ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права ^^
ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
А.В. ЕФРЕМОВ,
доцент кафедры теории и истории государства и права Межрегионального открытого социального института Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве E-mail: [email protected]
Аннотация. Тема настоящей работы имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях построения в России правового государства. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Значимость данной темы с точки зрения теории права также несомненна. Ключевые слова: правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовое воспитание.
'S*'
LEGAL AWARENESS AND LEGAL CULTURE IN THE RUSSIAN FEDERATION: DEVELOPMENT ISSUES AND THEIR SOLUTIONS
A.V. EFREMOV,
docent of the Chair of Theory and History of State and Law Interregional open social institute
Annotation. The theme of this work is of great importance, especially in modern conditions of formation the law state in Russia. The legal status of society's culture is considered to be the distinguishing feature of the law state. It is largely determined by the level of legal awareness, the development of democratic institutions, involving social and legal activity of citizens. The importance of this work from the perspective of legal theory is also apparent. Keywords: legal consciousness, legal culture, legal nihilism, legal education.
В условиях российской действительности развитие правовой культуры — актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, которое в современных переходных условиях усугубляется целым рядом негативных факторов:
♦ несоблюдение конституционных прав и свобод граждан;
♦ принятие законов, не соответствующих Конституции РФ;
♦ несоблюдение государственными органами, ведомственными и должностными лицами установленных государством предписаний;
♦ проявления правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства;
♦ повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений.
Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которое во многом определяется уровнем его правового сознания, раз-
витием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан.
Значимость данной темы с точки зрения теории права также несомненна. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.
Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ в., освобождение общества и науки от идеологических учений, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к серьезной проблеме уровня правового сознания и правовой культуры современного российского общества.
Целью исследования стало изучение понятий «правовое сознание» и «правовая культура», «правовой нигилизм», «правовое воспитание».
Правосознание — это, по сути, отражение правовой действительности в сознании человека. Правосознание формируют:
1) юридические знания человека;
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
2) оценочные отношения к праву как целостному явлению, к правореализации, законодательству, правовым гарантиям и т.п.;
3) правовые установки и ценностные ориентации людей, регулирующие их поведение в юридически значимых ситуациях.
В бытовом правосознании превалирует вторая составляющая. Люди знают фактическое законодательство только в той мере, в какой им это исторически необходимо, хотя на самом деле наше современное законодательство предполагает и более глубокое знание позитивного права (хотя бы основных, конституционных прав и свобод человека и гражданина), но ввиду многих факторов общественная образованность в этой сфере крайне низка. «Особенности исторического развития российского менталитета показывают бесконечное метание между противоположными полюсами, взаимоисключающими крайностями, устремления то к истокам нашего прошлого, то к новым, нередко суррогатным рецептам нашей современности, преклонение то перед высокой духовностью, то перед абсолютным цинизмом и бездуховностью. Страна мечется между имперской держав-ностью и самостийностью, патернализмом и низвержением авторитетов, восхвалением своего и подобострастием перед иностранным, между патриотизмом и универсализмом, вселенской об-щечеловечностью и верой в исключительность самобытного российского пути. Все это в сочетании с другими негативными факторами объективного и субъективного характера не содействовало утверждению идей свободы, права и законности, правового государства, прав человека и гражданина в российском обществе. Эти идеи не стали базовыми для формирования как общественного, так и индивидуального правосознания»1.
С развалом тоталитарной системы взгляд на правовые ценности и институты изменился в России в лучшую сторону, но законности пока не удалось занять подобающее место в жизни граждан. Российское общество в его сегодняшнем состоянии вступило в XXI в. в условиях глубокого дефицита правопонимания, правосознания и правовой культуры. Огромная страна не может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе.
