Научная статья на тему 'Формирование конституционных органов власти в закрытых городах Сибири'

Формирование конституционных органов власти в закрытых городах Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД / ЖЕЛЕЗНОГОРСК / СЕВЕРСК / ЗЕЛЕНОГОРСК / МИНСРЕДМАШ / CLOSED NUCLEAR CITIES / SEVERSK / ZHELEZNOGORSK / ZELENOGORSK / MINSREDMASH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Реут Г. А.

В статье рассмотрено формирование конституционных органов власти в закрытых городах Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION CONSTITUTIONAL AUTHORITIES IN THE CLOSED CITIES OF SIBERIA

In the article the formation of the constitutional authorities in the soviet closed nuclear cities which are located in Siberia.

Текст научной работы на тему «Формирование конституционных органов власти в закрытых городах Сибири»

6. Проблемы химической безопасности // Сообщение UCS-INFO.534, 19.12.1999 г. // URL: http: ecology.iem.ac.ru/ucs/b534.txt.

7. URL: http://krasn.pravo.ru/news/view/30018/; URL: http://gelgor.krk.sudrf.ru.

8. URL: http://infosud.ru/general_jurisdiction_courts/2010L201/25n4L283.html

9. URL: http://novouralsky.svd.sudrf.ru.

10. URL: http://www.tarasei.narod.ru/ref2004/proc1.htm

Реут Г. А.

Кандидат исторических наук., доцент Красноярского государственного аграрного университета ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ЗАКРЫТЫХ ГОРОДАХ СИБИРИ

Аннотация

В статье рассмотрено формирование конституционных органов власти в закрытых городах Сибири.

Ключевые слова: Закрытый город, Железногорск, Северск, Зеленогорск, Минсредмаш.

Reut G.A.

Krasnoyarsk State Agricultural University the conditions of influence forming THE FORMATION CONSTITUTIONAL AUTHORITIES IN THE CLOSED CITIES OF SIBERIA

Abstract

In the article the formation of the constitutional authorities in the soviet closed nuclear cities which are located in Siberia.

Keywords: Closed Nuclear Cities, Seversk, Zheleznogorsk, Zelenogorsk, Minsredmash.

До 1954 г. на территории Железногорск и Северска действовали неконституционные органы власти: Административный Совет при Сибхимкомбинате (далее - СХК) и Управлении строительства № 601 и Административный отдел Горно-химического комбината (далее - ГХК).

На основании Указа Президиума ВС РСФСР от 27.04.54 г. до проведения выборов в Северский Городской совет на базе Административного Совета был образован временный Исполнительный комитет Городского совета. В его состав вошли начальники политотделов комбината А.П. Барченков и строительства и А.А. Васильев, директор комбината И.А. Щекин и зам. начальника Управления строительства С.И. Демин. 29.04.54 г. горисполком обратился в Президиум ВС РСФСР с просьбой назначить выборы Северский Городской Совет на 13.06.54 г.[1]

Первая сессия Северского горсовета открылась 3.09.54 г. Из 157 депутатов - 117 (74,5%) были членами или кандидатами в члены КПСС. Руководителей партийных, хозяйственных, комсомольских и профсоюзных организаций насчитывалось 70 чел. (44%). В составе депутатов: 30 женщин (19%), русских - 138 чел. (88%).[2]

По этой же схеме формировались местные органы Советской власти в Железногорске. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.03.54 г. о «преобразовании населенного пункта комбината № 815 в город областного, подчинения Железногорск» был объявлен руководству с месячным опозданием приказом министра Министерства среднего машиностроения (далее - МСМ) от 24.04.54 г.

Подготовку и проведение выборов Железногорского Городского Совета взяли на себя административный отдел ГХК и политотдел Управления строительства. На заседании Железногорского исполкома, состоявшемся 17.05.54 г., был рассмотрен вопрос «О выборах в городской Совет депутатов трудящихся г. Железногорска». Исполком обратился в Президиум ВС РСФСР с просьбой назначить выборы на 27.06.54 г.[3]

С избранием городского Совета функции административного отдела отпали и ранее издававшиеся им обязательные решения утратили силу. По протесту прокурора Железногорска обязательные решения административного отдела были отменены как решения «временного не конституционного органа». [4]

Одновременно с формированием конституционных органов власти были предприняты меры для сохранения их изоляции. При Главном управлении капитального строительства МСМ СССР (далее - ГУКС) был образован Отдел городских и поселковых Советов (позднее Отдел городского и жилищного хозяйства). Во исполнение Постановления СМ СССР от 22.06.55 г. приказом министра МСМ СССР А.П. Завенягина от 29.07.55 г. было утверждено штатное расписание отдела городских и поселковых Советов.[5]

Отдел детально разбирался в градостроительных проблемах каждого закрытого города. Отдел городских и поселковых Советов осуществлял координацию хозяйственной деятельности, занимался согласованием и утверждением планов развития предприятий, организаций, учреждений подведомственных Городским Советам, утверждал объемы капитальных вложений, фонды оплаты труда, численность работников, производил комплектование кадров предприятий городского хозяйства, принимал заявки на материально-техническое снабжение, контролировал организацию коммунально-бытового обслуживания, жилищное строительство, благоустройство, контролировал деятельность учреждений образования и культуры и т.д.

