УДК 343.851.5
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 8
Е. А. Вызулин, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия) e-mail: 0512e@mail.ru.
Самойлюк Р. Н. Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия), e-mail: roman7771777@yandex.ru
Резюме. В статье раскрываются вопросы, связанные с проблемами профилактики девиантного поведения несовершеннолетних лиц органами внутренних дел. Определяется роль органов внутренних дел и государственных органов во взаимодействии по профилактики девиаций среди несовершеннолетних лиц. Рассматривается комплекс конкретных мер, осуществляемых органами внутренних способствующих решению проблем девиантного поведения несовершеннолетних лиц..
Ключевые слова: несовершеннолетние лица, органы внутренних дел, государственный орган, девиантное поведение.
На настоящий момент времени вопросы, связанные с профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних являются актуальными в изучении, и существует множество проблем, с которыми ежедневно сталкиваются органы внутренних дел в данной области. Некоторым проблемам необходимо уделить отдельное внимание[4].
1. Отсутствие единой государственной централизованной статистической базы данных на безнадзорных несовершеннолетних, а также детей группы социального риска. По инициативе МВД России этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ[2]. Оказались недостаточными и меры, принимаемые другими субъектами
8 Статья представлена магистром социальной работы Т.М. Хусяиновым (Нижний Новгород, Россия). Рецензент Т.Г. Мухина - профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (Нижний Новгород, Россия).
системы МВД по профилактике делинкветного поведения в подростковой среде.
2. Не создано никаких эффективных механизмов профилактики детской беспризорности, наркомании, насилия над детьми. Все действия в этом направлении ограничиваются узковедомственными усилиями при отсутствии общегосударственной реально действующей программы. Сложившаяся ситуация требует и совершенствования деятельности органов внутренних дел в целом, служб и подразделений, каждого сотрудника в частности.
3. Наличие негативных тенденций детской и подростковой криминализации и виктимизации, определяемые нарастанием случаев насилия в отношении их. Распространением жестокого обращения с несовершеннолетними в семье и образовательно-воспитательных организациях; пренебрежением к основным нуждам детей со стороны лиц, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию.
4. Отсутствие эффективной индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете за ранее совершенные преступления. Несмотря на то, что указанные подростки относятся к «особой категории» состоящих на учете и требуют наибольшего внимания и оказания помощи со стороны субъектов системы профилактики. Все указывает на низкую результативность применения норм права и падение предупредительной роли уголовной ответственности и наказания. Как показал анализ, деятельность сотрудников полиции в рассматриваемой сфере направлена, прежде всего, на контингент выявленных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном состоянии. В этом заключается их основная недоработка. На наш взгляд, наравне с указанным направлением должна быть проведена работа по активному выявлению трудных подростков для применения профилактических мер. Поэтому необходимо включить соответствующие обязанности по выявлению и постановке на учет таких несовершеннолетних в компетенцию различных государственных органов, которыми могут быть не только органы МВД, но и службы социальной защиты, частные реабилитационные центры, медицинские учреждения, образовательные учреждения и другие. При этом следует учесть, что позитивного результата можно достичь при анализе только достаточного объема информации, отражающей основные элементы сложившейся ситуации. Неверное восприятие сотрудником полиции поведения
подростка как потенциально девиантного, приведет к неверному прогнозированию динамики его развития и ошибочной тактике проведения профилактических мероприятий. Для преодоления кризиса роста подростковой преступности требуется проведение совокупной профилактики, в том числе и раннего предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними. «Это долговременная проблема, для решения которой потребуется значительная совместная работа властных, правоохранительных, общественных и научных структур.
Игнорирование данного обстоятельства может привести к неправильной оценке положения дел в работе с несовершеннолетними и принятию неадекватных мер, направленных только на повышение уровня жизни подростков и слабо подкрепленных духовно-идеологическими и социальными программами»[5].
В общей системе предупреждения^] преступности ранняя профилактика преступности несовершеннолетних относится к общим социальным культурно-воспитательным мерам, которые играют свою определенную роль в жизни потенциальных несовершеннолетних правонарушителей - девиантов.
Раннее предупреждение характеризуется тем, что, во-первых, ориентировано на недопущение «выпадения» несовершеннолетнего из нормальных условий социализации, являющихся важнейшим фактором формирования подростка;
во-вторых, являясь составной частью общевоспитательного процесса, оно ориентировано главным образом на применение мер психолого-педагогического характера общей направленности[3].
