УДК 72.035
ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, канд. искусствоведения, доцент, gap11@ sib mail.com
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 2-Й ПОЛОВИНЫ XVIII - НАЧАЛА XIX В.
Анализируется концепция формирования архитектуры православия на основе процесса развития городов Западной Сибири в XVIII-XIX вв. Затрагивается тема влияния стилей и направлений архитектуры Санкт-Петербурга и Москвы на архитектуру православных храмов Барнаула, Бийска, Томска и других городов, влияния культовой столичной архитектуры на храмы в Сибири. Анализируются вопросы конструктивных особенностей архитектуры православия России и Западной Сибири. В статье частично обобщается опыт исследователей прошлого времени по истории православных храмов. Исследуются и рассматриваются характерные признаки и конструктивные особенности соборов и церквей. Статья подводит некоторые итоги по развитию архитектуры в Западной Сибири, предлагается терминология направлений и стилей для культовой архитектуры данного региона.
Ключевые слова: архитектура Сибири; традиции; национальные особенности; направления и стили в архитектуре православных храмов.
ALEKSANDR P. GERASIMOV, PhD, A/Professor, gap11@ sibmail.com
Tomsk State University Of Architecture And Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
ORTHODOX CHURCHES OF WEST SIBERIA LATE IN THE 18th AND EARLY 18th CENTURIES
The paper presents the urban development in West Siberia in 18—19th centuries which underlies the analysis of the Orthodox architecture formation. The architectural style impact of St-Petersburg and Moscow Orthodox church on Barnaul, Biysk, Tomsk, and other cities is shown in this paper. The structural analysis is given for Orthodox architecture in West Siberian. The past experience is generalized and characteristic features of churches are investigated herein. The total results are given in relation to the development of architecture in West Siberia. The notions are suggested for architectural styles used in this region.
Keywords: architecture of Siberia; tradition; national distinctions; architectural style.
К XVIII в. в Сибири уже существовала сеть военно-административных, военно-промышленных и торгово-хозяйственных центров. Первые каменные постройки возникли в таких городах, как Тобольск, Тюмень, Верхотурье, Томск, Иркутск, Енисейск, развивались такие города, как Барнаул, Бийск, Тара. Как правило, в городах, наряду с административными зданиями, вместо деревянных церквей возводились каменные храмы. К рассматриваемому нами времени, т. е. ко второй половине XVIII в., действовали Спасо-Преображен-ский монастырь в Тюмени, Абалакский монастырь в Тобольске, Далматов
© Герасимов А.П., 2016
монастырь, Тобольский и Верхотурский кремли со своими соборами и церквями. Города как военные укрепления теряют свое значение и становятся административными и торгово-ремесленными центрами. В это время решаются и градостроительные вопросы. Мероприятия по регулированию городской застройки впервые в Сибири начали проводиться в конце XVIII в. в период составления планов городов, когда обозначились основные градостроительные объекты: административные центры, торговые площади, ремесленно-промышленные места, склады и казармы. В культовой архитектуре начинают проявляться те конструктивные черты и особенности декоративного фасадного убранства, которые позднее дали основание говорить об особенностях культовой архитектуры - храмов как Западной, так и Восточной Сибири.
Поднимаемый вопрос относится к особенностям культовой архитектуры Сибири, который неоднократно исследовался на протяжении почти всего двадцатого столетия. С развитием православия происходит формирование и развитие стиля, который с XIX в. охватил достаточно многие области в архитектуре и искусствоведении.
Стилеобразование в храмовом строительстве Сибири - тема, которая раскрывается в данной статье, охватывает вторую половину XVIII - начало XIX в. Задача, которую ставит перед собой автор, - не опровергнуть уже устоявшиеся мнения, а рассмотреть вопросы стиля в культовой архитектуре с позиции современного видения. Одновременно в культовой архитектуре играли свою определенную роль национальные особенности, которые дают основание обратиться к данному вопросу. Соборы и церкви рассматриваются автором в хронологической последовательности по мере их закладки и дальнейшего строительства.