Таким образом, после повышения статуса органов местной советской власти ведомственное подчинение сохранилось, но было перенесено с уровня города на уровень министерства. Это в определенной мере снижало их зависимость местных органов власти от руководства градообразующего предприятия и повышало влияние и самостоятельность в области городского хозяйства.

В Зеленогорске образование органов советской власти шло несколько иначе, чем в Железногорске и в Северске. В Зеленогорске с 1955 по 1959 гг. функционировал поселковый совет, с 1959 по 1963 гг. - районный, а с 1963 по 1991 гг. - городской совет.

Указом ВС РСФСР 22.05.55 г. с. Усть-Барга было отнесено к категории рабочих поселков, с присвоением наименования Зеленогорск. На территории поселка «все мероприятия, связанные с функциями и законными полномочиями городского Совета, осуществлялись дирекцией Электрохимзавода (ЭХЗ) и руководством Управления строительства».

В январе 1958 г. к Первому секретарю Красноярского крайкома КПСС Н.Н. Органову обратились директор комбината № 825 (ЭХЗ) А. Александров и секретарь парткома комбината И.Беляков. Они проинформировали о том, что в с. Усть-Барга Рыбинского района строится соцгород комбината № 825. Численность населения, включая местных жителей, превысила 20 тыс. чел. В 1958 г. численность населения должна была вырасти до 25-28 тыс. чел. На территории города уже действовали правоохранительные органы поликлиника и госпиталь, три клуба, средняя школа, три начальных школы, вечерняя средняя школа, сберкасса и контора связи. Функционировал партийный орган, имелся профсоюзный комитет и комитет ВЛКСМ. Однако органа советской власти не было. В результате организации, учреждения и граждане, проживавшие на территории города, не могли «разрешить многих вопросов на месте». Директор комбината и секретарь партийного комитета высказали мнение о том, что «для осуществления функций власти настало время организовать законно избранный населением городской Совет». Они обратились в Крайком КПСС с просьбой войти с ходатайством в Президиум ВС РСФСР о разрешении «образовать в строящемся соцгороде городской Совет по типу, штатам и ставкам зарплаты работникам городского Совета наравне с другими городами закрытого типа в Красноярском крае». Выборы в городской Совет депутатов трудящихся предлагалось провести 20.04.58 г.[6]

По-видимому, в связи с недостаточной численностью постоянного населения, Зеленогорск статус города не получил. Указом ВС РСФСР 14.03.59 г. на территории строительства комбината № 825 Министерства среднего машиностроения и прилегающих к

18

нему поселков был образован закрытый Зеленогорский район (Красноярск-45), с выделением из состава Красноярского края. 1.03.1959 г. были проведены выборы в райсовет депутатов трудящихся. Было избрано 50 депутатов. Поселковый Совет -Красноярска-45 был упразднен, а полномочия депутатов поселкового Совета решением крайисполкома были переданы депутатам районного Совета. Первая сессия райсовета г.Красноярск-45 прошла от 10.07.59 г.[7]

Зеленогорск получил статус города в соответствии с Указом ВС РСФСР от 8.02.63 г. Зеленогорский район был преобразован в город краевого подчинения Зеленогорск (Красноярск-45). Руководство исполкомом Зеленогорского городского Совета возлагалось непосредственно на председателя Исполнительного комитета Красноярского краевого промышленного Совета. Выборы в городской Совет прошли 3.03.63 г. Первая сессия состоялась 9.03.63 г.

Таким образом, в закрытых городах Сибири в 1950-1960-е гг. в соответствии с конституцией и действующим законодательством были созданы конституционные органы власти.

Литература

1. Северский Городской Архив (СГА). Ф. 1. Оп. 1. Д. 2. Л. 98-100.

2. СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 1. Л. 32-33.

3. Железногорский Городской Архив (ЖГА). Ф. 1. Оп. 1. Д. 269. Л. 3.

4. ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 269. Л. 260.

5. ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1328. Л. 1.

6. ЦХИДНИ Красноярского края. Ф. П-26. Оп. 31. Д. 6. Л. 9, 10.

7. Зеленогорский Городской Архив. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 39. Л. 63; Д. 1. Л. 86-88.

Талапин А.Н.

Доцент, кандидат исторических наук, Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина ОПЫТ РАБОТЫ КУРАТОРОМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье затронута проблема организации воспитательной работы педагогом-куратором студенческой группы, вопрос подбора целей и средств для этой работы, а также её эффективности.

