УДК 37.017.93(470.344)[18/19]
А. С. Шорнов, О. Г. Максимова
ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются становление и развитие православного воспитания учащейся молодежи, даются характеристика состояния народного образования в Чувашии и основные пути его реформирования, описаны методика исследования и содержание духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Чувашии во второй половине XIX - начале XX в. с учетом общероссийской действительности и региональных особенностей просвещения чувашского народа указанного исторического периода.
Ключевые слова: социально-исторические предпосылки, развитие, исторический период, народное образование, православное воспитание, учащаяся молодежь.
Актуальность исследуемой проблемы. Последнее столетие в России было ознаменовано сменой нескольких исторических формаций. В ходе этих перемен в стране были утрачены многие традиции, в том числе и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, сам же термин «духовность» понимался по-разному в зависимости от социально-экономического и политического строя. Данные обстоятельства подвергли сложному испытанию всю систему духовно-нравственных устоев современного общества и особенно молодежи. Нестабильность, безработица, разрушение семейных традиций и моральных устоев, ослабление воспитательных функций современной школы и общества оказали отрицательное влияние на формирование нравственно-этических норм у молодежи. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашего народа, важной составляющей частью которого является христианство, православие. На протяжении столетий оно играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на становление духовно-нравственного облика населения. В связи с этим обращение к историческому опыту предшественников по православному воспитанию подрастающих поколений является полезным для современной общеобразовательной школы, поскольку помогает не допускать ошибок прошлого и использовать богатый накопленный опыт педагогов прошлых лет для более эффектив-
© Шорнов А. С., Максимова О. Г., 2017
Шорнов Алексей Сергеевич - аспирант кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: abapt1607@yandex.ru
Максимова Ольга Григорьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: frau.maksimovva@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 16.02.2017
ного воспитания учащихся в современных условиях. С этой точки зрения изучение социально-исторических предпосылок развития православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии во второй половине XIX - начале ХХ в. приобретает особую актуальность.
Материал и методика исследований. Основную источниковую базу исследования составили различные группы документов: данные архивных фондов, нормативно-правовые акты, историко-педагогическая литература, справочно-энциклопедические, а также материалы периодических изданий второй половины XIX - начала ХХ в. Сведения, полученные из фондов Центрального государственного архива Чувашской Республики, дали возможность установить ранее неизвестные факты относительно развития православного воспитания в рассматриваемом периоде. Среди них есть материалы, которые характеризуют состояние образования в Чувашии во второй половине XIX - начале ХХ в. К таким документам относятся протоколы заседаний педагогических советов учебных заведений, их исторические описания, программы учебных занятий в разные годы исследуемого периода, ведомости и сведения об образовательной деятельности, отчеты и извлечения из них о работе различных учебных заведений. Многочисленная группа источников содержит сведения о количестве школ и учащихся в них. Их важность определяется тем, что они не только содержат значительное количество статистического материала, но и дают сведения, создающие представление об основных моментах работы учебных заведений Чувашии и осуществления в них православного воспитания.
Использовались как общенаучные, так и специфические методы историко-педагогического исследования. К первой группе относятся изучение педагогической литературы, сравнение, аналогия, аналитические методы (сравнительный анализ архивных документов и научных работ), синтез, обобщение и систематизация материалов исследования, статистический анализ. Во второй группе методов - описание, реконструкция, объяснение и интерпретация.
Результаты исследований и их обсуждение. Изучение историко-педагогической литературы и архивных материалов позволило сделать вывод, что вторая половина XIX -начало XX в. в Российской империи ознаменовались значительными изменениями в области православного воспитания учащейся молодежи, на становление и развитие которого оказали значительное влияние те социально-исторические условия, которые сложились в стране в данный исторический период. Стоит заметить, что некоторые из них носили общероссийский характер, тогда как другие, не менее важные, являлись чисто региональными, характерными для того или иного народа России. Следовательно, характеризуя социально-исторические предпосылки развития православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии в рассматриваемый период, необходимо учитывать как общероссийскую действительность, так и региональные особенности просвещения народов, в т. ч. чувашского.
Предпринятая в 60-е гг. XIX в. перестройка школы привела к созданию единой системы народного образования, в основу которой был положен принцип равенства всего народа в получении образования. «Характерными чертами образовательной политики в рассматриваемый период стали создание нормативно-правовой базы управления системой народного просвещения и определение содержания учебного процесса, деятельное участие органов местного самоуправления в деле расширения и совершенствования системы образования и возложение на систему народного просвещения охранительных функций, проявившееся в распространении сети церковноприходских школ», - пишет М. П. Гареева [2, с. 11].
