Научная статья на тему 'Правовая культура — необходимое и существенное свойство членов правового общества'

Правовая культура — необходимое и существенное свойство членов правового общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
886
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое общество / правовая культура / правотворчество / функции правовой культуры / природа правотворчества / свойства общества / правосознание. / legal society / legal culture / functions of legal culture / the nature of law-making / law-making / the properties of society / the sense of justice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктория Борисовна Фролова

Посредством анализа механизма функционирования правовая культура рассматривается автором как социальное свойство членов правового общества. При выполнении познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, коммуникативной, ценностно-нормативной и прогностической функций правовая культура, как существенное и неотъемлемое свойство членов правового общества, оказывает влияние на правотворческий процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE IS A NECESSARY AND ESSENTIAL PROPERTY OF MEMBERS OF A LEGAL SOCIETY

Тhe author considers the legal culture as a social property of members of a legal society by analyzing the functioning mechanism. When performing cognitive-transformative, law-governed, communicative, value-normative and prognostic functions — legal culture, as an essential and inalienable property of members of a legal society, has an impact on the law-making process.

Текст научной работы на тему «Правовая культура — необходимое и существенное свойство членов правового общества»

УДК 340.1 ББК 67.0

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10033

© В.Б. Фролова, 2019

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА — НЕОБХОДИМОЕ И СУЩЕСТВЕННОЕ СВОЙСТВО ЧЛЕНОВ ПРАВОВОГО ОБЩЕСТВА

Виктория Борисовна Фролова, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, лейтенант полиции

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: vikulya-frol@yandex.ru

Научный руководитель: Екатерина Викторовна Малыковцева, кандидат юридических наук

Аннотация. Посредством анализа механизма функционирования правовая культура рассматривается автором как социальное свойство членов правового общества. При выполнении познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, коммуникативной, ценностно-нормативной и прогностической функций правовая культура, как существенное и неотъемлемое свойство членов правового общества, оказывает влияние на правотворческий процесс.

Ключевые слова: правовое общество, правовая культура, правотворчество, функции правовой культуры, природа правотворчества, свойства общества, правосознание.

LEGAL CULTURE IS A NECESSARY AND ESSENTIAL PROPERTY OF MEMBERS OF A LEGAL SOCIETY

Viktoria Borisovna Frolova, adjunctof faculty of training of scientific-pedagogical and scientific personnel Moscow

university of Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot, Lieutenant of police

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul.

AkademikaVolgina, d. 12)

E-mail: vikulya-frol@yandex.ru

Scientific adviser: Malykovtseva Ekaterina Viktorovna, Candidate of Legal Sciences

Annotation. ^e author considers the legal culture as a social property of members of a legal society by analyzing the functioning mechanism. When performing cognitive-transformative, law-governed, communicative, value-normative and prognostic functions — legal culture, as an essential and inalienable property of members of a legal society, has an impact on the law-making process.

Keywords: legal society, legal culture, functions of legal culture, the nature of law-making, law-making, the properties of society, the sense of justice.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Фролова В.Б. Правовая культура — необходимое и существенное свойство членов правового общества. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):128-31.

Развивающееся и функционирующее общество людей в правовом пространстве государства, ставящего задачи на курс развития и улучшения жизни своих граждан, где члены общества имеют возможность пользоваться своими правами и выполняют свои обя-

занности, называется правовым. К сожалению, на сегодняшний момент, нельзя сказать о каждом обществе, что оно правовое, так как ни каждая страна может обеспечить свое население, необходимым развитием правовой системы, функционированием правовых гаран-

тий и работой механизма правового регулирования.

Важной силой в регуляции общественных отношений выступает право. Оно создается и обретает действенность в процессе правотворчества. В связи с этим, необходимо определить понимание данного феномена, его сущность как социально-культурного явления. В данном контексте правотворчество должно охватывать процесс появления правовых взглядов (формирования самого права) с возникновения идеи о потребности выстраивания в определенные рамки общественных отношений до вступления нормы в юридическую силу.

Прежде чем приступить к рассмотрению правовой культуры, как социального свойства членов правового общества, необходимо рассмотреть механизм ее функционирования. Сегодня человек воспринмается во всех его проявлениях, прежде всего, как существо социокультурное, он является «центром социальности и, тем самым, правовой системы» [10, с.14]. Правовая культура является частью культуры общества и показывает качество достижений общества в правовой сфере — правотворчестве, правосознании, реализации права, состоянии законности и мерах борьбы с правонарушениями [5, с.213]. В связи с этим правовая культура выполняет следующие функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, коммуникативную, ценностно-нормативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция выражает теоретическую и организационную деятельность по становлению правового государства и гражданского общества. Она содействует взаимодействию общественных, групповых и личных притязаний. Выполнение этой функции необходимо, чтобы человек стал центром общественного развития, а это подразумевает создание удовлетворительных условий жизни и труда, обеспечение социальной справедливости, свободы в политике, возможности всестороннего развития. При помощи этой функции создаются правовые и нравственные гарантии общечеловеческих ценностей, оказывая существенное влияние на качество создаваемых норм права.

