Научная статья на тему '«Православные филиппинцы молятся и трудятся, чтобы каждый мог ознакомиться с Православием» История и современное состояние Православия на Филиппинах'

«Православные филиппинцы молятся и трудятся, чтобы каждый мог ознакомиться с Православием» История и современное состояние Православия на Филиппинах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
332
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Филиппины / Русская Православная Церковь на Филиппинах / святитель Иоанн Шанхайский / епископ Виктор (Святин) / о. Тубабао / священник Георгий Максимов. / Philippines / Russian Orthodox Church in the Philippines / St. John of Shanghai / Bishop Victor (Svyatin) / Tubabao Island / Priest George Maksimov

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иван Джей Карадо

В статье рассматривается история появления и распространения христианства на Филиппинах, начиная с открытия островов европейцами в XVI веке. Кратко рассказывается о деятельности католических орденов августинцев и иезуитов. Особое внимание уделено обстоятельствам возникновения в начале XX в. Католической Национальной Филиппинской Церкви. Рассматривается также история появления и распространения на Филиппинских островах Православия и деятельность в данном регионе Константинопольского, Антиохийского и Московского Патриархатов. Своими размышлениями о современном состоянии и встречающихся проблемах Православной Церкви на Филиппинах делится прихожанин сельского прихода в честь святителя Иоанна Шанхайского Гонконгской и Южноазийской митрополии Московского Патриархата (деревня Киамба Сараггани, остров Минданао), ныне студент 2-го курса подготовительного отделения Факультета иностранных студентов Санкт-Петербургской духовной академии Кирилл Беналон. Отмечаются особенности литургической и обрядовой жизни православных филиппинцев, а также специфика общения и контактов православных на Филиппинах с представителями других вер и христианских конфессий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Orthodox Filipinos pray and work so that everyone can get acquainted with Orthodoxy” History and current state of Orthodoxy in the Philippines

The article discusses the history of the emergence and spread of Christianity in the Philippines, starting with the discovery of the islands by Europeans in the 16th century. It briefly describes the activities of the Catholic orders of the Augustinians and Jesuits. Specific attention to the circumstances of the emergence of the Catholic National Philippine Church at the beginning of 20th century. The article also discusses the history of the emergence and spread of Orthodoxy on the Philippine Islands and the activities of the Patriarchates of Constantinople, Antioch and Moscow in this region. A parishioner of a rural parish dedicated to St. John of Shanghai of the Hong Kong and South Asian Metropolis of the Moscow Patriarchate (Kiamba Saraggani village, Mindanao Island), now a 2nd year student of the Preparatory Program of the Faculty of Foreign Students at St. Petersburg Theological Academy, shares his thoughts on the current state and problems of the Orthodox Church in the Philippines. The peculiarities of the liturgical and ceremonial life of Orthodox Filipinos, as well as the specifics of communication and contacts of Orthodox Christians in the Philippines with representatives of other Christian and non-Christian faiths are noted.

Текст научной работы на тему ««Православные филиппинцы молятся и трудятся, чтобы каждый мог ознакомиться с Православием» История и современное состояние Православия на Филиппинах»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

научный журнал № 1(4) 2020

Кирилл Беналон

«Православные филиппинцы молятся и трудятся, чтобы каждый мог ознакомиться с Православием»

История и современное состояние Православия на Филиппинах

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10027

Аннотация: В статье рассматривается история появления и распространения христианства на Филиппинах, начиная с открытия островов европейцами в XVI веке. Кратко рассказывается о деятельности католических орденов августинцев и иезуитов. Особое внимание уделено обстоятельствам возникновения в начале XX в. Католической Национальной Филиппинской Церкви. Рассматривается также история появления и распространения на Филиппинских островах Православия и деятельность в данном регионе Константинопольского, Антиохийского и Московского Патриархатов. Своими размышлениями о современном состоянии и встречающихся проблемах Православной Церкви на Филиппинах делится прихожанин сельского прихода в честь святителя Иоанна Шанхайского Гонконгской и Южноазийской митрополии Московского Патриархата (деревня Киамба Сараг-гани, остров Минданао), ныне студент 2-го курса подготовительного отделения Факультета иностранных студентов Санкт-Петербургской духовной академии Кирилл Беналон. Отмечаются особенности литургической и обрядовой жизни православных филиппинцев, а также специфика общения и контактов православных на Филиппинах с представителями других вер и христианских конфессий1.

