мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР», которое в качестве стратегического направления определило выравнивание различий в оказании лечебной помощи труженикам города и села» [8]. Был взят курс на совершенствование сельского здравоохранения на основе централизации и специализации. Маломощные больницы не имели право на существования, их пациенты должны были ехать в соседние амбулатории, участковые и даже районные больницы.
Тем не менее, охране здоровья на селе не уделяли должного внимания, больничный лист из-за отсутствия социального страхования выдавали немногим.
Л.Н. Денисова в противовес утверждению авторов монографии «Крестьянство и сельское хозяйство Сибири» о повышении роли районных больниц, утверждает, что «основным медицинским учреждением на селе являлся фельдшерско-акушерский пункт» [7]. Действительно, несмотря на стремление усовершенствовать медицинское обслуживание, мелкие или удаленные села, в первую очередь, обращались за помощью к местному фельдшеру. Одним из путей сближения медицинского обслуживания города и деревни стала шефская помощь учреждений здравоохранения, выезды врачей в районы для проведения профилактических осмотров работников АПК и санитарного состояния сельских населенных пунктов.
В Курганской области в 1968 году «ранней весной прошли углублённый медицинский профилактический осмотр 25036 механизаторов и другие специалисты сельского хозяйства. Было обучено 23584 механизаторов и шофёров по оказанию само и взаимопомощи» [2]. Тем самым были созданы постоянно действующие части по оказанию первой медицинской помощи.
Происходит дальнейшее распространение специализированной медицинской помощи. На селе использовались передвижные средства медицинской помощи: зубоврачебные, рентгеновские кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, передвижные амбулатории, женские и детские консультации [9]. Однако нехватка врачей сдерживала развитие специализированной амбулаторно-поликлинической помощи на селе [12]. В 1981 году в Курганской области получила дальнейшее развитие специализированная медицинская помощь. «В областной больнице № 1, областных детских больницах № 1 и 2 были созданы областные специализированные центры. В центральных районных больницах - Далматовской, Шадринской, Шумихинской -межрайонные» [3].
Формой врачебной помощи стали выезды санитарных врачей и специалистов в хозяйства Курганской области [1]. В Свердловской области за 1965 - 1971 гг. Областной санэпидстанцией комплектовались бригады в составе 10 - 12 специалистов (врачи, помощники, лаборанты) для оказания практической помощи труднодоступным селениям. Бригаде специалистов давался транспорт, необходимое полевое лабораторное оборудование для работы 10 дней. Кроме того, специалистами Областной санэпидстанции ежегодно выполняли более 170 выездов в сельскохозяйственные районы по различным разделам санитарной службы, а также выезды прививочных бригад и гельминтологических отрядов [5]. Отделением санитарной авиации областной клинической больницы № 1 за 1971 год было осуществлено 288 вызовов, эвакуировано 990 больных в Свердловск 990 [5], а в 1970 г. было осуществлено 592 выезда [6]. За 1971 - 1974 гг. в результате выездов в село было обслужено свыше 7 тыс. чел., проведено 117 операций [11].
В 1981 году появилась новая форма соцсоревнования («массовое движение трудящихся за наивысшие достижения в производстве, способ мобилизации трудовых ресурсов» [14]) - среди санитарных дружин, где активное участие приняли сандружины из Шадринского района, Целинного, Притобольного, Лебяжьевского, Каргапольского и др. В Курганской области имелось 4 специализированных межрайонных центра по урологии, офтальмологии, отоларингологии [4].
Челябинской областной клинической больницей № 1 в 1985 году, областными специализированными учреждениями и медикосанитарными частями городов ежегодно совершалось 1300 плановых выездов на село, санитарной авиацией совершалось около 2 тыс. вылетов [10].
Итак, состояние сельского здравоохранения в исследуемый период характеризовалось ростом сближения городского медицинского обслуживания с сельским. Это достигалось чаще директивными методами - соцсоревнования учреждений здравоохранения, шефская помощь и др.
Литература
1. Государственный архив Курганской области (ГАКО) Ф. р-1541 Оп. 8 Д. 3072.
