ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
© Юрковский А. В., 2005
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КОРЕЙСКОЙ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Правоохранительные органы Корейской Народной Демократической Республики строятся в соответствии с функциями данного государства, закрепленными в Конституции 27 декабря 1972 г. Несмотря на то, что Конституция 1972 г. была пересмотрена в апреле 1992 г., а следующая ревизия конституции состоялась в сентябре 1998 г., статус и роль правоохранительных органов в системе власти, их политическое значение практически не изменились. В функциях Северокорейского государства заложена и отражена воля соответствующих социальных групп, которая составляет суть государственной власти.
В Северокорейском процессе юридического преследования органы и должностные лица функционируют как мощное оружие для «диктатуры пролетария». С этой точки зрения государственная власть выступает как нечто единое, ибо в ней непосредственно и наиболее полно выражена господствующая в обществе социальная воля.
Особая сфера осуществления власти, связанная с применением права, вызвала необходимость учредить правоохранительные органы, которые бы специализировались на рассмотрении и решении дел о преступлениях, т. е. наиболее опасных формах поведения применительно к установленному порядку.
Только для Корейской Народной Демократической Республики понятие «правоохранительные органы» вызывает не совсем однозначный контекст понимания. Это связано с тем, что интересующие нас органы государственной власти осуществляют свою деятельность по защите как позитивного (объективного) права, так и, априори, функционируют с целью охраны субъективных прав, частью которых являются естественные права. Дело в том, что в Корейской Народной Демократической Республике проблема прав человека понимается индивидуально и это понимание идет в разрез с общепринятым в ми -ровой практике представлением1.
В КНДР, на территории с 22 миллионами порабощенных душ, нет вообще никаких свобод.
1 Harrison, Selig S. (ed.). Dialogue with North Korea. Washington: Carnegie Endowment, 1991; Kim, Ilpyong J. Communist Politics in North Korea. New York: Praeger, 1975.; Kim, Hyung-chan. «Play as Method for Political Education in North Korean Preschools»// Journal of Korean Affairs, 3, № 2, July 1973, 33-41.; Let Nonaligned and Developing Countries Build National Culture under the Banner of Independence and Sovereignty. (Kim Ilsong's Official Banquet Speech at First Conference of Ministers of Education and Culture of Nonaligned and Other Developing Countries, September 6, 1983.) North Korea Quarterly [Hamburg],
Представьте себе мир без частной собственности, права на личную жизнь, мир, в котором ваши тело и сознание принадлежат государству. Запрещено все: большинство книг, любые иностранные публикации, компьютеры, сотовые телефоны, контакты с иностранцами, которым не продают местные газеты, но которых принудительно водят в мавзолей «великого руководителя» Ким Ир Сена площадью с футбольное поле. Он умер в 1994 г., но его подписи по-прежнему стоят на всех официальных документах. Все это напоминает Египет эпохи фараонов, только добавим оружие массового поражения2.
Интересно, что Корейская Народная Демократическая Республика не всегда остается в молчании в ответ на выпады либеральных прозападных ученых и политиков. Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером пикировки в средствах массовой информации. Госдепартамент США 5 марта 2004 г. внес КНДР в список стран, нарушающих религиозные права граждан. В этот же день в материале Центрального Телеграфного Агентства Кореи (КНДР) прозвучало, что такие заявления Вашингтона - «не более чем софистика», ставящая целью «очернить политический строй КНДР», а также «любой ценой подавить и изолировать» республику. Пхеньян, в свою очередь, обвинил США в том, что они «сделали религию игрушкой в руках политиков и подавляют реальную свободу вероисповеда-ния»3.
В контексте предлагаемого исследования, в отношении рассматриваемых органов, тем не менее, будет использоваться обозначенный термин - «правоохранительные органы». Данный тезис основан на том, что с формальной юридической точки зрения, изучаемые структурные элементы государства и политической системы Северокорейского общества мало, чем отличаются от аналогичных элементов других стран. Вместе с тем вопрос о «самобытности»4 правоохранительного опыта КНДР абсолютно не явля-
2 Крневич-Мишкович Д. Северная Корея: по ту сторону зла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.izvestia.ru/world/article29507
3 По данным агентства ИТАР-ТАСС от 25.03.04. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rusk.ru/ newsdatarel.
