Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
385
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SAFETY OF THE PERSONALITY / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / STRATEGY OF NATIONAL SECURITY / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНЫХ ПРИНЦИПОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / PROBLEM OF REALIZATION OF THE SPIRITUAL PRINCIPLES OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM / SPIRITUAL AND MORAL SAFETY OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткачева Н. А.

Рассматриваются вопросы, связанные с содержанием правовой политики Российского государства в области обеспечения духовно-нравственной безопасности личности, которая в последнее время приобретает все большую значимость и актуальность. Необходимость системного анализа правовых средств и методов, направленных на обеспечение духовного суверенитета Российского государства и духовно-нравственной безопасности личности предопределила написание данной статьи. Используются такие методы, как анализ, синтез, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический. Сделан основополагающий вывод о том, что правовая политика в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности личности должна стать приоритетным направлением в деятельности не только органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных органов, но и других институтов общественно-политической системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF PROVIDING SPIRITUAL AND MORAL SAFETY OF THE PERSONALITY

In article the questions connected with the maintenance of legal policy of the Russian state in the field of ensuring spiritual and moral safety of the personality which acquires the increasing importance and relevance recently are considered. It is explained by external calls and threats - on the one hand, and internal requirements of development of modern Russian society - on the other hand. The author's purpose when writing article was need of the system analysis of the legal means and methods aimed at providing spiritual sovereignty of the Russian state and spiritual and moral safety of the personality. When carrying out a research by the author the following methods have been used: analysis, synthesis, legallistic, comparative and legal, historical. In the conclusion the fundamental conclusion is drawn that the legal policy in the sphere of ensuring spiritual and moral safety of the personality must to become the priority direction in activity not only public authorities of the Russian Federation, her subjects and municipal bodies, but also other institutes of social and political system of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ •

Н.А. Ткачева, N.A. Tkacheva,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate professor, доцент кафедры конституционного Associate professor, Department of Law и международного права Северо- Institute of NCFU Кавказского федерального университета

Правовая политика Российской Федерации в области обеспечения духовно-нравственной безопасности личности

х Аннотация: рассматриваются вопросы, связанные с содержанием правовой политики Россий-

§ ского государства в области обеспечения духовно-нравственной безопасности личности, которая в ^ последнее время приобретает все большую значимость и актуальность. Необходимость системного к анализа правовых средств и методов, направленных на обеспечение духовного суверенитета Россий-m ского государства и духовно-нравственной безопасности личности предопределила написание данной § статьи. Используются такие методы, как анализ, синтез, формально-юридический, сравнительно-gj правовой, исторический. Сделан основополагающий вывод о том, что правовая политика в сфере с обеспечения духовно-нравственной безопасности личности должна стать приоритетным направле-s нием в деятельности не только органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов < и муниципальных органов, но и других институтов общественно-политической системы России. s Ключевые слова: правовая политика, безопасность личности, духовно-нравственная безопас-

ность личности, проблемы реализации духовных принципов конституционного строя, стратегия национальной безопасности.

5

с

к <

m

оо

см

Legal policy of the Russian Federation in the field

o of providing spiritual and moral safety of the

§c personality

1=

Abstract: In article the questions connected with the maintenance of legal policy of the Russian state in 52 the field of ensuring spiritual and moral safety of the personality which acquires the increasing importance

_ and relevance recently are considered. It is explained by external calls and threats — on the one hand,

and internal requirements of development of modern Russian society — on the other hand. The author's purpose when writing article was need of the system analysis of the legal means and methods aimed at providing spiritual sovereignty of the Russian state and spiritual and moral safety of the personality. When ^ carrying out a research by the author the following methods have been used: analysis, synthesis, legallistic, comparative and legal, historical. In the conclusion the fundamental conclusion is drawn that the legal policy in the sphere of ensuring spiritual and moral safety of the personality must to become the priority direction in activity not only public authorities of the Russian Federation, her subjects and municipal bodies, but also other institutes of social and political system of Russia.

Keywords: legal policy, safety of the personality, spiritual and moral safety of the personality, problem of realization of the spiritual principles of the constitutional system, strategy of national security.