2. Государственный архив общественно-политической документации Курганской области (ГАОПДКО) Ф. 166 Оп. 294 Д.
361.
3. ГАОПДКО Ф. 166 Оп. 332 Д. 188.
4. ГАОПДКО Ф. 1082 Оп. 1 Д. 12.
5. Государственный архив Свердловской области (ГАСО) Ф. р-627 Оп. 3 Д. 150.
6. ГАСО Ф. р-627 Оп. 3 Д. 747.
7. Денисова, Л.Н. Исчезающая деревня России: Нечерноземье в 1960 - 1980-е годы. - С. 201.
8. Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960 - 1980-е гг. - Новосибирск, 1991. - С. 275.
9. Медицина на селе // Известия. - 1972. - 26 июля.
10. На страже здоровья народа // Политический информатор. - 1985. - 11 июня. - С. 24 - 25.
11. Служба здоровья на селе // Уральский рабочий. - 1974. - 5 октября.
12. Улучшать медицинское обслуживание села // Известия. - 1981. - 12 августа.
13. Челябинская область: энциклопедия. - Т. 2 Д - И. - Челябинск, 2004. - С. 404.
14. Челябинская область: энциклопедия. - Т. 6 Си - Ф. - Челябинск, 2006. - С. 196.
Реут Г. А.
Кандидат исторических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В ЗАКРЫТЫХ ГОРОДАХ СИБИРИ 1949-1990 ГГ.
Аннотация
В статье рассмотрено формирование правоохранительных органов в закрытых городах Сибири (Северск, Железногорск, Зеленогорск).
Ключевые слова Закрытый город, Железногорск, Северск, Зеленогорск, Минсредмаш.
Reut G.A.
Krasnoyarsk State Agricultural University the conditions of influence forming THE LAW-ENFORCEMENT BODIES IN THE CLOSED CITIES OF SIBERIA 1949-1990's
Abstract
This article about the formation of law-enforcement bodies in the soviet closed nuclear cities which are located in Siberia.
Key words Closed Nuclear Cities, Seversk, Zheleznogorsk, Zelenogorsk, Minsredmash.
16
На Строительствах атомных комбинатов правоохранительные органы формировались в первоочередном порядке. Поскольку в начальный период основное население состояло из заключенных и военных строителей, то правоохранительные органы, изначально были ориентированны на контингент ИТЛ и военных строителей.
В Северске прокуратура была образована 22.12.49 г. В Железногорске - 20.09.50 г. В Зеленогорске участковая прокуратура п/я 73 была создана 9.06.56 г. В 1959 г. прокуратура стала самостоятельной. В 1964 г. прокурором стал А.И. Беда, назначавшийся на эту должность 5 раз, хотя закон «О прокуратуре СССР» ограничивал назначение прокурора в одной прокуратуре двумя сроками по 5 лет. В декабре 1966 г. прокуратура п/я 73 была переименована в прокуратуру в/ч № 9343.[1]
В 1949 г. в Северске был образован лагерный суд ИТЛ ГХ и Строительства № 601, а в Железногорске лагерный суд ИТЛ ДФ и Строительства № 994 был организован 12.06.50 г.[2]
Отдел внутренних дел были созданы в Северске 8.11.51 г., в Железногорске - 9.05.51 г., а в Зеленогорске - 10.04.57 г.[3]
К подсудности лагерных судов относились все дела о преступлениях, совершенных в лагерях и колониях ГУЛАГа, за исключением дел о преступлениях офицеров НКВД и сотрудников, имевших специальные звания госбезопасности. В юрисдикции лагерных судов находились все заключенные старше 16 лет (кроме содержавшихся в тюрьмах); спецпоселенцы, трудмобилизованные и ссыльные; вольнонаемные сотрудники, совершившие правонарушения на территории лагернопроизводственных комплексов; и, наконец, все военнослужащие ГУЛАГа, не имевшие офицерских званий. Народные заседатели выбирались из числа лагерных служащих и военизированной охраны. Они находились в зависимости от лагерной администрации которая снабжала судейские кадры жильем, топливом, теплой одеждой и т.д. Специфика лагерных судов определялась тем, что их работа связана с вопросами, представляющими государственную тайну. Специальные лагерные суды должны были способствовать выполнению политических и хозяйственных задач, стоящих перед лагерем поддерживать режим и дисциплину. [4]
Указом Президиума ВС СССР от 29.04.54 г. «Об упразднении специальных лагерных судов», лагерные суды в были преобразованы в специальные суды. В 1957 г. все суды, действовавшие на объектах Министерства среднего машиностроения СССР, перешли в судебную систему союзных республик. После ликвидации ИТЛ спец. суды при всех трансформациях сохраняли специальный статус.
