Научная статья на тему 'Правовая политика: понятие, субъекты, механизм реализации'

Правовая политика: понятие, субъекты, механизм реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3304
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПОЛИТИКА / POLITICS / СУБЪЕКТЫ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ / PRINCIPLES OF FORMATION AND IMPLEMENTATION / ACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марченко М. Н.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся понятия правовой политики, процессов ее формирования и осуществления. Определенное внимание уделяется субъектам правовой политики, а также принципам ее формирования и осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Policy: the concept, the subjects, the mechanism of the implementation

The article deals with the concept of legal policy, process of its formation and implementation. Some attention is paid to subjects of legal policy and principles of its formation and implementation.

Текст научной работы на тему «Правовая политика: понятие, субъекты, механизм реализации»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2013. № 5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

М.Н. Марченко, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ*

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся понятия правовой политики, процессов ее формирования и осуществления. Определенное внимание уделяется субъектам правовой политики, а также принципам ее формирования и осуществления.

Ключевые слова: право, политика, субъекты, принципы формирования и осуществления.

The article deals with the concept of legal policy, process of its formation and implementation. Some attention is paid to subjects of legal policy and principles of its formation and implementation.

Keywords: law, politics, actors, principles of formation and implementation.

Понятие правовой политики. 1. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов вопросам, касающимся правовой политики, уделяется значительное внимание, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные издания в виде книг, брошюр, статей, научные конференции, заседания «круглых столов» и т.д.1

Рассматриваются различные стороны данного явления, начиная с раскрытия его сущности и содержания и кончая анализом форм и методов его проявления.

Традиционно правовая политика, за редким исключением, исследуется преимущественно с позиции общей теории государства и права,

* [email protected]

1 См.: Алексеев С.С. Основы правовой политики в России: Курс лекций. М., 1995; Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: Материалы конференции / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов; Тольятти, 2001; Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы «круглого стола». Владивосток, 2002; Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003; Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003; Пушило Н.В. Правовая политика современного демократического государства // Социология права / Под ред. В.М. Сырых. М., 2004; Солдаткина O.JI. Цели в правовой политике: системный анализ // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 3; и др.

что является вполне понятным и оправданным, поскольку речь идет о правовом явлении и соответственно о «правовой политике» как юридической категории.

Однако такой подход не дает и не может дать полного представления об исследуемом явлении. Ведь правовая политика, как бы она ни понималась и ни представлялась, будучи по своей природе и характеру продуктом преимущественно государственной деятельности, формируется и осуществляется не только в сугубо государственной (точнее — государственно-правовой), но и в «негосударственной», в широком смысле, социальной среде.

На процесс формирования и реализации правовой политики оказывают постоянное влияние не только внутригосударственные, «чисто» политические или юридические, но и экономические, финансовые, психологические, идеологические и многие другие «внешние» по отношению к внутригосударственной жизнедеятельности и проводимой государством правовой или иной политике, факторы2.

Аксиоматичным, не подлежащим никакому сомнению является тот факт, что реальная, а не формально закрепленная и декларируемая политика независимо от того, в какой сфере жизни общества она провозглашается и осуществляется, не может практически состояться, если она не учитывает в процессе своего формирования и функционирования состояние политической, социальной и правовой системы общества, уровень развития экономики и культуры, особенности культивируемой в стране идеологии, а также все иные, оказывающие на нее прямое или косвенное влияние реалии. Данное обстоятельство касается всех без исключения видов и разновидностей государственной политики, включая, разумеется, и правовую политику.

Это бесспорно, так же как бесспорным в силу сказанного представляется и то, что глубокое и разностороннее познание последней невозможно осуществить лишь с позиций одной какой-либо дисциплины, в данном случае — общей теории государства и права. Возникает настоятельная необходимость подходить к исследованию правовой политики как социального в широком смысле, политико-правового явления не только в плане общей теории государства и права, но и с позиции других смежных с ней дисциплин, в частности политологии, философии права, конфликтологии и социологии права.

Так же как в процессе познания государства и права рассмотрение правовой политики с позиции разных дисциплин дает возможность взглянуть на нее не только с точки зрения ее внутреннего строения, сущности и содержания, но и под углом зрения основных направлений ее развития, стоящих перед ней целей и задач, а также различных форм ее проявления.