В современной правовой науке термин «правовая политика» является достаточно «молодым». А.В. Малько отмечает, что «правовая политика рассматривается как категория XXI в., заметно влияющая на правовое развитие страны, на выстраивание ее полноценной правовой системы, на упорядочение весьма противоречивой правовой жизни российского общества» [1, с. 3]. Что же следует понимать под правовой политикой и какие факторы оказали влияние на появление этой правовой категории?

В Большом юридическом словаре приводится следующее определение. «Правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному О использованию юридических средств в достижении таких целей, как наи- а более полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление и дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой госу- 0 дарственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и о личности» [2, с. 314]. Исходя из данного определения можно заключить, что Ч данная деятельность не ограничивается принятием, изменением и отменой и правовых норм, но также предполагает правоприменение, толкование, науч- а ное обоснование происходящих в обществе процессов, правообучение и пр. о -Правовая политика имеет многоаспектный характер и реализуется прак- н "§ тически во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере обеспечения Н 3 безопасности личности (физической, экономической, социальной, инфор- 3 " мационной, духовно-нравственной). Обеспечение духовно-нравственной 3 § безопасности личности, являясь важной составляющей безопасности лич- Н и ности в целом, в последнее время приобретает все большую значимость и необходимость, что объясняется внешними вызовами и угрозами — с одной е О стороны, и внутренними потребностями развития современного российского о о общества — с другой. Н К

В последнее время в некоторых странах Западной Европы и Америки Т все чаще принимаются нормативно-правовые акты, лишенные какой бы то § е ни было нравственной основы. Из курса теории права известно, что любой ч р нормативно-правовой акт должен отражать не только юридическую сущность о ц документа, но и быть выразителем справедливости, морали, совести, челове- о о ческого достоинства. В противном случае, нормативно-правовой акт не может выступать регулятором общественных отношений, а его действие рано или 53 поздно приведет к дестабилизации отношений в обществе. Подобные законы отражают интересы наименьшей части общества, но часто дискриминируют ^ большинство. К таким актам относятся: законы, легализующие однополые £ браки, допускающие венчание супругов в таком браке и усыновление (удо- ^ черение) детей; законы о половом воспитании лиц дошкольного и школьного 5: возраста; деятельность органов ювенальной юстиции, строго следящих за § соблюдением «прав ребенка» и карающих родителей, напоминающих их детям, что они обладают не только правами, но и некоторыми обязанностями; трансгендерная политика, позволяющая мужчине превратиться в женщину и наоборот; политика толерантности в отношении сексуальных меньшинств

и др. В 2017 г. Национальное Собрание Франции приняло закон, предусматривающий снижение возраста сексуальной терпимости до 13 лет, фактически узаконив педофилию. Очень примечательно выглядят на этом фоне нормы некоторых конституций европейских государств, которые, например, определяют брак как «союз между мужчиной и женщиной» (такая норма содержится в Основном законе Польской Республики, принятом в 2000 г.). Какую цель преследуют подобные конституционно-правовые установления? Такие нормы появляются в законе, обладающем наивысшей юридической силой, с целью предотвратить появление в действующем законодательстве возможности регистрации однополых браков.

Подобным негативным явлениям должна противостоять правовая политика Российской Федерации в области обеспечения духовно-нравственной безопасности личности. Очевидно, что необходим целый комплекс мер, направленных на противодействие тенденциям, разрушающим духовно-нравственные основы нашего общества, особенно подрастающего поколения. К мерам подобного рода считаем необходимым отнести следующие: создание эффективной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан; внедрение принципов духовно-нравственного развития ^ в систему образования, молодежную и национальную политику; культурно-^ пропагандистскую деятельность государства, институтов гражданского обще-к ства, в том числе и через средства массовой информации, направленную на «тиражирование» традиционных российских ценностей; социальную и ш материальную поддержку семьи, материнства, отцовства, детства. оъ В Указе Президента РФ, утвердившем Стратегию национальной безопас-^ ности России, отмечается, что «угрозами национальной безопасности в об-< ласти культуры являются размывание традиционных российских духовно-¡Е нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа ^ Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экс-^ пансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой к культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной т и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, ^ качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации с российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры» [3]. С другой стороны, в документе отмечается, что возрождаются 54 традиционные российские духовно-нравственные ценности, к которым от— носятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, ? нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, ° взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, пре-гд емственность истории нашей Родины. При этом следует отметить, что для подавляющего большинства молодых людей главной целью всей жизни стало получение абсолютного максимума материальных ценностей, безотносительно к выбору средств для их приобретения; духовность воспринимается как пережиток прошлого в современном мире, который только мешает наслаждаться жизнью; традиционная русская семья с большим количеством детей