Ключевые слова: Филиппины, Русская Православная Церковь на Филиппинах, святитель Иоанн Шанхайский, епископ Виктор (Святин), о. Тубабао, священник Георгий Максимов.

Об авторе: Кирилл Беналон (иван Джей Карадо)

студент 2-го курса подготовительного отделения Факультета иностранных студентов Санкт-

Петербургской духовной академии.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7880-5445

Ссылка на статью: Беналон К. «Православные филиппинцы молятся и трудятся, чтобы каждый мог ознакомиться с Православием». История и современное состояние Православия на Филиппинах // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 313-323.

1 В подготовке статьи принял активное участие магистрант II курса Санкт-Петербургской духовной академии О. О. Брехов.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (4) 2020

Kirill Benalon

"Orthodox Filipinos pray and work so that everyone can get acquainted with Orthodoxy"

History and current state of Orthodoxy in the Philippines

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10027

Annotation: The article discusses the history of the emergence and spread of Christianity in the Philippines, starting with the discovery of the islands by Europeans in the 16th century. It briefly describes the activities of the Catholic orders of the Augustinians and Jesuits. Specific attention to the circumstances of the emergence of the Catholic National Philippine Church at the beginning of 20th century. The article also discusses the history of the emergence and spread of Orthodoxy on the Philippine Islands and the activities of the Patriarchates of Constantinople, Antioch and Moscow in this region. A parishioner of a rural parish dedicated to St. John of Shanghai of the Hong Kong and South Asian Metropolis of the Moscow Patriarchate (Kiamba Saraggani village, Mindanao Island), now a 2nd year student of the Preparatory Program of the Faculty of Foreign Students at St. Petersburg Theological Academy, shares his thoughts on the current state and problems of the Orthodox Church in the Philippines. The peculiarities of the liturgical and ceremonial life of Orthodox Filipinos, as well as the specifics of communication and contacts of Orthodox Christians in the Philippines with representatives of other Christian and non-Christian faiths are noted.

Keywords: Philippines, Russian Orthodox Church in the Philippines, St. John of Shanghai, Bishop Victor (Svyatin), Tubabao Island, Priest George Maksimov.

About the author: Kirill Benalon (Ivan Jay Carado)

2nd year student of the Preparatory Program of the Faculty of Foreign Students at the St. Petersburg

Theological Academy.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7880-5445

Article link: Benalon K. "Orthodox Filipinos pray and work so that everyone can get acquainted with Orthodoxy". History and current state of Orthodoxy in the Philippines. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 313-323.

Историческая справка. Филиппины — одно из самых удивительных и красивых мест на планете Земля. Мало какая страна может похвастаться тем, что состоит из семи тысяч островов, каждый из которых притягивает к себе своей природой и климатом. В 2010 г. на Филиппинах проживало 86,8 млн. христиан, 80% из которых составляют католики, 11% протестанты и около 4% исповедует православную веру.

Впервые христианство появилось на Филиппинах в XVI в. Испанский конкистадор и мореплаватель Фернан Магеллан, совершивший первое кругосветное путешествие, открыл филиппинские острова в марте 1521 г. Первая месса на Филиппинах была совершена на Пасху уже 31 марта 1521 г., в порте Мазауа. В это время были крещены первые филиппинцы, которым Магеллан подарил статуэтку младенца Христа. Она сохранилась до наших дней и является одним из старейших христианских артефактов.

В середине XVI в. на остров Себу впервые прибыли католические миссионеры из ордена августинцев. Затем на острова прибыли францисканцы, иезуиты, доминиканцы и иоанниты. Остров Себу стал своеобразным плацдармом для Католической Церкви и испанских колонизаторов. В 1579 г. была образована Манильская епархия, первым епископом которой был назначен доминиканец Доминго де Салар.

