УДК 342.565.2 DOI: 10.24420/KUI.2019.75.33.011
В.Н. Демидов
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО (УСТАВНОГО) ПРАВОСУДИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ENSURING INFORMATION TRANSPARENCY AND ACCESSIBILITY OF THE CONSTITUTIONAL (STATUTORY) JUSTICE OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Введение: в статье исследуются основные способы обеспечения информационной открытости конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Отмечается, что предпринимаемые в данном направлении меры осуществляются в контексте повышения уровня открытости судебной системы Российской Федерации в целом, которая является отражением принципиальной позиции руководства российского государства и профессионального сообщества судей.
Материалы и методы: в ходе работы над статьей применялись логический, системный, формально-юридический методы. В качестве материалов использовались нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, а также данные судебной практики органов конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации.
Результаты исследования: исследована законодательная база обеспечения информационной открытости и доступности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, на примере практики Конституционного суда Республики Татарстан раскрыты основные формы повышения информационной открытости и доступности региональной конституционной (уставной) юстиции, такие как обеспечение гражданам и их объединениям права на обращение в данные суды в электронном виде, проведение выездных заседаний указанных судебных органов, заседаний на национальных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, осуществление видеотрансляций судебных заседаний через сайты конституционных (уставных) судов в сети Интернет и ряд иных мер.
Обсуждение и заключения: Конституционным судом Республики Татарстан сформирован большой набор положительных практик в сфере обеспечения информационной открытости и доступности его деятельности, который имеет большое значение в силу специфики его деятельности в сфере конституционного нормоконтроля и может быть воспринят иными органами конституционного правосудия субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: конституционное (уставное) правосудие, информационная открытость, доступность судов, доступ к информации, электронное обращение, видеотрансляция судебных заседаний
Для цитирования: Демидов В.Н. Обеспечение открытости и доступности конституционного (уставного) правосудия субъектов Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 10, № 3. С. 321-326. DOI: 10.24420/KUI.2019.75.33.011
Introduction: the article examines the main ways of ensuring the information transparency of the constitutional (statutory) courts of the constituent entities of the Russian Federation. It is noted that the measures taken in this direction are carried out in the context of increasing the level of openness of the judicial system of the Russian Federation as a whole, which is a reflection of the attitude of the leadership of the Russian state and the professional community of judges.
Materials and Methods: in the course of work on the article, logical, systemic, formal legal methods are used. Normative legal acts of the federal and regional levels, as well as the practice of bodies of constitutional (charter) justice of the constituent entities of the Russian Federation are used as the materials of the work.
Results: the legislative framework for ensuring the information transparency and accessibility of the constitutional (charter) courts of the constituent entities of the Russian Federation is studied. The basic forms of increasing the information transparency and accessibility of regional constitutional (charter) justice, such as ensuring the right to appeal to these courts in electronic form, holding visiting sessions of these judicial bodies, sessions in the national languages of the republics of the Russian Federation, video broadcasting of court ses-
sions through the sites of constitutional (statutory) courts on the Internet and a number of other measures are used in the context of the jurisprudence of the Constitutional Court of the Republic of Tatarstan.
Discussion and Conclusions: the Constitutional Court of the Republic of Tatarstan has formed a large set of positive practices in the field of ensuring information transparency and accessibility of their activities, which is of great importance due to the specifics of its activities in the field of constitutional normative control and which can be perceived by other bodies of constitutional justice of the constituent entities of the Russian Federation.
Key words: constitutional (statutory) justice, information openness, accessibility of courts, access to information, electronic appeal, video broadcast of court sessions
For citation: Demidov V.N. Ensuring information transparency and accessibility of the constitutional (statutory) justice of the subjects of the Russian Federation // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2019. V. 10, N 3. P. 321-326. DOI: 10.24420/ KUI.2019.75.33.011
Введение
Закрепленный в Конституции Российской Федерации ее статус как демократического правового государства, единственным источником власти в котором является его многонациональный народ, осуществляющий данную власть в том числе через органы государственной власти, имеет множество практических аспектов своей реализации. То, что высшим непосредственным выражением власти российского народа Основной закон страны определяет референдум и свободные выборы, не отменяет значимости иных форм обеспечения общественного участия в работе государственных и муниципальных органов. В связи с этим одним из наиболее важных аспектов функционирования самих органов государственной власти, в том числе судебной, является обеспечение их информационной открытости, позволяющей заинтересованным гражданам и их объединениям получать наиболее полную, достоверную и актуальную информацию о работе данных органов и их должностных лиц, оценивать ее и использовать в целях защиты своих прав и законных интересов. Непосредственную связь с обозначенным аспектом имеет и доступность органов государственной власти, под которой следует понимать обеспечение гражданам и юридическим лицам возможности осуществлять взаимодействие с государственными органами наиболее эффективными способами.
