Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО'

ПРАВОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
21
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовой нигилизм / государственно-частное партнерство / избирательная система. / legal nihilism / public-private partnership / electoral system.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Девликамова Е. А.

Целью данной статьи является исследование феномена правового нигилизма молодежи, выявление стратегий его преодоления путем сотрудничества Избирательной комиссии с частной компанией. Для достижения поставленной цели был проведен анализ структуры избирательной системы, исследованы его характерные особенности. А также рассмотрен успешный пример государственно-частного партнерства в избирательной сфере для сокращения уровня правового нигилизма в Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NIHILISM OF YOUTH AND WAYS TO OVERCOME IT BY PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (BY THE EXAMPLE OF COOPERATION OF A PRIVATE COMPANY WITH THE ELECTION COMMISSION OF THE ROSTOV REGION)

The purpose of this article is to study the phenomenon of youth legal nihilism, to identify strategies for overcoming it through cooperation between the Electoral Commission and a private company. To achieve this goal, an analysis of the structure of the electoral system was carried out, its characteristic features were studied. And also considered a successful example of public-private partnership in the electoral sphere to reduce the level of legal nihilism in the Rostov region.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО»

Девликамова Е. А. студент магистратуры ЦНИ ИМИСЭ Южный федеральный университет

ПРАВОВАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ И ПУТИ ЕЕ

ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ

ПАРТНЕРСТВО

Аннотация: Целью данной статьи является исследование феномена правового нигилизма молодежи, выявление стратегий его преодоления путем сотрудничества Избирательной комиссии с частной компанией. Для достижения поставленной цели был проведен анализ структуры избирательной системы, исследованы его характерные особенности. А также рассмотрен успешный пример государственно-частного партнерства в избирательной сфере для сокращения уровня правового нигилизма в Ростовской области.

Ключевые слова: правовой нигилизм; государственно-частное партнерство; избирательная система.

DEVLIKAMOVA E. A.

student

Southern Federal University

LEGAL NIHILISM OF YOUTH AND WAYS TO OVERCOME IT BY

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (BY THE EXAMPLE OF COOPERATION OF A PRIVATE COMPANY WITH THE ELECTION COMMISSION OF THE ROSTOV REGION)

Abstract:The purpose of this article is to study the phenomenon of youth legal nihilism, to identify strategies for overcoming it through cooperation between the Electoral Commission and a private company. To achieve this goal, an analysis of the structure of the electoral system was carried out, its characteristic features were studied. And also considered a successful example of public-private partnership in the electoral sphere to reduce the level of legal nihilism in the Rostov region.

Key words: legal nihilism; public-private partnership; electoral system.

Этап перехода Российской Федерации к рыночным отношениям, повлек изменения во всех сферах жизни общества - экономической, духовной, социальной и политической, которые, в свою очередь, выявили ряд социальных проблем, одна из которых - правовой нигилизм. Нигилистический тип поведения существует в любом государстве, однако его рост свидетельствует о кризисе легитимности действующей власти и недоверия людей к властным институтам. На сегодняшний день существенной

проблемой современного российского общества являются низкий уровень правовой культуры, правосознания и электорального повеления молодежи, проявляющие себя в правовом нигилизме молодежи. Актуальность данной проблематики объясняется тем, что для успешного государственно-правового строительства, требуется должный уровень правовой и политической зрелости граждан. Таким образом, одним из важных показателей развития правового государства является высокий уровень электоральной активности молодых людей.

Молодежь - будущее нашего общества и от того, как она себя в нем чувствует, насколько интегрирована в происходящие процессы, зависит формирование и совершенствование государственного механизма. Поэтому очень важно, чтобы молодые люди, активно участвовали в политической жизни страны и имели достаточный уровень правовой культуры.

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В данной работе автор анализирует деятельность частного рекламного агентства с Избирательной комиссией по повышению электоральной активности и правовой грамотности молодежи, в качестве рычагов борьбы с ростом правового нигилизма граждан. А также выявляет недостатки функционирования данных организаций в кризисный для страны период, на примере работы Избирательной комиссии Ростовской области и частной компании.

Согласно Конституции Российской Федерации, наша страна является демократическим государством, ее единственный источник власти -многонациональный народ. В современном российском обществе выборы играют важную роль, так как с ними связана реализация права каждого гражданина избирать и быть избранным. Народ может выражать свою волю при помощи участия в референдумах или свободных выборах, отдавая свое предпочтение тому или иному кандидату. Таким образом, мы доверяем им защиту и представление своих интересов и поручаем им управление страной, городом, муниципальным образованием.