2 См.: Малько А.В., Соломатин А.Ю. Основы правовой политики. М., 2013.

Кроме того, изучение правовой политики, в частности, с социологических позиций — с позиции общей социологии или социологии права, позволяет рассмотреть и оценить данное явление с точки зрения его эффективности, уровня восприятия или, наоборот, отторжения его населением под углом зрения его недостаточной социальной значимости.

2. Разумеется, для того чтобы глубоко и разносторонне исследовать правовую политику, рассмотреть ее как сложное, многоаспектное и нередко довольно противоречивое явление с позиций разных дисциплин, необходимо, согласно логике, как это имеет место во всех подобных случаях, предварительно составить о нем по возможности четкое, адекватно отражающее реальную действительность представление.

В научной литературе, как известно, в настоящее время существует целый ряд в той или иной степени отличающихся друг от друга представлений о понятии правовой политики3. Приводить их и анализировать каждое из них, как представляется, нет никакой необходимости и возможности.

Следует лишь заметить, что большинство из бытующих представлений о понятии правовой политики адекватно отражают различные стороны данного явления и в силу этого, несомненно, имеют право на жизнь. В качестве примера можно сослаться на такое определение понятия правовой политики, согласно которому она представляется в виде «основы, принципов, направлений, задач, стратегий и тактики правового регулирования общественных отношений»4 или в виде «научно обоснованной деятельности уполномоченных субъектов в сфере формирования и реализации права»5.

Среди вошедших в научный обиход понятий правовой политики наиболее устоявшимся и наиболее полно отражающим действительность является, судя по практике его использования в реальной жизни, понятие, согласно которому правовая политика определяется как «комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права»6.

Спорным моментом в данном определении понятия правовой политики является, однако, указание на то, что им охватываются не только идеи, программы, установки и иные аналогичные им компоненты,

3 Приоритеты правовой политики в современной России («круглый стол») // Правоведение. 1998. № 1; Коробова АЛ. К вопросу о понятии правовой политики //Атриум. 1995. № 5; Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. Саратов, 2003; Правовая политика России: теория и практика / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006; Золотухина Т.А. Правотворческая политика современной России. Ростов-н/Д., 2011; и др.

4 Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 97.

5 Золотухина Т.А. Указ. соч. С. 17.

6 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000. С. 647.

формирующие стратегии государства в правовой сфере, но и методы ее осуществления, т.е. компоненты, которые по своей природе и характеру неизменно выступают лишь в качестве составных частей механизма реализации правовой политики.

В целях более глубокого и разностороннего познания правовой политики как стратегии государства в правовой сфере представляется необходимым более четко различать, с одной стороны, само явление и отражающее его понятие, именуемое правовой политикой, а с другой — систему мер, методов, установок и пр., с помощью которых реализуется правовая политика, т.е. механизм претворения в жизнь данной политики. Иными словами, представляется необходимым более дифференцированно подходить к рассматриваемому явлению и отражающему его понятию и различать собственно саму правовую политику как стратегию государства в правовой сфере (своего рода политику в статике) и механизм ее осуществления, правовую политику как процесс реализации соответствующих идей, программ и т.п. (правовую политику в динамике).

Подобный подход представляется теоретически и практически оправданным, поскольку он дает возможность более четко решать ряд вопросов, касающихся, в частности, субъектов формирования правовой политики и субъектов ее осуществления, средств и методов ее формирования, средств и методов ее осуществления и др.

Кроме того, при определении понятия правовой политики недопустимым представляется смешение данного понятия и отражаемого в нем явления, с одной стороны, с другими видами и разновидностями социальной политики, такими, в частности, как экономическая, финансовая, культурная, образовательная и др., которые опосредуются правом и осуществляются в рамках права и с помощью права. Имея при этом в виду, как резонно замечается в научных исследованиях, что, опосредуя другие виды социальной политики, правовая политика вместе с тем сохраняет «свои специфические особенности и свое содержание», ибо «оформление» правом других видов политики отнюдь не отменяет ее самостоятельности7.