Миссия среди филиппинцев была вполне успешной. Испания применяла на островах особую экономическую политику — «энкомьеда» (исп. Encomienda — попечение, защита, покровительство). Суть ее заключалась в том, что местные жители, над которыми было совершено таинство крещения, автоматически подпадали под защиту испанской короны и получали денежные дотации. Это способствовало тому, что к началу XVII в. на Филиппинах проживало более 300.000 католиков.

В 1595 г. иезуиты основали первую школу на Филиппинах, преобразованную в 1605 г. в семинарию св. Иосифа. В 1611г. был открыт университет св. Фомы Аквин-ского. Первоначально это учебное заведение носило название «Коллегия Богоматери

Епископ Иоанн Шанхайский и русские беженцы на острове Тубабао, 1949 г. Факультет иностранных студентов 315

Управляющий приходами Московского Патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии архиепископ Солнечногорский Сергий (Чашин) прибыл в г. Давао, административный центр филиппинского острова Миндана. 22 июня 2018 г.

Божественная литургия в храме святой Матроны г. Давао. Ноябрь 2019 г.

В храме в честь праведной Анны г. Малибатуан. 2018 г.

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин) вместе с прихожанами церкви святого Иоанна Шанхайского в г. Давао. 18 октября 2019 г.

Внешний вид церкви св. Иоанна Шанхайского в г. Давао.

2019 г.

Пресвятого Розария». В ранг университета Коллегия была возведена в ноябре 1645 г. буллой папы Иннокентия X. Университет св. Фомы сохранился до наших дней и до сих пор действует, считаясь старейшим из ныне существующих в Азии высших учебных заведений, а также одним из крупнейших католических учебных заведений в мире.

До XIX в. большинство духовенства было преимущественно европейского происхождения, но с начала XIX в. ситуация начала меняться в обратную сторону, — к середине столетия большинство филиппинских приходов возглавляли местные священнослужители.

Национальное самосознание филиппинцев постепенно росло. В 1872 г. испанские колониальные власти казнили трех священнослужителей по обвинению в организации мятежа на военном форте Сан-Филире в городе Кавите. Казнь Мариано Гомеса, Хосе Бургоса и Хасинто Саморы стала одной из причин Филиппинской революции 1896-1898 гг., после которой их объявили национальными героями под общим названием «Гомбурса».

В 1898 г. началась Испано-американская война. Американцы, зная о Филиппинской революции, хотели подорвать позиции Испании на территории ее колониальных владений и попытались организовать поддержку революционному движению. Однако ничего хорошего из этого не вышло. Американцы, не признав Филиппинскую республику, начали в 1899 г. Филиппино-американскую войну, закончившуюся в 1902 г.

В годы революции возникла идея создания независимой филиппинской Церкви. Одним из главных инициаторов был Исабело де лос Рейес, а реализовал идею священник Грегорио Аглипай. Предпосылкой к созданию такой Церкви послужила происпанская позиция католического церковного руководства во время борьбы за независимость от Испании. В 1899 г. Грегорио Аглипай был подвергнут церковному

отлучению, но это его не остановило. Поскольку на смену испанцам пришли американцы, Грегорио не отошел от дел и, в конечном итоге, в 1902 г. создал Католическую Национальную Филиппинскую Церковь. Участники этой церковной общины не признавали над собой власти Святого Престола и отрицали целибат. Многие филиппинцы, пострадавшие в годы войны с Испанией и Америкой, были канонизированы как мученики и борцы за свободу. В наши дни Независимая Филиппинская Церковь насчитывает около 4 млн. верующих, находится в евхаристическом общении с Церквями англиканского содружества и Старокатолическими Церквями Утрехтского согласия, а также имеет свои приходы в США и Канаде.