Развитие национального стиля в культовой архитектуре Западной Сибири проходило по мере разрастания городов, храмы возводились на средства прихожан и пожертвования богатых меценатов. Культовая архитектура Алтая рассматриваемого периода достаточно хорошо изучена такими исследователями, как Т.М. Степанская, В.А. Скубневский, Ю.М. Гончаров, А.Р. Ивонин и др. В 1774 г. завершилось строительство Петропавловской церкви в Барнауле (автор проекта Д.П. Макулов). «В проекте каменного здания - в рисунке глав, в соразмерности объемов, в овальных оконных проемах, декоре - присутствовали черты барокко, хотя в столицах уже утверждался классицизм, -отмечает исследователь архитектуры Алтая Т.М. Степанская, - строительство Петропавловского собора в Барнауле явилось значительным событием для всей Западной Сибири. Каменное здание, заложенное 23 июня 1771 г., возводилось без авторского надзора каменщиками и плотниками с разных заводов. Резной иконостас выполнил житель Томска А. Гущинов» [1, с. 41]. Одноэтажный с продольным планом «кораблем», однокупольный с шатровой колокольней, храм имел незначительные, как отмечалось выше, орнаментальные оформления фасадов (рис. 1, 2).
Обращают на себя внимание различия в рисунке формы куполов храма, шпиля колокольни в проекте реконструкции храма из статьи «Барнаул» В.А. Скубневского [2, с. 9] и фотографии на репродукции. Купольная форма кровельного покрытия на чертеже соответствует православным храмам XIV -
начала XV в., например собора Спасо-Андроникова монастыря (1357), в перестройках 1846-1850 гг. в Москве. Колокольня ярусного типа пристроена, объемно-планировочное решение храма: трехнефный, четырехстолпный. Структура прямоугольного плана: алтарь, собственно храм, трапезная, притвор.
Рис. 1. Петропавловский собор, г. Барнаул (1771-1774 гг.). Фотография начала XIX в.
Г
ТТТ
б
сшщмш : у' ЧЬ
^ГТЕмимад* -¿и
б Ш " > •
а
Рис. 2. Петропавловский собор (1771-1774 гг.). Барнаул. Репродукция из статьи В.А. Скубневского [2]: а - фасад; б - план
Здесь необходимо остановиться на тех особенностях культовой архитектуры, которые определяют тот или иной стиль. Как известно, стиль барокко родился в архитектуре Италии в XVII в. и получил дальнейшее распространение как в культовой, так и в гражданской архитектуре. В России «нарышкинский стиль» второй половины XVII в. связывают с периодом, совпадающим с западноевропейским барокко, поэтому мнения об отставании развития архитектуры в России не имеют основания. Термин «сибирское барокко», как указывалось автором в предыдущих статьях, появился только в 1924 г. и принадлежит краеведу Д.А. Болдыреву--Казарину, который связывал его с Восточной Сибирью [3, с. 14, 15]. К 1760 г. в России уже сформировался классицизм. Рассматриваемые православные храмы Сибири построены в этот период. Несмотря на отдаленность городов Сибири от центральных районов России, влияние барокко было достаточно сильным. Однако стили и направления в культовой архитектуре за последние два столетия претерпевали различные изменения. Одновременно сложилось мнению, что многие православные храмы как Западной, так и Восточной Сибири, построенные вплоть до начала XX в., относятся к данному стилю, что не совсем верно. Рассмотрим один из старейших городов Западной Сибири Тару (1594), где каменное строительство, как указывали исследователи этого города Ю.М. Гончаров и А.Р. Ивонин, началось со второй половины XVIII в. [4, с. 117-131]. Анализ архитектуры Омской области, проведенный исследователем Н.И. Лебедевой, говорит о том, что самая первая каменная церковь Тары - Спасская (1753-1776) - построена по образцу Тобольской Михайло-Архангельской церкви (1745-1754) [5]. Спасская церковь двухэтажная, однокупольная, имеет план «кораблем», построение внутренних интерьеров: алтарь, средняя часть, притвор с возвышающейся над ним восьмигранной колокольней, характерной для многих церквей Сибири.
