КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 342.4
А.Г. ГАТАУЛЛИН, кандидат юридических наук, заместитель Председателя
Конституционный суд Республики Татарстан
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию - Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Становление правового государства неразрывно связано с динамичным и гармоничным развитием институтов, гарантирующих правовую охрану Конституции и эффективно защищающих основы конституционного строя. Правовая охрана Основного закона охватывает всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение норм Конституции и соблюдение режима конституционной законности. Ведущую роль здесь играет специализированный конституционный контроль.
В данной статье раскрываются понятие и некоторые особенности специализированного органа конституционного контроля.
Охрана Конституции в широком смысле слова предполагает создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. Отечественная и мировая практика свидетельствует, что проверка конституционности нормативных актов осуществляется в различных правовых формах, но одной из самых эффективных из них является деятельность специализированных органов конституционного контроля. Подобная форма конституционного контроля, начиная с 90-х гг., применяется и в Российской Федерации.
Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, признание судебной власти самостоятельной ветвью государственной власти со всеми присущими ей атрибутами расширили сферу ее функционального воздействия на общественные отношения. Судебная власть, основным предназначением которой было осуществление только правосудия, в последние годы вышла за преде-
лы данной функции, что повлекло изменение полномочий органов судебной власти. Судебная власть выступает в качестве одной из важнейших сторон воплощения народовластия, является обязательным атрибутом правового государства, основным элементом защиты прав и свобод человека и гражданина.
Разделение властей непосредственно связано с принципом верховенства закона и, прежде всего, Конституции. Принцип верховенства закона, Конституции лежит в основе правовой охраны Конституции. Правовая охрана Основного закона охватывает целую совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение норм Конституции и соблюдение режима конституционной законности. Ведущую роль здесь играет специализированный конституционный контроль. В наиболее общем виде его можно определить как деятельность по проверке нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции [1].
Верховенство Конституции предполагает, что остальные правовые акты должны строго
соответствовать ей. Неукоснительное выполнение Конституции, соблюдение конституционной законности, соответствие деятельности государственных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан Основному закону является основным условием существования правового государства. Выполнение этих требований призван обеспечить институт правовой охраны Конституции, под которым понимается совокупность норм и иных юридических средств, обеспечивающих строгое соблюдение режима конституционной законности.
Данный институт прошел своеобразный путь развития в нашей стране. Его функции осуществлялись и судебными органами, и органами прокуратуры, была и конституционно закрепленная парламентская форма контроля, носившая, в основном, предварительный характер. Первоначальные этапы свидетельствуют о достаточно успешном его развитии. Однако по мере более полного огосударствления различных сфер жизни общества менялось и отношение к институту конституционного контроля и надзора.
Правовую охрану Конституции юридическая теория и практика рассматривают несколько шире. Охрана Конституции в широком смысле слова, как было сказано выше, предполагает создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В узком смысле правовая охрана Конституции, по мнению Ю.П. Еременко, включает конституционный контроль и конституционный надзор, а также конституционную ответственность, которые выступают правовой формой охраны законности [2, с. 130].
Аналогичную позицию поддерживают В.А. Кряжков и Л.В. Лазарев, которые под охраной конституции в широком смысле слова понимают всю совокупность правовых и внепра-вовых мер по обеспечению действия Конституции [3, с. 11]. В узком смысле правовая охрана толкуется как совокупность надзорно-конт-рольных полномочий и мер со стороны государственных органов, обладающих правом про-
верки содержания нормативных актов на предмет соответствия их Основному закону.
В.А. Кряжков и Л.В. Лазарев определяют механизм правовой охраны конституции как систему правовых институтов и процедур, обеспечивающих ее действие и соблюдение [3, с. 12].
Важным условием обеспечения охраны Конституции как Основного закона являются правовые гарантии. Особая роль здесь отводится специализированной форме охраны - конституционному контролю, широко применяемому в мировой практике.
В юридической литературе встречаются различные определения конституционного контроля. Так, в частности М.А. Нудель отмечал, что "конституционный контроль - это прежде всего проверка законов с точки зрения их соответствия конституции" [4]. По мнению В.А. Туманова, конституционный контроль - это не только конституционность всех актов, но и соответствие подзаконных актов закону и непротиворечивость законов [5]. Ю.П. Еременко под конституционным контролем понимал деятельность компетентных органов государства, в процессе которой устанавливается соответствие того или иного нормативного акта конституции, выносится решение, направленное на устранение обнаруженных нарушений конституционности законов [2, с. 131].