О появлении православных христиан на Филиппинах в начале XVII в. писал иезуит Педро Мурильо-Веларде в своей книге «История Филиппин». Это были потомки греческих моряков, которые поселились в г. Легаспи. Однако никакой миссии среди местного населения они не осуществляли. Следующими православными на Филиппинах стали русские, которые переселялись на филиппинские острова в первой половине XX в. В 1934 г. в Маниле по благословению епископа Китайского и Пекинского Виктора (Святина) был учрежден приход в честь Иверской иконы Божией Матери, который был разрушен при попадании снаряда в 1945 г. В 2013 г. на месте этого храма, а точнее, на сохранившемся от него фундаменте, была построена часовня.

В 1949 г. на острове Тубабао нашли себе пристанище пять с половиной тысяч русских беженцев из Шанхая, спасавшихся от китайских коммунистов. В апреле того же года на этот остров прибыл епископ Шанхайский Иоанн (Максимович), впоследствии причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Русская община просуществовала на Тубабао до 1951 г. Сам остров до приезда русских эмигрантов был малонаселен, поскольку в этих местах часто происходят природные катаклизмы, и потому нахождение на этом острове представляет опасность для жизни людей. Интересно то, что во время пребывания русских на этом острове не случилось

Прихожане церкви свт. Николая Чудотворца вместе с митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом (Фокиным). Провинция Каюпо-Саранггани. 18 октября 2019 г.

Выпускники миссионерских курсов перед поступлением в Санкт-Петербургскую духовную академию

ни одной бури или тайфуна, но после того, как русские покинули остров, катаклизмы возобновились...

В 1977 г. для греческой общины столичного региона Филиппин консулом Греции Александром Адамопулосом был построен в г. Параньяке храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1995 г. на месте старого храма начали возводить новый, и 5 марта 2000 г. Благовещенский храм был освящен Константинопольским патриархом Варфоломеем. В 1990 г. католический аббат Викентий Эскарча вместе с окорм-ляемым им женским бенедиктинским монастырем присоединились к Православной Церкви, и отец Викентий стал первым православным священником-филиппинцем. Его монастырь является единственной православной обителью на Филиппинах.

Антиохийский патриархат свою миссию на Филиппинах начал в 2008 г., когда к митрополиту Австралийскому и Новозеландскому Павлу (Салиба) обратились католики и протестанты-евангелики с просьбой принять их в лоно Православной Церкви. Митрополит Павел положительно отреагировал на эту просьбу и, таким образом, было образовано два викариатства: одно в Давао, другое в Маниле. На появление на Филиппинах приходов Антиохийской Православной Церкви Константинопольский патриархат отреагировал негативно, особенно лично митрополит Гонконгский Нектарий (Цилис). Следует отметить, что приходы Русской Православной Церкви на Филиппинах имеют тесную связь и дружбу с членами Антиохийской Православной Церкви.

Кроме Православной и Католической Церквей на Филиппинах с XIX в. присутствуют и протестанты. В 1929 г. методисты, пресвитериане, конгрегационалисты, часть баптистов и другие протестантские деноминации соединились в Объединенную Церковь Христа. В настоящий момент она включает в себя около 1.500.000 верующих. Также активно миссией занимаются баптисты, пятидесятники и свидетели Иеговы.

Конечно, христианство — не единственная религия, исповедуемая на территории Филиппин. Ислам там появился задолго до христианства. В начале XIII в. на Филиппины

приплыли арабские купцы и поселились на острове Минданао. В наши дни ислам исповедует около 4% населения Филиппинских островов. К сожалению, на Филиппинах существуют и радикально настроенные исламские группировки. Так, в августе 2002 г. стало известно, что исламисты из филиппинской радикальной повстанческой группировки «Абу Сайяф» казнили двух из шести захваченных накануне заложников: «Ранее власти сообщали, что часть заложников была торговцами, которые продавали косметику фирмы "Avon" в городе Патикул на острове Холо. В этом городе, как предполагают, находится база одного из лидеров "Абу Сайяф" Радулана Саирона. Однако впоследствии выяснилось, что захваченные являются членами секты "Свидетели Иеговы", которые использовали торговлю, чтобы проповедовать среди местных жителей. По словам полиции, исламисты, убивая проповедников, демонстрируют свою решимость бороться с распространением в стране христианства»1.