В 1956 г. в Суд ГХ стал именоваться спец. судом № 60. 20.05.53 г. Суд ДФ был переименован в Спец. суд п/я 9/47. 14.02.67 г. суду было присвоено открытое наименование Суд-47. Зеленогорский спец. суд № 81 был образован 14.08.56 г.[5]
Специальные суды не входили в состав судов края/области. Кассационной инстанцией для них являлся особый состав Верховного Суда РСФСР. Судьи судов Северска, Железногорска и Зеленогорска подчинялись напрямую Министерству юстиции СССР.
Создание специальных правоохранительных структур для закрытых городов не было подкреплено на законодательном уровне. Только в 1970-х гг. были приняты правовые акты, регулировавшие порядок работы правоохранительных органов с учетом специфики закрытой территории. Например, указы Президиума Верховного Совета СССР от 23.07.71 г. и от 1.06.79 г. «О судах, прокуратуре, адвокатуре, нотариате и органах внутренних дел, действующих на особо режимных объектах».[6]
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1.06.79 г. специальные суды были реорганизованы в постоянные сессии областного/краевого суда Проверка работы этих сессий осуществлялась Вторым Управлением МЮ СССР.[7]
В Северске была создана Вторая постоянная сессия Томского областного суда. В Железногорске - Вторая постоянная, а в Зеленогорске - Третья постоянная сессии Красноярского краевого суда.[8] (С 1992 г. сессии были преобразованы в городские народные суды Томска-7, Красноярска-26 и Красноярска-45. С 1995 г. - городской суд Северска, Железногорска и Зеленогорска).
Суды закрытых городов Сибири обладали неограниченной подсудностью и рассматривали все категории дел, которые возникали на территории закрытого города (не только общегражданские или общеуголовные, но и дела о воинских преступлениях, а также дела, в которых фигурировала государственная тайна, дела о преступлениях за совершение которых предусматривалось наказание в виде смертной казни и т.д.). Такая подсудность делала суд городским (районным), и второй постоянной сессией, и военным, и областным судом. [9]
Прокуратуры находились в непосредственном подчинении Генерального прокурора и занимали особое место в системе органов прокуратуры как по своему назначению, так и по подбору кадров прокуроров и следователей. Прокуроры особо режимных объектов пользовались процессуальными правами прокуроров республики, края, области в части, касающейся продления сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, а также опротестования в кассационном порядке приговоров, решений, определений и постановлений судов, действующих на этих объектах. Их правовой статус был приравнен к прокурорам городов или районов как по штатной численности, так и по перечню предоставленных полномочий по установлению и устранению нарушений закона.
На этих прокуроров были возложены следующие обязанности: поддержание гособвинения в постоянных сессиях судов, образованных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1.06.79 г., участие в рассмотрении гражданских дел, опротестование в кассационном порядке приговоров, решений, определений и постановлений судов, которые противоречат или не соответствуют закону.[10]
Помимо контроля за соблюдением общесоюзного законодательства правоохранительные органы закрытых городов контролировали исполнение секретных указов и постановлений. Особенностью правоприменения было то, что законодательные акты, касавшиеся секретных объектов и закрытых территорий, являлись секретными и не публиковались в открытой печати.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1.06.79 г. «О судах, прокуратуре, адвокатуре, нотариате и органах внутренних дел, действующих на особо режимных объектах» был опубликован в соответствии с Заключением Комитета конституционного надзора СССР «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах граждан» от 29.11.90 г.
Спецстатус усиливал зависимость населения от правоохранительных органов, позволял предотвращать выход переписки и иной информации по уголовным и гражданским делам за пределы закрытой зоны, что укрепляло секретность, но ограничивало права граждан.