Каждый россиянин является обладателем избирательного права. Данный термин можно классифицировать на: объективную и субъективную составляющую. В объективном смысле это система правовых норм, связанная с выбором органов государственной власти и местного самоуправления. Она отражена и закреплена в Конституции Российской Федерации, в законах о выборах, в указах Президента Российской Федерации, в постановлениях правительства, в актах Центральной Избирательной комиссии. В субъективном значении, избирательное право - возможность, дарованная государством конкретному гражданину, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Одним из важных элементов политической структуры любого государства является избирательная система [3]. Согласно статье 3

Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», организацией выборов и референдумов занимаются избирательные комиссии. К основным принципам деятельности данных организаций относятся открытость и гласность. Избирательные комиссии являются суверенным органом, на деятельность которого не влияют органы государственной власти и местного самоуправления по обеспечению конституционного права граждан избирать и быть избранным.

Одной из главных функций избирательных комиссий является защита избирательных прав граждан, для реализации которой используется ряд механизмов: рассмотрение обращений, поступивших в ходе выборной компании; проведение проверок о нарушении избирательного права; мониторинг агитационной деятельности; контроль финансирования; отмена неправомерных решений нижестоящих комиссий; привлечение правоохранительных органов к пресечению противоправной деятельности участников избирательного процесса; участие в приведении региональных законов в соответствие с федеральным законом [1].

Основная обязанность избирательных комиссий - информирование избирателей о сроках и порядке осуществления выборов, о ходе избирательной компании, о кандидатах и их программах, об избирательных объединениях (выдвинувших кандидатов).

Важное место в системе выборных комиссий занимает Центральная Избирательная комиссия Российской Федерации, которая контролирует положения о выборах и осуществляет правомерную и нормативную деятельность. Законодательство предполагает расширенные полномочия вышеупомянутой организации, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Для удобной и эффективной реализации деятельности Центральной Избирательной комиссии создаются Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, деятельность которых регламентируется законодательством конкретного субъекта, либо прописана в уставе муниципального образования [6]. Так, реализацией электорального права граждан Ростовской области занимается Избирательная комиссия Ростовской области, в лице председателя Бурова Андрея Владимировича. Организация создана для подготовки и проведения качественных выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Ростовской области и местного самоуправления. Избирательная комиссия Ростовской области имеет схожие функции с Центральной комиссией Российской Федерации, за исключением того, что они применимы только на соответствующей территории.

Главной целью Избирательной комиссии Ростовской области является проведение компаний по повышению уровня электоральной активности граждан для эффективной борьбы с аполитическим состоянием общества,

профилактики правового нигилизма и реализации принципов демократического государства. Развитие правовых институтов в современном политическом пространстве Ростовской области требует особого внимания со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Выборы - это единственный механизм воспроизводства демократической государственной власти и реализации конституционного принципа народовластия. Избирательная комиссия Ростовской области, занимаясь повышением уровня правовой культуры, ставит перед собой конкретные задачи по преодолению отторжения личности от власти и государства. Для успешной реализации поставленных задач требуется вовлечение частных, коммерческих компаний, которые выиграют тендер на реализацию информационно-просветительских акций [8]. Ее деятельность связана с формированием правосознания граждан, четким пониманием значения права, в том числе избирательного, его соблюдения и грамотного применения. Это позволяет обществу преодолевать правовой нигилизм и снижать уровень абсентеистов в Ростовской области.

Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Ростовской области совместно с Рекламным Домом «Максима» представляет собой работу с людьми в форме непосредственного взаимодействия путем проведения акций, марафонов, выставок, интерактивных спектаклей, опросов. Проанализируем несколько форматов информационно-просветительских мероприятий, реализованных в 2018 и 2019 году.

Промо-акция - популярное средство информирования граждан путем непосредственного взаимодействия с потенциальной целевой аудиторией и несет краткосрочный характер. Избирательная комиссия Ростовской области ежегодно организовывает подобные мероприятия, модернизируя и дополняя их актуальными механиками. В 2022 и 2023 году был реализован ряд промо-акций, направленных на повышение электоральной активности молодежи. Наиболее простым мероприятием в реализации является лифлетинг - раздача промоутерами информационных материалов (листовок) потенциальной целевой аудитории. Акция проводилась 27, 28, 29 сентября 2022 года с 17:00 до 20:00 часов. Такой формат проведения мероприятий позволяет охватить большое количество избирателей без особых ресурсных и временных затрат, но его можно использовать только как добавочную технологию. Поэтому в

2022 году со стороны Избирательной комиссии Ростовской области было принято решение внедрять данную механику в более крупные промо-акции.