Ценностно-нормативная функция действует в различных явлениях, приобретающих ценностную значимость, воспроизводясь в сознании личности и их поступках, социальных институтах. Отсюда, нормы права и другие элементы правовой культуры выступают объектами оценки. Данная функция выражается и при изучении оценочного отношения индивида к результату его деятельности, направленной на изменение окружающей правовой среды. В этой связи, профессор В.П. Малахов выделяет антропологический фактор: для права базовым является «человек как некое право-значимое состояние, совокупность его достоинств как правового существа» [6, с.135].

Действие праворегулятивной функции ориентировано на обеспечение устойчивости и динамичности развития правовой системы и общества вообще. Регу-

лятивная функция выполняется через правовые и различные социальные нормы. С помощью этой функции правовая культура подчиняет социальные стремления и идеалы, взаимность прав и обязанностей граждан, закрепляя то посредством правотворческого процесса.

Под коммуникативной функцией понимается установление связи между индивидами в правовой области (через общение в сфере права). Здесь имеется в виду не только прямое общение индивидов в сфере действия права, но и опосредованное «общение» с лицами прошлого поколения или с незнакомыми нам современниками [9, с.25]. Это общение может быть при помощи юридических произведений, через средства массовой информации и связи. Правовая культура российского общества должна сосредоточить в себе передовые достижения различных типов правовых культур как нынешних, так и прошлых лет. Здесь важна направленная на достижение цели правовоспитательная работа, необходимы мероприятия по оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности. На этот процесс сильно влияет образ жизни конкретного человека, качество правотворчества и правовая действительность окружающей среды.

Прогностическая функция осуществляется посредством реализации права и процесса правотворчества. Выполнение таких функций и говорит о правовой культуре, как о явлении социальном и представляющем собой необходимую часть общечеловеческой культуры только в социально неоднородном противоречивом обществе, которое нуждается в правовых средствах своего жизнеобеспечения. У правовой культуры «специфическое содержание, отличное от остальных правовых явлений: правосознания, права, правоотношений и других элементов, которые являются частью культуры» [3, с.27].

Правовая культура должна представлять не те или иные правовые ценности, а самих членов правового общества, как конкретную личность, так и коллектив [8, с.31]. Правовая культура — это и есть правовая характеристика субъектов права. Это некий достигнутый уровень их правовой развитости, правового совершенства, уровень их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощающих эти свои способности в социально-правовую активность.

Необходимо подчеркнуть, что правовая культура может существовать только тогда, когда она понятна и приемлема для человека, когда она ему будет «нравиться», после того как он изучит свое правовое пространство, то есть он должен быть убежден, что действующее право на самом деле выражает интересы его и общества. В данном случае должен существовать баланс между личными и общественными интересами.

В подтверждение данной точки зрения можно привести мнение В.С. Барулина: «Культура выступает как феномен, раскрывающий сущность, природу, жизне-

деятельность человека. Человек — не только центр культуры, но и то единственное и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека культура не сможет существовать» [2, с.400]. Поэтому, не преувеличив, можно сказать, что культура — есть степень человеческого в человеке, а именно свойство личности как общественного существа. Культура — есть только «живое» человеческое явление. Она живет только в правовом сознании и правомерном поведении всех субъектов права, действующих именно в данное время и в данном правовом поле [4]. Живет именно до тех пор, пока правомерно действуют субъекты права — носители правовой культуры данного исторического типа. С уходом с исторической арены того или иного общества, действующего на основе определенного типа права, закономерно уходит его правовая культура. Она уходит именно потому, что исчезают субъекты данного типа права как его создатели и носители, обладавшие определенным уровнем правовых знаний, правовых умений, навыков, сформировавших в полной мере свою правовую убежденность, а, следовательно, совершивших правомерные действия.

Так, например, рабовладельческая правовая культура исчезает вместе с рабовладельческим обществом и регулирующим его жизнь рабовладельческим типом права, так как феодальное общество, пришедшее ему на смену, и все субъекты права в нем не могут жить и действовать по рабовладельческим законам [7, с.117]. Они должны научиться создавать эффективные феодальные законы, а также уметь ими пользоваться для достижения своих правомерных целей: неукоснительно соблюдать правовые запреты, исполнять установленные правом обязанности и использовать свои полномочия именно в установленных феодальных правовых рамках. Субъекты же правоприменения должны знать и уметь принимать только законные, обоснованные и справедливые по феодальным меркам акты норм права [3, с.31].

Характеризуя далее правовую культуру как необходимое свойство членов правового общества, можно заметить, что правовая культура имеет как бы две стороны, неразрывно связанные между собой, обуславливающие друг друга: внешнюю — видимую и внутреннюю — невидимую. Видимая (внешняя) сторона правовой культуры проявляется в форме правомерного поведения, а невидимая (внутренняя) находится в правосознании членов общества в виде их правовых знаний и правовой убежденности, мотивирующих и направляющих их правомерную деятельность. Невидимая, находящаяся в правосознании людей часть культуры непосредственно не оказывает влияния на окружающих именно вследствие невидимости правовых знаний, правовой убежденности членов общества. И только через свою внешнюю, видимую окружающим сторону правовая культура людей через их правомерное поведение обнаруживает себя, становится доступной для прямого восприятия окружающими, их

оценки и соответствующего реагирования [1, с.23]. Так, с помощью оживленного правовой культурой действия правовых норм все субъекты права становятся в той или иной мере участниками правовой социализации в действующем обществе.