А с другой стороны, теоретически и практически неоправданным является смешение понятия правовой политики с формами ее выражения и осуществления, а также со сходными, но не идентичными ему понятиями, такими, в частности, как «политические и правовые преобразования», «политические и правовые реформы» и т.п. В научной литературе по поводу последних верно отмечалось, что «правовая политика в отличие от правовых реформ должна осуществляться посто-

7 См.: МатузовН.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. Ноябрь. С. 30; Золотухина Т.А. Указ. соч. С. 19; Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7. С. 15-16; и др.

янно», создавая «основу этим реформам» и вместе с тем обозначая «их характер, пределы, сроки, эффективность»8.

3. Анализируя многочисленные высказанные в отечественной и зарубежной литературе мнения по поводу правовой политики и определения ее понятия и соотнося их с реальной действительностью, можно выделить наиболее важные для формирования адекватного представления о ней ее признаки и черты — своего рода «слагаемые правовой политики».

Это, во-первых, те по преимуществу стратегические идеи, программы и концепции, на основе которых формируется и осуществляется государственная правовая политика. Некоторые из этих интеллектуальных слагаемых правовой политики не только официально провозглашаются, но и законодательно закрепляются, в то время как другие остаются на уровне академических разработок.

В качестве одного из примеров законодательного закрепления интеллектуальной составляющей правовой политики может служить Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 г., утвержденная Указом Президента РК от 24 августа 2009 г. (№ 858). Согласно Указу, данная Концепция «является основой для разработки соответствующих программ в области правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, проектов нормативных правовых актов Республики»9.

Другим примером может служить аналогичная, официально закрепленная Концепция, действовавшая в Казахстане с 2002 по 2010 г. «Главными итогами» реализации этой Концепции, говорится в Указе Президента от 24 августа 2009 г., «стало существенное обновление основных отраслей национального законодательства», разработка и принятие новых кодифицированных актов, принятие мер, «позволивших вывести нормотворческий процесс на новый качественный уровень»10.

Во-вторых, наличие в научной правовой политике строго выверенных ее конечных и промежуточных целей, а также наиболее оптимальных, в максимальной степени отвечающих сложившимся в государственно-правовой и общественной жизни реалиям средств и методов ее реализации.

В связи с данными «слагаемыми» правовой политики, уровнем их адекватности сложившимся обстоятельствам и их эффективности в научной литературе справедливо акцентируется внимание на том, что «долгосрочная и краткосрочная политика государства оказывает значительное влияние на формирование всей системы законодатель-

8 Малько А.В. Правовая политика в условиях правовой реформы в современной России // Правовая политика России: теория и практика. М., 2006. С. 60.

9 URL:http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858

10 Ibid.

ства, на сферу, масштаб и объем систематизации законодательства, ее темпы, задачи, приоритеты, очередность и т.д.». Правовая политика «определяет общие ориентиры эволюции законодательства, подходы и средства для решения стоящих задач»11.

В-третьих, наличие у правовой политики своей особой сферы проявления и функционирования, каковой является правовая сфера.

Это не означает, разумеется, что действие права ограничивается лишь правовой сферой. Право, как известно, распространяется также на экономическую, собственно политическую, образовательную и все другие сферы жизнедеятельности общества и государства12.

Практически все виды и разновидности социально-экономической и иной политики государства опосредуются правом, имеют правовую форму и в этом смысле являются «правовыми».

Принципиальная разница между правовой политикой и другими видами государственной политики, опосредуемыми правом, заключается в следующем: если в первом случае право выступает в двух своего рода ипостасях — одновременно и как объект, на который направлено воздействие государства, и как средство (а точнее — совокупность средств, с помощью которых осуществляется это воздействие), то во втором случае применительно к государственной политике, проводимой им в экономической и других собственно неправовых сферах, право выступает исключительно как средство13.

И в-четвертых, весьма важным, ключевым является ее практическая «составляющая», выступающая в виде совокупности правотворческой деятельности всех соответствующих государственных органов, направленной на реализацию осуществляемой государством правовой политики.

Правовая политика, замечают по этому поводу исследователи, представляет собой не что иное, как научно обоснованную, последовательную и системную деятельность уполномоченных и заинтересованных субъектов, направленную на создание механизма правового регулирования, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование социально ориентированной правовой государственности, повышение в обществе правовой культуры и правосознания14.