Таким образом, все правоохранительные органы закрытых городов решали задачи охраны государственной тайны и обеспечения установленного режима секретности. Они имели особые полномочия, связанные с необходимостью поддерживать секретность и обеспечивать законность в условиях особого режима проживания.
Литература
1. Дерябин В. Где закон, там и порядок // Диалог. - 2004. - 30 дек. - С. 10; Иванов И. В день Победы рожденная: Железногорск. - 2007. - 154 с. - С. 3; Это город наш с тобою // Импульс ЭХЗ. - 2011. - № 18 - 13 мая.
2. История северской милиции. - Северск. - 2001. С. 9; Суд отметил юбилей//Сегодняшняя газета. - 2011. - 17 мар.
3. URL: http://www.lib.seversk.ru/kraeved/page/?doc=227. Иванов И. В день... С. 3
4. Иванова Г.М. История ГУЛАГа, 1918-1958. - М:, 2006. С. 394-396
5. URL:http://seversky.tms.sudrf.ru/modules.php?name=mfo_court&rid=2; http://krasn.pravo.ru/news/view/30018/;
http://gelgor.krk. sudrf.ru. http://infosud.ru/general_jurisdiction_courts/20101201/251141283.html
17
6. Проблемы химической безопасности // Сообщение UCS-INFO.534, 19.12.1999 г. // URL: http: ecology.iem.ac.ru/ucs/b534.txt.
7. URL: http://krasn.pravo.ru/news/view/30018/; URL: http://gelgor.krk.sudrf.ru.
8. URL: http://infosud.ru/general_jurisdiction_courts/2010L201/25n4L283.html
9. URL: http://novouralsky.svd.sudrf.ru.
10. URL: http://www.tarasei.narod.ru/ref2004/proc1.htm
Реут Г. А.
Кандидат исторических наук., доцент Красноярского государственного аграрного университета ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ЗАКРЫТЫХ ГОРОДАХ СИБИРИ
Аннотация
В статье рассмотрено формирование конституционных органов власти в закрытых городах Сибири.
Ключевые слова: Закрытый город, Железногорск, Северск, Зеленогорск, Минсредмаш.
Reut G.A.
Krasnoyarsk State Agricultural University the conditions of influence forming THE FORMATION CONSTITUTIONAL AUTHORITIES IN THE CLOSED CITIES OF SIBERIA
Abstract
In the article the formation of the constitutional authorities in the soviet closed nuclear cities which are located in Siberia.
Keywords: Closed Nuclear Cities, Seversk, Zheleznogorsk, Zelenogorsk, Minsredmash.
До 1954 г. на территории Железногорск и Северска действовали неконституционные органы власти: Административный Совет при Сибхимкомбинате (далее - СХК) и Управлении строительства № 601 и Административный отдел Горно-химического комбината (далее - ГХК).
На основании Указа Президиума ВС РСФСР от 27.04.54 г. до проведения выборов в Северский Городской совет на базе Административного Совета был образован временный Исполнительный комитет Городского совета. В его состав вошли начальники политотделов комбината А.П. Барченков и строительства и А.А. Васильев, директор комбината И.А. Щекин и зам. начальника Управления строительства С.И. Демин. 29.04.54 г. горисполком обратился в Президиум ВС РСФСР с просьбой назначить выборы Северский Городской Совет на 13.06.54 г.[1]
Первая сессия Северского горсовета открылась 3.09.54 г. Из 157 депутатов - 117 (74,5%) были членами или кандидатами в члены КПСС. Руководителей партийных, хозяйственных, комсомольских и профсоюзных организаций насчитывалось 70 чел. (44%). В составе депутатов: 30 женщин (19%), русских - 138 чел. (88%).[2]
По этой же схеме формировались местные органы Советской власти в Железногорске. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.03.54 г. о «преобразовании населенного пункта комбината № 815 в город областного, подчинения Железногорск» был объявлен руководству с месячным опозданием приказом министра Министерства среднего машиностроения (далее - МСМ) от 24.04.54 г.