Обеспечение информационной открытости и доступности органов государственной власти и местного самоуправления является одним из самых существенных направлений государственной политики, направленной на установление конструктивного диалога общества и государства, вовлечение граждан в непосредственное участие в определение основных направлений реализуемой в стране государственной политики, решение вопросов мест-
ного значения. Президент Российской Федерации В.В. Путин высказался об этом, выступая 24 апреля 2019 года на встрече с членами Совета законодателей: «Парламентариям на всех уровнях нужно укреплять каналы обратной связи с гражданским обществом... В ходе реализации масштабных проектов нам нужно наладить четкое понимание, как это сказывается на практической жизни, и вовремя какие-то коррективы вносить в практическую работу. Это чрезвычайно важно для достижения конечного положительного результата»1.
При всей специфике деятельности судов Российской Федерации как государственных органов, относящихся к отдельной ветви власти, требование обеспечения информационной открытости и доступности в полной мере распространяется и на них, хотя формы данного обеспечения в любом случае будут нести на себе отпечаток их статуса как органов, осуществляющих правосудие как особый вид государственной деятельности. Как отметил Президент России на VIII Всероссийском съезде судей в декабре 2012 г.: «Важнейшее достижение нашей судебной системы - повышение уровня ее открытости. Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности судов гарантирует предоставление гражданам и организациям практически полный объем информации о судах. Кстати говоря, такой открытостью не может похвастаться, пожалуй, ни одна судебная система сегодня»2. Пять лет спустя, выступая на торжественном собрании, посвященном 95-летию Верховного Суда (январь 2018 года), глава государства высоко оценил появившуюся в 2016 году у граждан возможность подавать судебные иски и другие документы в электронном виде, что повысило доступность правосудия, позволило сократить сроки рассмотрения дел и избавило от ненужной волокиты3.
1 Встреча с Советом законодателей // Официальный сайт Президента России. http://kremlin.ru/events/president/news/60359 (дата обращения: 30.08.2019).
2 Всероссийский съезд судей // Официальный сайт Президента России. http://kremlin.ru/events/president/news/17158 (дата обращения: 30.08.2019).
3 Президент выступил на торжественном собрании, посвященном 95-летию Верховного Суда РФ // Официальный сайт Президента России. http://kremlin.ru/events/president/news/56688 (дата обращения: 30.08.2019).
Республика Татарстан по праву считается одним из регионов-лидеров в Российской Федерации по части использования современных информационных технологий для повышения уровня открытости и доступности органов публичной власти. Как отметил по этому поводу Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов: «Значительное влияние на социально-экономическое развитие оказывают современные технологии государственного и муниципального управления. Необходимое условие повышения эффективности государства - это возможность участия в его работе граждан»1. Конституционный суд Республики Татарстан, будучи по своему статусу органом судебной власти республики, всегда стремился соответствовать этой тенденции и уделял большое внимание вопросам открытости и доступности своей деятельности, что позволило ему накопить в данной сфере определенный опыт, который и может быть рассмотрен.
Обзор литературы
Поскольку открытость информации о деятельности органов государственной власти и их доступность для граждан и их объединений являются вопросами как конституционно-правового, так и административно-правового значения, отдельные аспекты данной темы раскрываются в работах правоведов, специализирующихся в данных отраслях права. Если говорить о реализации данных принципов применительно к органам судебной власти, то в данной сфере также были выполнены соответствующие исследования.
В частности, Е.А. Малько, анализируя транспарентность деятельности российской судов при осуществлении ими гражданского правосудия, раскрывает несколько видов информации о правосудии, которая должна быть доступна любому человеку или иному заинтересованному субъекту, и отмечает, что достичь высокого уровня открытости правосудия поможет формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, что, в свою очередь, позволит добиться повышения качества судебной деятельности, укрепит связь судов с населением, повысит уровень доверия к судебной власти и одновременно обеспечит гражданам большую доступность к средствам судебной защиты [1].