Реформирование системы народного образования стало важной предпосылкой для дальнейшего развития православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии. Так, в 1858 г. был подписан указ Синода, в соответствии с которым при каждой церкви должна была быть создана начальная школа, учителями в которых должны были быть священники. Им было предписано «обучать детей не только чтению церковной, но и государственной печати, а тех, кто изъявит желание, - письму». Религиозная программа обучения включала следующие требования к ученикам: знание главных молитв, символа веры, основных заповедей, главных сказаний Священной истории, умение «устно читать по Катехизису» [5].
В исследуемом периоде правительство систематически уделяло внимание проблеме просвещения нерусских народов, что нашло отражение в законодательной политике государства. Было принято четыре нормативных акта («О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» (1870 г.), «Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России» (1906 г.), «Правила о начальных училищах для инородцев» (1907 и 1913 гг.)), в которых регламентировалось соотношение этнического и русского компонентов в школьном образовании. В результате их реализации у нерусских народов, входивших в Российскую империю, была создана система образования, включавшая общенациональный и этнический компоненты [4].
В это же время был принят целый ряд документов, положенных в основу деятельности всех типов школ: «Положение о начальных народных училищах» (14 июля 1864 г.) и «Устав гимназий и прогимназий» (19 ноября 1864 г.), согласно которым государственно-церковная монополия на просвещение и учебные заведения утратила свою силу. В соответствии с этими документами с разрешения органов Министерства народного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица.
Зарождение системы православного воспитания в Чувашском крае связано с открытием школ при церквах. Здесь стоит отметить, что деятельность таких школ поначалу имела лишь эпизодический, несистематический характер. Расширение же сети церковноприходских школ в Чувашии последовало только после издания Указа 1884 г. Анализ архивного материала и научной литературы по проблеме исследования позволяет выделить три этапа в развитии православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии во второй половине XIX - начале ХХ в.
Первый этап связан с началом работы по построению системы православного воспитания учащейся молодежи с учетом сложившихся социально-экономических условий в 60-80-е гг. XIX в.
Второй этап (1884-1917 гг.) характеризуется активизацией православного воспитания учащейся молодежи после издания в 1884 г. Указа Александра III «Правила о церковноприходских школах».
Третий этап (1917-1920-е гг.) - запрет православного воспитания учащейся молодежи после революции 1917 г.
Во второй половине XIX - начале ХХ в. в системе начального образования России были представлены как светские, так и духовные типы школ. В Чувашии школы духовного ведомства по количественному охвату детей, по организации народных чтений, воскресных школ до конца XIX в. опережали светские начальные учебные заведения [6].
Координирующими центрами над учреждениями начального образования выступали не только уездные училищные советы, но и епархиальные отделения уездных училищных советов, что не могло не повлиять на развитие православного воспитания населения Чувашии.
Важнейшую роль в создании системы образования в Чувашии в то время сыграло духовное ведомство. В октябре 1882 г. при Синоде была организована специальная комиссия для выработки законопроекта по реформированию системы начального образования. В 1884 г. были изданы «Правила о церковноприходских школах», исходя из которых организовывался учебный процесс в церковноприходских и миссионерских школах. В результате двухгодичные церковноприходские школы стали преобладать над трехгодичными земскими и министерскими школами. В преобладающем типе школ исключались общеобразовательные курсы. В основном учили Закону Божию, церковнославянскому языку, церковному пению и механическому усвоению элементарных духовно-нравственных знаний.
Важным средством православного воспитания учащихся в этот период являлось преподавание Закона Божия, имевшего целью обучение основам религии и православной нравственности и сообщение сведений о богослужении, истории церкви, духовных учреждениях и установлениях [5], [7].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что реформирование системы народного образования в России, сопровождавшееся значительным влиянием духовных ведомств в деле просвещения народов, в том числе и чувашского, стало важной предпосылкой для развития православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии во второй половине XIX - начале ХХ в. [9], [10].
Второй не менее важной социально-исторической предпосылкой для развития православного воспитания стало внедрение возведенной в ранг государственной политики системы просвещения Н. И. Ильминского, направленной на усиление православия среди нерусских народов Поволжья, к которым относится и чувашский народ.
