УДК 323
Шемелин Аркадий Валерьевич Arkadiy Shemelin
Егоров Егор Владимирович Egor Egorov
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
BASIC OF RELATIONS ASSOCIATED WITH ACCESS TO INFORMATION REPORT OF SHIPS
ÉIÉ
Рассматривается законодательный процесс, регулирующий организацию доступа к информации о деятельности судов и основные требования при обеспечении доступа к такой информации, порядок предоставления информации о деятельности судов, организационные моменты взаимодействия судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации.
Научное обоснование теоретических проблем правового регулирования применения информационных технологий при отправлении правосудия представляет существенный интерес в теории информационного права.
Авторы отмечают, что «применение информационных технологий позволяет достигнуть принципиально нового уровня открытости и доступности правосудия в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», способствует реализации конституционных прав граждан на судебную защиту, безупречности и эффективности деятельности судов, а также созданию условий, препятствующих проявлению коррупции. Совершенствование судопроизводства путем широкого внедрения в практику рассмотрения судебных дел информационных технологий способствует снижению нагрузки на судей и работников аппаратов судов, сокращению сроков рассмотрения дел, повышает качество рассмотрения дел»
The article deals with the legislative process, regulating the organization of access to information about the activities of the courts and the basic requirements for providing access to such information, the procedure for providing information about the activities of the courts, organizational aspects of interaction courts of the Judicial Department, judicial bodies with the editorial media.
Scientific substantiation of the theoretical problems of legal regulation of the information technology use in the administration of justice is of considerable interest in the theory of information law.
The authors note: «The application of information technology makes it possible to achieve a fundamentally new level of openness and access to justice in accordance with the Federal Law of 22 December 2008 № 262-FZ» On providing access to information on the courts of the Russian Federation», contributes the constitutional rights of citizens to judicial protection, integrity and efficiency of the courts, as well as the creation of conditions preventing the appearance of corruption. Improving the legal proceedings by the widespread introduction of the practice of court cases information technology helps to reduce the workload of judges and court staff, reduce the period of cases, improves the quality of cases»
Ключевые слова: информация, информация о Key words: information, information about the деятельности судов, судебная информация courts' activities, judicial information
Правовая основа отношений, связанных
с обеспечением доступа к информации о деятельности судов [3], имеет актуальное значение в практической деятельности заинтересованных лиц: граждан, представителей организаций, их руководителей, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.
Согласно теории права, под объектом правовых отношений понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности, либо то, по поводу чего складывается правоотношение.
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Иначе говоря, информация может являться объектом любых правовых отношений. Соответственно общепринятому в теории права делению всех правоотношений на частные (правоотношения, в которых государство отсутствует в качестве субъекта, или в которых государство — субъект, но как носитель имущественных интересов при отсутствии властного подчинения государству) и публичные ( правоотношения, одним из субъектов которых является государство через свои органы и которые основаны на властном подчинении государству) , законодательно выделены публичные и гражданские правоотношения.
Гражданские правовые отношения, а точнее, отношения, регулируемые гражданским законодательством, определены в ст. 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)
[3].
В ГК РФ также предусмотрено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, но при условии, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления
или распространения. Соответственно, при установлении таких ограничений или иных требований они подлежат соблюдению при использовании информации и ее передаче.
В зависимости от категории доступа к информации выделяются следующие виды:
1) общедоступная информация (общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен);
2) информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, или иначе — информация ограниченного доступа (ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства).
В зависимости от порядка предоставления или распространения информации выделяются следующие виды:
1) информация, свободно распространяемая (в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ);
2) информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях (предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией);
3) информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению ( случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в т.ч. предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами);
4) информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается ( запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религи-
озной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность).
Для возникновения и реализации правоотношений в области доступа к информации необходимы объективные условия. В качестве таких объективных условий в данном случае выступают, во-первых, наличие реальных фактов, связанных с интересами различных субъектов общества по поводу получения такого рода информации и, во-вторых, наличие нормативно-правовой основы, соответствующих правовых норм, позволяющих ввести отношения по конкретному факту в систему юридических фактов и правовых отношений.
Обеспечение доступа к информации о деятельности судов представляет собой комплекс мероприятий по сбору и обработке, представлению информации, проводимых Судами всех звеньев, а также властными органами, непосредственно взаимодействующими и осуществляющими организационное обеспечение деятельности судов ( органы судейского сообщества, Судебный департамент и его органы). Данный комплекс мероприятий имеет своей целью создать все необходимые условия для открытости и доступности в получении информации всеми заинтересованными лицами (имеются в виду как частные физические лица, так и юридические организации, государственные органы власти, органы местного самоуправления, общественные объединения).