подменяется понятием «гражданский брак», огромным количеством разводов и абортов; созидательный труд в целях служения другим людям признается неперспективным и малооплачиваемым, зиждется исключительно на энтузиазме людей другого убеждения; милосердие зачастую подменяют грубость и озлобленность; справедливость заменена «правом сильного». Особо стоит обратить внимание на ту теоретическую концепцию прав человека, которая принята в законодательстве Российской Федерации. В ст. 2 Основного закона России провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а это означает признание западного либерального индивидуалистского, но не коллективистского подхода к регламентации основных прав и свобод человека и гражданина. На этой базовой

вается целая система нормативно-правовых актов в сфере регулирования Л правового статуса личности в Российской Федерации. т

Необходимо отметить, что в последнее время государство предпри- s нимает попытки создания комплекса необходимых мер для обеспечения е духовно-нравственной безопасности личности. Однако следует признать, е что духовно-нравственная сфера представляет собой наименее урегулиро- Н ванную правом сферу общественных отношений, т.к. в большей мере свя- я зана с внутренним миром человека, вмешательство в нее считается одним у из признаков антидемократических режимов. Это вовсе не означает, что В р государство не может устанавливать общие рамки реализации духовной сво- - g боды человека и создавать механизмы и средства для защиты и обеспечения а Я безопасности свободы. В настоящее время в Российской Федерации действует Т о целая система нормативно-правовых актов в рассматриваемой сфере: нормы S и Конституции Российской Федерации, федеральные законы «О свободе со- g к вести и религиозных объединениях», «О средствах массовой информации», б Р «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», О о «О противодействии экстремистской деятельности», нормы Уголовного о О кодекса РФ, планируется принятие Федерального закона «О патриотизме». g g Отдельно следует отметить два федеральных закона, вызвавшие наи- | ф больший общественный резонанс. Первый из них — Федеральный закон 1 е «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской О а Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в || целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан». Поводом для ужесточения наказаний за оскорбление религиозных 55

чувств стала акция панк-рок-группы Pussy Riot, во время которой девушки в -

масках ворвались в Храм Христа Спасителя и устроили там так называемый «панк-молебен». Дополненный новой статьей Уголовный кодекс РФ за пу- ^ бличные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершен- ^ ные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, предусматривает | наказание до трех лет лишения свободы, возможен штраф до 500 тыс. рублей, g а также обязательные и исправительные работы. За незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведение религиозных обрядов и церемоний закон предлагает штрафовать до 300 тыс. рублей, но не исключает и ареста на срок до трех месяцев. На год можно лишиться

свободы, а также права заниматься определенной деятельностью в течение двух лет, если препятствия богослужениям и обрядам чинились с использованием служебного положения. Штрафы до 200 тыс. рублей полагаются за порчу религиозного имущества и предметов почитания [4].

Данный нормативно-правовой акт было неоднозначно оценен даже депутатами Госдумы. Некоторые представители политической партии «Справедливая Россия» отметили, что «чувства верующих и их защита — это больше предмет нравственности, нежели уголовного и административного преследования. Защищать чувства верующих нужно нравственными и моральными средствами, силой общественного убеждения, а не уголовными репрессиями» [5, с. 8]. Доля справедливости в подобной позиции, конечно, есть, но депутаты отказываются видеть, что морально-нравственные регуляторы в данном случае (он, к сожалению, не единственный) не действуют, следовательно, регулировать такое общественное отношение должна именно правовая норма.

