № 450 [4] (далее - Постановление № 450), новые РВУ предоставляются в поль-
зование только по итогам аукционов. Таким способом дополнительно реализуется задача пополнения соответствующих бюджетов финансовыми средствами.
Вместе с тем в первом полугодии текущего года общероссийская отраслевая рыбоводная ассоциация «ГКО Росрыбхоз» отметила падение активности заинтересованных лиц в получении РВУ. Особенно это касается участков, созданных на пресноводных водоемах. С чем же это связано? Мы поставили задачу найти причину на основании анализа правовых актов и правоприменительной практики. По результатам выполненной исследовательской работы удалось прийти к следующим выводам.
На основании п. 83 указанных Правил Мин-сельхоз России приказом от 02.02.2015 г. № 30 [9] (далее - Приказ № 30) установил Правила расчета и взимания платы за пользование рыбоводными участками. Последние содержат показатели по определению начальной цены выставляемого права на заключение договора пользования РВУ, в том числе коэффициенты платы за пользование рыбоводными участками (в тыс. руб. за 100 га используемой акватории) для разных водных объектов. Расчет начальной цены предмета аукциона согласно первой редакции Приказа № 30 производился организатором аукциона как произведение площади РВУ на соответствующий коэффициент, установленный для конкретного водного объекта. Однако приказом упомянутого министерства от 19.03.2018 г. № 114 [6] (далее - Приказ № 114) формула расчета была существенно изменена, и к перечисленным множителям добавлено количество лет, на которое заключается договор пользования РВУ Это привело к многократному увеличению начальной стоимости предмета аукциона, а если сказать точнее - к 25-кратному!
Ранее проект указанного приказа получил положительное заключение об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России от 07.03.2018 г. № 5941-СШ/Д26и, а сам Приказ № 114 был успешно зарегистрирован Минюстом России от 07.05.2018 г. № МЮ-50999, несмотря на существенные замечания, представленные в период прохождения проекта приказа общественной экспертизы [12].
Как сказано в упомянутом заключении, федеральное экономическое ведомство сделало вывод «об отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов
указанных лиц...», т.е. увеличение начальной стоимости лота аукциона на право пользования РВУ в 25 раз Минэкономразвития России не считает «возникновением необоснованных расходов». В качестве примера можно показать, что 100-гектарный участок в акватории Черного моря до вступления в силу Приказа № 114 выставлялся на торги за 49,8 тыс. руб., а после вступления его в силу - за 1245 тыс. руб. Учитывая, что отечественные рыбхозы на 99,8 % относятся к категории малого и среднего бизнеса, мало кто из них в состоянии отдать большие средства за «пустую» акваторию, на которой в течение нескольких лет еще нужно выращивать конечную продукцию. По этой причине изначально аукционы часто проходили лишь с одним участником, что можно видеть в протоколах торгов РВУ территориальных управлений Росрыболовства. Для решения такой проблемы в Постановление № 450 был добавлен п. 125 (постановлением Правительства РФ от 23.11.2017 г. № 1419 [3]), который определил, что, в случае признания аукциона несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, единственный из них обязан заключить договор на пользование РВУ, а организатор аукциона обязан заключить этот договор с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона.
В нарушение логики указанного правительственного решения, ранее обоснованного материалами к последнему из вышеуказанных проекту постановления [11], Минсельхоз России увеличил стоимость начальной цены лота, которая наверняка еще более сократит количество желающих получить РВУ в пользование.
Можно ли в качестве выхода из сложившейся ситуации собственнику РВУ (и организатору торгов) в лице Росрыболовства сократить период предоставления РВУ в пользование на срок менее 25 лет?
Теоретически сокращение срока возможно, поскольку ч. 5 ст. 9 Закона об аквакультуре определено, что договор пользования РВУ заключается на срок от 5 до 25 лет, однако уменьшение этого срока на менее 25 лет в извещении о проведении аукциона его организатором необходимо считать коррупционным действием, ущемляющим права заявителей. Кроме того, такое решение подвергает риску снижения доходной части соответствующих бюджетов, в которые поступают средства по итогам аукционов. Аналогичной позиции придерживаются все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, включая Минюст России, Минфин России и сам Минсельхоз России. Это мнение разделяют ученые-правоведы, являющиеся ав-
торами комментария к Закону об аквакультуре [14], в котором говорится, что «применительно к договору пользования рыбоводным участком срок также отнесен к числу существенных условий этого договора. Однако особенность этого условия состоит в том, что собственник рыбоводного участка не может указать его произвольно, по собственному усмотрению».