В.И. Решетняк, рассматривая российскую и зарубежную практику применения электронных технологий в целях информирования граждан о работе судов, показывает, что на практике могут существовать различные способы использования
сети Интернет для обеспечения открытости и доступности правосудия, многие из которых активно воспринимаются российскими судами и способствуют повышению степени эффективности отечественного правосудия [2].
При этом большинство работ такого рода ориентированы на практику судов общей юрисдикции или арбитражных судов, имеющих статус федеральных, тогда как опыт и перспективы работы в указанном направлении применительно к конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации также нуждаются в раскрытии и осмыслении.
Результаты исследования
На федеральном уровне деятельность по обеспечению информационной открытости судов Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»2, устанавливающим базовые нормы, распространяющиеся на все судебные органы российского государства. Принятие данного закона стало первым и наиболее значимым шагом на пути нормативного закрепления требований к судебным органам власти в части установления уровня их открытости, прозрачности и доступности, отвечающего запросам современного общества и степени развития информационных технологий. В частности, указанный Федеральный закон установил требование о необходимости размещения наиболее важной информации о судебных органах в сети Интернет, в первую очередь на официальных сайтах судов.
При этом данным Федеральным законом также предусмотрено, что правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, осуществляется как федеральным и региональным законодательством, так и регламентами судов и иными актами, регулирующими вопросы их внутренней деятельности (часть 1 статьи 3). Кроме того, часть 2 статьи 2 Федерального закона предусматривает возможность установления законодательством субъектов Российской Федерации, определяющим полномочия и порядок деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, иных требований к предоставлению информации о деятельности судов, чем те, которые определены данным Федеральным законом, и применения в таком случае положений Федерального закона с учетом требований законодательства субъектов Российской Федерации.
1 Послание Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова от 26 сентября 2013 г. http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-10103687/ (дата обращения: 30.08.2019).
2 Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6217.
На основе указанного Федерального закона Конституционный суд Республики Татарстан, реализуя закрепленное за ним Конституцией Республики Татарстан право законодательной инициативы, предложил принять аналогичный республиканский закон, направленный на регулирование его деятельности в данной сфере. В результате 3 июля 2010 года был принят закон Республики Татарстан № 50-ЗРТ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Татарстан»1, который, как и вышеупомянутый закон федерального уровня, нормативно закрепил многие основные требования к информационной открытости и доступности органа конституционного правосудия Татарстана, в том числе те из них, которые применялись на практике и ранее. Так, в 2005 году был создан официальный сайт Конституционного суда Республики Татарстан, несколько раз совершенствовался с целью повышения его информационной насыщенности и обеспечения большего удобства для потенциальных пользователей.
Как отмечалось нами ранее, «в настоящее время с целью повышения доступности для граждан сайт суда функционирует на платформе Официального портала Республики Татарстан, в котором объединена информация обо всех органах государственной власти республики (ks.tatarstan.ru). На сайте имеется раздел «Картотека дел», где размещаются поступающие в суд обращения и отражается стадия их рассмотрения, а также раздел «Часто задаваемые вопросы» [3, с. 402-403].
Одним из наиболее значимых направлений работы по обеспечению открытости и доступности Конституционного суда Республики Татарстан является использование информационных технологий для облегчения доступа граждан к работе суда, в первую очередь, в плане процессуального взаимодействия, важнейшим элементом которого является процесс обращения гражданина в орган судебной власти.
Так, в 2018 году в закон Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» были внесены изменения, предусмотревшие возможность направления обращения в суд в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте суда. Порядок обращения в Конституционный суд Татарстана в электронном виде содержится в Регламенте суда, в соответствии с которым заявитель должен заполнить регистрационную форму, выразить согласие с правилами подачи документов путем проставления отметки в соответствующем поле на официальном сайте суда, а также ввести
в систему подачи документов текст обращения и прилагаемые к нему документы и материалы. При этом представление копий обращения, а также указанных документов и материалов в бумажном виде не требуется.