Правовым называется общество, функционирующее в правовом государстве, члены которого обладают достаточным уровнем правосознания, чтобы выполнять свои обязанности, и возможностью, предоставляемой своей страной, пользоваться своими правами.

Правовая культура — социальное явление, являющееся частью общей культуры общества. Это есть «живое» человеческое свойство, которое необходимо каждому субъекту общества. Она раскрывает сущность, природу человека. Данная категория может существовать только тогда, когда она понятна и приемлема для человека, когда она отвечает его интересам и притязаниям. Когда индивид стремится осознать ее, постичь и усовершенствовать.

Среди условий, оказывающих воздействие на формирование права, есть природные и общественные,которые влияют на определение сущности и логической структуры правовых норм, к числу таковых относится правовая культура. Данный феномен как существенное и неотъемлемое свойство членов правового общества имеет две стороны, которые неразделимо связанны между собой. Видимая сторона определяется правомерным поведением, а невидимая занимает место в правосознании человека в виде его правовых знаний и правовой убежденности, которые мотивируют и направляют его правомерную деятельность.

Литература

1. Балаклеец И.И. Правовая культура в условиях модернизации России : реалии, тенденции и перспективы: автореферат дис.: 12.00.01. — Казань: 2012.

2. Барулин В.С. Социальная философия : Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

3. Бондарев А.С.Правовая культура — фактор жизни и права: монография. — М.: Юрлитин-форм, 2012.

4. Бондаренко М. В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российско-мобществе: автореферат диссертации. Теория и история права и государства: — М., 2002. // URL://http://law.edu.ru/.

5. Занина М.А. Теория государства и права: учебное пособие для специальности 030503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования / Т.В.Власова, В.М.Дуэль, М.А.Занина; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российская акад. правосудия. — 2-е изд. — М: РАП, 2013.

6. Малахов В.П. Методологическое мышление в познании и понимании права: монография / В.П. Малахов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон

и право, 2018.

7. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности : учеб. пособие / Л. А. Морозова. — М. : Юридическая литература, 1998.

8. Рассолова Е.А. Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов гуманитарного вуза: автореферат дис.: 13.00.08. -М.: 2014.

9. Тягаенко И.Ю. Правовая культура и юридическая грамотность современного российского общества: автореферат дис.: 22.00.06. -Майкоп: 2013.

10. Честнов И.Л. Постклассическое правопонима-ние: основные характеристики // Право и государство 2017. № 1-2 (74-75). С. 13-25.

Reference

1. Balakleets I.I. Pravovaia kultura v usloviiakh modernizatsii Rossii: realii, tendentsii i perspektivy: avtoreferat dis.: 12.00.01. — Kazan: 2012.

2. Barulin V.S. Sotsialnaia filosofiia : Uchebnik. — Izd. 2-e. — M.: FAIR-PRESS, 2000.

3. Bondarev A.S.Pravovaia kultura — faktor zhizni i prava: monografiia. — M.: Iurlitinform, 2012.

4. Bondarenko M. V. Pravovaia kultura i pravomernoe povedenie v sovremennom rossiiskomobshchestve: avtoreferat dissertatsii.

Teoriia i istoriia prava i gosudarstva: — M., 2002. // URL://http://law.edu.ru/.

5. Zanina M.A. Teoriia gosudarstva i prava: uchebnoe posobie dlia spetsialnosti 030503.52 «Pravovedenie» srednego professionalnogo obrazovaniia / T.V.Vlasova, V.M.Duel, M.A.Zanina; Federalnoe gos. biudzhetnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniia Rossiiskaia akad. pravosudiia. — 2-e izd. — M: RAP, 2013.

6. Malakhov V.P. Metodologicheskoe myshlenie v poznanii i ponimanii prava: monografiia / V.P. Malakhov. — M.: IuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2018.

7. Morozova L.A. Problemy sovremennoi rossiiskoi gosudarstvennosti : ucheb. posobie / L. A. Morozova. — M. : Iuridicheskaia literatura, 1998.

8. Rassolova E.A. Formirovanie pravovoi kultury professionalnoi deiatelnosti studentov gumanitarnogo vuza: avtoreferat dis.: 13.00.08. - M.: 2014.

9. Tiagaenko I.Iu. Pravovaia kultura i iuridicheskaia gramotnost sovremennogo rossiiskogo obshchestva: avtoreferat dis.: 22.00.06. -Maikop: 2013.

10. Chestnov I.L. Postklassicheskoe pravoponimanie: osnovnye kharakteristiki // Pravo i gosudarstvo 2017. № 1-2 (74-75). S. 13-25.

Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки. / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 303 с.

Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психологические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессиональной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.

Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.