Юридические науки
№ 6-2. - 2016
УДК 37.013
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ17
А.В. Елисеева, Нижегородский колледж малого бизнеса (Нижний Новгород, Россия),
e-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена анализу феномена правовой культуры и способов ее формирования у обучающихся как средства профилактики асоциального поведения обучающихся.
Ключевые слова: право, правовая культура, правомерное поведение, профилактика, асоциальное поведение, обучающиеся.
«Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать».
Екатерина II
«Право есть наука о добром и справедливом» - так гласят «Дигесты» Юстиниана, приводя слова Цельса, что максимально лаконично и красноречиво выражает надежду человечества на созидательную роль права, как для государства, так и для общества в целом.
Право - это концентрированное выражение стремления людей к справедливости, выраженное в определенных правилах поведения (устных или письменных), санкционируемых государством и обязательных для всех граждан. Право - это универсальный инструмент регулирования жизни людей и защиты их прав и интересов, во всех, без исключения, областях жизнедеятельности.
Государство стремится воспитать современную молодежь, как сообщество высоконравственных личностей, разделяющих российские традиционные духовные ценности, которые будут обладать актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовые к мирному созиданию и защите Родины.
Именно с этой целью, распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р, была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», которая, помимо прочего, включает такие аспекты гражданского воспитания, как «развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности» и «разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов».
В качестве механизмов реализации положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» законодателем предусмотрены такие меры, как «укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в
17 Статья представлена магистром социальной работы Т.М. Хусяиновым (Нижний Новгород, Россия). Рецензент: Е.А. Вызулин (Нижний Новгород).
воспитании детей» и «системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания». И данные механизмы были выбраны не случайно.
Несмотря на фундаментальное значение семьи в системе воспитания [1] молодого поколения, именно система образования берет на себя основную обязанность по воспитанию обучающихся и несет при этом всю полноту ответственности за возможные неудачи в воспитательной работе педагогических работников. По нашему глубокому убеждению, именно педагогическое воспитательное фиаско, при правовом воспитании обучающихся, несет в себе основную угрозу для общества в будущем, которая может выражаться в таких социально-правовых явлениях, как правовой инфантилизм, правовой дилетантизм, правовая демагогия, правовой идеализм и правовой нигилизм. Настоящая работа не ставит перед собой целью рассматривать данные формы правовой антикультуры обучающихся, однако представляет собой попытку рассмотреть процесс формирования правовой культуры обучающихся, через призму компонентов, ее выражающих.
Существует достаточно большое количество определений понятия «правовая культура» различных исследователей, однако мы будем отталкиваться от определения данного академиком В.Г. Нерсесянцем, которое, на наш взгляд, своей образностью выразило всю сущность явления.
«Право как культурный феномен - часть общечеловеческой культуры. Правовая культура - это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность, т.е. та докультурная и некультурная непосредственность (не опосредованность правовой формы) и простота, которая, по пословице, хуже воровства».
Из определения видно, что правовая культура как особый социокультурный феномен - явление многоаспектное и процесс формирования правовой культуры обучающихся может стать фундаментом профилактики правонарушений среди обучающихся.
Думаю, что для формирования правовой культуры обучающихся, педагогам следует применить следующие приемы, сконструировав модель «правокультурной личности», согласно терминологии исследователя, Е.А. Певцовой [2]:
1. Сформировать у обучающихся негативное отношение к любым формам неправомерных действий (включая переход догори в неположенном месте);
2. Формировать у обучающихся патриотизм и гражданскую позицию;
3. Воспитывать в уважении к закону и быть готовыми их исполнять;
4. Формировать стремление к здоровому образу жизни, в рамках подготовки к ГТО;
5. Формировать уважение к чужим правам, знать и уважать интересы любого человека, как личности, непримиримо относится к нарушению прав человека;
6. Мотивировать к активному участию в общественной жизни, быть социально-активным и ответственным за свое поведение.
Таким образом, школа, наряду с семей, являются главными социальными институтами, создающими особую среду [3]: и формирующими правовую культуру, предотвращая асоциальное поведение обучающихся.
Литература:
1. Мухина Т.Г., Вызулин Е.А. Формирование профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / под общей редакцией д-ра пед. наук, профессора Э.Г. Скибицкого. - Новосибирск: САФБД, 2016. - С. 261-263.
2. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Правовое образование: теория и практика». - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
3. Ядрышников К.С. Среда как педагогическое условие формирования правовой культуры обучающихся // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам II региональной научно-практической конференции, 6 октября 2015 года, г.Нижний Новгород - Н. Новгород: Мининский университет, 2015. - С.12-13.
^ Eliseeva A.V. Pravovaja kul'tura как instrument profilaktiki asocial'nogo povedenija V obuchajushhihsja II Nauka. Mysl'. - 2016. - № 6-2.
© А.В. Елисеева, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. This article is devoted to analysis of the phenomenon of legal culture and the ways of its formation at students as a means of preventing anti-social behavior of students.
Keywords: law, legal culture, good behavior, prevention, antisocial behavior, studying.
— • —
Сведения об авторе
Анастасия Владимировна Елисеева, студентка 1 курса, Нижегородский колледж
малого бизнеса (Нижний Новгород, Россия).
— • —
Подписано в печать 20.05.2016.
© Наука. Мысль, 2016.