Сами же заявители процедурно не могут повлиять на установление срока заключения договора в извещении о проведении аукциона. Кроме того, участниками аукциона может быть неограниченное количество предпринимателей с собственным мнением по данному вопросу. Значит сокращение указанного срока возможно, с учетом волеизъявления пользователя РВУ, только в случае переоформления им договора пользования участком, срок действия которого заканчивается, на новый договор в порядке, предусмотренном Правилами заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с рыбоводным хозяйством, надлежаще исполнившим обязанности по договору пользования рыбоводным участком, и изменения условий такого договора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.04.2017 г. № 415 [5].
Данный факт также делает абсурдным условие Приказа № 30 о введении срока действия договора пользования РВУ в качестве множителя при определении начальной цены аукционного лота.
Причиной увеличения указанной цены лота, по информации Минсельхоза России, являются примеры отдельных негативных случаев проведения аукционов на Дальнем Востоке, на которых некоторые недобросовестные заявители завышали стоимость лотов с последующим отказом от подписания договора пользования РВУ На урегулирование этой проблемы направлены отдельные положения Постановления № 450 (в ред. от 22.02.2018 г.):
- во-первых, в п. 121 Правил установлено, что «победителю аукциона, отказавшемуся от подписания протокола аукциона и (или) осуществления доплаты, задаток не возвращается»;
- во-вторых, п. 117 Правил определено, что «в случае если победитель аукциона уклонился от заключения договора и (или) отказался от перечисления доплаты, организатор аукциона вправе обратиться в суд с требованием к победителю аукциона о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора и (или) от отказа от перечисления доплаты в части, не покрытой суммой внесенного задатка, и обязан предложить заключить договор
участнику аукциона, сделавшему предпоследнее предложение о цене предмета аукциона. В случае согласия этого участника аукциона заключить договор, этот участник признается победителем аукциона».
Вместе с тем в пояснительной записке к проекту Приказа № 30 Минсельхоз России обосновывал увеличение стоимости начальной цены лота на право пользования РВУ аналогией «в части учета количества лет» с договором о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биоресурсов и договором пользования водными биоресурсами, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 602 [6].
Считаем такое сравнение крайне некорректным, поскольку, как было сказано выше, рыбоводные хозяйства по договору пользования РВУ получают акваторию водного объекта, в границах которого им только предстоит вырастить объекты аквакультуры, предварительно понеся на это значительные затраты. В отличие от него, все перечисленные договоры, а также договор пользования рыбопромысловым участком, предусмотренные Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [1] наделяют рыбо-добывающие организации на долговременной основе уже готовым ресурсом, являющимся изначально государственной собственностью. Многие из таких водных биоресурсов имеют высокую ликвидность, спрос и экспортный потенциал (крабоиды, ценные виды рыб и т.д.), позволяющий предпринимателям получать прибыль с начала их освоения без значительных финансовых вложений.
Затраты рыбоводов на приобретение права пользования РВУ на начальном этапе производственного цикла лишает их оборотных средств, вынуждает приостанавливать свою деятельность по культивированию гидробионтов на неопределенный срок (до появления заемных или заработанных со временем средств), лишая их возможности вложиться на первых этапах производства в рыбопосадочный материал, покупку специальной техники и оборудования.
С учетом изложенного делаем вывод, что издание Приказа № 114 о повышении начальной цены лота за право пользования РВУ противоречит изначально принятым правительственным решениям о поддержке аквакультуры в России и защите этой сферы от недобросовестных лиц. Он экономически подтолкнет рыбхозы к искусственной просрочке сроков переоформления договоров пользования РПУ в целях дальнейшего получения этих участков на условиях конкурса, так как в последнем слу-
чае можно обойтись символической платой за максимальный срок действия договора.
Издание этого приказа ничем не аргументировано и происходило без оценки социально-экономических последствий реализации проекта акта. Он попирает принципы «устранения административных барьеров», «неухудшения положения предпринимателей», «невведения необоснованных затрат на бизнес», в том числе предусмотренных Порядком проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее -Порядок ОРВ), утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 г. № 1318 [4].
Заявленная в пояснительной записке Мин-сельхоза России цель принятия приказа (якобы им уточняется порядок расчета и взимание платы за пользование рыбоводным участком) является слишком расплывчатой и неконкретной. Из нее видно, что издание Приказа № 114 мотивировано выполнением поручения по п. 3.2 протокола совещания у полномочного представителя Президента РФ в ДФО от 15.12.2017 г. № ЮТ-П11-88пр [13] в части, касающейся решения проблем аквакультуры в указанном регионе.
