трибуня молодого ученого
УДК 34
Осипов Роман Алексеевич Osipov Roman Alekseevich
аспирант
Саратовская государственная юридическая академия (410056, Саратов, ул. Вольская, 1) post-graduate student
Saratov state law academy (1 Volskaya st., Saratov, 410056)
E-mail: [email protected]
Правовая информированность: понятие и структура Legal awareness: notion and structure
В статье проведен общетеоретический анализ категории «правовая информированность». Данное понятие трактуется как особое состояние индивидуального либо общественного сознания. Также в статье рассматривается структура правовой информированности, состоящая из трех компонентов: когнитивного, мотивационного и деятельностного.
Ключевые слова: правовая информированность, структура правовой информированности, правовые знания, правовое сознание.
Theoretical analysis of the category «legal awareness» is done it the article. This notion is considered as the special condition of an individual or social consciousness. The structure of legal awareness is searched it the article which includes three elements: legal knowledge, motives and activity.
Keywords: legal awareness, structure of legal awareness, legal knowledge, legal consciousness.
Правовая информированность человека есть первейшее условие законопослушания и детерминирующий фактор его правомерной активности. Это предопределяет общесоциальную роль информированности, ибо общественное развитие возможно только при поддержании на должном уровне дисциплины и правопорядка, которые в свою очередь требуют знания, понимания и принятия гражданами действующих в государстве официально закрепленных правил поведения, иными словами — правовой информированности.
Что же есть такое правовая информированность как общетеоретическая категория? Еще в советские времена предпринимались попытки вывести единую, универсальную дефиницию данного феномена. Так, Н.И. Соколов приравнивал правовую информированность к уровню знания права, достигнутому в результате воздействия на сознание правовой информации [1, с. 39]. В.И. Гойман определял исследуемую абстракцию как детерминированную интересом личности степень восприятия и осознания правовой информации, отраженную в понятиях, суждениях, представлениях о праве и государстве, его институтах и учреждениях [2, с. 33].
Научные разработки данной проблематики продолжились и в постсоветское время. Избравший категорию «правовая информированность» в качестве основного предмета своих теоретических изысканий, В.И. Боер пошел по пути трактования ее через степень овладения правовой информацией, обусловленную образованием, социальным статусом, интересами, установками и практическим правовым опытом индивида [3, c. 69].
Каждая из вышеприведенных дефиниций имеет право на существование, поскольку в той или иной степени отражает содержание правовой информированности. Однако, на наш взгляд, все они нуждаются в дополнении, заключающемся, прежде всего, в уточнении самой сути феномена.
Мы полагаем, что наиболее точно отражает положение вещей трактовка правовой информированности как особого состояния индивидуального либо общественного сознания — в зависимости от того, о каком субъекте идет речь (личности либо обществе в целом).
Определившись с тем, что же есть правовая информированность в основе своей сущности, далее можно перейти к индивидуализирующим
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
305
Осипов РА. Правовая информированность: понятие и структура
Осипов Р.А. Правовая информированность: понятие и структура
трибуня молодого ученого
ее признакам. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов: во-первых, что именно выражает данное состояние, во-вторых, результатом чего оно является, и, наконец, в-третьих, какие функции выполняет в правовой системе.
Ответ на первый вопрос заключается в уяснении структуры правовой информированности. Обобщенно можно сказать, что правовая информированность отражает уровень знания гражданами права и непосредственно связанных с ним явлений. И исходя из этого, легко предположить, что структуру правовой информированности образуют правовые знания различных направлений и уровней. Однако данное суждение является поверхностным и не дает полноценного представления о внутреннем содержании рассматриваемого в настоящей работе чрезвычайно сложного, многоаспектного юридического феномена.
Специалисты, предметно разрабатывавшие категории правовой информации и правовой информированности, в структуру последней включали три элемента: интерес личности к праву, правовые знания и понимание права, отмечая, тем не менее, центральное положение именно второго из них [4, с. 33].