Необходимые меры по обеспечению открытости и доступности Конституционного суда Республики Татарстан осуществляются и позднее, на этапе осуществления судебного слушания дела. В частности, при рассмотрении вопросов, связанных с оспариванием муниципальных правовых актов, Конституционный суд Татарстана в целях обеспечения лучших условий для доступа заинтересованных лиц на судебное слушание дела может воспользоваться положением законодательной нормы, разрешающей проведение судебных заседаний вне места его постоянного пребывания в городе Казани, то есть в выездном формате. Впервые такой формат был использован на практике в мае 2015 года, когда в здании Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан, расположенном в поселке городского типа Камское Устье, было проведено заседание Конституционного суда Татарстана по делу об оспаривании отдельных положений постановления руководителя Исполнительного комитета п.г.т. Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2013 г. № 10 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
Спустя несколько месяцев, в октябре 2015 года, Конституционный суд Республики Татарстан впервые в своей истории в связи с соответствующим ходатайством заявителя провел судебное слушание дела (о соответствии Конституции Республики Татарстан отдельных положений закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 г. № 91-ЗРТ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан») на татарском языке как на одном из двух государственных языков Республики Татарстан, что также соответствует законодательству, регламентирующему деятельность республиканского Конституционного суда, и является одной из мер, направленных на обеспечение как можно более полного доступа жителей Татарстана к конституционному правосудию.
Итоговые решения суда публикуются на двух государственных языках Республики Татарстан (татарском и русском) в предназначенных для этого официальных изданиях - газетах «Ватаным
1 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 03.07.2010 № 50-ЗРТ // Республика Татарстан. 2010. 10 июля. № 139 - 140.
Татарстан» и «Республика Татарстан», в «Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан» и размещаются на официальном сайте суда в сети Интернет, а также предоставляются электронным правовым системам «Консультант-Плюс» и «Гарант».
Как указывалось нами ранее, «на информационном стенде для посетителей в помещении Конституционного суда Республики Татарстан представлены сведения, которые постоянно обновляются для сохранения их актуальности. Также в Конституционном суде предусмотрена возможность ознакомления с архивной информацией. Доступ к ней осуществляется на основании письменных запросов интересующихся лиц в порядке пункта 9.3. Инструкции по делопроизводству в Конституционном суде Республики Татарстан» [3, с. 406-407].
Все большее распространение в деятельности судов Российской Федерации с течением времени получает практика видеотрансляции судебных заседаний, нормативно закрепленная в 2017 году в вышеупомянутом Федеральном законе от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предусмотревшем в статье 15.1 трансляцию судебных заседаний в сети Интернет как одну из возможных форм предоставления информации о деятельности судов, реализуемую согласно решению суда о допустимости такой трансляции в форме прямой трансляции (осуществляемой непосредственно в ходе проведения открытого судебного заседания в режиме реального времени), отсроченной трансляции (осуществляемой после проведения судебного заседания в записи) или частичной трансляции судебного заседания (трансляция части судебного заседания, осуществляемая после проведения судебного заседания в записи).
При этом Конституционный суд Республики Татарстан ввел новаторскую на тот момент практику размещения на своем официальном интернет-сайте полной видеозаписи всех своих судебных слушаний еще в 2010 году, опередив в этом отношении иные органы конституционного (уставного) правосудия субъектов Российской Федерации. Эта мера по повышению уровня информационной открытости нашла положительный отклик Совета судей Республики Татарстан в августе 2011 года и XI отчетно-выборной конференции судей Республики Татарстан в феврале 2013 года, а также была полностью поддержана на заседании Консультативного Совета председателей конституционных и уставных судов субъектов
Российской Федерации, состоявшемся в Казани в июне 2013 года1.
Изначально Конституционный суд Республики Татарстан осуществлял данную практику в формате отложенной трансляции своих заседаний, а в настоящее время она осуществляется в виде прямой трансляции судебных слушаний в онлайн-режиме реального времени на главной странице официального сайта Конституционного суда Республики Татарстан. Кроме того, практика проведения трансляции заседаний в информационно-телекоммуникационной сети Интернет была подхвачена рядом иных органов конституционного (уставного) правосудия субъектов Российской Федерации, таких как Уставный суд Санкт-Петербурга (прямая трансляция) и Уставный суд Свердловской области (отсроченная трансляция).