В таком случае, во избежание негативных последствий для товарного рыбоводства всей страны (при отсутствии у заинтересованных ведомств иных доводов по решению обозначенной проблемы), предлагается проведение эксперимента для Дальневосточного федерального округа, в ходе реализации которого необходимо согласно п. 8 Порядка ОРВ, вновь изменить Приказ № 30, сохранив новый алгоритм расчета начальной цены лота только для РВУ указанного региона, а касательно водных объектов остальной части страны целесообразно вернуть первую редакцию данного правового акта.
После проведения предложенного эксперимента важно будет подвести правоприменительные итоги, на основании которых выполнить окончательную корректировку рассматриваемого приказа в части уменьшения либо увеличения начальной цены лота соответственно. В противном случае активного вовлечения в хозяйственный оборот рыбоводных участков и привлечения инвестиций в развитие аквакультуры в ближайшие годы не произойдет.
Список литературы
1. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: федер. закон от 20.12.2004 г.
146
Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 4(34)
№ 166-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 52 (ч. 1), ст. 5270.
2. Об аквакультуре (рыболовстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 02.07.2013 г. № 148-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 27, ст. 3440.
3. О внесении изменений в Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участкам: постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2017 г. № 1419 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 49, ст. 7457.
4. О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. № 1318 (ред. от 07.10.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52, ст. 7491.
5. Об утверждении Правил заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с рыбоводным хозяйством, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, и применение условий такого договора: постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2017 г. № 415 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 16, ст. 2411.
6. Об утверждении Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами: постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 г. № 602 (ред. от 21.02.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 33, ст. 3864.
7. Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участкам: утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 г. № 450 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 21, ст. 2703.
8. О внесении изменения в Правила расчета и взимания платы за пользование рыбоводными участками, утв. приказом Минсельхоза России от 02.02.2015 г. № 30: приказ Минсельхоза России от 19.03.2018 г. № 114 // Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 27.02.2018, № 00012802270011.
9. Об утверждении Правил расчета и взима-
ния платы за пользование рыбоводными участками: приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 02.02.2015 г. № 30 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 30.
10. Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2017 году и задачи на 2018 год: материалы к заседанию коллегии // Интернет-сайт Росрыболовства. URL: http://fish.gov.ru.
11. О внесении изменений в Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком: материалы оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства РФ // Интернет-портал размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. URL: http://regulation.gov. ru/projects#npa=69555.
12. О внесении изменения в Правила расчета и взимания платы за пользование рыбоводными участками: материалы оценки регулирующего воздействия проекта приказа Минсельхоза России // Интернет-портал размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. URL: http://regulation.gov.ru/projects#.
13. О внесении изменения в Правила расчета и взимания платы за пользование рыбоводными участками: пояснительная записка к проекту приказа Минсельхоза России // Интернет-портал размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. URL: http:// regulation.gov.ru/projects# search^%20.
14. Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об аквакуль-туре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / под ред. А.В. Габова. М.: ИЗиСП, 2014. 240 с.
15. Формирование и распределение рыбоводных участков на территории Российской Федерации. Особенности правового регулирования: доклад Росрыболовства // Интернет-сайт «Fishtech». URL: http://www.fishtech-expo.ru.
References
1. O rybolovstve i sokhranenii vodnykh bio-logicheskikh resursov: feder. zakon ot 20.12.2004 g. № 166-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2004. № 52 (ch. 1), st. 5270.
2. Ob akvakulture (ry'bolovstve) i o vnesenii izmenenij v otdeFny'e zakonodatelnye akty' Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 02.07.2013 g. № 148-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2013. № 27, st. 3440.
3. O vnesenii izmenenij v Pravila organizatsii i provedeniya torgov (konkursov, auktsionov) na pravo zaklyucheniya dogovora polzovaniya rybovod-ny'm uchastkam: postanovlenie PraviteFstva Rossijskoj Federatsii ot 23.11.2017 g. № 1419 // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2017/ № 49, st. 7457.
4. O poryadke provedeniya federalnymi organami ispolniteFnoj vlasti otsenki reguli-ruyushchego vozdejstviya proektov normativnykh pravovykh aktov i proektov reshenij Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii, a takzhe o vnesenii izmenenij v nekotory'e akty' PraviteFstva Rossijskoj Federatsii: postanovlenie PraviteFstva Rossijskoj Federatsii ot 17.12.2012 g. № 1318 (red. ot 07.10.2017 g.) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2012. № 52, st. 7491.