4 Термин «самобытность» следует понимать не только как описательную конструкцию, используемую для характеристики рассматриваемого явления, как специфи-
ческого, обладающего индивидуальными особенностями, посредством которых данное явление можно отличить от других однородных, но и как оригинальную Северокорейскую юридическую категорию, одну из основ национальной конституционно-правовой идеологии.
ется дискуссионным ни в международной компаративистике, ни в национальной юридической доктрине Корейской Народной Демократической Республики.
Среди наиболее существенных особенностей конституции КНДР можно назвать - возвышение идей сИисИ'е (чучхе) и марксизма ленинизма.
Идеи чучхе в самой Северной Корее нередко соотносят с «кимирсенизмом»5, т. е. учением, созданным Ким Ир Сеном. Термин чучхе довольно сложно адекватно перевести на русский язык. Корейско-русские словари дают следующее значение: «самобытность», «основная часть».
Для Корейской Народной Демократической Республики, как и для любого другого государства, объективно необходима система органов, обеспечивающих установленный данным обществом правовой порядок.
Построение органов государственной власти, составной частью которых являются правоохранительные органы, строится по советскому типу. Советы рассматриваются как работающие корпорации. Как работающая корпорация рассматривается и система правоохранительных органов. Судебные органы, органы прокуратуры, органы внутренних дел и органы общественной (государственной) безопасности составляют единый механизм, имеют общие взаимообусловленные цели и задачи, подчиняются одной идеологической доктрине и функционируют в интересах правящей политической элиты, возглавляемой «любимым руководителем Корейского государства» товарищем Ким Чен Иром. Различаются лишь специализированные внутренние и внешние функции перечисленных органов.
Крайне важно сообщить, что небольшой по объему формат исследования правоохранительных органов КНДР и оценки их деятельности продиктован объективными факторами. Корейская Народная Демократическая Республика представляется государством закрытым и не допускающим никакого внешнего проникновения к оценке сложившегося государственно-правового строительства.
КНДР все еще находится на стадии тотального политического и информационного контроля, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе - и нехваткой объективной информации о том, как же там осуществляется контроль над населением.
Вообще говоря, изучение репрессивного аппарата в недемократических обществах неизбежно сталкивается с одной парадоксальной закономерностью: чем эффективнее и жестче контроль над населением, тем меньше внешний мир знает о происходящих там репрессиях. Порою это ведет к неожиданным результатам: когда какой-либо режим начинает смягчать полицейский контроль, т. е. относиться к своим подданным мягче, у недовольных появляется не только возможность сказать что-то, но и быть услышанным за пределами страны. Поэтому с точки зрения стороннего наблюдателя это смяг-
5 Мухаммад Аль Мисури. Кимирсенизм. Теория и практика. Пхеньян, 1978. С. 17.
чение часто сопровождается волной критических публикаций в зарубежной прессе, и может даже восприниматься как «ухудшение», а не улучшение ситуации. Хорошим примером тому является Китай. Когда в начале семидесятых маоцзеду-новский террор достиг своего пика, информация о пытках, расстрелах, тюрьмах почти никогда не проникала в западную печать. Когда режим неизмеримо смягчился, и когда вполне реальные (а не сфабрикованные политической полицией) диссиденты получили возможность общаться с иностранными журналистами, западная печать вдруг оказалась заполненной публикациями о «правах человека в Китае». Нечто подобное происходило и в СССР двумя-тремя десятилетиями ранее, когда реформы Хрущева сделали оппозиционную деятельность возможной (в обоих случаях немалую роль играл и элемент сознательной политической манипуляции, использования «проблемы прав человека» для достижения определенных политических целей, но это уже другая сторона медали)6.
Деятельностью правоохранительных органов Корейской Народной Республики руководит Административный совет - структурный элемент Высшего Народного Совета.