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения информационной открытости и доступности органов конституционного (уставного) правосудия не отменяет возможности использования иных, более традиционных методов взаимодействия с гражданами и их объединениями, что также учитывается в практике Конституционного суда Республики Татарстан. В частности, 16 декабря 2015 года в суде впервые состоялся День открытых дверей, в рамках проведения которого было заранее объявлено о возможности гражданам посетить здание Конституционного суда и принять участие в организованном им ознакомительном мероприятии. Данной возможностью в тот день воспользовались более 150 граждан, принадлежащих к различным социальным группам и проживающих не только в городе Казани, но и в иных муниципальных образованиях Республики Татарстан. С тех пор Дни открытых дверей проводятся Конституционным судом Татарстана регулярно.
В том же году Конституционный суд Республики Татарстан внедрил в свою практику изготовление информационных буклетов, из которых заинтересованные граждане могут узнать о компетенции суда, возможности обращения по входящим в нее вопросам и соответствующих контактах. Для распространения данных буклетов использовались информационные стенды, расположенные в зданиях судов общей юрисдикции, действующих на территории Татарстана; кроме того, буклеты раздавались во время приемов граждан, осуществляемых с участием представителей Конституционного суда в Казани и муниципальных районах республики в рамках мероприятий по оказанию бесплатной юридической помощи.
1 Вестник Конституционного суда Республики Татарстан. Специальный вып. 2013. Июнь. С. 38.
Обсуждение и заключения
Конституционный суд Республики Татарстан широко использует различные методы обеспечения открытости информации о своей работе и доступа граждан к конституционному правосудию. Этот аспект его деятельности является весьма важным в силу специфики органов конституционного (уставного) правосудия, каждое решение которых оказывает влияние на общественные отношения, затрагивает права и интересы не только самого заявителя, но и всех граждан, участвующих в общественных отношениях, которые урегулированы правовыми нормами, становящимися предметом рассмотрения конституционных (уставных) судов. В силу этого меры по обеспечению информационной открытости и доступности, предпринимаемые данными судами, напрямую влияют на степень
эффективности и практической востребованности их деятельности. При этом в силу децентрализованной структуры органов регионального конституционного (уставного) правосудия, создаваемых по инициативе субъектов Российской Федерации на основании принимаемых ими самими законодательных актов и не имеющих высшей судебной инстанции на федеральном уровне, большое значение имеет как проявление ими инициативы и новаторского подхода в деле обеспечения своей открытости и доступности, так и готовность к взаимному обмену информацией и положительным опытом, к творческому восприятию передовых практик, выработанных Конституционным Судом Российской Федерации, иными федеральными судебными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малько Е.А. Транспарентность правосудия как приоритет российской гражданской процессуальной правовой политики // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. M 11. С. 2-7.
2. Решетняк В.И. Электронные формы обеспечения доступа к информации о деятельности судов в зарубежных странах и в России // Администратор суда. 2013. M 4. С. 13-16.
3. Демидов В.Н. Конституционное правосудие субъектов Российской Федерации в общегосударственной системе защиты прав и свобод человека и гражданина (методология, теория, практика): дис. ... д-ра юрид. паук: 12.00.02, 12.00.14. М., 2017. 577 с.
REFERENCES
1. Mal'ko E.A. Transparentnost' pravosudiya kak prioritet rossijskoj grazhdanskoj processual'noj pravovoj politiki // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2013. M 11. S. 2-7.
2. Reshetnyak Y.I. Elektronnye formy obespecheniya dostupa k informacii o deyatel'nosti sudov v zarubezhnyh stranah i v Rossii // Administrator suda. 2013. M 4. S. 13-16.
3. Demidov Y.N. Konstitucionnoe pravosudie sub"ektov Rossijskoj Federacii v obshchegosudarstvennoj sisteme zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina (metodologiya, teoriya, praktika): dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.02, 12.00.14. M., 2017. 577 s.
Об авторе: Демидов Виктор Николаевич, доктор юридических наук, профессор, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан © Демидов В.Н., 2019.
Статья получена: 02.07.2019. Статья принята к публикации: 19.09.2019. Статья опубликована онлайн: 23.09.2019.
About the author: Demidov Viktor N., Doctor of Law (Dr. habil.), Professor, Head of the Department of the Ministry of Justice of the Russian Federation for the Republic of Tatarstan
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.