Ключевые слова: куратор, студент, воспитание.

Talapin A.N.

Associated Professor, candidate of historical sciences, Omsk State Agrarian University P.A. Stolypin EXPERIENCE THE CURATOR AT THE STATE HIGH SCHOOL

Abstract

The article addressed the issue of organization of educational work by teacher-supervisor of student group, the question of selection of goals and tools for this work, as well as its effectiveness.

Keywords: curator, student, education.

Внеучебную работу со студентами сегодня считают одной из важнейших составляющих образования. Одна из ведущих ролей в этом смысле принадлежит кураторам студенческих групп. На их плечи пытаются возложить заботу о текущих делах студентов: от помощи в учёбе и решении личных проблем до культурного проведения досуга. При этом воскрешаются многие очевидные заблуждения, например, что воспитывать нужно культурой. Забывается, что «воспитывать культурой» - не более чем идеализация, что такое воспитание, осуществляемое назидательно, идет вразрез с интересами самой молодёжи. Студентов интересуют, прежде всего, проблемы труда, занятости и жизненного благополучия, а им, в лучшем случае, настойчиво предлагается набор «культурных» мероприятий, далёкий от их реальных потребностей и запросов. Мало кого интересует, что, «воспитывая культурой» легко привить к ней стойкое отвращение.

Многие педагоги и чиновники от образования до сих пор уверены, что воспитание - это такая целенаправленная деятельность. Бесподобно в своей самоуверенности звучат их высказывания вроде: «Одним из важнейших направлений психологической адаптации студентов является воспитание гражданственности ....патриотизм должен проявляться посредством культурноправового воспитания. .ведущая воспитательная роль отводится кафедрам общих гуманитарных наук.»1. Получается, что воспитание - это осуществляемое специальными людьми формирование желательных качеств. Но можно ли научить или заставить любить, особенно Родину, особенно если человек, например, занят поисками работы? Вузовская администрация традиционно пытается свести воспитание к контролирующей функции воспитателя. С административных позиций, бесспорно, удобно рассматривать воспитание как средство борьбы с негативными или нежелательными проявлениями обучающихся.

Нелепо выглядит и сравнение работы куратора с тьюторством в западных вузах, где наставниками становятся самые авторитетные преподаватели и специалисты профиля, по которому обучаются студенты. Тьюторство существует в Европе с XIV в., а кураторство? Многие российские вузовские кураторы и сейчас не знают, чем и зачем они должны заниматься2. Их назначают приказом. В расчёт часто не берётся, что педагогу, впервые назначенному куратором, самому нужен наставник. Общаясь с педагогами, занимающимися этой деятельностью, я столкнулся с убеждением, что воспитание - это проведение мероприятий. Плохо, когда от куратора именно требуют мероприятий. Требования могут бойкотироваться, не всегда дело заканчивается смещением «куратора-бездельника». Хуже, когда мероприятия через силу всё-таки проводятся. В этом смысле особенно плохо, если педагог, курирующий студенческую группу, ещё и проводит у неё занятия3. Он легко может заставить посещать мероприятия. Отчёт о кураторской работе тогда выглядит превосходно. А есть ли выбор у студентов?

В бюрократической стране кураторству не обойтись без надуманных форм работы, проводимых ради последующего отчета. Дело не в плохих кураторах: бюрократический принцип исключает саму возможность сделать работу системной и ориентированной на результат. Тем более невозможно сделать работу эффективной без материальных затрат. Как правило, никакой материальной базы для кураторской работы нет, за неё не предусмотрено даже денежных надбавок или они ничтожны. Что остается? Энтузиазм, стахановский принцип: выполнить и перевыполнить. За это и поощряют, естественно лучших, кто больше всего «перевыполнил». Самое печальное, что это преподносится как высокое достижение, заслуга вуза4.

В одних вузах кураторов нет вообще, в каких то они есть только на 1-х курсах, в других - на последних. И нельзя сказать, что качество, если можно так выразиться, выпускаемых студентов от этого сильно различается. Оптимальный вариант, - когда куратор существует с первого по последний курс и работает он именно на выпускающей, профильной кафедре. Тогда куратор может помочь и в адаптации, и в профессиональном самоопределении и росте, в идеале приближаясь к европейскому тьютору. Худший вариант - когда куратор есть только на первых курсах и не относится к профильной кафедре. Адаптация - краткий период, помощь и внимание более необходимы на самых старших курсах, перед выпуском, когда у студентов возникает больше всего проблем и вопросов. Опекать студента в этот период должен именно специалист выпускающей кафедры, причём наиболее опытный и знающий.

Нельзя не согласиться с мнением, что главная трудность для студента - это учеба, все другие затруднения связаны с нею, сопутствуют ей5. Ознакомить новичков со спецификой обучения в вузе, не вдаваясь в бесполезные лекции и нудные рассуждения,

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.