Все проводимые мероприятия должны содержать правовое обоснование, которое определяется, исходя из источников, включающих в себя основополагающие правила осуществления указанных мероприятий, конкретно устанавливающих полномочия и порядок деятельности судов, организационные требования относительно порядка судопроизводства, о чем в официальном порядке подается соответствующая информация.
К соответствующим источникам, регулирующим рассматриваемые отношения, следует отнести, в первую очередь, Консти-
туцию РФ [4]. Так, ст. 123 Конституции РФ закрепляет в своем содержании такие важные требования, предъявляемые к осуществлению правосудия, как открытость судебных разбирательств и недопущение заочного разбирательства дел. В этой же норме закреплен и общий конституционный принцип судопроизводства — осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон. Конституционными положениями также предусматриваются основные требования к организационному порядку осуществления судопроизводства, без чего невозможным представляется отправление законного правосудия.
В конституции, в частности, указывается, что суды — единственные властные органы, непосредственно осуществляющие конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводства, с учетом подведомственности конкретных дел. При этом подразумевается полная самостоятельность судей при осуществлении правосудия, то есть отсутствие какого-либо влияния на деятельность судей.
В Конституции РФ определены основополагающие организационные правила работы вышестоящих судов, непосредственно осуществляющих правосудие и одновременно исполняющих контрольное и надзорное производство. Содержание конституционных положений непосредственно учитывается при обеспечении информации о деятельности судов. Законодатель определяет в содержании, что помимо конституции порядок организации судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов в Российской Федерации устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также законодательством субъектов Российской Федерации — в отношении конституционных ( уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей.
Здесь, в первую очередь, отметим следующие источники:
1) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1 — ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
[5];
2) Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132—1 «О статусе судей в Российской Федерации» [6];
3) Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7 — ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [7];
4) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30 — ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [8];
5) Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188 — ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [9].
Регламенты судов и (или) иные акты, исходящие, в том числе от Судебного департамента, органов судейского сообщества, также отнесены к числу источников, с помощью которых возможно регулировать проводимые процессы в обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Отнеся регламенты с иными актами к правовому регулированию отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, законодатель имел в виду дополнительные источники правового регулирования. Такие документы имеют внутреннее назначение. Однако без них невозможно обеспечивать пополнение информационной базы о работе судебной системы.
В частности, регламенты по своему содержанию представляют правила, определяющие порядок деятельности государственного органа.
Следует отметить, что положения конституции корреспондируют о преимуществе действия норм и принципов международного права и международных договоров в национальной системе права.
Определение международных договоров содержится в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 101 — ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [10].
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) составной частью ее правовой системы. Международные до-
говоры по своему общеполитическому назначению выступают теми средствами, с помощью которых происходят процессы регуляции межгосударственных отношений, и одновременно они являются существенным элементом стабильности международного правопорядка.
К числу международных документов, имеющих важное значение в регулировании отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, относятся следующие:
1) Международный пакт о гражданских и политических правах [11];
2) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [12].
Так, Международный пакт о гражданских и политических правах [11] и Общие рекомендации Комитета по правам человека предусматривают открытость и доступность актов судебной власти для граждан, а Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [12] провозглашает принцип доступности правосудия. Особое место в системе международной регуляции отношений по обеспечению доступа к информации о деятельности судов имеют также:
1) решения Европейского суда по правам человека в части доступности правосудия;
2) рекомендательные международные универсальные и региональные ( европейские) документы, предусматривающие открытость и доступность для граждан судебных актов;
3) законодательство отдельных европейских стран о судоустройстве, уголовном процессе, гражданском процессе, административном процессе;
4) законодательство отдельных европейских стран, содержащее нормы об информационной открытости деятельности органов государственной власти, в том числе об открытости информации о деятельности судов и принимаемых судами решениях.
Изучение международных актов, наряду с документированной рекомендательной и законодательной базами, а также
изучение международного опыта неукоснительно содействует выработке целесообразных предложений по усовершенствованию действующей в России модели обеспечения открытости информации для граждан.