Ошибочно будет говорить о второстепенности или «ненужности» какого-либо компонента правовой информированности. Тем не менее именно правовые знания занимают центральное положение в структуре правовой информированности, связывая собой все остальные элементы. Дело в том, что, как верно отмечает В.М. Боер, даже сознательное стремление индивида действовать в полном соответствии с законом не яв-ляется гарантом правомерного поведения, ибо для этого необходимы представленные в достаточном объеме правовые знания [5, с. 18].
Итак, различные уровни и виды правовых знаний образуют ядро правовой информированности, или же, по-другому, основной ее элемент, который принято называть когнитивным. Помимо него в структуру правовой информированности входят еще два элемента, безусловно, тесно с ним связанные, но обладающие известной долей самостоятельности, а именно мотивационный и деятельностный.
Само название — мотивационный компонент — говорит о том, что в его содержание входит определенный набор мотивов. Конкретно же данный компонент правовой информированности включает в себя следующие мотивы: социальный (понимание ценности права, его роли в решении конфликтов в обществе и значимости в этой связи правовыхзнаний), познавательный
(интерес к получению новой правовой информации, актуализация имеющихся сведений) и прагматический (стремление применить знания на практике с целью удовлетворения своих интересов, понимание неотвратимости наступления ответственности за нарушение юридических норм и желание ее избежать посредством несовершения противоправных поступков). Несмотря на то, что в структуре информированности когнитивный компонент по праву считается основным, именно мотивационный определяет его содержание.
Деятельностный компонент представляет собой умение применять полученные правовые знания на практике, ибо, как отмечается в литературе, юридические знания неотделимы от способности личности использовать юридические сведения в ходе своей практической деятельности [6, с. 128]. Данный компонент в свою очередь предопределяется первыми двумя: благодаря мотивационному компоненту появляется соответствующее желание, а когнитивный отвечает за саму суть будущего действия. Это, впрочем, ничуть не умаляет его значимость, ибо только благодаря деятельностной составляющей когнитивная база правовой информированности приобретает смысл, а следовательно, появляется и побудительный мотив.
Вторая основная характеристика правовой информированности связана с ответом на вопрос, вследствие чего она образуется и какие факторы способствуют ее углублению, а какие, напротив, оказывают стопорящее воздействие. В обобщенном плане детерминантой правовой информированности выступает процесс воздействия права на общественные отношения. Но поскольку само право — это одновременно и спонтанно возникающий феномен и явление, зависящее от воли конкретных субъектов, то и качество правовой информированности определяется в равной степени и объективными, и субъективными факторами.
Касательно последних все довольно просто: уровень правовой информированности граждан во многом зависит от них самих. Индивид сам решает, что актуальная правовая информация представляет для него ценность, стремится ее получить и в дальнейшем использовать для реализации своих прав. Однако и эти свойства личности не возникают внезапно, сами по себе, а выступают результатом долгой планомерной работы по правовому воспитанию личности в духе уважения к праву и признания его важнейшей социальной ценностью, о чем мы уже говорили выше. Другими словами, желание
306
Юридическая наука и практика
трибуня молодого ученого
субъекта иметь правовые знания (быть информированным) детерминируется «вложенными» в него ранее в процессе правового воспитания базовыми правовыми знаниями о сущности и принципах права. Получается, что во многих отношениях правовая информированность «порождает» сама себя, и средства государства, вложенные в рациональную организацию процесса по ее обеспечению на нужном начальном этапе развития личности, в итоге многократно приумножатся.
При всей очевидности описанной выше закономерности государству не стоит уповать только на действие субъективных факторов — активности личности в поиске актуальной правовой информации. Даже самый сознательный индивид не в силах преодолеть препятствие на пути к правовой информированности, заключающееся в отсутствии необходимых объективных условий для процесса ее обеспечения. И создавать их призвано именно государство. В литературе приводится перечень таких условий, среди которых ведущее положение, по мнению В.М. Сырых, занимают:
1) открытость и доступность правовой информации, содержащейся в официальных источниках российского права для всех, кто может быть в ней заинтересован;
2) понятность языка нормативных правовых актов, возможность его восприятия и уяснения неподготовленными субъектами;
3) всеобщая грамотность населения;
4) реальность получения квалифицированной помощи по правовым вопросам при обращении в различные инстанции [7, с. 192].