Парки, центральные прогулочные улицы города Ростова-на-Дону являются местами большого скопления потенциальной целевой аудитории. В

2023 году местами реализации масштабных мероприятий были выбраны четыре крупных парка южной столицы: парк имени Октябрьской революции, парк культуры и отдыха имени города Плевен, парк культуры и отдыха имени М. Горького, парк культуры и отдыха имени Н. Островского. Это позволило охватить большой процент будущих избирателей, которые в игровой и

интерактивной форме получили не только информационный блок, но и мотивационную зарядку к предстоящим выборам. На промо-акции была задействована команда, состоящая из трех промоутеров, ведущего, художника-карикатуриста, супервайзера и нескольких координаторов и, основными задачами которой являлось: формирование у аудитории благоприятного ассоциативного ряда «выборы - праздник»; привлечение максимального количества участников на активности площадки; информирование целевой аудитории о предстоящих выборах; повышение правовой грамотности населения. На протяжении всего мероприятия ведущий проводил беспроигрышную призовую викторину, на которой участники получали памятные сувениры: листы-раскраски для детей, наборы стикеров (наклейки), шары, автомобильные карточки с символикой Избирательной комиссии Ростовской области и Выборов депутатов Законодательного собрания Ростовской области. Художник-карикатурист рисовал шаржи всех желающих, дополняя картины элементами, связанными с избирательной тематикой (бюллетень, урна для голосования и т.д) и дополнял сюжетную линию изображением даты выборов и слогана. Мероприятие сопровождалось заранее подобранным звуковым рядом, который привлекал внимание отдыхающих.

Поскольку данное мероприятие охватило большое количество потенциальных молодых избирателей и имело большую популярность у горожан, Избирательная комиссия Ростовской области в 2023 году организовала две подобных промо-акции, дополнив их новыми интерактивными механиками. Например, расширилась география проведения мероприятий, то есть добавились многолюдные улицы и новые парки Ростова-на-Дону (Пушкинская улица, парк Левобережный, Центральная набережная). Другим нововведением являлась работа профессионального фотографа, задачей которого заключалась в ведении репортажной съемки и создании качественных портретных фотографий участников акции на фоне брендированной 3D-инсталляции. Весь фоторепортаж опубликован на официальном сайте Избирательной комиссии Ростовской области (http://www.rostov.izbirkom.ru/), кроме того всем желающим после мероприятия были высланы на почту фотографии в высоком качестве. В качестве дополнения промоутеры на роликах, передвигались по улицам и паркам, привлекая внимание реквизитом яркого цвета: флаг Ростовской области, флаг Российской Федерации, музыкальный ряд, воспроизводимый с портативной колонки. Решение о соединении двух компонентов разных механик было основано на опыте проведения подобных акций прошлого года, который показал, что самостоятельное применение данной технологии не имеет особой эффективности. Текст викторины и механика ведущего с прошлого года не изменилось, поскольку полностью выполняла основную задачу: повышение правовой грамотности и электоральной активности молодого населения. Однако добавились новые виды памятных сувениров: значки, крафт-пакеты, кружки, листовки, обрывной блокнот-магнит [9].

Учитывая положительные результаты проведенных мероприятий в парках Ростова-на-Дону, Избирательная комиссия Ростовской области в 2019 году реализовала крупную подобную промо-акцию для привлечения молодых семей с детьми и молодежи. Основной характерной особенностью являлась работа нескольких зон творческих мастер-классов. На точке работали аниматоры, которые помогали детям создавать подарки для своих родителей. Площадка состояла из нескольких творческих зон для разной возрастной категории детей:

1. Зона акваграма предназначена для детей в возрасте от 3 до 14 лет. Работа заключалась в создании всем желающим рисунков на лице в стиле сказочных героев. Варианты картинок формировались исходя из пожеланий детей. Оборудование: набор гипоаллергенных красок для аквагрима, набор кистей для рисования.

2. Зона живописи предназначена для детей в возрасте от 4 до 9 лет. Художник-аниматор помогал детям нарисовать картину на заданную тематику: «Моя семья идет на выборы», и участвовал в подборе красок и прорисовке картины. Рисунок оставался у ребенка на память. Оборудование: набор красок, набор кистей для рисования, упаковка бумаги формата A3 и А4.

3. Зона hand-made предназначена для детей в возрасте от 4 до 14 лет. Дети с аниматором изготавливали различные поделки: фигурки из аппликаций, книжные закладки, раскрашивали фигурные заготовки. Цель мастер-класса - изготовить подарок своими руками. Оборудование: упаковка бумаги формата А4, фломастеры, цветные карандаши.

