показывает важнейшие характеристики русской самобытности, а как религиозное явление представляет собой самое традиционалистское и архаичное направление мирового христианства.
В настоящее время ввиду отсутствия религиозной цензуры и возможности открыто высказываться как в интернете, так и в других средствах массовой информации, полемика между старообрядческими течениями приобретает новую окраску.
Также сейчас можно наблюдать значительное повышение интереса к старообрядческой традиции у широких слоев населения. Этому способствуют: появление статей в периодической печати и сети Интернет (у основных течений старообрядцев есть официальные сайты), телерепортажи и радиопередачи, проведение выставок и различных конференций.
Литература
1. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович / Н.Ф. Каптерев. В 2-х т. Т. 1. - М., 1996. - С. 278.
2. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество / С.А. Зеньковский. В 2-х т. Т. 1. - М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. - С.688.
3. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви / Ф.Е. Мельников. - Барнаул, 1999. - С. 680.
4. Судьба старообрядчества в XX — начале XXI вв.: история и современность. Сборник научных трудов и материалов. Выпуск 2 / Ответ. ред. и состав. С.В. Таранец. - Киев, 2008. - С. 336.
5. Труды I Всероссийского Съезда христиан-поморцев, приемлющих брак. - М.: Типография П.П. Рябушинского, 1909. Режим доступа: http://to.drevle.com/text/trudy_pervogo_vserosiyskogo_sezda_pomorcev-1909.html.
Православная миссия в Китае
УДК 26/28
Иерей Сергий Шевцов, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород bligumenhram@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается история и современное состояние Православной Церкви в Китае. Ее становление связано с миссией Русской Православной Церкви. Подчеркивается самобытность Православной Церкви в Китае. Рассматривается сущность китайского православия,
обозначаются успехи и неудачи миссии православной Церкви на данной территории, а также рассматриваются перспективы дальнейшей работы в этом направлении.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь; Русская Духовная Миссия; Православная Церковь в Китае; православная община в Китае.
Orthodox Mission in China
Priest Sergei Shevtsov, graduate student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod bligumenhram@yandex.ru
Annotation. In the article it is discussed history and the current status of the Orthodox Church in China. Its creation is connected with the mission of the Russian Orthodox Church. It is emphasized uniqueness of the Orthodox Church in China. Essence of the Chinese Orthodoxy is described, successes and failures of the mission of the Orthodox Church on a given territory are examined, as well as perspectives of further work in this direction.
Key words: Russian Orthodox Church; Russian Orthodox Mission; The Orthodox Church in China; Orthodox community in China.
Православная Церковь существует в Китае на протяжении трех столетий, начиная с 1715 года. Ее историческое и богословское становление напрямую связано с миссией Русской Православной Церкви. Как некогда греческое православие явилось тем самым фундаментом, на котором начало образовываться великое Древнерусское государство и Церковь, так и в XVIII веке русское православие явилось родоначальником православия в Китае.
При этом нельзя не отметить, что мистическая, сакральная основа Православной Церкви в Китае вполне самобытна, хранимая подвигом веры отцов современных китайцев и кровью 222 мучеников. Живой дух православия в Китае сегодня не столь ощутим, как в более ранние времена, но главное то, что Церковь жива, и потому рассмотрение вопросов и проблем миссионерской работы на территории Китая представляет наибольший научный и богословский интерес. Тем более что нынешний 2015 год является в этом отношении юбилейным - 300 лет со времени появления православия в Китае.
Цель данной статьи - кратко, но целостно отразить сущность китайского православия, обозначить успехи и неудачи миссии православной Церкви на данной территории, а также рассмотреть перспективы работы.
Своего рода систематизация и популяризация уже имеющегося исторического и публицистического материала.
По самым последним опросам и исследованиям на сегодняшний день в Китае насчитывается около 15 тысяч православных1. По сравнению с миллионами католиков и протестантов, это несравнимо мало. Почему же именно так обстоит дело? На самом деле причин этому несколько. В первую очередь, это то, что изначально появление Русской Духовной Миссии в Китае не преследовало цель широкой проповеди, а создавалось для духовного попечения и окормления попавших сюда в плен русских казаков -албазинцев. Также на протяжении всей истории существования русской Духовной Миссии в Китае она сталкивалась с политическим запретом или притеснением, что не могло негативно не повлиять на ее просветительскую работу.