Для полной, всесторонней характеристики избранного в качестве предмета исследования явления чрезвычайно важно также выявить факторы, препятствующие формированию высокого уровня правовой информированности населения. В качестве таковыхследует обозначить две актуальные проблемы:
1) неудовлетворительное состояние современного российского законодательства;
2) отсутствие должным образом организованной системы правового информирования.
Состояние национального законодательства Российской Федерации на настоящий момент времени можно охарактеризовать как нестабильное, разбалансированное [8]. Качество российского законодательства напрямую связано с проблемами, возникающими в процессе правотворчества. Преодолеть их, в частности, можно посредством планирования правотворческой деятельности, что позволит существен-
но сократить и предотвратить в будущем появление таких недостатков законодательства, как нестабильность правового регулирования, поспешность в издании нормативных правовых актов, дисбаланс смыслообразующих положений взаимосвязанных законов, излишняя зависимость выбора тематики акта от сиюминутных общественных потребностей [9, с. 74].
Правовая информированность не может и не должна быть результатом «случайности» — фрагментарных, отрывочных знаний, полученных от родственников, друзей, коллег или же посторонних людей (в магазине, в спортклубе, в очереди в государственном учреждении). Состояние правовой информированности в том виде, в котором она должна присутствовать в обществе, достигается посредством правового информирования — системной, планомерной деятельности соответствующих субъектов, осуществляемой с использованием различных средств, способов и методик. И концептуальная проблема современной российской действительности в рассматриваемой сфере заключается в отсутствии государственной программы по правовому информированию населения.
Кроме того, необходимо помнить, что правовая информированность не есть раз и навсегда заданное состояние. Высокий уровень правовой информированности в обществе можно констатировать лишь на какой-то конкретный момент времени. При этом без приложения усилий по его постоянному поддерживанию он может быстро снизиться. Другими словами, правовая информированность — явление не статическое, а динамическое. В этом и заключается одна из важнейших особенностей правового информирования, предопределяющая алгоритм действий информирующего субъекта по планомерному обновлению имеющейся у населения информации согласно эволюционирующим общественным потребностям.
Третья важнейшая характеристика правовой информированности заключается в ее социальном назначении и тех функциях, которые она выполняет в правовой системе.
Необходимо отметить, что правовая информированность (напомним, что данная категория рассматривается нами со знаком «плюс») сама по себе обладает высокой социальной ценностью. Однако аксиологический аспект рассматриваемого явления гораздо более многоплановый, поскольку значимость правовой информированности личности в общегосударственных масштабах проявляется, прежде
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
307
Осипов РА. Правовая информированность: понятие и структура
Осипов Р.А. Правовая информированность: понятие и структура
трибуня молодого ученого
всего, в ее (личности) действиях в согласии с публичным (общественным) интересом. Индивид, обладающий правовыми знаниями, может применять либо не применять их на практике, но государство заинтересовано именно в активном поведении своих граждан, сознающих ценность права и обладающих необходимым набором сведений для реализации правовыхнорм в установленных законодателем рамках.
Правовая информированность выступает необходимым условием, «запускающим» процесс формирования не просто правового (юридически значимого), а именно правомерного, причем сознательного законопослушного поведения личности. Она способствует приобретению и поддержанию на должном уровне правовых знаний, что, в свою очередь, ведет к волевому, активному использованию субъектом его прав, свобод и законных интересов и добровольному, полному и своевременному исполнениютех обязанностей, что возложило на него государство [10]. Правовая информированность — это своеобразный «мостик» между содержанием юридических предписаний и их воплощением в жизнь.
Правовая информированность важна как для конкретной личности, так и для государства. Высокий качественный уровень правовой информированности способствует не только максимально полной реализации прав, свобод и законных интересов на уровне конкретной личности, но и развитию демократии, повышению эффективности управления, укреплению законности и правопорядка в масштабах целого государства. Помимо прочего, данный показатель выступает своеобразным маркером подлинно правового государства.
