УДК 340.155.6(47):340.111.5
З. С. Байниязова
Правовая система как фактор формирования правового государства в современной России
В статье рассматривается роль правовой системы в формировании правового государства в России. Подчеркивается, что правовая система является фактором, без которого нельзя обеспечить становление правового государства.
The article focuses on significance the legal system has for the rule-of-law state development in Russia. The author highlights that the legal system is a factor that is crucial for the rule-of-law state development.
Ключевые слова: правовая система, правовое государство, правовой статус личности, верховенство закона.
Key words: legal system, rule-of-law state, individual legal status, supremacy of law.
Современное Российское государство выбрало курс на модернизацию и инновационное развитие, что является сложной в своем решении задачей. Однако, несмотря на всю сложность вопроса, можно назвать определяющие факторы, которые будут способствовать модернизационно-му и инновационному развитию Российского государства. На наш взгляд, одним из таких факторов можно назвать правовое государство.
Осуществление данного стратегического приоритета является одной из целей проведения правовой реформы в России. Еще в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ «России надо быть сильной и конкурентоспособной» от 18 апреля 2002 г. отмечалось следующее: «Наши цели неизменны - демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства» 1 . Проблема становления правового государства в современных условиях является очевидной. Те деструктивные явления, которые зачастую встречаются в жизни российского общества (нарушения прав человека, правовой нигилизм и т. д.), во многом связаны с нерешенностью обозначенной проблемы.
© Байниязова З. С., 2014
1 Рос. газета. 2002. 19 апр.
Сейчас формирование правового государства в России носит сложный и противоречивый характер. С одной стороны, существуют отдельные институты правового государства, но, с другой, нельзя утверждать, что правовое государство состоялось. Конституция РФ закрепила правовое государство как одну из основных юридических ценностей2. Однако идея правового государства, несмотря на ее закрепленность в Конституции, пока еще не воплощена на практике. Во многом это связано с тем, что до сих пор не определены концептуальный и нормативный алгоритмы ее реализации, не совсем ясными представляются пути формирования правового государства.
На наш взгляд, одним из основных факторов формирования правового государства в современной России является правовая система. Практическая реализация положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия является правовым государством, требует наличия соответствующей правовой системы, без которой невозможно становление полноценного правового государства. Несмотря на то что в Конституции РФ понятие «правовая система» упоминается только один раз (ч. 4. ст. 15), тем не менее от этого ее роль не снижается, наоборот, правовая система является неотъемлемой частью общества и государства, без качественных изменений в которой на уровне законодательства, правотворчества, правоприменения, механизма правового регулирования и т. д. невозможно приблизиться к решению проблемы становления правового государства в России. Дееспособность правовой системы во многом определяется уровнем ее влияния на формирование правового государства. Сегодня остро стоит вопрос о том, какие изменения требуются в правовой системе, чтобы она обеспечивала формирование правового государства. Если правовая система будет носить хрупкий, несбалансированный характер, то она не сможет обеспечить устойчивую правовую основу государства. Такая правовая система не способна организовать становление правового государства. Между тем правовое государство - это такая форма юридической организации общества, которая должна выражать идею ценностного правового уклада, основанного на эффективной правовой системе.
На наш взгляд, следует учитывать, что правовое государство - это во многом качественная характеристика государства, которая определяется по ряду следующих основных параметров: 1) укрепление и защита правового
2 См.: Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журн. рос. права. 2008. № 12. С. 3.
статуса личности; 2) полноценное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 3) верховенство закона; 4) создание эффективной судебной системы и др. Важно отметить, что концепция правового государства не исключает учета нравственного параметра. Нравственные начала необходимо развивать в концепции правового государства. Как верно отмечается в литературе, «правовое государство - это прежде всего государство нравственное»3. Каждый из названных параметров представляет собой ценность правовой системы.
Одной из актуальных проблем формирования правового государства является укрепление и защита правового статуса личности. Равномерное развитие правовой системы в области укрепления основ правового статуса личности, полноценного осуществления прав и свобод человека и гражданина предполагает соединение параметров свободы, закона, ответственности, что является обязательным условием становления правового государства.
К настоящему времени правовой статус личности в Российском государстве не сложился в полноценный правовой институт. Это во многом связано с тем, что на протяжении ряда десятилетий советская правовая система сковывала инициативу человека, выступала по существу фактором отчуждения человека от власти. Современная российская правовая система должна создавать правовые условия, которые расширяли бы инициативу личности, ее правовую активность.
В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. закреплено следующее положение: «Правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение»4.
В данном случае одной из актуальных проблем формирования правового государства является обеспечение прав и свобод личности. Отечественная правовая система должна быть надежным правовым инструментом защиты прав и свобод личности, осуществления взаимодействия России с другими государствами в области укрепления гуманитарно-
3 Формирование правового государства в России: путь к справедливому обществу / под ред. С.Ю. Наумова. Саратов, 2008. С. 205.
