УДК316.346.32-053.6
ББК 60.55
М-31
Масеев Станислав Викторович, соискатель Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЕЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(рецензирована)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с политическими предпочтениями молодежи в сфере электорально-правовой культуры. Приводятся данные социологического исследования, позволяющие проанализировать уровень правового нигилизма молодежи и уровень электоральной культуры в целом.
Ключевые слова: правовой нигилизм, правовая культура, электоральное поведение, электоральная культура.
Maseev Stanislav Victorovich, seeker of Adyghe State University, e-mail: [email protected]
LEGAL NIHILISM OF THE RUSSIAN YOUTH AND ITS IMPACT ON ITS ELECTORAL BEHAVIOR
(reviewed)
The article discusses issues related to the political preferences of young people in electoral and legal culture. The data of the survey have been given, allowing to analyze the level of legal nihilism of youth and level of electoral culture in general.
Keywords: legal nihilism, legal culture, electoral behavior, electoral culture.
Роль правовой культуры в жизни общества высока и определяется рядом обстоятельств:
Во-первых, правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.
Во-вторых, правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей. Она - их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура - живой организм, все элементы которого - нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы - обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации.
В-третьих, правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов -государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.
Одним из важных направлений по повышению правовой культуры населения в целом и электоральной активности в частности должна стать работа с молодежью. Представляется необходимым отметить то, что:
- правовое воспитание в нашей стране носит формальный характер;
- в формировании правовой культуры (особенно молодежи) нет системы, эта работа осуществляется спорадически;
- правовое образование не отвечает современным требованиям;
- отсутствует целенаправленная государственная политика по формированию правовой культуры.
Результаты социологического исследования электоральной активности молодежи, проводившегося в феврале 2011 года среди студентов г. Майкопа, демонстрируют, что доля студенческой молодежи, активно или «факультативно» интересующихся политическими событиями в Республике Адыгея, выше по сравнению с российскими показателями. На вопрос «Как Вы следите за политическими событиями?» 27,7% респондентов ответили «постоянно», 47,7% - «иногда», 14,5% - «очень редко», 8,1% - не следит за политикой.
Наиболее активно интерес к политике в той или иной степени демонстрируют в возрастной группе молодежи 18-20 лет (28,2%). Из числа «иногда» интересующихся политикой 50,7% в возрасте 18-20 лет, 43,4% - в возрасте 16-18 лет и 42,7% - больше 20 лет. Представляется, такой интерес к политике обусловлен, в первую очередь, тем, что спектр жизненных интересов подростков и юношества сосредоточен на проблеме вхождения во взрослую жизнь, здесь налицо политическая активность.
Студенческая молодежь выбирает различные формы приобщения к политике. Анализ результатов показывает, что студенты отдают предпочтение телевидению как основному источнику получения политической информации. На вопрос «Как часто за последние 7 дней Вы смотрели политические программы?» 9% опрошенных ответили «каждый день», 28,1% -«почти каждый день», 44,3% - «несколько раз за последние 7 дней»; 18% опрошенных не смотрели ни разу за последние 7 дней.
Менее популярны у студенческой молодежи чтение газет и журналов, прослушивание политических новостей по радио и знакомство с ними по Интернету. Например, больше половины опрошенных студентов (62,5%) ни разу за последние 7 дней не читали ничего во всероссийских изданиях (газетах и журналах) о политике, 66,4% в местных изданиях (республиканских и городских); не слушали «ни разу за последние 7 дней передачи о политике по российскому радио - 51,65%, а по местному радио этот показатель составил 60,8%.
Наибольшая часть респондентов (65,4%) черпает информацию о политических событиях из средств массовой информации. Лишь примерно у 6% опрошенных есть опыт общения с политиками. Межличностная коммуникация с ближайшим окружением: членами семьи, друзьями, знакомыми, хотя и занимает вторую позицию по популярности после СМИ, существенно отстает. В связи с этим можно предположить, что семья, в частности, является достаточно слабым агентом политической социализации студенческой молодежи сегодня. При этом роль учебного заведения выглядит еще более незначительной.