Основополагающая идея концепции реформирования системы народного образования, разработанной Н. И. Ильминским, - обучение детей на родных языках, изучение русского языка как одного из основных предметов на родном языке, создание комплексов учебных пособий на родных языках и обучение детей учителями той же национальности. Здесь необходимо отметить, что эта система просвещения была направлена на усиление православия среди нерусских народов Поволжья, к которым относится и чувашский народ. В 1855-1856 гг. у Ильминского сложилось твердое убеждение, что «лучшим средством для борьбы с иноверческой пропагандой может быть только школьное просвещение инородцев», «которое развило бы в них охоту к самостоятельному, беспристрастному размышлению, обогатило бы их здравыми понятиями о природе и истории и внушило бы им уважение к свидетельствам достоверным» [6], [8].
Реализация системы Н. И. Ильминского способствовала распространению православного воспитания прежде всего благодаря деятельности в этом направлении миссионерских православных школ, обучение в которых было организовано на родном языке и носило религиозный характер. Ильминский следил за тем, чтобы во всех школах, организованных по его системе, обучение было строго религиозным [6], [8].
Проводимая Н. И. Ильминским миссионерская политика «духовного обрусения» спасла от ассимиляции более крупным татарским этносом кряшен и чувашей. Представляется, что если бы не деятельность Ильминского и его последователя И. Я. Яковлева, то среди чувашей язычество было бы распространено намного шире, кроме того, существовала опасность ассимиляции с татарами-мусульманами. «Духовное обрусение» привело к тому, что, став православными по вере, чуваши сохранили свою национальную культуру и самобытность [8].
Таким образом, внедрение возведенной в ранг государственной политики системы просвещения Н. И. Ильминского, направленной на усиление православия среди нерусских народов Поволжья, к которым относится и чувашский народ, стало одной из важнейших социально-исторических предпосылок для развития православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии во второй половине XIX - начале ХХ в.
Немаловажным является тот факт, что в рассматриваемый период произошло усиление исламской пропаганды в Чувашии, что привело к тому, что правительство и православные ведомства усилили политику христианизации для прочного насаждения христианства среди чувашей: была разработана программа противоборства православия ислами-зации инородцев и созваны съезды миссионеров-противомусульман при Казанской духовной академии; в деревнях, где жили инородцы, были построены православные церкви, в которых служили священники из местного населения; для инородцев в местах их компактного проживания были открыты братские и церковноприходские школы с учителями, подготовленными из их среды. Священники и учителя должны были привлекать в свои школы как можно больше инородцев, т. к. считалось, что дети инородцев, учась вместе с детьми христиан и соблюдая вместе с ними повседневные правила христианской жизни, выходят из школ христианами по духу [1], [7].
Открытие в этот период в чувашских селениях начальных школ, содержание обучения в которых включало и преподавание основ христианской религии, также способствовало приобщению к основам русской православной культуры и переходу в христианство.
Таким образом, активизация исламской пропаганды в Чувашии, приведшая к тому, что правительство и православные ведомства усилили политику христианизации для прочного насаждения христианства среди чувашей, стало третьей существенной предпосылкой для развития православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии во второй половине XIX - начале ХХ в.
Не менее важной предпосылкой для развития православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии является деятельность И. Я. Яковлева и его коллег по переводу Библии на чувашский язык. Поскольку Библия считается основой православного воспитания, можно сделать вывод о том, что это стало немаловажным фактором развития православного воспитания в регионе. Это четвертая предпосылка для развития православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии во второй половине XIX - начале ХХ в.
«Издательско-переводческая деятельность Яковлева и его сподвижников способствовала повышению культурно-образовательного уровня чуваш, оказала влияние на агрокультурные традиции, менталитет, сближала с культурой русского народа, способствовала развитию христианских нравственных ценностей», - пишет В. Т. Харитонов, один из исследователей истории чувашского народа [8].
Нами были определены основные педагогические условия развития православного воспитания в Чувашии в исследуемом периоде. Во-первых, содействие и заинтересованность органов образования (в частности, руководства школ) способствовали его развитию. Во-вторых, было замечено, что к личности и профессиональной компетенции педагога предъявлялись высокие требования. Удовлетворение этих требований определяло, насколько эффективным будет православное воспитание учащейся молодежи. В-третьих, обучение и воспитание реализовывались с учетом принципов индивидуального подхода к воспитанникам. В-четвертых, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса способствовало развитию православного воспитания учащейся молодежи. В-пятых,
учителями Симбирской чувашской учительской школы была разработана и внедрена особая методика преподавания Закона Божия, которая способствовала более качественному осуществлению православного воспитания учащейся молодежи.