5. Ob utverzhdenii Pravil zaklyucheniya dogovora polzovaniya rybovodnym uchastkom na novy j srok, bez provedeniya torgov (konkursov, auktsionov) s rybovodnym khozyajstvom, nadlezhashchim obrazom ispolnivshim svoi obyazannosti po dogo-voru polzovaniya rybovodnym uchastkom, i primenenie uslovij takogo dogovora: postanovlenie PraviteFstva Rossijskoj Federatsii ot 06.04.2017 g. № 415 // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2017. № 16, st. 2411.
6. Ob utverzhdenii Pravil provedeniya auktsio-nov po prodazhe prava na zaklyuchenie dogovora o zakreplenii dolej kvot dobychi (vy lova) vod-nykh biologicheskikh resursov i (ili) dogovora polzovaniya vodnymi biologicheskimi resursami: postanovlenie PraviteFstva Rossijskoj Federatsii ot 12.08.2008 g. № 602 (red. ot 21.02.2017 g.) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2008. № 33, st. 3864.
7. Pravila organizatsii i provedeniya torgov (konkursov, auktsionov) na pravo zaklyucheniya dogovora polzovaniya rybovodnym uchastkam: utv. postanovleniem PraviteFstva RF ot 15.05.2014 g. № 450 // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2014. № 21, st. 2703.
8. O vnesenii izmeneniya v Pravila rascheta i vzimaniya platy' za poFzovanie ry bovodny mi uchastkami, utv. prikazom MinseFkhoza Rossii ot 02.02.2015 g. № 30: prikaz MinseFkhoza Rossii ot 19.03.2018 g. № 114. Internet-portal pravovoj
informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru, 27.02.2018, № 00012802270011.
9. Ob utverzhdenii Pravil rascheta i vzimaniya platy' za poFzovanie rybovodnymi uchastkami: prikaz Ministerstva seFskogo khozyajstva Rossijskoj Federatsii ot 02.02.2015 g. № 30 // Byulleten norma-tivnykh aktov federalnykh organov ispolniteFnoj vlasti. 2015. № 30.
10. Itogi deyateFnosti FederaFnogo agentstva po ry'bolovstvu v 2017 godu i zadachi na 2018 god: materialy' k zasedaniyu kollegii. Internet-sajt Rosrybolovstva. URL: http://fish.gov.ru.
11. O vnesenii izmenenij v Pravila organizatsii i provedeniya torgov (konkursov, auktsionov) na pravo zaklyucheniya dogovora polzovaniya rybovodnym uchastkom: materialy' otsenki reguliruyushchego vozdejstviya proekta postanovleniya PraviteFstva RF. Internet-portal razmeshcheniya informatsii o podgotovke proektov normativnykh pravovykh aktov i rezuFtatakh ikh obshchestvennogo obsuzhdeniya. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=69555.
12. O vnesenii izmeneniya v Pravila rascheta i vzimaniya platy' za poFzovanie rybovodnymi uchastkami: materialy' otsenki reguliruyushchego vozdejstviya proekta prikaza MinseFkhoza Rossii. Internet-portal razmeshcheniya informatsii o podgotovke proektov normativnykh pravovykh aktov i rezuFtatakh ikh obshchestvennogo obsuzhdeniya. URL: http://regulation.gov.ru/projects#.
13. O vnesenii izmeneniya v Pravila rascheta i vzimaniya platy' za poFzovanie rybovodnymi uchastkami: poyasnitel naya zapiska k proektu prikaza MinseFkhoza Rossii. Internet-portal razme-shcheniya informatsii o podgotovke proektov normativny kh pravovy kh aktov i rezuFtatakh ikh obshchestvennogo obsuzhdeniya. URL: http:// regulation.gov.ru/projects# search=O%20.
14. Postatejnyj nauchno-prakticheskij kommen-tarij k FederaFnomu zakonu «Ob akvakul ture (ry'bovodstve) i o vnesenii izmenenij v otdeFny'e zakonodatelnye akty' Rossijskoj Federatsii» / pod red. A.V. Gabova. M.: IZiSP, 2014. 240 s.
15. Formirovanie i raspredelenie rybovodnykh uchastkov na territorii Rossijskoj Federatsii. Osobennosti pravovogo regulirovaniya: doklad Rosrybolovstva. Internet-sajt Fishtech. URL: http:// www.fishtech-expo. ru.
ШАЛЯПИН Григорий Павлович - кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Дмитровский рыбохозяйственный технологический институт (филиал) Астраханского государственного технического университета. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
SHALYAPIN, Grigory Pavlovich - Candidate of Science (Law), Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines. Dmitrov Fishery Technological Institute (branch) of the Astrakhan State Technical University. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].