Полагаем, нормативную основу модели правового регулирования можно представить в виде следующих уровней правового регулирования:
— федеральный, предполагающий регулирование информационных отношений в искомой сфере на основании международных актов, ратифицированных Российской Федерацией, Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
— уровень субъекта Российской Федерации, предусматривающий регулирование информационных отношений в сфере применения информационных технологий в судах в соответствии с нормативными правовыми актами государственных органов власти субъектов РФ;
— локальный, включающий в себя определение средств юридического воздействия на поведение субъектов судебного информационного пространства на основе приказов, положений, инструкций, регламентов, правил самих судов общей юрисдикции.
По этому поводу следует согласиться с В.И. Кокотовой, что на основании анализа международных правовых актов, норм Конституции РФ, уголовно-процессуального, гражданского процессуального законодательства и правоприменительной практики определена совокупность принципов правового регулирования применения информационных технологий в судах общей юрисдикции, которые условно подразделены на следующие группы [13]:
— общеправовые (конституционные, международно-правовые: принцип законности, принцип равенства субъектов судебного информационного пространства, охрана чести и достоинства личности, неприкосновенность личности, неприкосно-
венность частной жизни, презумпция невиновности, свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом);
— процессуальные (публичность, гласность, непосредственность);
— Прикладные принципы (принцип комплексного организационно-методического и нормативно-правового обеспечения применения информационных технологий в судах общей юрисдикции; достоверность судебной информации; принцип безопасности субъектов судебного информационного пространства; принцип процессуальной экономии).
Соответственно, модель правового регулирования применения информационных технологий в судах общей юрисдикции характеризуется свойствами системности, нормативности, информативности и позволяет нормативно и организационно определить и упорядочить поведение субъектов судебного информационного пространства, достигая тем самым целей правового регулирования применения информационно-коммуникативных технологий в судах общей юрисдикции.
В апреле 2006 г. Верховный Суд РФ выступил субъектом законодательной инициативы и внес законопроект № 287750-4 «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Итогом проведенной работы стал принятый и опубликованный Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [ 1 ], вступивший в законную силу с 1 июля 2010 г.
Время диктует необходимость в информационном сопровождении деятельности судов. И первоочередное значение уделяется тому, чтобы в информационном сопровождении были активно задействованы интернет-ресурсы судов. В настоящее время Интернет занимает одну из лидирующих позиций среди всех информационных ресурсов. Поэтому так важна роль интернет-ресурсов в обеспечении деятельности
судов. В ближайшее время интернет-ресурсы судов назовут, пожалуй, самой объективной и оперативной формой обеспечения гласности и открытости правосудия. Не стоит забывать, конечно же, и о правовой подаче информации, в связи с чем установлены правила предоставления информации через интернет-ресурсы. Все действующие суды в России, имея в своем распоряжении интернет-сайты, на которых представлена полная информация об их работе, обязаны обеспечить подачу информации в соответствии с названным законом, а именно обязаны отвечать за достоверность, правильность и законность предоставляемой информации. При этом открытость информации третьим лицам в ходе осуществления
Литература_
1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации: [от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ] / Российская газета. 2008. № 265.
2. Арестова О.Н., Ковалева Н.Н. Комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»/ под ред. О.Н. Арестовой [и др.]. М.: Юрайт-издат, 2010. С. 137.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон [30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (в ред. от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ)] // Рос. газета. 1994.№ 238-239.
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4.
5. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон [31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1. Ст. 1. 6 января.
6. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Рос. Федерации [26 июня 1992 г. № 3132-1 (с посл. изм. и доп.)] // Рос. газета. 1992. № 170. 29 июля.
7. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: федеральный закон [08.01.1998 № 7-ФЗ (с посл. изм. и доп)] // Рос. газета. 1998. № 6. 14 января.
правосудия должна обеспечиваться также созданием условий безопасности всех участников процесса.
Проводимый президентом России курс по совершенствованию судебной системы, продолжению пути ее реформирования, а также информационному сопровождению деятельности органов судебной власти требует активного развития отношений между судебными органами и СМИ. Информационное партнерство с редакциями различных СМИ позволяет пресс-службам судов осваивать различные программы по сотрудничеству в обеспечении объективного, достоверного и гласного освещения деятельности судов.
_References
1. Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatelnosti sudov v Rossiyskoy Federatsii (On providing access to information about the activities of the courts in the Russian Federation): Federal Law of the Russian Federation: [December 22, 2008 № 262-FZ]: Rossiyskaya Gazeta, 2008, no. 265.