4 Международные акты о правах человека: сб. док. М., 2000. С. 653.
17
го сотрудничества. Как отмечается в юридической литературе, «правовое государство немыслимо без высокоразвитой, демократической и четко работающей правовой системы, способной эффективно защищать интересы общества и его граждан»5. По мнению Л.Б. Тиуновой, функцией правового государства следует считать защиту им личности, ее безопасности, прав и свобод6. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина является одним из основных международных обязательств Российского государства, «обязанностью государства»7, которая должна выражаться в создании эффективной системы гарантий. На это особое внимание было обращено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г., в котором отмечалось, что сегодня возрос запрос на обеспечение гарантий гражданских прав8. Большую роль в решении проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина должно выполнять государство, на которое, по мнению Б.С. Эбзеева, «основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, накладывают ... не только пассивную обязанность воздержания от вмешательства в границы свободы личности, но и активную (позитивную) обязанность, выражающуюся в законодательной, управленческой и судебной деятельности, направленной на содействие в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод»9. В соответствии с положениями Венской декларации и Программой действий от 25 июня 1993 г. государства несут обязанность не только поощрять, но и защищать все права человека и основные свободы10. Всякого рода отступление от этого положения является отходом от принципа соблюдения международных обязательств. Правовой статус личности нуждается в поддержке со стороны государства путем правильного использования права и правовой системы как одних из основных правовых инструментов его развития.
Как справедливо отмечает Б.С. Эбзеев, «права человека адекватны всякому демократически организованному обществу, и государство, претендующее на то, чтобы называться правовым, не вправе, а обязано в своем
5МатузовН.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 103.
6 См.: Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. СПб., 1991. С. 116.
7 Тихомиров Ю.А. Правовое государство: модели и реальность // Журн. рос. права. 2011. № 12. С. 7.
8 См.: Рос. газета. 2012. 13 декабря.
9 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2008. С. 114.
10 См.: Международные акты о правах человека: сб. док. М., 2000. С. 81.
18
законодательстве предусмотреть и реально гарантировать юридическими и иными средствами эти права, которые в силу конституционного закрепления приобретают характер субъективных юридических прав»11.
Конституция РФ в ст. 72 закрепила положение о том, что вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ вправе принимать региональные программы в области защиты прав и свобод человека. В частности, в качестве примера можно привести постановление администрации Алтайского края от 1 декабря 2006 г. «Об утверждении Концепции защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае»12, в котором закреплено: «Принцип правового государства, возлагающий на Алтайский край как субъект Российской Федерации обязанность защищать основные права, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту этих прав»13.
Положения Конституции РФ обязывают государство направлять все свои усилия на создание экономических, политических, социальных, правовых условий защиты прав и свобод человека и гражданина. Необходимо совершенствовать гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, обозначить общие подходы совместной работы государственных органов, негосударственных организаций.
В настоящее время весьма актуально стоит вопрос упрочения личных, социально-экономических, политических, культурных прав и свобод. В особенности эта проблема затрагивает вопрос укрепления гарантий личных прав и свобод, в частности права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность. Данным правам придается большое значение в международных документах (Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и др.). Однако указанные права личности в современных условиях часто подвергаются нарушениям, нуждаются в эффективной правовой защите со стороны судебных, правоохранительных органов.
Проблема укрепления правового статуса личности в Российском государстве, на наш взгляд, должна решаться путем упрочения права, усилением его регулирующих свойств. Современное российское право должно
11 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2008. С. 112.
12 Сборник законодательства Алтайского края. 2006. № 128. Ч. 3. С. 26.
13 Там же.
гармонично соотноситься с общественными установками, адекватно отражать потребности общественного и государственного развития, которые состоят в обеспечении эффективной правозащитной системы, в координации действий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере осуществления согласованной правовой политики в области защиты прав и свобод личности. Это, безусловно, вопрос обеспечения оптимальной правоприменительной практики, которая сегодня во многом характеризуется устойчивыми дисбалансами, носит противоречивый характер. Без упрочения права, его регулирующих свойств невозможно говорить о правовом государстве. Как отмечал В.М. Гессен, «правовым государством мы называем государство, которое в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним»14.
Проблемы недостаточно эффективной системы правозащитных механизмов, несбалансированности прав и обязанностей личности и государства, неравномерного участия личности в государственно-правовых преобразованиях и др. в основном обусловлены неконсолидированным состоянием отечественной правовой системы. Правовая система является тем правовым явлением, которое должно во многом определять инструменты правового и социального обеспечения прав и свобод личности, создавать соответствующие условия для их осуществления. Очевидно, что здесь закономерно встает вопрос о том, каким образом должна быть организована правовая система, чтобы эффективно решать задачу реализации прав и свобод личности. Организация правовой системы должна соответствовать ценности личности. В данном случае важную роль призвано выполнять право, которое должно выражать ценность личности на всех уровнях его проявления (в сфере правотворчества, правоприменения, на уровне правовой политики и т. д.). Личностное измерение права позволяет ориентировать правовую систему в нужном направлении, взглянуть на нее под иным углом зрения, с точки зрения прав, свобод, интересов, приоритетов личности. И в то же время правовое измерение личности необходимо для формирования правовых качеств личности, ее правомерного поведения, выработки правовых установок. Такой системный подход отражает тесное взаимодействие личности и правовой системы.