Административному совету подконтрольны местные народные собрания и народные комитеты, участвующие в формировании низовых структур правоохранительных органов.
Административный совет непосредственно руководит деятельностью органов юстиции и прокуратуры, делом государственной обороны и политической охраны государства; осуществляет надзор за исполнением конституции, законов Высшего Народного Собрания, и отменяет неконституционные или незаконные, или противоречащие партийным директивам решения и распоряжения государственных органов.
Административный совет назначает и освобождает от должности, сменяет руководство правоохранительных органов высшее командование вооруженных сил и присваивает генеральские звания; учреждает и награждает орденами и медалями, устанавливает и присваивает почетные звания, осуществляет амнистии.
Прокуратура в Корейской Народной Демократической Республике формируется согласно ленинскому принципу о надзоре за точным исполнением законов государственными и общественными учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, всеми гражданами.
Прокуратура выделена в самостоятельную подсистему и подчинена Административному совету.
Можно обозначить следующие основные функции прокуратуры Корейской Народной Демократической Республики:
■ Возбуждение уголовного преследования.
■ Осуществление расследования преступлений и производство по административным правонарушениям.
6 Ланьков А. В. Репрессивный аппарат и контроль над населением в Северной Корее [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.koreana.ru
■ Процессуальное руководство расследованием.
■ Прокурорский надзор за законностью деятельности органов следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельностью.
■ Санкционирование следственных и оперативных действий.
■ Поддержание государственного обвинения в суде.
■ Надзор за законностью приговоров и других судебных постановлений.
■ Надзор за законностью исполнения наказаний и законностью в местах задержания и предварительного заключения.
■ Участие в гражданском и арбитражном процессе.
■ Консультирование государственных органов, учреждений и организаций по правовым и политическим вопросам.
■ Вопросы политико-правовой пропаганды
■ Участие в правотворческой деятельности на всех уровнях государственной власти.
■ Общий надзор за законностью.
■ Защита прав и свобод граждан.
■ Координация деятельности по борьбе с преступностью.
Прокуратура Корейской Народной Демократической Республики призвана защищать власть рабочих и крестьян и социалистический строй от любых посягательств, охранять государственную и общественно-кооперативную собственность.
Основной юридической особенностью функционирования прокуратуры является полномочие по осуществлению общего надзора. В соответствии со ст. 144 Конституции Корейской Народной Демократической Республики «прокуратуры осуществляют надзор за точным исполнением государственных законов государственными органами, предприятиями, общественнокооперативными организациями и гражданами».
Это направление деятельности прокуратуры получило наибольшее развитие в СССР и в других социалистических странах, став здесь, по сути, краеугольным камнем в системе обеспечения законности и правопорядка7.
Особым направлением деятельности прокуратуры Корейской Народной республики является надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды.
Законодательство республики о природопользовании и охране окружающей среды состоит из нормативных актов, принятых Административным советом, являющимся исполнительным органом высшей государственной власти, и ряда иных, в том числе ведомственных актов. Кодифицировано лишь земельное законодательство. 29 апреля 1977 г. Верховным Народным Собранием был утвержден Земельный кодекс КНДР8. Действует также Закон «Об охране окружающей
7 Додонов В. Н, Крутских В. Е. Прокуратура в России и за рубежом. Сравнительное исследование / под ред. Герасимова С. И. М., 2001. С. 84.
8 Земельный кодекс КНДР. Пхеньян, 1977.
среды», принятый Верховным Народным Собранием КНДР 9 апреля 1986 г.
Требования по охране и использованию животного мира определены в Правилах охоты (25 марта 1959 г.), Правилах охраны полезных животных и птиц и в Правилах об охране и воспроизводстве рыбных запасов и порядке привлечения к ответственности за их нарушение (8 декабря 1979 г.), принятых правительством республики. Особенностью законодательства об охране и использовании животного мира является разделение животных, обитающих в стране, вредных (вороны, воробьи, лисы, кабаны и др.) и полезных. На вредных животных охота допускается на всей территории страны в любое время года. Функции охраны животного мира выполняют органы лесного хозяйства. Они обязаны вести учет состояния и использования полезных животных, планировать мероприятия по их охране и воспроизводству.