Н.В. Витрук, рассматривая конституционный контроль как функцию власти в правовом государстве, относит ее к специфической функции компетентных государственных органов по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений [6].
Ю.Л. Шульженко характеризует конституционный контроль следующим образом: в ходе контроля выявляются, констатируются и устраняются надлежащими правовыми средствами отклонения от конституции и законов; разрешаются спорные вопросы, имеющие конституционное значение; инициируется участие в развитии и совершенствовании законодательства, в осуществлении толкования конституции, законов и иных нормативных актов [7].
Таким образом, конституционный контроль представляет собой деятельность специально на то уполномоченных государственных органов, направленную на обеспечение верховенства Конституции, на предупреждение издания несоответствующих Основному закону нормативных правовых актов, на установление и устранение неконституционных законов, иных нормативных правовых актов и в случае необходимости применение толкования Конституции и законов. При этом толкование составляет ее содержательную сторону и является своеобразной формой конституционного контроля.
Иными словами, конституционный контроль, являясь одним из элементов механизма правовой охраны Конституции, проявляется в следующем.
1. Функции конституционного контроля возлагаются на специализированные органы государственной власти, которые обладают правом принимать окончательные решения о конституционности нормативного правового акта или действия.
2. Деятельность этих органов основывается на принципе верховенства закона, прежде всего Конституции, и соответственно служит обеспечению их приоритета.
3. В случае установления противоречащих конституции правовых актов органы конституционного контроля своими решениями прекращают их действие либо указывают соответствующим органам на необходимость приведения таких актов в соответствие с Основным законом.
4. Органы конституционного контроля вправе применять к нарушителям конституции соответствующие санкции либо ставить вопрос о конституционной ответственности перед соответствующими органами.
Функции конституционного контроля, как уже отмечалось выше, могут осуществляться парламентом либо его органами. Однако такой контроль, как показал прежний опыт России, недостаточно эффективен. Как показывает практика, орган, принявший закон и наделивший его юридической силой, в случае обнаружения его противоречия с конституцией довольно трудно
идет на отмену своего акта. Поэтому конституционный контроль должен находиться за пределами сферы законодательной и исполнительной власти. Представляется, что лишь суд способен быть независимым арбитром в споре о нарушении конституционных норм как со стороны законодателя, так и со стороны исполнителя. Наличие судебного органа с соответствующими полномочиями служит препятствием на пути принятия и применения нормативных актов, противоречащих конституции. Суд выступает защитником прав граждан от нарушений со стороны государства. Обеспечивая соблюдение прав человека в рамках разделения властей, судебные органы предотвращают произвол иных органов государственной власти, в том числе и законодательного органа. Судебная проверка конституционности нормативных правовых актов позволяет утвердить господство права, а значит, способствует созданию правового государства. Именно суд является независимым, беспристрастным органом, полностью самостоятельным при разрешении правовых конфликтов. Судебная деятельность обеспечивается состязательностью процесса, гласностью судебного разбирательства, равенством сторон, жесткими процессуальными требованиями. Непременным условием существования конституционного судебного контроля является полная реализация принципа разделения властей, установление обособленности и независимости трех ветвей власти.
Органы конституционного судебного контроля принимают решения, имеющие обязательную юридическую силу для органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
В юридической литературе даются разные определения конституционного судебного контроля. Более подробное определение дает Б.С. Эбзеев, который под конституционным судебным контролем понимает официальную деятельность уполномоченного Конституцией и иными актами органа, которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Кон-
ституции на всей территории Российской Федерации, предупреждения существования в правовой системе неконституционных актов, толкования Конституции и пр. [8].
Таким образом, конституционный судебный контроль - это проверка и приведение нормативных актов в соответствие Основному закону посредством осуществления особой формы судебной деятельности.
Список литературы
1. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. -Казань, 1995. - С. 22.
2. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982.
3. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: учеб. пособие. - М.: Изд-во "БЕК", 1998.
4. Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических государствах. - М.: Юридическая литература, 1968. - С. 7.
5. Туманов В.А. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов // Советское государство и право. - 1988. - № 3. - С. 10.
6. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: учеб. пособие для вузов. - М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1998. - С. 25.
7. Шульженко Ю.Л. Правовая охрана Конституции. -М., 1991. - С. 7.
8. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: учеб. пособие для вузов. - М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1997. - С. 113.
В редакцию материал поступил 17.12.08.
Ключевые слова: правовое государство, республиканская форма правления, Конституция РФ, конституционный строй, законность, конституционный контроль, судебный контроль.