Возьмем достоверные данные социологического опроса. В начале 1990-х гг. ХХ в., в тот период, когда обсуждалась, принималась на всенародном референдуме, входила в жизнь нынешняя Конституция РФ, в десяти регионах России было проведено исследование «Права человека в массовом сознании». На различные вопросы, связанные с этой проблемой, ответили более 5000 человек. Один из вопросов был сформулирован таким образом: «Нарушались ли ваши права в течение последних трех лет?» На этот вопрос не смогла ответить почти половина опрошенных, хотя необходимо было выбрать один из двух простых ответов: да или нет?». Но и это еще не все. Из опрошенных, которые на этот вопрос определенно отреагировали (имеются в виду 30%, которые выбрали «да, нарушались»), лишь каждый третий смог пояснить, какие же конкретно права были в отношении него нарушены. Произведя несложные арифметические подсчеты, можно примерно оценить долю тех опрошенных, которые имели хоть какое-то представление о таком понятии, как «права человека»: максимум — 38%, минимум — 12%2.
Такое положение дел ни в коем случае нельзя ставить в упрек россиянам. Правовой нигилизм свойственен нам на протяжении всего развития государства. Более того, можно даже утверждать, что исторически он все возрастал. Лишь десятилетие назад началось формирование правового общества в нашей стране. А что такое десятилетие по сравнению с тысячелетием? Безусловно, обществу нужно определенное время, чтобы преодолеть такое отношение к праву.
Исторически сложилось, что законодательство, создающее юридические основы рынка, демократические формы государственного устройства, остается чуждым правосознанию значительной части населения. Большинство граждан с сомнением относится к частной собственности, особенно к частной собственности на землю (введение последней зачастую отождествляется с «распродажей» России), отрицательно оценивает инициативу, предприимчивость, предпринимательство, склонно
1 Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2006. С. 385.
2 Кабышев В. Т. Защита прав человека — главное направление правовой политики России // Государство и право. 2007. № 1. С. 21.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
к уравнительности. Имущественное и социальное расслоение, связанное с инициативой и предприимчивостью, воспринимается массовым правосознанием как несправедливость. Сохраняющиеся и воспроизводящиеся элементы прошлого никак не вписываются в рыночные структуры с их формальным, юридическим равенством. В обществе, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву среди населения, так как под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. В результате этого в современном российском обществе сложился широкораспространенный среди населения обыденный массовый правовой инфантилизм и нигилизм.
Особую остроту приобретает угроза повсеместного проявления крайних степеней деформации правосознания, выражающаяся в криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности российского общества. Значительно возросло количество социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Одним из источников различных деформаций правосознания являются неблагополучные семьи. Зачастую в таких семьях отсутствует сама возможность социально-позитивного правового воспитания, а дети «с молоком матери» усваивают противоправные формы поведения и образцы криминальной субкультуры. В обществе сложился ведомственный правовой нигилизм, который исходит не только от лиц, в той или иной мере заинтересованных в обходе закона, но и от представителей управленческого персонала, обязанных быть проводниками требований закона. Вертикаль исполнительной власти до сих пор не может выполнить свое главное назначение — обеспечить надлежащее исполнение законов.
В стране существует проблема правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства, традиционно отождествляемого с правом. В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми
государственными органами, должностными лицами и гражданами. Будут ли изданы такие законы, во многом зависит от умения и желания политиков в центре и в регионах достичь взаимопонимания, нормальных деловых отношений.
Переходный период необходим также и самой государственной власти. Она не может в один момент взять и перестроиться, учитывая еще и то, что лишь относительно недавно у власти оказались юридически образованные граждане. «Как только общество отказалось от тоталитарных методов неправового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тотчас же дали о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка»3.
Народ в России всегда прославлял бунтарей против власти, атаманов, бежавших с царской службы и других нарушителей законности. Песни и былины о смутьянах и разбойниках не могли не сформировать искаженное правосознание граждан России.
Права человека — ядро гуманистического, демократического правосознания. Они обретут реальное значение тогда, когда у людей будет не только формальное знание этих прав, но и чувство твердой веры в их гарантии, обеспечение прав человека, которые они воспринимают как благо, ценность жизни.