На Генеральное управление территорий страны возложена обязанность определения районов охраны, являющихся местом обитания полезных животных. Охота на них допускается только по разрешению. Такой же порядок действует в отношении добычи рыбных ресурсов, к которым законодательство относит: рыб, морские водоросли, используемые для питания, моллюсков, морских животных. Запрещается промысловый лов рыб и добыча рыбных ресурсов, не соответствующих предусмотренным в государственных стандартах размерам и качеству.
Законодательство о недрах представлено Правилами охраны полезных ископаемых, утвержденными решением Совета Министров КНДР 30 марта 1962 г., Правилами охраны и использования полезных ископаемых и Правилами об открытии и управлении средними и малыми шахтами, утвержденными Административным советом 15 ноября 1982 г.
Законом об охране окружающей среды КНДР предусмотрены меры, направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды. В понятие «окружающая среда» включаются такие природные объекты, как земля (вместе с ее недрами), леса, воды, животный мир, рыбные ресурсы и воздух. К числу объектов охраны закон относит также красоты ландшафта или красоты природы, особо красивые леса, скалы, острова. Основные положения правового регулирования предотвращения загрязнения окружающей среды состоят в том, что в законодательстве определены нормы предельно допустимого загрязнения воздушной и водной среды. Запрещается эксплуатация промышленных объектов без природоохранного оборудования. Места расположения очистных сооружений должны находиться вдали от водных источников, служащих для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Сброс сточных вод допускается только после их очистки. Запрещено строительство зданий, сооружений и предприятий вблизи истоков рек и их устьев, а также применение в этих местах ядохимикатов и минеральных удобрений. Подробно эти вопросы урегулированы в Правилах контроля за предотвращением загрязнения окружающей
среды и решении Административного совета «О мерах по предотвращению загрязнения воздушной среды» от 8 декабря 1979 г.
В Законе об охране окружающей среды детально рассмотрен вопрос о поддержании благоприятного санитарного состояния населенных пунктов. Законом определен срок посадки деревьев и кустарников (апрель-октябрь) - «Месяц посадки деревьев». «Санитарный месяц» проводится в течение апреля-мая и сентября-октября. «Месяцем сохранения красоты города» считаются апрель и октябрь. В это время высаживаются различные декоративные растения и цветы.
В Законе об охране окружающей среды установлен правовой режим и порядок выделения особо охраняемых территорий: районов охраны и особо охраняемых районов. Район охраны представляет собой участок естественной природы, выделенный в целях сохранения исторических и революционных мест и природных объектов. В таких районах запрещаются размещение производственных предприятий и сооружений, рубка деревьев, сбор лекарственных трав, охота, разведение костров и другие действия, причиняющие ущерб природной среде. Допускаются лишь строительство объектов и размещение оборудования, служащих целям сохранения такого природного комплекса. К числу охраняемых районов относятся горы Пекту, Ога, Мехян, Чильбо и др. В целом такие охраняемые районы занимают 10 % всей территории страны. Режим особо охраняемых районов устанавливается в отношении мест, имеющих историческое или революционное значение, а также мест нахождения природных ресурсов, подлежащих специальной охране. В особо охраняемых районах запрещены добыча минералов, эксплуатация растительного и животного мира, а также рыбных ресурсов. Таким районом объявлена, например, гора Пекту. В особо охраняемых районах в отличие от районов охраны запрещена всякая хозяйственная деятельность, в то время как в районах охраны при наличии специального разрешения допускаются некоторые ее виды. Вопросы выделения особо охраняемых территорий отнесены законом к компетенции Административного сове-
та9.
На примере природоохранного законодательства легко проследить очевидные направления общего надзора прокуратуры Корейской Народной Демократической Республики.
Прокурорской деятельностью централизованно руководит Центральная Прокуратура. Нижестоящие прокуратуры находятся в порядке иерархии в системе централизованного подчинения. Нижестоящие прокуратуры строятся в соответствии с особенностями государственного устройства, т. е. формируются по привязке к административно-территориальным единицам.