11 Ударцев С.Ф. Правовая политика, систематизация законодательства и эволюция права // Право и политика. 2011. № 5 (137). С. 743.

12 См.: Матузов Н.И. Право в политическом измерении // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 1; Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004; и др.

13 Муромцев Г.И. Правовая политика: вопросы методологии // Научные труды. Вып. 5: В 3 т. Т. 1. М., 2005. С. 196 -197.

14 См.: Малько А.В. Правовая жизнь: Основы теории // Правовая жизнь современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2005. С. 59; Золотухина Т.А. Указ. соч. С. 15.

Наряду с названными «слагаемыми» правовая политика как относительно самостоятельный феномен содержит в себе также и другие социально значимые слагаемые, выступающие в виде особых субъектов правовой политики, принципов ее формирования и осуществления, отражаемых и защищаемых ею определенных ценностей и интересов и т.д.

Каждое из этих и других слагаемых правовой политики в силу своей социальной значимости требует к себе особого внимания и отдельного рассмотрения.

Субъекты правовой политики. Под субъектами правовой политики понимаются государственные органы, должностные лица и общественные институты, которые в соответствии с их полномочиями принимают участие в ее формировании и осуществлении.

В каждой политической и правовой системе круг субъектов правовой политики далеко не всегда одинаков и варьирует в зависимости от целого ряда факторов, касающихся форм правления государства и форм государственного устройства, характера и иных особенностей политического режима, круга официально признаваемых источников права и др.

Например, круг субъектов у федеративного государства по определению правовой политики будет шире, нежели у унитарного государства, поскольку в ее формировании и осуществлении участвуют как федеральные, так и региональные органы государства и общественные институты. Соответственно круг субъектов правовой политики в демократических политических режимах в силу открытого доступа граждан к политике и праву будет, по логике вещей, гораздо шире и разнообразнее, чем в авторитарных и тоталитарных режимах. И так далее.

Однако, несмотря на различие субъектов правовой политики в разных политико-правовых системах, общим для них остается то, что, во-первых, в качестве субъектов правовой политики, хотя и в разных «пропорциях», выступают как государственные органы, так и общественные институты; во-вторых, приоритет в процессе формирования и проведения в жизнь правовой политики всегда отдается государственным органам и должностным лицам, а не общественным институтам, имея в виду, что правовая политика — это не общественный, а государственный феномен; и, в-третьих, не все субъекты (например, законодательные органы), участвующие в формировании правовой политики, в равной мере с другими институтами участвуют также и в ее реализации и наоборот.

Говоря о природе и характере субъектов правовой политики, следует отметить, что они так же, как и субъекты права, предстают преимущественно в виде правовых категорий. Это обусловлено, в частности, тем, что они: а) порождены и закреплены с помощью норм права; б) действуют в сфере права; в) используют, наряду с социологическими, также и юридические методы; г) обеспечиваются в своей многосторонней правотворческой, правоприменительной и правоох-

ранительной деятельности при необходимости государственным принуждением, опосредованным нормами права; и д) функционируют в пределах, установленных с помощью норм права.

В каждой государственно-правовой системе законодательно устанавливается и закрепляется не только вид субъекта, обладающего правом на участие в формировании и реализации правовой политики, но также уровень и характер этого участия.

Применительно, например, к современной России одним из наиболее значимых субъектов правовой политики является Президент, который конституционно наделяется правом определять в строгом соответствии с конституцией и федеральными законами «основные направления внутренней и внешней политики государства», в том числе, разумеется, и правовой политики.

Во исполнение данных полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (ст. 90 Конституции РФ), т.е. должны иметь подзаконный характер.

Данные прерогативы Президента России, связанные с формированием и реализацией правовой политики в стране, значительно отличаются от соответствующих прерогатив глав ряда других государств. Таких, например, как Республика Казахстан, где Президент в плане формирования и реализации правовой политики имеет право издавать не только подзаконные акты, но и законы, а также и акты, имеющие юридическую силу закона.

Согласно Конституции Казахстана Президент Республики издает законы по вопросам, касающимся войны и мира. Что же касается указов, обладающих юридической силой закона, то они издаются во всех тех случаях, когда Парламентом Республики нарушается конституционно закрепленное право Президента «определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его вынесения». Такие указы действуют «до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке»15.