Современное Православие на Филиппинах со слов студента академии

Кирилла Беналона.

Филиппины — светское государство. Церковь и государство были разделены еще в начале XX в., поэтому Церковь существует сама по себе, а государство само по себе. Несмотря на этот секулярный характер, власти выделяют земли православным общинам для постройки храмов.

Сейчас на моем острове, где я ходил в храм, православных христиан стало еще больше, чем было раньше. Моя дядя — православный священник, и он же — мой духовный отец. Раньше он служил в храме в честь святителя Иоанна Шанхайского. Земля, на которой находится храм, была арендована у протестантов, однако срок аренды закончился, земля стала нужна ее законным владельцам, и они забрали ее себе назад. В связи с этим православные филиппинцы, которые живут на моем острове, теперь уподобляются первохристианской общине тем, что собираются по воскресным дням в домах верующих и проводят богослужения поочередно у всех членов нашего дружного прихода. Но мы очень надеемся, что скоро мы сможем получить землю для постройки храма.

В отношениях между христианами у нас проблем не возникает. Православные спокойно сосуществуют с протестантами и католиками. Протестанты испытывают особый интерес к православной вере, даже читают православную литературу и слушают проповеди. Католическая Церковь, несмотря на численное превосходство, не давит на Православную Церковь, и, если кто-то из католиков хочет принять православие, ему никто не препятствует. 9 августа 2019 г. митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) с рабочим визитом посетил Филиппины и встретился с кардиналом Луисом Антонио Гоким Тагле, обсудив проблемы, возникающие в деле распространения христианской веры.

1 Террористы обезглавили свидетелей Иеговы // Утро. ру. URL: https://utro.ru/articles/ 2002/08/22/96738.shtml (дата обращения: 20.02.2020).

Кирилл Беналон, студент Санкт-Петербургской духовной академии

Пока что православных филиппинцев, причисленных к лику святых, нет, однако мы надеемся, что скоро ситуация изменится. На Филиппинах есть несколько особо почитаемых святых: святитель Иоанн Шанхайский, который в середине XX в. посетил Филиппины и святитель Николай Чудотворец, который является покровителем моряков. А поскольку Филиппины — это государство на островах и работа многих филиппинцев связана с морем, святитель Николай является нашем покровителем. Мы, православные филиппинцы, пытаемся также объяснять католикам и протестантам, у которых Рождество ассоциируется с Санта-Клаусом, что настоящий Санта-Клаус — это не только добрый дедушка, который разносит подарки тем, кто хорошо себя вел, но что он — святой, который молится за нас Христу.

Говоря о русской православной миссии на Филиппинах, нельзя не упомянуть одного человека. Наши острова регулярно посещает православный священник Георгий Максимов, который сразу смог расположить к себе людей, и запомнился как добрый пастырь. Каждый раз отец Георгий приезжает на несколько недель и ежедневно совершает Божественную литургию на разных приходах Филиппинских островов. После каждой литургии отец Георгий остается на приходе и беседует с прихожанами или проводит катехизические беседы. Он стал первым православным священником, который начал регулярно посещать Филиппины с миссионерской деятельностью. Он пишет и публикует статьи о православии на Филиппинах, по возможности материально помогает православным филиппинцам, дарит иконы, крестики, молитвословы и Священное Писание, за что православные филиппинцы ему очень благодарны и каждый раз ждут его с нетерпением.

На Филиппинах перед крещением человек проходит оглашение от месяца до года. Период этот варьируется в зависимости от того, насколько быстро человек может вместить в себя основные элементы Православия, которые должен знать каждый, кто хочет стать членом Церкви Христовой. Большинство крещаемых — это дети, но и взрослые тоже нередко приходят к нам. Многие из них потом становятся верными чадами Православной Церкви и радеют о деле ее распространения на Филиппинах.