Проповедническая деятельность православных миссионеров была ограничена в синодальный период истории церкви (1700-1917), когда государственная власть полностью регулировала все вопросы церковной жизни. Новые возможности проповеди православия в Китае были открыты после Тяньцзинского договора 1858 года, когда с миссионеров была снята дипломатическая функция. Несмотря на значительное сокращение финансирования, в 1861 году Русская Духовная Миссия впервые за свою историю вышла за пределы Пекина. Велась работа по переводу священных и богослужебных текстов, открывались социальные, благотворительные учреждения, православные училища. А вот уже в начале XX века миссия переориентировалась на русских эмигрантов, потоком хлынувших на территорию Китая. В это время основной задачей стало служение соотечественникам, а проповедь иноверцам отошла на второй план.
Помимо названных проблем, православная миссия в Китае сталкивалась и со многими другими, в том числе с частым сокращением или полным отсутствием финансирования. Эти и другие вопросы являются серьезной причиной для пристального внимания и изучения проблем миссионерской деятельности на территории Китая и возможных путей их решения.
Говоря об историческом пути Русской Духовной Миссии в Китае, следует сказать, что его принято делить на следующие периоды:
1. 1715-1858 гг., от основания Миссии (Указ Петра I от 1700 года, назначение Миссии в 1712 г. и прибытие ее в Пекин в 1715 г.) до Тяньцзинского договора, после которого в 1863 году дипломатическая нагрузка с Духовной Миссии была снята;
2. 1858-1900 гг. - «боксёрское» восстание ихэтуаней (отрядов «справедливости и мира»), уничтожение христиан в Китае;
3. 1900-1917 гг. - период стремительного развития миссионерской деятельности по всему Китаю, открытие храмов, школ, разного рода благотворительных учреждений;
православие в Китае / Под ред. М.Л. Титаренко. - М., 2010. - С. 196.
4. 1917-1945 гг. - эмигрантский период, переориентация Миссии на социальную помощь и окормление соотечественников-эмигрантов;
5. 1945-1956 гг. - воссоединение с Московским Патриархатом, возобновление миссионерской работы, попытка создания Китайской Автономной православной Церкви.
В 1956 году Русская Духовная Миссия в Китае была полностью закрыта, все имущество перешло в собственность властей КНР. Православная Церковь продолжила свое существование в форме Церковной автономии, процесс организации которой не смог завершиться даже формально.
Последующие годы стали еще более тяжелыми и разрушительными. Во время «культурной революции» 1966-1976 гг. были разрушены практически все православные храмы, священники жестоким образом убиты, Церковь находилась на грани гибели. Со смертью оставшихся епископов церковная иерархия полностью пресеклась.
Процесс христианизации в Китае всегда сталкивался с трудностями в социально-политической сфере. Власти республики весьма негативно относились к своим гражданам, принявшим православие, часто их подвергали репрессиям и притесняли в гражданских правах. Например, купец, принявший православие, лишался своей доли в общем капитале фирмы, в которой состоял. При этом до крещения при разделе капитала ему приходилось писать прошение в центральную контору, «но там, по доносу его же компаньонов, не только не выдадут капитала, но и за намерение
3
принять православие его предадут смерти через отсечение головы» Подобным образом выражался преемник святителя Иннокентия на Камчатской кафедре, епископ Вениамин: «Что касается до русской веры, то принятие ее в глазах здешнего китайского начальства равняется принятию русского подданства»4. По сути, для властей принятие христианства означало предательство своей родины. Поэтому принятие крещения для китайских граждан чаще всего сопровождалось принятием русского гражданства. Религиозная самоидентификация стала напрямую связываться с национальной.
Что же касается современной ситуации, то она наиболее благотворна. Христиане не подвергаются каким-либо репрессиям и чувствуют себя полноценными китайскими гражданами. Такая обстановка сложилась в результате перемены социокультурного уклада народа и трансформации национального самосознания. Период жестокого нигилизма и атеизма, негативного отношения к собственной культуре и традициям серьезно подорвали языческие общественные устои. Перемены естественным образом отражались на характере миссионерской проповеди. Как замечает
православие в Китае. Сборник материалов выставки / Благовещенская епархия РПЦ. - Благовещенск: 2013. - С. 10.
3 Камчатские епархиальные ведомости за 1894 год. - Благовещенск: 1894. - С. 195.
4 Самойлов Н.А. Российско-Китайские договоры 1858 г. и деятельность Амурской Духовной Миссии / Православие на Дальнем Востоке. - СПб.: 2001, Выпуск №3. - С. 54.