4. Зона скрапбукинга предназначена для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Дети совместно с художником-аниматором изготавливали открытки для родителей. Внутри каждой подделки размещался элемент брендинга -наклейка из набора стикеров и пожелание родителям от имени ребенка. Оборудование: наборы для скрапбукинга.

5. Детская зона предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Дети вместе с аниматором разукрашивали листы-раскраски на избирательную тематику. Оборудование: цветные карандаши и фломастеры.

Остальные механики остались неизменными: работа ведущего, промоутеров, осуществляющих раздачу рекламной продукции, репортажная и портретная съемка профессионального фотографа. Результатом данной промо-акции являлось привлечение большего количества участников разной возрастной категории.

Вторым по популярности местом скопления большого количества потенциальных избирателей являются крупные торговые центры. Избирательная комиссия Ростовской области впервые в 2023 году провела промо-акцию в данных локациях: ТРК «Сокол», ТРК «Горизонт», ТРК «Мегамаг», ТРЦ «Большой». На площадке работала команда из трех промоутеров в брендированных платьях и супервайзера, контролирующего работу точки. Для того, чтобы принять участие и получить памятные сувениры в данном мероприятии посетителям торгового центра необходимо

было сделать фотографию на фоне стилизованной фото-зоны и опубликовать ее на личной странице в любой социальной сети со специальными хэштегами: #мнерешать, #голосуйпобеждай, #выборыРО, #решаюСам. Это позволило после окончания акции установить точное количество участников. Кроме того, вид фото-зоны существенно отличался от предыдущих мероприятий, что позволило привлечь большее внимание к участию в промо-акции молодых семей с детьми, подростков и студентов. Конструкция баннера - тантамареска, стилизованная под известный комикс из жевательной резинки «Love is..» в избирательной тематике, на фоне которой желающие могли сфотографироваться [2].

Проанализировав итоги промо-акции, Избирательная комиссия Ростовской области, решила повторить ее в 2023 году с добавлением некоторых нововведений. Для привлечения большего количества потенциальных избирателей в команду мероприятия добавился диджей, который играя специальный музыкальный ряд, акцентировал на себе внимание посетителей, в частности молодых людей. Фото-зона также изменилась: вместо тантамарески использовалась конструкция буллет-тайм -новая технология быстрого создания 3D-анимации, съемки в движении за счет срабатывания одновременно множества камер. Через 15 секунд из этих снимков автоматически формируется короткий видеоролик, который готов к мгновенной отправке на почту и затем публикации в социальной сети через планшетный компьютер. Кроме того, расширился ряд подарочных сувениров: брендированные, в стилистике Избирательной комиссии Ростовской области, значки, наборы стикеров, автомобильные карточки, брелки, обложки на паспорт. По итогу реализации данной акции увеличилось количество участников по сравнению с 2022 годом.

Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Ростовской области реализовывалась не только в городе Ростов-на-Дону, но и на территории крупных областных городов. Так, в 2020 году была проведена промо-акция в четырех Муниципальных образованиях Ростовской области: г. Таганрог, г. Шахты, г. Азов, г. Новочеркасск. В течение четырех дней промо-команда передвигалась на брендированном микроавтобусе, останавливаясь в различных культурных центрах для раздачи сувенирной продукции. Кроме того, для привлечения внимания персонал перемещался на роликовых коньках, держа в руках флаг Российской Федерации, флаг Ростовской области и колонку, которая воспроизводила музыкальный ряд.

«День молодежи» - очень масштабное и важное мероприятие для города и страны в целом. 27 июня 2023 года народные гуляния проходили в парках города, однако самое масштабное из них прошло в парке Левобережный. В 9 утра начались соревнования по мини-футболу и пляжному футболу для всех желающих. С 15 часов стартовала работа различных творческих площадок. В программе - танцевальные баттлы, соревнования по киберспорту, выставка ретро автомобилей, тематические площадки: «Молодой политик», «Молодой ученый» и другие. В 19 часов началась основная часть праздника -

выступление творческих коллективов. Хедлайнером вечера был FEDUK, который вышел на сцену со своей программой One love.

Избирательная комиссия Ростовской области также приняла участие в торжестве. С 16:00 до 20:00 работала большая команда около главной сцены в парке Левобережный. Данное мероприятие включало в себя все популярные, по опыту предыдущих акций, технологии, такие как: технология создания gif-анимации - буллет-тайм, ведущий, который проводил призовую викторину, работа диджея, раздача сувенирной продукции силами 10 промоутеров.