Подготовку и проведение выборов Железногорского Городского Совета взяли на себя административный отдел ГХК и политотдел Управления строительства. На заседании Железногорского исполкома, состоявшемся 17.05.54 г., был рассмотрен вопрос «О выборах в городской Совет депутатов трудящихся г. Железногорска». Исполком обратился в Президиум ВС РСФСР с просьбой назначить выборы на 27.06.54 г.[3]
С избранием городского Совета функции административного отдела отпали и ранее издававшиеся им обязательные решения утратили силу. По протесту прокурора Железногорска обязательные решения административного отдела были отменены как решения «временного не конституционного органа». [4]
Одновременно с формированием конституционных органов власти были предприняты меры для сохранения их изоляции. При Главном управлении капитального строительства МСМ СССР (далее - ГУКС) был образован Отдел городских и поселковых Советов (позднее Отдел городского и жилищного хозяйства). Во исполнение Постановления СМ СССР от 22.06.55 г. приказом министра МСМ СССР А.П. Завенягина от 29.07.55 г. было утверждено штатное расписание отдела городских и поселковых Советов.[5]
Отдел детально разбирался в градостроительных проблемах каждого закрытого города. Отдел городских и поселковых Советов осуществлял координацию хозяйственной деятельности, занимался согласованием и утверждением планов развития предприятий, организаций, учреждений подведомственных Городским Советам, утверждал объемы капитальных вложений, фонды оплаты труда, численность работников, производил комплектование кадров предприятий городского хозяйства, принимал заявки на материально-техническое снабжение, контролировал организацию коммунально-бытового обслуживания, жилищное строительство, благоустройство, контролировал деятельность учреждений образования и культуры и т.д.
Таким образом, после повышения статуса органов местной советской власти ведомственное подчинение сохранилось, но было перенесено с уровня города на уровень министерства. Это в определенной мере снижало их зависимость местных органов власти от руководства градообразующего предприятия и повышало влияние и самостоятельность в области городского хозяйства.
В Зеленогорске образование органов советской власти шло несколько иначе, чем в Железногорске и в Северске. В Зеленогорске с 1955 по 1959 гг. функционировал поселковый совет, с 1959 по 1963 гг. - районный, а с 1963 по 1991 гг. - городской совет.
Указом ВС РСФСР 22.05.55 г. с. Усть-Барга было отнесено к категории рабочих поселков, с присвоением наименования Зеленогорск. На территории поселка «все мероприятия, связанные с функциями и законными полномочиями городского Совета, осуществлялись дирекцией Электрохимзавода (ЭХЗ) и руководством Управления строительства».
В январе 1958 г. к Первому секретарю Красноярского крайкома КПСС Н.Н. Органову обратились директор комбината № 825 (ЭХЗ) А. Александров и секретарь парткома комбината И.Беляков. Они проинформировали о том, что в с. Усть-Барга Рыбинского района строится соцгород комбината № 825. Численность населения, включая местных жителей, превысила 20 тыс. чел. В 1958 г. численность населения должна была вырасти до 25-28 тыс. чел. На территории города уже действовали правоохранительные органы поликлиника и госпиталь, три клуба, средняя школа, три начальных школы, вечерняя средняя школа, сберкасса и контора связи. Функционировал партийный орган, имелся профсоюзный комитет и комитет ВЛКСМ. Однако органа советской власти не было. В результате организации, учреждения и граждане, проживавшие на территории города, не могли «разрешить многих вопросов на месте». Директор комбината и секретарь партийного комитета высказали мнение о том, что «для осуществления функций власти настало время организовать законно избранный населением городской Совет». Они обратились в Крайком КПСС с просьбой войти с ходатайством в Президиум ВС РСФСР о разрешении «образовать в строящемся соцгороде городской Совет по типу, штатам и ставкам зарплаты работникам городского Совета наравне с другими городами закрытого типа в Красноярском крае». Выборы в городской Совет депутатов трудящихся предлагалось провести 20.04.58 г.[6]
По-видимому, в связи с недостаточной численностью постоянного населения, Зеленогорск статус города не получил. Указом ВС РСФСР 14.03.59 г. на территории строительства комбината № 825 Министерства среднего машиностроения и прилегающих к
18