современный православный миссионер в Гонконге Денис Поздняев: «В условиях современного секулярного Китая апология христианства, апеллирующая к классикам китайской мысли, вряд ли найдет живой отклик в сердцах и умах наших китайских современников. Большая часть народа этой великой страны ждет, скорее, слов проповеди о Христе, сказанных в простоте и обращенных к сердцу некнижному и простому, но ожидаемому благой вести и надежды о спасении. Ясное и доступное свидетельство о Православии, его духовной практике и богословии - лучший путь к проповеди в современном Китае»5.
Сегодня православная община в Китае насчитывает около 15 тысяч человек. Большинство из них проживает в Синьцзяне и Внутренней Монголии, а также в Пекине и Шанхае. Во всем Китае действуют четыре православных храма: Покровский храм в Харбине, Храм Иннокентия Иркутского в Эргуне, Храм святителя Николая в Кульдже, Храм святителя Николая в Урумчи. К сожалению, в этих храмах нет ни одного священника. По законам Китая иностранные проповедники не имеют права вести свою деятельность.
В итоге следует сказать, что исторический путь православия в Китае весьма сложный и самобытный. В разные исторические периоды проповедь христианства сталкивалась с различными политическими и социальными препятствиями, но тем не мене не осталась бесплодна. 222 мученика за веру, множество епископов и священников, православных храмов и святынь -составили духовную основу твердой и непоколебимой веры православных китайцев.
Просуществовав в Китае уже три столетия, православие привнесло множество ценного в общественном и культурном отношении. Множество материальных, а главное духовных ценностей появились именно благодаря ему. Образование, благотворительность, строительство великолепных храмов - это лишь немногая часть миссионерской работы. Так, к примеру, величественный Софийский Собор, построенный в традициях православного зодчества, стал визитной карточкой города Харбина.
Можно согласиться с Д. Поздняевым: «В новой ситуации христианство оказалось способным дать ответ на фундаментальные вопросы бытия для многих китайских интеллектуалов в большей степени, чем даосизм или буддизм»6. Моногамия и теистическое начало, разделяющее Творца и Творение, к которым пришел Китай, в том числе и благодаря христианским контактам с Западом, обусловили развитие науки и техники, повысили ценность отдельной личности человека, до этого бывшей растворенной в общественном коллективном сознании.
Литература
5 Поздняев Дионисий, протоиерей. Православное сознание и китайский мир: от конфликта к диалогу. Электронный ресурс. - Режим доступа: http: //www.ortodox.cn/contemporary/honkong/hbr_ru/htm
6 Поздняев Дионисий, протоиерей. Православное сознание и китайский мир: от конфликта к диалогу. Электронный ресурс. - Режим доступа: http: //www.ortodox.cn/contemporary/honkong/hbr_ru/htm
1. Камчатские епархиальные ведомости за 1894 год. -Благовещенск: 1894.
2. Поздняев Дионисий, протоиерей. Православное сознание и китайский мир: от конфликта к диалогу. Электронный ресурс. - Режим доступа: http: //www.ortodox.cn/contemporary/honkong/hbr_ru/htm
3. Православие в Китае / Под ред. М.Л. Титаренко. - М., 2010.
4. Православие в Китае. Сборник материалов выставки / Благовещенская епархия РПЦ. - Благовещенск: Издательство ОАО «Амурская ярмарка», 2013.
5. Православие в Китае. Сборник материалов выставки / Благовещенская епархия РПЦ. - Благовещенск: 2013.
6. Самойлов Н.А. Российско-Китайские договоры 1858 г. и деятельность Амурской Духовной Миссии / Православие на Дальнем Востоке. - СПб.: 2001, Выпуск №3.
Методология этнокультурных исследований миссионерского поля
УДК 26/28
Иерей Даниил Яковов, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород daniilrf91 @gmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются этнографические методы сбора информации, которые могут быть полезны в миссионерской деятельности. Делается вывод о том, что азы прикладной этнографии необходимы миссионеру для качественной миссионерской работы в отдаленных регионах. Изучение верований и обрядов непросвещенных Евангелием народов, осознание миссионером условий становления духовных идеалов народа дает понимание путей и способов построения с ним диалога.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь; миссия; этнос; культурная антропология; методология миссионерства; этнографические исследования; экспедиционный метод; стационарный метод.
Methodology of ethnic and cultural researches of a mission field
Priest Daniel Jakovov graduate student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod daniilrf91 @gmail.com