Личность должна быть включена в процесс позитивных преобразований в государстве на всех уровнях, в частности на правотворческом. По-
14 Гессен В.М. Теория правового государства. М., 1913. С. 16.
20
скольку, как верно отмечается в юридической литературе, «активность личности и правовые формы этой активности имеют особое значение для характеристики включенности личности в общественные, позитивно-преобразовательные процессы, формирование правового государства»15. Для этого государство должно правильно и эффективно научиться использовать все основные правовые инструменты по укреплению правового статуса личности, в особенности правовую систему.
Одной из важных характеристик правового государства является верховенство закона, которое предполагает уважение к закону, повышение его социальной ценности. Государство можно считать по-настоящему правовым, если оно характеризуется прочными правовыми устоями, где уважение к праву и закону расцениваются как правовые ценности, являются незыблемой правовой основой. Современная российская правовая жизнь такова, что наблюдается ослабление регулирующей роли закона. Закон перестает быть действенным правовым инструментом решения многих общесоциальных вопросов, средством эффективного правового воздействия на общественные отношения. Такое положение закона не самым лучшим образом отражается на правовом развитии страны, и в особенности на состоянии прав человека. Согласно Всеобщей декларации прав человека (1948), «необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона»16. Важно повысить социальную значимость закона. Нельзя считать общество современным, если в нем принцип верховенства закона не подкрепляется реальными социальными и правовыми механизмами его осуществления.
На наш взгляд, принцип верховенства закона следует рассматривать в качестве правового инструмента осуществления и защиты прав и свобод личности, одной из ценностных основ, укрепляющих правовую систему. Верховенство закона - это основополагающий принцип правового государства, представляющий собой ценность для эффективного развития правовой системы, в целом для общественного, правового и государственного развития. Направления развития национальной правовой системы должны исходить из принципа верховенства закона как основополагающей правовой ценности, определяющей содержательный и функциональный аспекты правовой системы. Обеспечение верховенства закона является неотъемлемой чертой формирования правового государства.
15 Рыбаков О.Ю. Тенденции развития российской правовой политики // Правоведение. 2004. № 3. С. 157.
16 Международные акты о правах человека: сб. док. М., 2000. С. 39.
21
Одним из параметров правового государства является эффективная судебная система, эффективность которой во многом определяет уровень правового развития государства. В частности, в федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406, закреплено: «Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе. Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом»17. Невозможно говорить о полноценном правовом государстве, если судебная система не сформировалась как единый государственно-правовой институт.
Большую роль в обеспечении устойчивого развития судебной системы призван выполнять, на наш взгляд, Конституционный суд РФ, который оказывает огромное влияние на совершенствование правовой системы, обеспечивая восстановление нарушенных прав, он тем самым способствует укреплению правового статуса личности. В данном смысле большое значение имеют решения Конституционного суда РФ, которые во многом выполняют роль ориентира для развития законодательства о правах человека. Во многом эффективность деятельности Конституционного суда РФ, степень исполнения его решений являются показателем дееспособности правовой системы, уровня ее развития. Сейчас степень исполнения решений Конституционного суда РФ не достигла необходимого уровня, что подчеркивает неразвитое состояние правовой системы. Перед Российским государством стоит задача обеспечения исполнения решений Конституционного суда РФ на всей территории страны. Тот факт, что его решения не находят своего надлежащего исполнения на всей территории Российского государства, во многом показывает трудности становления правового государства, несовершенство отечественной правовой системы. Не обеспечив необходимого конституционного правоприменения, нельзя говорить об эффективном состоянии правовой системы, о практической роли принципов верховенства закона, конституционного правосудия. Поэтому правовая система должна решать эти проблемы, которые являются сдерживающим фактором для развития правовой государственности.
17 Собрание законодательства РФ. 2013. № 1. Ст. 13.
22
Из вышеизложенного следует, что правовая система и правовое государство - взаимозависимые, предполагающие друг друга явления, которые в своем системном единстве должны определять развитие страны. Россия должна стать государством с развитой правовой системой как основой формирования правового государства. Эволюция идеи правового государства на современном этапе связана с ролью правовой системы как фактора, обеспечивающего становление правового государства. Обозначение государства правовым означает, прежде всего, что государство должно быть таковым не формально, а именно с точки зрения содержательных его аспектов. Процесс формирования правового государства в России должен носить целенаправленный, последовательский характер, в русле приоритетов общественного развития.