Оценка законов при их принятии и применении на предмет соответствия праву направлена на повышение качества законодательной базы, что будет способствовать формированию уважительного отношения к самому праву и преодолению правового нигилизма. Основным и непосредственным критерием оценки законов должны выступать конституционные положения, и федеральный закон будет правовым, если он соответствует Конституции РФ, Федеральному конституционному закону. Для законов субъектов Федерации дополнительным критерием могут выступать федеральные законы, а
3 Левкин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2007. № 1. С. 14.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
также конституции (уставы) этих субъектов, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам РФ. Необходимо повышать авторитет суда, укреплять гарантии его независимости. От того, насколько быстро и полно исполняются судебные решения, зависит очень многое: от непосредственного соблюдения прав и интересов юридических и физических лиц до отношения общества к судебной процедуре как действенной форме защиты нарушенных прав и интересов. Судебная защита — это не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и законных интересов людей. Качество деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление государственных функций во многом зависят от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридических ценностных установок и ориентаций.
В Российской Федерации складывается опасная ситуация, так как любые политические и судебные решения, законы, указы оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в правосознании. Граждане на данном этапе, обладая скептическим отношением к праву, в большинстве своем не приемлют новые законы. Даже если они и положительны, то отношение к ним подозрительное. Но в то же время законы — это один из главных инструментов государства, через который оно осуществляет свою деятельность. Психологическая структура правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам4. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология.
Средством повышения правовой культуры должна стать правовая информатизация современного российского общества. Стремительное качественное обновление, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства — эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи: формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур обще-
ства и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима для того, чтобы расти в условиях правового государства. Следует создать действенные механизмы, обеспечивающие за счет более полной правовой информированности граждан повышение эффективности права и его применения. Этому в значительной степени способствует правовая информатизация общества. Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Главная цель — построение общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления, правоохранительные органы. Информатизация правовой сферы обеспечивает упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореа-лизационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации. Правовая информатизация осуществляется одновременно по следующим направлениям:
1) информатизация правотворческой деятельности;
2) информатизация правореализационной деятельности;
3) правовое обеспечение процессов информатизации.
С этой целью была создана президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации». Реализация программы позволит:
♦ повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни за счет информатизации правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации;
4 Марченко М.Н. Проблемы теории права и государства. М., 2007. С. 397.
-^рг-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
♦ обеспечить свободный, оперативный доступ к существующим в электронном виде информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти Российской Федерации;
♦ создать организационные и технические возможности информационно-правового обмена с планируемыми региональными узлами правовой информации, субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.
Для выхода из создавшегося положения следует продолжать проведение развития процесса преобразований в стране и практической реализации идей и ценностей современной правовой культуры, дальнейшего улучшения организации, совершенствования форм и методов работы государственного аппарата и правоохранительных органов, строгого соблюдения демократических принципов их деятельности, обеспечения достоверности и доступности выходящей информации; повышение авторитета суда, укрепление гарантий его независимости. Необходимо принятие действенных мер по неукоснительному соблюдению Конституции РФ всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом также необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. Го-
сударство должно предпринять серьезные усилия, чтобы изменить правосознание нашего общества. И это усилие будет выражаться в обеспечении исполнения уже принятых нормативных правовых актов. Постепенно может быть улучшена судебная система страны, которая считается в мире отражением правового состояния государства.
В заключение можно сказать, что пока еще наша правовая система находится не в лучшем положении. Как справедливо отмечают юристы, «тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан»5 и, соответственно, улучшению правового положения страны. В Российской Федерации существует правовой нигилизм, распространены взяточничество и коррупция, рейдерские захваты собственности и т.д. Однако следует сказать, что все же за последнее десятилетие Россия как государство структурно изменилась и встала на путь демократического развития.
В небольшой статье нет возможности с достаточной полнотой и глубиной рассмотреть проблемы, заявленные в заглавии работы, поэтому автор останавливался только на некоторых из них. Работа будет продолжена по мере накопления теоретического и практического материала.
5 Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 413.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 479 с.
В учебнике в кратком и систематизированном виде излагаются основные темы курса «Международное право», в том числе: понятие, источники, основные принципы и субъекты международного права; концепция господства права в современном международном праве; история создания и деятельность международных организаций и конференций; право международных договоров и внешних сношений; ответственность в международном праве. Особое внимание уделяется отдельным отраслям международного права — морскому, воздушному, космическому, уголовному, гуманитарному, экологическому, экономическому и таможенному праву.
Для студентов (слушателей, курсантов) и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.