Характер и степень участия в процессе формирования и реализации правовой политики России и других стран закрепляется не только за главой государства, но и за другими государственными органами и общественными институтами, а том числе законодательными органами всех уровней, исполнительно-распорядительными и судебными органами, а также за некоторыми общественными институтами, принимающими участие в соответствии с действующим законодательством в формировании правовой политики.

15 Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2011. Ст. 45,53,61.

В федеративных государствах законодательное закрепление характера и степени участия в формировании и реализации правовой политики осуществляется не только на общегосударственном, федеральном, уровне, но и на уровне субъектов федерации.

Об этом свидетельствует, в частности, Конституция (Основной закон) ФРГ, в соответствии с которой «осуществление государственных полномочий и решение государственных задач», касающихся в том числе правовой политики, являются делом не только федерации, но и земель, поскольку Основной закон «не устанавливает или не допускает другого регулирования»16.

Аналогично обстоит дело и в других федерациях, где в законодательном порядке закрепляется участие в формировании и осуществлении правовой политики как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

В Конституции Российской Федерации эти вопросы решаются, например, на основе ст. 71, закрепляющей за Федерацией, наряду с решением ряда других вопросов, также «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации»; на основе ст. 72, закрепляющей правовые и иные вопросы, решение которых относится к совместному ведению Федерации и субъектов Российской Федерации; и на основе ст. 73, устанавливающей, что «вне пределов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» субъекты Федерации «обладают всей полнотой государственной власти», в том числе, разумеется, и в решении вопросов, касающихся формирования и осуществления правовой политики.

По аналогичной схеме решается вопрос о совместном формировании и реализации правовой политики федеральными органами и органами субъектов федерации и в других федеративных образованиях.

Механизм реализации правовой политики. Наряду с механизмом формирования правовой политики механизм ее реализации является составной частью всего механизма правовой политики в целом.

Название этих составных частей говорит само за себя, а именно — первая часть имеет дело с процессом разработки и развития правовой политики, а вторая — с процессом ее реализации. Соответственно первая часть (механизм и по сути система формирования правовой политики) аккумулирует в себе все то (элементы, связи, локальные процессы и пр.), что непосредственно связано с процессом разработки и развития правовой политики, а вторая — все то, что ассоциируется с процессом претворения этой политики в жизнь.

16 Основной закон Федеративной Республики Германии. Ст. 30 // Конституции государств Европейского союза. М., 1999. С. 191.

Механизм реализации правовой политики как стратегии государства в правовой сфере с теоретической и формально-юридической точки зрения с неизбежностью включает в себя всю систему соответствующих методов, средств, принципов, различных теоретических установок, программ, идей, положений, которыми руководствуются субъекты правовой политики в процессе проведения ее в жизнь. С практической точки зрения механизм реализации правовой политики, так же как и механизм ее формирования, складывается из реальных действий ее субъектов, которые не только формируют эту политику, но и реализуют.

При этом не придается принципиальное значение степени участия субъектов правовой политики в процессе ее осуществления, равно как и в процессе ее формирования, поскольку в подавляющем большинстве случаев субъекты правовой политики прямо или косвенно участвуют и в том и в другом процессе.

В подтверждение сказанного можно сослаться на активное участие в процессе формирования и реализации правовой политики суда в тех государственно-правовых системах, где в качестве источника права официально признается судебный прецедент и где высшие судебные органы выступают одновременно и в качестве законодателя — непосредственного творца правовой политики и в качестве правоприменителя — участника процесса реализации этой политики. Сходным образом обстоит дело и в тех государственно-правовых системах, где, как, например, в современной России, высшие судебные инстанции наделяются правом законодательной инициативы, хотя и ограниченно — только «по вопросам их ведения».

Механизм реализации правовой политики, так же как и механизм ее формирования, строится и функционирует на основе определенных правовых и неправовых принципов.

В научной литературе не сложилось единого представления как о принципах правовой политики в целом, исходных идеях, базовых требованиях и положениях, лежащих в основе процесса ее формирования и осуществления, так и о принципах функционирования механизма реализации этой политики17.

Однако в научной литературе широко анонсируются и используются такие, например, неправовые, своего рода «универсальные» принципы, как принцип научной обоснованности правовой политики вообще и механизма ее реализации в частности18, принцип планомерности, эффективности, экономичности, сбалансированности и последовательности и др.19

17 См.: Рудковский В.А. О принципах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 4.