В это же время строится Никольский собор (1771-1774) с аналогичным планом и объемно-планировочной структурой, характерной для церквей середины - второй половины XVIII в. (рис. 3). Построенный в два этажа собор завершается девятью луковичными главками, олицетворяющими горение свечей в честь девяти ангелов, по числу ангельской иерархии. Никольская церковь в Таре - переплетение русского зодчества XVII в. и западной архитектуры, построена по образцу церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове в Санкт-Петербурге (1749-1762) (рис. 4).
Двухэтажная, с нижней теплой частью и верхней - холодной, с многоярусной колокольней. Орнаментальное обрамление оконных проемов с «развитым» навершием приближает Никольскую церковь к «нарышкинскому стилю», характерному для русской культовой архитектуры конца XVII в.
Со второй половины XVIII в. активизировалось каменное строительство во всех городах Западной Сибири. Среди городов Алтайского края значительную роль сыграл город Бийск, как связующее звено в торгово-транспортной системе между Горным Алтаем и Кузнецкой котловиной. Градостроительный план города, составленный томским архитектором К.Г. Турским, предусматривал и планировку площадей с доминантой в центре - православным храмом. В г. Бийске, первоначально имеющем статус города-крепости, первым
каменным сооружением, как и во многих городах Сибири, стала православная церковь. 28 августа 1794 г. грамотой Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, за № 1054 преподано благословение на освящение второй в истории города Успенской церкви, которая явилась первым каменным зданием Бийска. В народе её называли Казачьим собором (рис. 5).
Рис. 3. Никольская церковь (1771-1774). г. Тара. Фотография начала XIX в.
Рис. 4. Церковь Благовещенская Пресвятой Богородицы (1749-1762). Санкт-Петербург, архитектор К.Д. Трезини (?) (ЬгатЬ^, spb.ru)
Рис. 5. Успенская церковь. (1794). г. Бийск. Фотография конца XIX в.
Трехпрестольная церковь была построена тщанием коменданта Бий-ской крепости генерал-лейтенанта Богданова с прихожанами... Здание строилось по «трапезной» схеме, предполагающей сочленение по продольной оси двухъярусной колокольни, собственно храма с двумя боковыми приделами и пристройки апсиды. Церковь строили «тобольские и томские мастера-каменщики, а иконостас и святые образа Тобольская духовная консистория заказала в Твери и Ярославле, славившихся своими резчиками по дереву, иконописцами и позолотчиками» (не сохранилась) [6]. Говоря о развитии культовой архитектуры в Западной Сибири второй половины XVIII - начала XIX в., необходимо провести некоторую грань между двумя стилями - барокко и классицизмом. Возможно ли само применение слова «барокко» для архитектуры Сибири? «Еще в 1847 году И.М. Снегирев указывал на церковь Покрова в Филях, которую построили в стиле "возрождения" или "барокко". Автор отмечал. что в работах историков архитектуры наметилась тенденция к использованию обозначения стиля, сложившегося на западноевропейском материале» [7] (рис. 6). Искусствовед Бусева-Давыдова отмечала в своей статье: «Термин "барокко" по отношению к русскому зодчеству XVII в. к тому времени уже имел длительную историю существования,
начиная с И.М. Снегирева и кончая Ф.Ф. Горностаевым... что со времени воцарения Федора Алексеевича в московской храмовой архитектуре начинает проявляться новая струя западноевропейских влияний, быстро вылившаяся в мощные формы барокко» [8, с. 65]. В настоящее время обозначение стиля барокко для храмовой архитектуры утвердилось и не имеет возражений. Утвердился этот термин и для архитектуры Сибири.