2. Arestova O.N., Kovalev N.N. Kommentariy k Federalnomu zakonu ot 22 dekabrya 2008 g. № 262-FZ «Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatelnosti sudov v Rossiyskoy Federatsii» [Commentary to the Federal Law of 22 December 2008 № 262-FZ «On providing access to information on the courts of the Russian Federation»]; ed. O.N. Arestova [et al.]. Moscow: Yurayt-izdat, 2010. 137 pp.
3. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (Civil Code of the Russian Federation): federal law [November 30, 1994, № 51-F3 (in red. On May 5, 2014, № 99-FZ)]: Ros. gazeta, 1994, no. 238-239.
4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (Constitution of the Russian Federation): adopted by popular vote on December 12, 1993; Coll. Russ. legislation Federation, 2009, no. 4.
5. O sudebnoy sisteme Rossiyskoy Federatsii (On the Judicial System of the Russian Federation): federal constitutional law [31 December 1996 № 1 FCL (with the last. Amend. Ext.)]: Coll. Russ. legislation Federation, 1997, no. 1, art. 1, January 6.
6. O statuse sudey v Rossiyskoy Federatsii (On the Status of Judges in the Russian Federation): Law Russ. Federation [26 June 1992 № 3132-I (with the last. Amend. Ext.)]: Ros. gazeta, 1992, no. 170, 29th of July.
7. O Sudebnom departamente pri Verhovnom Sude Rossiyskoy Federatsii (Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation): federal law [08.01.1998 № 7-FZ (with the last. Rev. & Accessories)]: Ros. gazeta, 1998, no. 6, January 14.
8. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федеральный закон [14 марта 2002 г. № 30-ФЗ (с посл. изм. и доп)] // Парлам. газета. 2002. № 52. 19 марта.
9. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон [17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (с посл. изм. и доп)] // Рос. газета. 1998. № 242. 22 декабря.
10. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон [15 июля 1995 г. № 101-ФЗ] // Рос. газета. 1995. № 29. 21 июля.
11. О гражданских и политических правах: международный Пакт [ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-УШ] // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 1994. № 12.
12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: [заключена в г. Риме 04.11.1950 (с посл. изм. и доп.) ] // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
13. Кокотова В.И. Правовое регулирование применения информационных технологий в судах общей юрисдикции: автореф. дисс. на канд. юрид. наук. М., 2009. 24 с.
8. Ob organah sudeyskogo soobshhestva v Ros-siyskoy Federatsii (On the bodies of the judiciary in the Russian Federation): federal law [March 14, 2002 № 30-FZ (as last. Rev. & Accessories)]: Parlam. gazeta, 2002, no. 52, march 19th.
9. O mirovyh sudiyah v Rossiyskoy Federatsii (On the magistrates in the Russian Federation): Federal Law [December 17, 1998 № 188-FZ (as last. Rev. & Accessories) ]: Ros. gazeta, 1998, no. 242, December 22.
10. O mezhdunarodnyh dogovorah Rossiyskoy Federatsii (On International Treaties of the Russian Federation): federal law [15 July 1995 № 101-FZ]: Ros. gazeta, 1995, no. 29, July 21.
11. O grazhdanskih i politicheskih pravah (On Civil and Political Rights): International Covenant [ratified by the Decree of the Presidium of the USSR Supreme 18.09.1973 № 4812-VIII ]: Bulletin of the Supreme Court of the Rus. Federation, 1994, no. 12.
12. Konventsiya o zashhite prav cheloveka i os-novnyh svobod (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms): [concluded in Rome on 04.11.1950 (with last. Amend. Ext.)]: Bulletin of international agreements, 2001, no. 3.
13. Kokotova V.I. Legal regulation of the information technology use in the courts of general jurisdiction [Pravovoe regulirovanie primeneniya informatsion-nyh tehnologiy v sudah obshhey yurisdiktsii]: Abstract diss.....cand. law. sciences. Moscow, 2009. P. 24.
Коротко об авторах_
Briefly about the authors
Шемелин А.В., д-р полит. наук, профессор, зав. каф. «Социально-правовые дисциплины», юридический факультет, Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]
Научные интересы: избирательное право, электоральное поведение, история органов государственного управления
A. Shemelin, doctor of political sciences, professor, head of Socio-Legal Disciplines department, Law faculty, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: right to vote, electoral behavior, history of government
Егоров Е.В., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]
Научные интересы: избирательное право, информатизация избирательного процесса
E. Egorov, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: right to vote, computerization of electoral process