К причастию у нас готовятся так же, как и в России. Перед каждой Евхаристией мы участвуем в таинстве исповеди, что помогает относиться к своей духовной жизни более трепетно. Литургия порой совершается не каждое воскресенье, поскольку священник ходит по разным домам, и не все могут прийти на службу. Поэтому верующие стараются причащаться на каждой службе, которую они посещают. Получается это примерно два раза в месяц. В те дни, когда священника нет рядом и, следовательно, нет литургии, мы устраиваем совместные молитвы без священнослужителя: читаем каноны, поем акафисты и т. д.

Постная кухня Филиппин отличается от русской кухни. В России в пост в основном едят рыбу, овощи и каши. На Филиппинах, кроме рыбы, очень много морепродуктов, достать которые не проблема. Это креветки, крабы, осьминоги, рыба «туна», например, угри и многое другое. Из овощей мы едим окру, балатон, камотитапс, ампаллаю, саюте, салюёт, оппо и т. д. Когда здесь, в России, я рассказываю ребятам о нашей постной кухне, многие из них удивляются такому разнообразию и даже просят иногда что-нибудь им привезти.

Говоря о посте, следует сказать и о некоторых протестантских деноминациях, которые в Страстную седмицу у нас на Филиппинах занимаются самобичеванием, вспоминая страдания Христа. Это происходит в Страстную Пятницу. Этим занимаются не только взрослые, но даже и дети. Были даже такие случаи, когда людей распинали на крестах. Насильно к этому никого не принуждают, все принимают в этом участие по собственной воле. У нас, у православных филиппинцев, такой практики, конечно же, нет, однако многие удивляются, когда узнают, что такое еще существует.

Говоря о миссии и служении Церкви Христовой на Филиппинах, хочется выделить несколько проблем.

Прежде всего, одна из самых больших трудностей для филиппинских христиан заключается в том, что, как уже говорилось, большинство жителей нашей страны

христиане, однако острова наполнены представителями разных религий. Это буддисты, мусульмане, конфуциане, индуисты, синтоиты, а также представители атеистического Китая к северу от нас. И в этом списке нет христиан! Это затрудняет возможности нашей Церкви, потому что у нас нет поддержки от ближайших государств.

Кроме этого, стоит отметить, что Православная миссия на Филиппинских островах, в отличие от католической или протестантской, существует менее ста лет. Это, конечно же, не проблема, но именно поэтому Православие не так сильно успело распространиться у нас.

Лично я думаю, что все это — вопрос времени и желания. Наши православные филиппинцы не только молятся о том, чтобы Православная Церковь на Филиппинах росла, но и трудятся для того, чтобы каждый филиппинец мог ознакомиться с Православием, а тот, кто уже знаком, мог бы получить более глубокие знания о вере.

Как уже говорилось, Филиппины состоят из более 7000 островов. Еще одной особенностью является то, что у нас используется 175 даже не диалектов, а именно языков, которые порой отличаются друг друга самым коренным образом. Сейчас у нас на острове Минданао православная христианка Челейя Паула (Анисия) Табамо переводит с русского, но чаще с английского языка молитвы и статьи на себуанский язык. Один из моих близких знакомых станет диаконом, и я хотел бы, чтобы Господь на оставлял его в этом нелегком деле и всегда помогал на его жизненном пути.

У нас на Филиппинах, к сожалению, нет ни одного православного учебного заведения, которое могло бы готовить священнослужителей. Чтобы получить православное образование, филиппинцам приходится ехать в другие страны и учиться там. Поэтому я и мои друзья поступили сюда, в Санкт-Петербургскую духовную академию, а после ее окончания хотим вернуться к себе на Филиппины, чтобы заниматься тем, к чему нас призвал Господь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19). Однако, в каждом минусе есть свой плюс, — здесь, в России, мы можем получить опыт и знания, которые не могли бы получить у себя на островах. Также мы можем поделиться информацией и знаниями об истории христианства на Филиппинах с теми, кому это интересно, и кто к этому неравнодушен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.