Рис. 6. Успенский собор в Филях (1690-1694), г. Москва (www.rublev-museum.ru)
Делая выводы по архитектуре Сибири, мы не можем обойти стороной и культовые сооружения восточной её территории, т. к. начало каменного строительства практически с небольшим опозданием началось и там. Западная Сибирь с центром в г. Тобольске и Восточная Сибирь с центром в г. Иркутске всегда представляли большой интерес. Сравнивая конструктивные особенности культовых построек городов Западной и Восточной Сибири, необходимо отметить, что они имеют достаточно много одинаковых черт вне зависимости от архитектурных канонов, которые определены церковью. С начала XVIII в. православные храмы стали строиться в Иркутске, Енисейске, позднее в Якутске, Чите и т. д. Как правило, храмы Сибири, поставленные «кораблем», начинались с алтаря, отделенного иконостасом, основного помещения храма (трапезной) и заканчивались притвором. Основной объем состоял из одно-двухсветного четверика, трехчастной апсиды с пятикупольным завершением, где размещение куполов характерно для центрических крестовокупольных храмов. Однокупольные сооружения этого периода в большей степени встре-
чаются в городах Восточной Сибири, где многоярусные колокольни располагались над притвором или трапезной. Особое внимание обращалось на декоративное оформление фасадов культовых сооружений. Здесь имеются большие различия, которые раскрываются в последних исследовательских работах Л.К. Масиель Санчеса, У.К. Брумфильда и других исследователей. Красноярск, который ранее входил в Томскую губернию, явился границей между огромными территориями Западной и Восточной Сибири и разделил «сибирское барокко» на два направления: западное и восточное. Покровскую церковь (1785-1797) в Красноярске отличает более насыщенный «восточный» орнамент, где декоративные особенности фасадов, наличников, пилястр имеют большую живописность, чем храмы Западной Сибири. Декоративные особенности фасадов и разделили культовые постройки на «западносибирское барокко», в котором просматривалось влияние «московского узорочья», и «восточносибирское барокко», где в орнаментику «московского барокко» включены мотивы народов Восточной Сибири (рис. 7).
Рис. 7. Покровская церковь (1785-1795) г. Красноярск. Фото автора (2013 г.)
В результате исследования и анализа пространственно-конструктивных и орнаментальных особенностей храмов Западной Сибири, включая ранее исследуемые вопросы развития строительства храмов Тобольского Кремля, Тюмени, Верхотурья и не вошедшие в данную статью, возможна некоторая классификация культовой архитектуры исследуемых регионов. Рассмотренные ранее в хронологическом порядке этапы развития культовой архитектуры Западной Сибири предлагается разделить на следующие направления и стили:
XVII в.: развитие храма «древнерусского типа» (Софийско-Покровский собор в Тобольске (1681)); «ренессансное» влияние западноевропейской дворцовой архитектуры, постройки второй половины XVII столетия Тобольска - строительство Софийского двора (1681-1688) и Абалакского монастыря (1683) (рис. 8).
Рис. 8. Абалакский монастырь (1683) (yandex.ru/images>)
Конец XVII - начало XVIII в.: «московское узорочье» («нарышкинскй стиль»): Спасский собор в Тобольске (1709-1713); Троицкая церковь в Вер-хотурском Кремле (1703-1710), Троицкая церковь в Тюмени (1708-1715).
Первая четверть XVIII в.: «петровское барокко», «школа Трезини» Троицкие ворота в Верхотурском монастыре (1703-1710) (рис. 9), Петропавловский собор в Барнауле (1771-1774), Никольский собор в Таре (1771-1774).
Вторая половина XVIII в.: «петровское барокко» с элементами восточной орнаментики: Покровская церковь в Красноярске (1785-1795).
Подводя некоторые итоги развития храмовой архитектуры Сибири второй половины XVIII - начала XIX в., необходимо отметить, что история развития культовой архитектуры и храмового строительства Сибири шло от русской схемы крестово-купольного храма XVIII в. «московского барокко», или «московского узорочья», к влиянию Санкт-Петербургской школы. Мы не рассматривали частные случаи конструктивных схем, которые встречаются в храмостроении всех регионов, включая и Сибирь, многообразие которых
достаточно велико. Не рассматривали и храмы г. Томска, которые требуют отдельных исследований. Кроме того, в культовой архитектуре Западной Сибири с конца XVIII в. проявляется та строгость и простота, которая появляется с приходом классицизма.