Интерес представляет, из каких источников студенты впервые узнают о выборах, голосовании и избирательной кампании. По степени значимости источники могут быть расположены следующим образом: от родителей - 47,1%, из средств массовой информации -19,8%, в школе 19,0%.из листовок и рекламных щитов - 4,3%, от знакомых и друзей - 1,0%, из других источников - 2,8%.
Студенты недовольны тем, как проблема участия молодежи в выборах освещается в
региональных СМИ, что можно заметить из следующих ответов. 10,5% считает, что данная проблема освещается регулярно, 37,2% - только в период выборов, 22,3% - от случая к случаю. 9,3 % опрошенных считает, что практически не освещается, 7,8% - «совсем не освещается», 12,4%о затруднились ответить. В этом отношении наиболее авторитетными для молодых людей оказались газета «Советская Адыгея» (17%) республиканское и городское (Майкопское) телевидение (по 14%). Распространенной также оказалась позиция об отсутствии среди СМИ таких, которые последовательно освещают тему избирательной активности молодежи (13%).
Что касается деятельности высшего учебного заведения по активному участию студентов в выборах, то большая часть респондентов оценила ее положительно, указав на то, что вуз организовывает встречи с кандидатами, представителями партий, проводит специальные беседы, мероприятия и т.д., некоторые студенты отметили, что их учебное заведение контролирует приход студентов на избирательные участки. 24,2 % (242 человека) указали на то, что вуз в этой области ничего не делает.
Вопрос «Как можно способствовать повышению избирательной активности студентов?» волнует не только исследователей, но и самих студентов. Из предложенных способов повышения электоральной активности молодежи студенты выбрали: публикация статей, демонстрация теле- и радиопередач по проблеме - 21,6%, проведение соцопросов и интервью с представителями молодежи - 18,4%, проведение рекламных акций, конкурсов и викторин среди молодежи 29,5%, проведение круглых столов с участием молодежи - 23,7%. Другие варианты предложили 5,3% студентов.
Социологический материал подтверждает, что молодые люди мыслят позитивно, политически активны; больше половины опрошенных связывает будущее нашей страны и республики с избирательной активностью молодых. 34,5% ответили на этот вопрос «безусловно, зависит», 39,2% - «скорее да, чем нет». Однако нас должны волновать и такие данные: 10,6% респондентов не связывают свою электоральную активность с будущим, 13,4% ответили - «скорее нет, чем да».
В целом, молодежь чувствует свою сопричастность к судьбе страны и республики, и она хочет более активно повлиять на позитивное будущее.
Необходимо шире использовать различные формы и методы включения, обучающихся в проектную, исследовательскую деятельность по проблематике избирательного права, это и конференции, дискуссии, создание проектов, подготовка рефератов, аналитический обзор прессы и различные другие мероприятия.
Все это позволит повысить качество и эффективность работы по повышению правовой культуры и образования в сфере избирательного права и избирательного процесса, а также оказать существенное влияние на электоральное поведение граждан.
Литература:
1. Туровский РФ. Политико-географический анализ политического процесса: теоретико-методологические аспекты. Автореф. дис. ... канд. полит, наук. - М., 1995.
2. Доленко Д.В. Политика и территория: Основы политического регионоведения. -Саранск, 2000.
3. Шестов Н.И. Выбор дискурса исследования регионального политического процесса // Регион как субъект политики и общественных отношений. - М., 2000. - С. 116-124.
4. Казыханов Ф.Р Социокультурные технологии избирательных кампаний как фактор повышения правовой культуры общества (на материалах Республики Адыгея). Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Майкоп, 2009.
References:
1. Turovsky R.F. Political and geographical analysis of the political process: theoretical and methodological aspects: abstr. of dis. ... Cand. of Politics. M., 1995.
2. Dolenko D. V Politics and territory: The basics of regional policy. Saransk, 2000.
3. Shestov N.I. Choosing a discourse of the study of regional political process // Region as a subject of politics and public relations. M., 2000. P. 116 -124.
4. Kazykhanov F.R Sociocultural technologies of election campaigns as a factor in improving the legal culture of society (on the material of the Republic of Adygea ): abstr. of dis. ... Cand.of Sociology. Maikop, 2009.