18 См.: Золотухина Т.А. Указ. соч. С. 28.

19 См.: Трофимов В.В. Научная обоснованность правовой политики как фактор ее осуществления // Правовая политика и правовая жизнь. 2008. № 3.

Среди правовых принципов выделяются и рассматриваются следующие:

а) принцип законности и конституционности, основным требованием которого является строгое и неуклонное следование в процессе реализации правовой политики всем предписаниям, содержащимся как в конституционных, так и во всех других нормативно-правовых актах. При этом запрещается использование правовых механизмов и процедур, если это связано с нарушением законодательства под предлогом политической или иной целесообразности;

б) принцип легитимности, суть которого заключается в требовании соответствия правовой политики и процесса ее реализации интересам не отдельных, причастных к власти людей, а всего общества. Легитимной будет считаться та правовая политика, которая не только официально декларируется как демократическая, гуманная и пр., но и пользуется реальной поддержкой большинства населения;

в) принцип приоритетности основных прав и свобод человека и гражданина в процессе формирования и осуществления правовой политики. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», — декларируются в связи с этим в ст. 2 действующей Конституции России, а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» является обязанностью государства;

г) принцип согласованности правовой политики государства на всех стадиях ее формирования, развития и осуществления с международно-правовыми стандартами, опосредованными общепризнанными принципами, нормами международного права, а также международными договорными актами того или иного государства и др.20

Наряду с названными в научной литературе рассматриваются, кроме того, такие принципы, как принцип сочетания механизмов управления и стимулирования, принцип планомерности и поэтапности, принцип реализма правовой политики, принцип целесообразности и четкого определения в правовой политике приоритетов, принцип достаточности правовых средств и ресурсов и др.

Анализируя данные и другие им подобные положения, именуемые принципами правовой политики вообще и механизма ее реализации в частности, следует заметить, что они как исходные, основополагающие идеи и положения не возникают и не функционируют сами по себе, вне связи и вне влияния со стороны других социальных, экономических, политических и прочих правовых и неправовых феноменов. Будучи, как и любые иные явления, институты и учреждения, обусловленными окружающей социальной и иной средой, эти принципы вместе с нею изменяются и развиваются.

20 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики // Государство и право. 2001. № 10; Рудковский В.А. Указ. соч.; Золотухина Т.А. Указ. соч.; и др.

Кроме того, они подвергаются порою весьма значительному изменению в связи с изменением отражающихся в них интересов и ценностей, а также в связи с изменением стоящих перед обществом и государством на том или ином историческом отрезке их развития целей и задач.

Вполне естественно и понятно, например, что в условиях развития капиталистического общества и государства, в том числе и в современной России, где основной фон задает крупный капитал, сущность, содержание и принципы правовой политики и механизма ее реализации будут принципиально отличаться от аналогичных институтов, скажем, социалистического или ему подобного общества и государства, поскольку перед ними стоят принципиально разные по социальной природе и характеру цели и задачи, выражаются и защищаются разные интересы, приоритет отдается разным моральным и иным ценностям. Если в основе капитализма лежит прибыль, деньги, то в основе любой разновидности социализма находится человек.

Не случайно в связи с этим Конституция СССР 1977 г. констатировала, что «законом жизни» советского общества «является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех»21. В развитие данного принципа Конституция закрепляла такие основные направления, а вместе с тем цели и задачи государства, общества и политической системы в целом — «все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения»22.

Наряду с правовыми и неправовыми принципами в формировании и функционировании механизма реализации правовой политики не менее важное значение имеют также и остальные его «слагаемые», выступающие в виде различных теоретических установок, средств, методов, разного рода научных программ и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Золотухина Т.А. Правотворческая политика современной России. Рос-тов-н/Д., 2011.

2. МалькоА.В., Соломатин А.Ю. Основы правовой политики. М., 2013.

3. Правовая политика России: теория и практика / Под ред. Н.И. Мату-зова, А.В. Малько. М., 2006.

4. Рудковский В.А. О принципах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 4.

5. ШундиковК.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003.

21 Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977. Ст. 9.

22 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.