В ходе изучения состояния православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии во второй половине XIX - начале ХХ в. были выделены следующие его особенности:
1. Школы имели миссионерскую направленность. Развитию православного воспитания способствовала реализация системы просвещения Н. И. Ильминского. Целью начальных школ являлось религиозно-нравственное образование народа и утверждение его в православной христианской вере.
2. Школы церковного ведомства количественно опережали школы других ведомств.
3. Материальное оснащение школ было неудовлетворительным. Многие школы располагались в церковных сторожках, темных караулках, некоторые - в наемных квартирах или домах, и лишь немногие школы имели свои помещения. В большинстве школ помещения для занятий были непригодны для проведения уроков.
4. У педагогов школ церковного ведомства уровень образованности был значительно ниже, чем у учителей других школ, что отразилось и на качестве образования. Деятельность Симбирской чувашской учительской школы, готовившей квалифицированные педагогические кадры для чувашских школ, способствовала тому, чтобы общий уровень образованности преподавателей повышался.
5. Система Н. И. Ильминского, применявшаяся в школах Чувашии, предписывала, чтобы учителя были из местного народа, хорошо знали русский язык.
6. Главным орудием православного воспитания признавался родной язык. Первоначальное обучение проводилось на родном для учащихся языке. В эти годы начали проводиться православные богослужения на чувашском языке. В исследуемом периоде был завершен перевод Нового Завета на чувашский язык.
7. Огромное значение для миссионерской деятельности имело обучение в начальных школах девочек. Православное воспитание было направлено на обучающихся обоих полов.
8. Опасность ассимиляции чувашского народа татарским этносом и отпадения в ислам не утвержденных в православной христианской вере чувашей привели к тому, что православные ведомства стали разрабатывать методы и способы удержания их от «отступничества».
9. В период расшатывания и запрета православного воспитания не произошло одномоментной его ликвидации, поскольку реализация декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918 г.) оказалась неподготовленной.
Резюме. Изучение проблемы развития православного воспитания учащейся молодежи во второй половине XIX - начале ХХ в. в Чувашии позволило сделать следующие выводы:
- проведение реформы системы народного образования в 60-80-е гг. XIX в. в Российской империи значительно повлияло на дальнейшее развитие православного воспитания населения, в том числе и учащейся молодежи в Чувашии. Огромное влияние на православное воспитание чувашского и других народов оказывали духовные ведомства;
- в этот период система просвещения Н. И. Ильминского, направленная на усиление православия среди инородцев Поволжья, активно реализовывалась в чувашских школах и была возведена в ранг государственной политики;
- успешному проведению в жизнь политики правительства и духовного ведомства по христианизации народов, проживавших в то время в Чувашии, способствовало принятие мер по ослаблению влияния исламской пропаганды в чувашских селениях;
- в 1911 г. была завершена деятельность И. Я. Яковлева и его сподвижников по переводу Нового Завета, а также и некоторых книг Ветхого Завета на чувашский язык, что оказало значительное влияние на обогащение содержания православного воспитания учащейся молодежи на данном историческом этапе развития общества [3].
Принято выделять 3 основных этапа в развитии православного воспитания в Чувашии в исследуемом периоде:
- 60-80-е гг. XIX в. - начало работы по построению системы православного воспитания учащейся молодежи с учетом сложившихся социально-экономических условий;
- 1884-1917-е гг. - активизация православного воспитания учащейся молодежи;
- 1917-1920-е гг. - запрет православного воспитания учащейся молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Браславский Л. Ю. Ислам в Чувашии. - Чебоксары : Чувашия, 1997. - 160 с.
2. Гареева М. П. Развитие просвещения среди марийцев Уфимской губернии во второй половине XIX - начале ХХ вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Йошкар-Ола, 2011. - 24 с.
3. История создания Библии на чувашском языке [Электронный ресурс] // Минкультуры Чувашии, 2012. - Режим доступа : https://gov.cap.ru/hierarhy.asp7page =/299/2899/759080/814133/814136.