В связи с этим, необходимо определить критерии антисоциального поведения подростков, которыми руководствовались бы органы внутренних дел, патрули, для задержания несовершеннолетнего и препровождения его в органы социальной защиты, где бы проводилось расследование по каждому случаю и в соответствии с ним выносилось решение. Примерами таких критериев могут быть: состояние алкогольного или наркотического опьянения; уличная брань; мелкое хулиганство; вандализм; попытки суицида; токсикомания; половой аморализм и т.п. Таким образом, раннее предупреждение преступности несовершеннолетних должно быть направлено не только на собственно предупреждение, но и на ресоциализацию несовершеннолетнего, которая рассматривается в качестве социальной основы раннего предупреждения. 5. Отсутствие высокой эффективности в работе органов и
учреждений по профилактике преступлений, совершаемых несовершеннолетними. В частности, на этапе непосредственной профилактики между вышеуказанными органами не существовало согласованности действий. В последние годы на уровне административной реформы вопрос взаимодействия начал решаться путем составления административных регламентов. Однако, в связи с тем, что выше обозначенные органы принадлежат различным министерствам и службам, согласованность на данном этапе также не достигнута. В целях устранения данной проблемы необходимо при утверждении регламентов на федеральном уровне направлять их в уведомительном порядке и в иные ведомства, а в случае разногласий разрешать их на заседаниях совместных комиссий.
Рассматривая комплекс конкретных мер, осуществляемых государственными органами в рассматриваемом «ключе», мы приходим к выводу, что они являются ограниченными. И помимо этого практически ни в одном нормативном документе не прописываются (законодательно не закрепляются). Конкретные мероприятия в некоторых ведомствах, например органах внутренних дел, описываются при проведении конкретных акций («Подросток», «Игла», «Семья», «Быт», «Надзор», в том числе локальной операции «Защита» по профилактике внутрисемейных насильственных преступлений и др.) или во внутриведомственных инструкциях, которые предназначены исключительно для сотрудников данного ведомства и зачастую игнорируются.
В соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами органы внутренних дел должны принимать активное участие:
- в общей профилактике преступлений несовершеннолетних. Основной формой такого участия является обеспечение субъектов, ответственных за устранение криминогенных факторов, совокупностью криминологической информации о причинах и условиях девиации несовершеннолетних;
- вносить предложения о мерах по устранению причин совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними. Эти предложения должны быть законными, обоснованными, конкретными, экономически и социально целесообразными. На сегодняшний момент таких предложений практически нет. И причина, прежде всего, заключается в сложившемся стереотипе отношения к правонарушителям (неважно, взрослый он или несовершеннолетний), а законодательство в последнее время наметило тенденцию по направлению к формированию ювенальной юстиции, а
сформировавшуюся психологию сотрудников органов внутренних дел изменить одномоментно невозможно.
Эффективной мерой общей профилактики девиаций несовершеннолетних является повседневная, наступательная борьба с девиациями во всех их проявлениях. В этой связи правоохранительным органам следует организовывать более тесное взаимодействие с образовательными, досуговыми и оздоровительными учреждениями и организациями, а также с учреждениями, способствующими развитию физической культуры и спорта, активному творческому досугу и занятости несовершеннолетних и молодежи. В частности, целенаправленно и систематически проводить совместные мероприятия.
Изучив основные направления деятельности подразделений полиции при проведении работы с несовершеннолетними гражданами, имеющих предрасположенность к девиантному поведению мы приходим к выводу о том, что в деятельности органов внутренних дел на сегодняшний день остается много проблем в данной области, что требует более глубокого анализа и рассмотрения.
Литература:
1. Вызулин Е. А. Государственные органы по поддержанию правопорядка как субъект контртеррористической деятельности: место, роль, направления превенции террористических угроз / Е. А. Вызулин // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. Научный журнал. - 2015. № 2. URL: wwenews.esrae.ru/8-73 (дата обращения: 21.09.2015).
2. Дорошенко О.М. Административная деликтность несовершеннолетних и роль полиции в противодействии ей // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 45.
3. Прозументов Л.М. Проблемы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2014. № 1.
4. Самойлюк Р.Н. Проблемы девиантного поведения несовершеннолетних / Р.Н. Самойлюк // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2015. - № 2 (30). - С. 222.
5. Щегорцов А.А. Поиск причин правонарушений несовершеннолетних // О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2013. № 16 (83). С. 31 - 39..
Vyzulin E. A., Samojljuk R. N. Aktual'nye problemy protivodejstvija deviantnomu povedeniju nesovershennoletnih / E. A. Vyzulin, R. N. Samojljuk // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3. - 2015.
© Е. А. Вызулин, 2015.
© Р. Н. Самойлюк, 2015.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.
— • —
Abstract: The article describes issues connected with problems of prevention of deviant behavior of minors by internal affairs bodies. The role of internal affairs bodies and the state bodies in cooperation on the prevention of deviance among minors is defined. The set of specific measures undertaken by the domestic authorities contributing the solving problems of deviant behavior of minors is considered.
Keywords: minors, internal affairs bodies, the public authority, deviant behavior.
— • —
Сведения об авторе
Евгений Александрович Вызулин, Старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Нижегородская академия МВД России г. Нижний Новгород,
Ростислав Николаевич Самойлюк, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород.
— • —
Подписано в печать 15.12.2015.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.