9 Крассов О. И. Законодательство КНДР о природопользовании и охране окружающей среды. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pravoved.jurfak.spb.ru/content.
КНДР делится на 9 провинций. В порядке убывания в системе подчинения можно выделить прокуратуры провинций:
Пхенан-Намдо (центр-Пхенсон), Пхенан-Пукто (Синыйджу), Чагандо (Канге), Янгандо (Хе-сан), Хамген-Пукто (Чхонджин), Хамген-Намдо (Хамхын), Канвондо (Вонсан), Хван-хэ-Пукто (Саривон), Хванхэ-Намдо (Хэджу).
Прокуратуры городов центрального подчинения. К ним относятся города, обладающие правами провинций, - Пхеньян, Кэсон, Нампхо.
Прокуратуры городов (районов), уездов, уездных городов, рабочих поселков, сел (ри)10.
Все прокуратуры подчиняются не только вышестоящим прокуратурам, но и непосредственно Центральной Прокуратуре.
Прокуроры нижестоящих прокуратур назначаются и освобождаются от должности Центральной Прокуратурой.
Формирование северокорейского полицейского аппарата началось после освобождения страны. Осенью 1945 г. в составе Административного комитета 5 (северокорейских) провинций было сформировано Народное бюро безопасности. После провозглашения КНДР было сформировано Министерство внутренних дел.
В марте 1951 г. «отдел политической охраны» и некоторые другие отделы МВД, занимавшиеся как обычным, так и политическим сыском, были выделены в особое Министерство общественной безопасности.
Это министерство просуществовало недолго и в октябре 1952 г. вновь было слито с МВД.
Министерство общественной безопасности возродилось в октябре 1962 г. На первых порах оно сосредоточивало в своих руках контроль над деятельностью, как обычной полиции, так и органов политического сыска, которые подчинялись специальному «отделу политической охраны». В феврале 1973 г. этот отдел был превращен в самостоятельное Министерство политической охраны государства.
В апреле 1982 г. Министерство политической охраны государства, называется Министерством охраны государства (МОГ) и стало как Министерство обороны и Министерство общественной безопасности партийным органом, подчиняющимся непосредственно Центральному Комитету Трудовой Партии Кореи.
О структуре Министерства охраны государства, как и других ведомственных органов Корейской Народной Демократической Республики, надежных сведений в открытой литературе, крайне мало.
В отличие от СССР, где в годы конфронтации с США выходило великое множество разоблачительных книг о ЦРУ и ФБР, или же самих США, в которых немало, пусть и в самых мрачных тонах, писали о КГБ, южнокорейские власти крайне неохотно делятся с публикой той информацией о северокорейских спецслужбах, которой у них не может не быть. Это вообще характерно для Южной Кореи, в которой исследования по ряду аспектов истории и современной жизни се-
10 Следует отметить, что провинции делятся на уезды, уезды - на села.
верокорейского общества находятся фактически под негласным запретом11 .
Известно, что в состав центрального аппарата Министерства охраны государства входят 16 отделов (кук) и 4 управления (чхо). Каждая из крупных административно-территориальных единиц (девять провинций и три города центрального подчинения, а также каждый уезд) имеет свое управление политической охраны. В административно-территориальных единицах низового звена формируются отделы Министерства охраны государства.
Кроме того, в армии существует система, примерно аналогичная советской системе особых отделов, штатные представители службы безопасности есть как в частях, так и в подразделениях вплоть до роты.
Задачи административного контроля над населением Министерство охраны государства решает не одно, а в тесном контакте с Министерством общественной безопасности (МОБ), которому подчиняется обычная полиция
Уникальным элементом политической системы Северокорейского общества, имеющим глубокие корни в дальневосточной традиции, и, одновременно элементом системы политического контроля, является институт круговой поруки. Все население Северной Кореи разделено на так называемые народные группы «инминбан», в которые объединяются по месту жительства от двадцати до пятидесяти, а в среднем - около сорока семей. Это жители небольшого квартала сельских домов, многоэтажного дома, либо одного подъезда в доме.