Рис. 9. Троицкие ворота в Верхотурском монастыре (1703-1710). Фотография С.М. Прокудина-Горского (1909) (р8-8рЬ2008.паго11га>иг_уегкЬ3.Ь1:т)
Конструктивные и орнаментальные особенности храмов, как Западной, так и Восточной Сибири, их многообразие, которое мы рассмотрели в данной работе, дают нам основание говорить не только об одном стиле «сибирское барокко». Как известно, любой стиль во все времена утверждался в дискуссиях, которые могут быть нами продолжены.
Библиографический список
1. Степанская, Т.М. Храмы Барнаула / Т.М. Степанская // Сибирская старина. - 1994. -№ 8 (13). - 48 с.
2. Скубневский, В.А. Барнаул / В.А. Скубневский // Сибирская старина. - 1993. - № 4. - 48 с.
3. Болдырев-Казарин, Д.А. Народное искусство Сибири: из очерков по истории рус. искусства в Сибири) / Д.А. Болдырев-Казарин. - Иркутск : Изд-во Вост.-Сиб. отд. геог. о-ва, 1924. - 18 с.
4. Гончаров, ЮМ. Очерки истории города Тары конца XVI начала XX в. / Ю.М. Гончаров, А.Р. Ивонин. - Барнаул : Аз бука, 2006. - 188 с.
5. Лебедева, Н.И. Памятники культового зодчества Омского Прииртышья / Н.И. Лебедева. - Условия доступа : от8к11те.га>рго]ес18/сЬигсЬ/а1:атап.Мт1
6. Кочедамов, В.И. Первые русские города Сибири / В.И. Кочедамов. - М. : Стройиздат, 1978. - 190 с.
7. Вагнер, Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве / Г.К. Вагнер. - М. : Искусство, 1987. - С. 288.
8. Горностаев, Ф.Ф. Очерк древнего зодчества Москвы / Ф.Ф. Горностаев // Путеводитель по Москве. - М. : Изд-во Моск. архит. о-ва, 1913. - С. 65.
REREFERENCES
1. Stepanskaja Т.М. Hramy Bamaula [Barnaul churches], Sibirskaja starina. Tomsk : Krasnoe Znamya Publ., 1994. No. 8. 48 p. (rus)
2. Skubnevskij V.A. Barnaul [Barnaul]. Sibirskaja starina, Tomsk : Krasnoe Znamya Publ., 1993. No. 4. 48 p. (rus)
3. Boldyrev-Kazarin D.I. Narodnoe tvorchestvo Sibiri [Folk art of Siberia]. Irkutsk, 1924. 18 p. (rus)
4. Goncharov Ju.M., Ivonin A.R. Ocherki istorii goroda Тагу kontsa XVI nachala XX vv [Historical essays on Tara-city late in 16th and early 20th centuries]. Barnaul : Az buka Publ., 2006. 188 p. (rus)
5. Lebedeva N.I. Pamjatniki kul'tovogo zodchestva Omskogo [Religious monuments of Omsk Priirtysh'e]. Available at: omsktime.ru>projects/church/ataman.html. (rus)
6. Kochedamov V.I. Pervye russkie goroda Sibiri [The First Russian city in Siberia]. Moscow : Stroyizdat Publ., 1978. 190 p. (rus)
7. Vagner G.K. Kanon i stil' v drevnerusskom iskusstve [Canon and style of ancient Russian art]. Moscow : Iskusstvo Publ., 1987. P. 288. (rus)
8. Gornostaev F.F. Ocherk drevnego zodchestva Moskvy [Ancient architecture in Moscow]. Moscow : Izdatel'stvo Moskovskogo arkhitekturnogo obshchestva, 1913. P. 65. (rus)