На основе предыдущих рассуждений считаем возможным предложить следующее определение основного объекта исследования: правовая информированность — это динамичное по своей природе, позитивное состояние личности, характеризующееся знанием базовых принципов права и действующих в обществе нормативных правовых актов, выступающее результатом организованной, планомерной, системной деятельности компетентных субъектов, различающееся в зависимости от возрастных, профессиональных, социальных и иных характеристик индивида, являющееся детерминантой и условием его активного правомерного поведения, выступающее важнейшим фактором развития правосознания и правовой культуры. Правовая информированность личности выступает основой правовой информированно-
сти общества, которая представляет собой не просто желаемое, а крайне необходимое состояние социума в государстве, претендующего на статус правового и демократического.
Структура правовой информированности включает в себя три компонента: мотивационный (внутриличностные потребности и интересы, побуждающие индивида к получению правовых знаний), когнитивный (непосредственно правовые знания) и деятельностный (умения и навыки применения полученных знаний на практике).
На качественный уровень правовой информированности оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы. Первые отражают зависимость правовой информированности личности от активности самого субъекта, вторые определяются факторами и условиями, создаваемыми государством, которые могут как способствовать ее повышению (открытость и доступность правовой информации, понятность языка нормативных правовых актов, возможность его восприятия и уяснения неподготовленными субъектами, всеобщая грамотность населения), так и препятствовать ее обеспечению (разбалансированное состояние современного российского законодательства, отсутствие должным образом организованной системы правового информирования).
Примечания
1. Соколов Н.Я. Правовая информированность общества: сущность и содержание // Советское государство и право. 1981. № 11.
2. Гойман В.И. Правовая информированность граждан: состояние, пути улучшения // Советское государство и право. 1988. № 9.
3. Боер В.М. Информационно-правовая политика России: монография. СПб., 1998.
4. Элементарные начала общей теории права: учебное пособие для вузов / под общ. ред. В.И. Чер-вонюка. М., 2003.
5. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1993.
6. Психологический механизм юридического поведения личности / под науч. ред. В.Н. Карташова. Ярославль, 2011.
7. Социология права: учебник / под ред. В.М. Сырых. 3-е изд., стер. М., 2004.
8. Белоусов С.А. Внутриотраслевой законодательный дисбаланс: понятие, причины и пути устранения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1 (25).
308
Юридическая наука и практика
трибуня молодого ученого
9. Мазуренко А.П., Лаврик А.Ю. Актуальные проблемы формирования института правотворческой политики. М., 2009.
10. Сальников В.П. Гражданская активность личности и правовая культура // Повышение правоохранительной активности граждан в обеспечении перехода к рынку: межвузовский тематический сборник. Н. Новгород, 1993. Ч. 1.
Notes
1. Sokolov N.Y Legal awareness of a society: essence and content // Soviet state and law. 1981. № 11.
2. Goyman V.I. Legal awareness of citizens: condition, ways of improving // Soviet state and law. 1988. № 9.
3. Boer V.M. Informational-legal policy of Russia: monograph. St. Petersburg, 1998.
4. Elementary basis of general theory of law: schoolbook / ed. by V.I. Chervonyuk. M., 2003.
5. Boer V.M. Legal awareness and forming of legal culture of a person (theoretical questions): author's abstract... candidate of legal sciences. St. Petersburg, 1993.
6. Psychological mechanism of legal conduct of a person / ed. by V.N. Kartashov. Yaroslavl, 2011.
7. Sociology of law: textbook / ed. by V.M. Syryh. 3 edition, stereotype. Moscow, 2004.
8. Belousov S.A. Branch legislative disbalance: notion, roots ways of its elimination // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of international affairs of Russia. 2014. № 1 (25).
9. Mazurenko A.P., Lavrik A.Y. Actual problems of forming law-making policy institute. Moscow, 2009.
10. Salnikov V.P. Civil activity of a person and legal culture // Improving of law-enforcement activity of citizens in providing of transition to market interuniversity thematic collection. Nizhny Novgorod, 1993. P. 1.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
309
Осипов РА. Правовая информированность: понятие и структура