Важнейшая функция «инминбанов» - контроль за личной жизнью человека и его семьи. Иными словами, слежка за умонастроением членов народных групп. Основанием для такого рода деятельности является теоретический постулат Ким Ир Сена - «по мере строительства социализма обостряется классовая борьба». Этот тезис не нов. «Вождь» унаследовал его у классика, прямо скажем, усовершенствовал с точки зрения реализации в жизнь. Ким поставил перед органами безопасности задачу и потребовал ее неукоснительного соблюдения: «установить тесную связь с населением, чтобы знать, вплоть до того, сколько ложек имеется в семье»12. Такая повседневная работа позволит, по замыслу «вождя», навести в стране «революционный порядок» и успешно бороться против врагов и шпио-нов13.
Во главе каждой группы стоит чиновник, который несет ответственность за все, что происходит с членами его подведомственного инмин-бана. Чиновник («инминбанчжан» - начальник народной группы) следит за благонадежностью и добронравием своих подопечных. Любой проступок подчиненных является основанием для привлечения инминчжана к юридической ответст-
11 Ланьков А. В. Репрессивный аппарат и контроль над населением в Северной Корее. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.koreana.ru
12 Ким Ир Сен. Собрание сочинений. Пхеньян. 1978. Т.
5. С. 76.
13 Панин А., Альтов В. Северная Корея: Эпоха Ким Чен
Ира на закате. М., 2004. С. 56-57.
венности. По разнарядке начальника народной группы члены инминбана должны участвовать в хозяйственных работах, убирать территорию, выполнять иные социальные поручения.
Главная задача начальников народных групп - контроль над вверенным им населением.
«Инминбанчжан» может войти в любую из подконтрольных ему квартир. Каждый гражданин Корейской Народной Республики, ночующий не у себя дома, обязан связаться с тем руководителем народной группы, в подчинении которого находится ставшая его ночлегом квартира, предъявить свои документы, объяснить причину своего появления и получить письменное разрешение остаться на ночь.
Без согласия инминбанчжана запрещается отбытие в другой город. Даже студенты, прибыв на каникулы, обязаны доложиться об этом «ин-минбанчжану».
Если кто-то из членов народной группы совершит особо тяжкое политическое преступление, то наказаниям могут подвергнуться все члены группы.
Конечно, вся эта система преследует, в первую очередь, внутриполитические задачи. Отчасти направлена она и против действий южнокорейских и иных разведслужб, но главная ее цель - не допустить недовольства режимом и пресечь в зародыше саму возможность протеста. Делает она невозможным и побег из мест заключения или дезертирство14.
Именно такая система взаимодействия элементов социальных отношений порождает уникальную практику тотального контроля, не имеющую себе равных в мире.
В Северной Корее практически невозможно скрыться от властей. Одной из важнейших задач, которую ставит перед правоохранительными органами система административно-полицейского контроля Корейской Народной Демократической Республики, является обеспечение «самобытности» (читай закрытости, «герметичности») корейского общества и организация жесткого контроля над информацией.
В Корее запрещена продажа приемников со свободной настройкой: все продающиеся приемники имеют фиксированную настройку на ту или иную волну корейского радио. Должностные лица Министерства Общественной Безопасности (полиции) систематически проводят рейды по домам владельцев приемников с целью их проверки. Наличие у кого-либо приемника, позволяющего ловить иностранные радиоволны, рассматривается как завершенный состав преступления, с последующим привлечением к ответственности.
Сложившийся государственно-политический режим в Северной Корее - это объективная реальность. Это обстоятельство показывает, что эффективность северокорейской системы политического контроля (равно как и тесно связанной с ней системы идеологической обработки насе-
14 Ланьков А. В. Репрессивный аппарат и контроль над населением в Северной Корее. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.koreana.ru, Панин А., Альтов В. Северная Корея: Эпоха Ким Чен Ира на закате. М., 2004. 320 с.
