УДК 34.03
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ю.В. Малинина1
1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.
Аннотация: Одним из нововведений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является сетевая форма реализации образовательных программ. Использование сетевой формы позволяет решать задачи вертикальной и горизонтальной интеграции участников образовательного процесса. В статье рассматривается правовое обеспечение сетевой формы реализации образовательных программ, ее цели и задачи, раскрывается понятие данного нового метода получения образования.
Ключевые слова: образование, интеграция, правовое обеспечение, сетевая форма, образовательная программа
LEGAL SUPPORT OF THE NETWORK OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Y. V. Malinina
Abstract: One of the innovations of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" is a network form of educational programs. Using the network form can meet the challenges of vertical and horizontal integration of participants in the educational process. The article deals with legal support network form educational programs, its objectives and tasks, reveals the concept of this new method of education.
Keywords: education, integration, legal support, network form, educational program
Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5] (далее - ФЗ «Об образовании в РФ»), ставшего основой реформирования и совершенствования системы образования в России, послужило появлению новых методов получения образования. Одним из таких новых способов является сетевая форма реализации образовательных программ, позволяющая всем видам образовательных организаций оптимизировать интеллектуальные, материальные, финансовые и иные ресурсы для достижения высокого качества образования.
Необходимость реализации комплекса программ сетевого обучения обусловлена индивидуализацией образования и основана на компетентно-ориентированной модели выпускника с учетом новых достижений науки и техники, спецификой научнопедагогической школы и учебнолабораторной, научно-исследовательской и технологической баз образовательных и иных организаций.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ позволяет решать задачи вертикальной и горизонтальной интеграции всех участников образовательного процесса [1]. В частности,
сетевые формы позволяют обеспечить межотраслевое взаимодействие участников образовательного процесса, что, в свою очередь, способствует выработке образовательных траекторий, отвечающих современным запросам рынка труда. Правовое регулирование отношений в сфере сетевого взаимодействия образовательных организаций в законодательстве
определяется на двух уровнях - в законах и подзаконных актах.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность
образовательных организаций по реализации образовательных программ в сетевой форме является ФЗ «Об образовании в РФ». В частности, статья 15 ФЗ «Об образовании в РФ» непосредственно посвящена регламентированию реализации сетевой формы образовательных программ. В статье 13 ФЗ «Об образовании в РФ» законодатель предусматривает возможность реализации образовательных программ
образовательными организациями и самостоятельно, и посредством сетевых форм.
Необходимость правового регулирования указанного метода получения образования на уровне подзаконных актов
обуславливается многоплановостью
отношений, требующих правового оформления при реализации сетевого взаимодействия. В связи с этим, отношения связанные с лицензированием,
аккредитацией, финансовой составляющей данной образовательной деятельности требуют четкой регламентации на уровне подзаконных актов Правительства РФ и профильных органов государственной власти.
Совершенствование правового регулирования сетевого взаимодействия образовательных организаций проходит не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Кроме федеральных нормативных правовых актов, правовое оформление сетевых форм реализации образовательных программ должно осуществляться и при помощи нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований.
В частности, разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социальноэкономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов РФ отнесено законодательством к сфере полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Соответственно, реализация указанных образовательных программ в сетевой форме должна регулироваться, в том числе, нормативными актами субъектов РФ.
Сетевая форма реализации
образовательных программ предоставляет обучающимся возможность получать образование с использованием ресурсов (условий, позволяющих получить
образование) нескольких организаций.
При организации сетевого
взаимодействия необходимо учитывать правовой статус его участников. Основными участниками сетевой формы реализации образовательных программ являются организации, в том числе иностранные, осуществляющие образовательную
деятельность. Согласно п. п. 18 - 20 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» такими организациями являются:
- некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями создания;
- юридические лица, осуществляющие на
основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную
деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
-индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную
деятельность.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, также могут принимать участие организации,
обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных
соответствующей образовательной
программой. Это могут быть:
1) научные организации -
юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике») [3];
2) медицинские организации -
организации, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
3) организации культуры (театры, филармонии, концертные залы, творческие центры, библиотеки, музеи, выставочные залы и др.);
4) физкультурно-спортивные
коммерческие и некоммерческие
организации, которые участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц,
обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам
в достижении высоких спортивных
результатов (ч. ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации») [4];
5) иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми реализации образовательной программы и определяемые ее спецификой.
Таким образом, организации - участники сетевой формы реализации образовательных программ, во-первых, могут отличаться по организационно-правовой форме и по форме собственности; во-вторых, могут быть как организациями РФ, так и иностранными организациями; в-третьих, могут иметь различную ведомственную подчиненность.
Особенности правового статуса
участников сетевого взаимодействия обуславливают необходимость
регламентации всех аспектов взаимодействия в целях оптимального использования ресурсов и интеграции потенциала для обеспечения результата, отвечающего интересам всех участников такого образовательного союза.