Второй закон — Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей». По словам инициаторов ^ и разработчиков данной законодательной инициативы, «традиционные д. семейные ценности» предполагают такие отношения между мужчиной и женщиной, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, высту-§ пают условием сохранения и развития многонационального народа России, 2: именно они нуждаются в особой защите со стороны государства. За рас-^ пространение информации, которая формирует у детей привлекательность < нетрадиционных сексуальных отношений, законом устанавливается штраф. ^ Для российских граждан — от 4 до 5 тыс. рублей. Иностранцев, которые ^ занимаются подобной пропагандой в нашей стране, кроме штрафа, ждут о административный арест до 15 суток и выдворение из России. Должностным к лицам грозит штраф от 50 до 100 тыс. рублей. Юридическим лицам — от т 800 тыс. до 1 млн рублей с правом приостановления их деятельности на 90 ш суток. Если для распространения подобной информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, используются СМИ и Интернет, то наказание предусмотрено более суровое. Граждане за гей-пропаганду в Интернете 6 могут быть оштрафованы на сумму от 50 до 100 тыс. рублей, должностные — лица — от 100 до 200 тыс. рублей, юридические лица — на 1 млн руб. [6].

Все вышесказанное говорит о том, что в настоящее время право является " важнейшим регулятором общественных отношений. Его возрастающая роль в ° современном мире обусловлена усложнением и появлением совершенно новых ёд сфер общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации. Те отношения между субъектами, которые еще вчера могли быть урегулированы нормами морали или составляли традицию, сегодня закреплены в нормативно-правовых актах (отношения между родителями и детьми, между мужем и женой, отношение человека к Богу, к Родине и др.). Это вовсе не означает, что отношения «доросли» до права, но часто свидетельствует о

том, что другие регуляторы общественных отношений не в состоянии обеспечивать их стабильность.

В Стратегии национальной безопасности России вводится понятие «культурный суверенитет» Российской Федерации, фактически речь идет о «духовном суверенитете» Российского государства. Считаем это абсолютно оправданным в современных условиях. После распада СССР границы стали «прозрачны» не только для взаимного проникновения товаров и услуг, но прежде всего идеологических установок как политических, так и духовно-нравственных. В результате постсоветское пространство наводнилось новыми философскими, религиозными и нравственными доктринами, часто чуждыми, непонятными и разрушающими традиционные духовно-нравственные и ш культурные ценности государств постсоветского пространства и прежде всего Л Российской Федерации. Признание и обеспечение духовного суверенитета т

России, наряду с политическим, экономическим, языковым, культурным су- ш

п о

веренитетом, — задачи первостепенной важности. В науке конституционного е

права духовные принципы признаются важной составляющей конституци- е

онного строя Российского государства, поэтому дальнейшее теоретическое е

обоснование категории «духовный суверенитет» является актуальным и я

необходимым. у

Таким образом, правовая политика в сфере обеспечения духовно- В -нравственной безопасности личности должна стать приоритетным направлением в деятельности не только органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных органов, но и других институтов общественно-политической системы России. Данная

на способствовать реализации важнейшего принципа конституционного ° к

строя — принципа «духовного суверенитета» Российской Федерации, без б Р

обеспечения которого невозможны формирование правовой государственно- О о

сти, эффективная защита прав и свобод человека и гражданина, укрепление о О

дисциплины, законности и правопорядка. О О

о й и

Список литературы: Л е

1. Малько, А.В. Правовая политика. Основы теории и практики: учеб.-метод. Ч р> комплекс / А.В. Малько, В.А. Затонский. — М., 2015. 0 ц

О 1

2. Додонов, В.Н. Большой юридический словарь / В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, 1 1 М.А. Крылова и др. — М., 2001.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ 57

Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. _

— 2016. — № 1, ч. 2, ст. 212.

4. О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации I

и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия

оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан : федеральный закон РФ от ?

29 июня 2013 г. № 136-Ф3 // Российская газета. — 2013. — 2 июля. £

'' п>

5. Шкель, Т. Закон под «браво»! // Российская газета. — 2013. — 13 июля. §

6. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон РФ от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ // Российская газета. — 2013. — 30 июля.

- о

I ш

ТЭ В)

В) а (В

о =1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.