Параллельно работе всех вышеперечисленных промо-акций размещались информационные материалы в общественных местах массового скопления горожан - в трех кинотеатрах: КЦ Большой, КЦ Чарли Вавилон, КЦ Чарли западный. Механика заключалась в трансляции видеороликов на избирательную тематику перед просмотром фильма. Целью данной деятельности являлось информирование избирателей в период проведения информационной компании. Задачами являлись:

1. Формирование положительного отношения избирателей, нивелирование отторжения молодых избирателей от общественно-политической жизни общества, борьба с абсентеизмом, правовым и электоральным нигилизмом;

2. Формирование правовой культуры граждан, расширение кругозора молодых и будущих избирателей Ростовской области, культурное воспитание школьников и студентов, приобщение к демократическим ценностям и традициям;

3. Усиление патриотических настроений и гражданской активности избирателей;

4. Повышение интереса к выборам, общественно -политическим процессам, воспитание доверия к легитимно избранной власти и институту выборов.

Видеоролики показывались в период с сентября по ноябрь 2023 года. Размещение проводилось исходя из аудитории кинофильма. Видеозаписи рассчитаны на конкретные целевые аудитории. Например, перед фильмом «Форсаж» крутились ролики для юношей 18+ (Ролик OLEG), на мультике «Холодное сердце» крутились ролики для женщин и для детей (Ролики MARY и CHILD).

В целом практический опыт повышения электоральной активности молодежи вмещает в себя применение различных интерактивных, игровых, информационно-просветительских мероприятий при непосредственном взаимодействии с будущими избирателями, а также привлечение внимания большого количества граждан к значимости избирательных процессов в общественной жизни народа и государства. Реализация данных акций в 2022 и 2023 годах показала активную вовлеченность целевой аудитории в информационно-просветительские мероприятияя, их заинтересованность в избирательном процессе и желание населения принимать участие в подобных акциях и передавать эту эстафету будущим поколениям.

В заключении хочется отметить, что ГЧП можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов преодоления нигилизма среди молодого населения страны и дальнейшего поступательного становлении демократического общества. В России государственно-частное партнерство все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Практика с их использованием находится только в начале своего пути. Вместе с тем, уже сейчас понятно, что качественно реализовать глобальные инфраструктурные проекты, силами исключительно государства либо бизнеса не представляется возможным.

Достичь конкретных результатов высокого качества возможно только при сбалансированной инвестиционной политике в сочетании с сильными сторонами государственного и частного секторов. Поэтому с нашей точки зрения представляется целесообразным, что одним из направлений современной инвестиционной политики должна стать разработка в ближайшем будущем концепции развития в Российской Федерации государственно-частного партнерства, включающей в себя, в том числе единую методологию его организации и осуществления.

Использованные источники:

1. Agroskin V. O. Cooperation: Three questions about private-state cooperation // www.prompolit.ru.

2. Agroskin V. O. Transitional measures and reform recipes // www.prompolit.ru.

3. Airapetyan M.S. Foreign experience of public-private partnership. / Analytical note of the Legal Department of the Office of the State Duma of the Russian Federation http://wbase.duma.gov.ru:8080law?d&nd=981605628&mark=r981605004.

4. Bazhenov A.V. Using the mechanisms of public-private partnership as a catalyst for the anti-crisis potential of infrastructure development / Public-private partnership: ways to improve the legislative framework / Collection of articles edited by Zverev A.A. M. 2009.

5. Ilyin I.E. State and business: in line with mutually beneficial partnership // "Organization of sales of banking products", 2009, N 1

6. Khataeva M.A., Tsirin A.M. Legislation on Public-Private Partnerships: Problems, Trends and Perspectives / Round table on "Legislation on Public-Private Partnerships in the Russian Federation: Problems, Trends, Prospects", held on May 21, 2008 by the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

7. Martyshko I.A. Experience in the implementation of investment projects on the principles of public-private partnership on the example of St. Petersburg / Public-private partnership: ways to improve the legislative framework / Collection of articles edited by Zverev A.A. M. 2009.

8. Patokov V.V. Public-Private Partnership: Prospects for Development and Legal Forms of Implementation / IPS "Consultant Plus".

9. Revzina O.V., Minskova M.G. Public-private partnerships in Russia - legal regulation today, prospects for the future / Public-private partnership: ways to improve the legislative framework / Collection of articles edited by Zverev A.A. M. 2009.

10. Tsarev D., Ivanyuk A. Public-private partnership: legal aspect // "Financial newspaper", 2009, N 17

11. Zverev A.A. Legislation on public-private partnership: risks and development prospects Public-private partnership: ways to improve the legislative framework / Collection of articles edited by Zverev A.A. M. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.