Реализация образовательных программ с использованием сетевой формы
осуществляется путем совместной разработки и утверждения соответствующих
образовательных программ. Сетевая форма может применяться к любому виду образовательных программ, в том числе и программам дополнительного
профессионального образования.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Данный договор и заключаемые в рамках него договоры и соглашения, составляют договорные уровень регулирования и должны предусматривать детальные условия и процедуры сетевого взаимодействия. Федеральный закон
определяет существенные условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ, к которым относятся:
1) вид, уровень и (или) направленность
образовательной программы (часть
образовательной программы определенных уровней, видов и направленности), реализуемых с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, которые осваивают образовательную программу в соответствующих организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с
использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным
образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления
образовательной деятельности по
образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы (учебно-методические комплексы,
электронные образовательные ресурсы, научное и учебное оборудование, здания и сооружения, библиотеки и спортивные комплексы, творческие коллективы, интеллектуальная собственность и др.);
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Законодательное закрепление наличия в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ таких
обязательных условий должно обеспечивать координацию совместной деятельности сторон и служить интересам обучающихся при освоении ими образовательной программы.
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ может содержать иные не противоречащие закону условия. Организации, заключившие договор о сетевой форме реализации образовательных программ, должны выполнять свои обязательства надлежащим образом в соответствии с условиями этих обязательств, требованиями закона и иных правовых актов.
Таким образом, программы сетевого обучения базируются на многосторонних договорах, как между образовательными организациями, так и между образовательными и иными организациями, что предполагает возможность получения уникальных компе-
тенций и раскрытие личных способностей обучающихся. Углубленное изучение обучающимися отдельных модулей образовательных программ, имеющих прикладную или межотраслевую специфику, а также приобретение практических знаний и умений, связанных с осваиваемой специальностью или выбранным профилем подготовки [2], являются важными задачами сетевого взаимодействия.
Не менее важным уровнем правового обеспечения сетевых форм реализации образовательных программ является регулирование данной деятельности на локальном уровне образовательных организаций. Это обуславливает необходимость разработки универсального пакета документов, регулирующих механизмы функционирования программ обучения и процесс академической мобильности в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Данный комплекс типовых документов должен регламентировать подготовку обучающихся, содержать требования к структуре и содержанию учебнометодического комплекса дисциплин, системе оценивания уровня знаний студентов и иные правила, положения, руководства и регламенты, обеспечивающие правовые, методические и финансовые условия, а также правила осуществления сетевой формы реализации образовательных программ.
Комплект документов, обеспечивающих условия реализации академической
Литература:
1. Методология и теория моделирования интеграционных процессов в современном профессиональном образовании: монография / [Щербаков В. С, Левина Е.Ю. и др.]; под ред. Г. В. Мухаметзя-новой, В. С. Щербакова. - Казань : Данис, 2013. -190 с.
2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. М.: Деловой двор, 2013. 440 с.
3. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
4. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия образовательных
организаций, может включать следующие локальные акты образовательной
организации: положение о подготовке
обучающихся в условиях сетевого взаимодействия; положение о структуре и содержании учебно-методического
комплекса дисциплин; положение о балльнорейтинговой системе оценивания уровня знаний; положение о практике; инструкция о порядке организации практики; положение о курсовой работе; положение о выпускной квалификационной работе; положение о промежуточной аттестации; положение об итоговой государственной аттестации; положение о порядке перевода и восстановления; положение о порядке предоставления академических отпусков; положение о порядке предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком и выплате пособий; положение об академической мобильности; положение об академическом консультанте.
Регулирование сетевого взаимодействия на локальном уровне образовательных организаций должно обеспечивать реализацию долгосрочных и краткосрочных совместных образовательных программ в конкретных случаях, оптимизировать интеллектуальные, материальные,
финансовые и иные ресурсы образовательных организаций для достижения высокого качества образования.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
References:
1. Metodologija i teorija modelirovanija integra-cionnyh processov v sovremennom professional'nom obrazovanii: monografija / [Shherbakov V. S, Levina E.Ju. i dr.]; pod red. G. V. Muhametzjanovoj, V. S. Shherbakova. - Kazan' : Danis, 2013. - 190 s.
2. Nauchno-prakticheskij kommentarij k Feder-al'nomu zakonu «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federa-cii» (postatejnyj) / N.S. Volkova, Ju.A. Dmitriev, O.Ju. Ere-mina i dr. M.: Delovoj dvor, 2013. 440 s.
3. Federal'nyj zakon ot 23 avgusta 1996 g. №127-FZ «O nauke i gosudarstvennoj na-uchno-tehnicheskoj politike» // SZ RF. 1996. № 35. St. 4137.
4. Federal'nyj zakon ot 4 dekabrja 2007 g. №329-FZ «O fizicheskoj kul'ture i spor-te v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2007. № 50. St. 6242.
5. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SZ
RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598
Сведения об авторе:
Малинина Юлия Вячеславовна (г. Казань), юрисконсульт Института физики, Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Information on author:
Malinina J.V. (Kazan) legal counsel of the Institute of physics, Kazan (Volga) Federal University