ления) достаточна велика. Сколько бы лет ни отпустила еще история северокорейскому государству, оно всегда будет привлекать внимание историков и социологов именно как образец тотально контролируемого общества, просуществовавшего в течение достаточно долгого времени15.
Вместе с тем, очевидно, что сложившийся государственно-политический режим весьма эффективно влияет на распространение и уровень преступности. По многочисленным свидетельствам очевидцев, побывавших в Корейской Народной Демократической Республике, состояние общественного порядка находится на очень высоком уровне.
Однако многие правоведы соотносят фактор, обусловливающий низкий уровень преступности с национальным менталитетом корейцев.
В Южной Корее, например, уровень преступности меньше, чем в США, хотя бедности там больше. Структура преступности совсем иная: мошенничество, взяточничество, должностные и финансовые преступления, преступления на бытовой почве встречаются, вместе с тем убийства с целью ограбления или разбойные нападения - крайняя редкость.
Эффективная система полицейского контроля и репрессий обеспечивает стабильность политико-правового режима.
Главной ее особенностью является тотальный контроль за всеми сторонами жизни корейцев, осуществляемый через систему групп «инминбан» и во многом носящий взаимный характер. Не только перемена места работы или жительства, но и просто передвижение по стране невозможны без одобрения властей. Любые виды собраний, даже проводимых на дому, будет немедленно взяты на заметку, а начальник народной группы обычно в общих чертах знает даже круг знакомств всех своих подопечных. Понятно, что в подобной ситуации деятельность даже минимально организованных оппозиционных групп становится невозможной. Вдобавок, широкое применение принципа семейной ответственности заставляет многих недовольных, которые, возможно, и рискнули бы собой, воздерживаться от действий, которые мог привести не только к их гибели, но и к страданиям их семей16.
Все корейские тюрьмы и лагеря можно разделить на две группы: лагеря, в которые направляются политические преступники; и лагеря и тюрьмы, в которых содержатся лица, осужденные судом за уголовные преступления.
Дифференциация между уголовными и политическими преступниками соблюдается в КНДР достаточно строго.
К первому типу лагерей относятся «Районы действия постановления № 149» и «особые районы объектов диктатуры».
«Районы действия Постановления № 149» были созданы в конце пятидесятых годов в северных малонаселенных провинциях после принятия постановления Совета министров за № 149, которое предусматривало выселение нежелательных элементов в отдаленные горные местности17. Высланные в районы действия Постановления № 149 люди имеют статус спецпе-реселенцев. Считается, что здесь существует прямая зависимость от аналогичной практики, складывавшейся в первой половине двадцатого века в СССР.
«Особые районы объектов диктатуры» были созданы также в конце 1950-х гг. Они предназначались для выселения туда лиц, связанных с теми или иными политическими преступлениями. Это институт китайского происхождения. Режим, действующий в этих районах, значительно строже того, что существует в районах действия Постановления № 149, ибо в них преимущественно находятся не потенциальные враги режима, а лица, совершившие те или иные «политические ошибки», а также члены семей более серьезных политических преступников. По южнокорейским данным, в конце восьмидесятых годов в КНДР насчитывалось двенадцать таких районов, площадью от 50 до 250 кв. км каждый. Количество проживающих там «объектов диктатуры» оценивается примерно в 150 тыс. человек1 .
□ □ □ □ □
15 Ланьков А. В. Репрессивный аппарат и контроль над населением в Северной Корее. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.koreana.ru
16 Ланьков А. В. Репрессивный аппарат и контроль над населением в Северной Корее. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.koreana.ru
17 30 мая 1957 г. Постоянный комитет (Политбюро) ЦК ТПК принял решение: «О превращении борьбы с контрреволюционными элементами во всенародное, всепар-тийное движение» («решение от 30 мая»). Этим решением было положено начало одной из первых крупных кампаний по выявлению врагов режима. На основании данного решения было издано указанное постановление правительства
18 Кан Син Ги. Исследование антиправительственных сил в Северной Корее. Пукхан, 1990. С. 9.