4. Кожанова М. Б. Этнопедагогический подход в изучении социокультурной реальности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 1(65). - С. 105-110.
5. Козлов Ф. Н. Государственная политика в отношении церкви в 1917-1920 гг. и ее реализация на территории Чувашии // 1917 год в истории : материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Ульяновск, 2007. - С. 378-385.
6. Краснов Н. Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1992. - 285 с.
7. Православная церковь и ислам [Электронный ресурс] // История распространения ислама на территории вошедших в состав Чувашии уездов Казанской и Симбирской губерний (X в. - 1917 г.). - Режим доступа : http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/4051/4056/4061.
8. Харитонов В. Т. История просвещения чуваш в XIX в. : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1948. - 165 с.
9. Шорнов А. С. Факторы эффективного развития духовно-нравственного (православного) воспитания учащейся молодежи в Чувашском крае в 60-х годах XIX - начале XX века // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 1(81). - С. 180-186.
10. Шорнов А. С., Максимова О. Г. Педагогические условия развития православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии во второй половине ХК - начале ХХ века // Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя: теория и практика : сборник научных статей / отв. ред. И. В. Павлов. - Чебоксары, 2016. - С. 45-53.
UDC 37.017.93(470.344)[18/19]
A. S. Shornov, O. G. Maksimova
ORTHODOX EDUCATION OF STUDENTS IN CHUVASHIA IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY - BEGINNING OF 20th CENTURY
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article discusses the formation and development of Orthodox education of students, provides the characteristic of the state of public education in the Chuvash Republic and the main ways of its reforming, describes the research methodology and the content of spiritual-moral upbringing of the younger generation in the Chuvash Republic in the second half of the 19th century - beginning of 20th century considering the Russian reality and regional features of education of the Chuvash people of the specified historical period.
Keywords: socio-historical background, development, historical period, public education, Orthodox education, students.
REFERENCES
1. BraslavskijL. Ju. Islam v Chuvashii. - Cheboksary : Chuvashija, 1997. - 160 s.
2. Gareeva M. P. Razvitie prosveshhenija sredi marijcev Ufimskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX - nachale HH vv. : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Joshkar-Ola, 2011. - 24 s.
3. Istorija sozdanija Biblii na chuvashskom jazyke [Jelektronnyj resurs] // Minkul'tury Chuvashii, 2012. -Rezhim dostupa : https://gov.cap.ru/hierarhy.asp7page =/299/2899/759080/814133/814136.
4. Kozhanova M. B. Jetnopedagogicheskij podhod v izuchenii sociokul'turnoj real'nosti // Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2010. - № 1(65). - S. 105-110.
5. Kozlov F. N. Gosudarstvennaja politika v otnoshenii cerkvi v 1917-1920 gg. i ee realizacija na territorii Chuvashii // 1917 god v istorii : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ul'janovsk, 2007. -S. 378-385.
6. Krasnov N. G. Vydajushhijsja chuvashskij pedagog-prosvetitel'. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1992. - 285 s.
7. Pravoslavnaja cerkov' i islam [Jelektronnyj resurs] // Istorija rasprostranenija islama na territorii voshedshih v sostav Chuvashii uezdov Kazanskoj i Simbirskoj gubernij (X v. - 1917 g.). - Rezhim dostupa : http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/4051/4056/4061.
8. Haritonov V. T. Istorija prosveshhenija chuvash v XIX v. : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 1948. - 165 s.
9. Shornov A. S. Faktory jeffektivnogo razvitija duhovno-nravstvennogo (pravoslavnogo) vospitanija uchashhejsja molodezhi v Chuvashskom krae v 60-h godah XIX - nachale XX veka // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2014. - № 1(81). - S. 180-186.
10. Shornov A. S., Maksimova O. G. Pedagogicheskie uslovija razvitija pravoslavnogo vospitanija uchashhejsja molodezhi v Chuvashii vo vtoroj polovine HIX - nachale HH veka // Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury budushhego uchitelja: teorija i praktika : sbornik nauchnyh statej / otv. red. I. V. Pavlov. - Cheboksary, 2016. - S. 45-53.
© Shornov A. S., Maksimova O. G., 2017
Shornov, Aleksey Sergeevich - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: abapt1607@yandex.ru
Maksimova, Olga Grigoryevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: frau.maksimovva@yandex.ru
The article was contributed on February 16, 2017