ПРА ВО УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ: законодательные гарантии финансирования
Алексей Николаевич Романов,
заведующий кафедрой публичного права Уральского государственного экономического университета, доцент, кандидат юридических наук
В Законе РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» область образования провозглашена приоритетной; Постановлением Правительства РФ № 61 от 07.02.2011 принята «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы», цель которой — обеспечить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития России.
• нормативы финансирования • субвенции • повышающие коэффициенты
• доплаты и компенсации • нормативные расходы на оплату труда
Вопросы местного значения
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и городского округа в сфере образования отнесены:
• организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
• организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района и городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Для решения вопросов в сфере образования органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:
• организуют предоставление общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным
программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
• организуют предоставление дополнительного образования детям (за исключением дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
• создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения;
• обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий;
• ведут учёт детей, которые должны учиться в школах, работающих по образовательным программам начального, основного и среднего (полного) общего образования.
В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами этих субъектов РФ.
Управление государственными и муниципальными школами осуществляется в соответствии с законодательством России и уставом данной школы, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления — совет, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет школы и т.п. Порядок выборов органов самоуправления школы и их компетенция, а также не урегулированный законодательством порядок формирования органов управления школы и их компетенция определяются уставом школы.
В Свердловской области
В Свердловской области роль высшего совещательного постоянно действующего государ-
ственно-общественного органа выполняет Коллегия Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы, отнесённые к компетенции министерства, вырабатывает соответствующие предложения министру: о приоритетности направлений работы органов и учреждений образования области; о законопроектах, вносимых Правительством области в Областную Думу, исполнителем по которым является Министерство образования; по проектам перспективных и текущих планов работы; по оценке итогов деятельности и распространении положительного опыта органов и учреждений образования Свердловской области; организации работы с кадрами, профессиональной подготовке и повышении квалификации работников и сотрудников, повышению уровня служебной и исполнительской дисциплины и т.п.
Финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных школ, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных школ осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Эти нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчёте на одного ученика, воспитанника. Для малокомплектных сельских школ норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от числа учеников. Федеральные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности устанавливаются в порядке, установленном Правительством РФ. Органы местного самоуправления могут установить нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных школ за счёт средств местных бюджетов.
Нормативы финансирования
В Свердловской области состав и назначение нормативов финансирования школ
закреплены в Законе Свердловской области № 37-ОЗ от 27.04.2007 «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений общего образования, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, за счёт субвенций, предоставляемых из областного бюджета».
Нормативы финансирования муниципальных школ применяются для расчёта в порядке, установленном Правительством Свердловской области, объёмов субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам городских округов и бюджетам муниципальных районов в размере, необходимом для работы по основным общеобразовательным программ при финансировании расходов на оплату труда работников муниципальных школ, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов из местных бюджетов.
Нормативы финансирования муниципальных школ состоят: из базовых и дополнительных нормативов финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных школ; из базового норматива финансирования расходов муниципальных школ на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.
Для расчёта объёмов субвенций используются следующие размеры базового норматива финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных школ:
• 7335 рублей в год на одного ученика на первой ступени общего образования, а именно на одного ученика или воспитанника, осваивающего общеобразовательную программу начального общего образования в муниципальной школе на территории города;
• 11 461 рубль в год на одного ученика на первой ступени общего образования в муниципальной школе на территории сельского населённого пункта, рабочего посёлка либо посёлка городского типа;
• 11 084 рубля в год на одного ученика на второй ступени общего образования, а именно
на одного ученика или воспитанника, осваивающего общеобразовательную программу основного общего образования в муниципальной школе на территории города;
• 17 319 рублей в год на одного ученика на второй ступени общего образования
в муниципальной школе на территории сельского населённого пункта, рабочего посёлка либо посёлка городского типа;
• 11 736 рублей на одного ученика на третьей ступени общего образования,
а именно на одного ученика или воспитанника, осваивающего общеобразовательную программу среднего (полного) образования в муниципальной школе на территории города;
• 18 337 рублей в год на одного ученика на третьей ступени общего образования
в муниципальной школе на территории сельского населённого пункта, рабочего посёлка либо посёлка городского типа.
Для корректировки размеров базового норматива финансирования расходов на оплату труда работников школ применяются повышающие коэффициенты, предназначенные для учёта особенностей оплаты труда работников муниципальных школ: средних общеобразовательных школ с углублённым изучением отдельных предметов, гимназий или лицеев, — 1,15 школ, в которых созданы специальные (коррекционные) классы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, — 1,2; школ, количество часов педагогической работы для которых в классах, состоящих из учащихся на второй ступени общего образования, по базисному учебному плану составляет 34 часа в неделю, — 1,36; школ, количество часов педагогической работы для которых в классах, состоящих из учащихся на третьей ступени общего образования, по базисному учебному плану составляет 36 часов в неделю, — 1,44; школ, в которых созданы группы продлённого дня, реализуются
дополнительные общеобразовательные программы для учащихся на первой (1,5), второй (1,15), третьей (1,26) ступенях общего образования; школ с наполняемостью классов ниже установленной федеральным законодательством, размер которого устанавливается Правительством Свердловской области; повышающий коэффициент, предназначенный для учёта планируемого в очередном финансовом году повышения заработной платы работников муниципальных школ, размер которого устанавливается Правительством Свердловской области.
Для расчёта объёмов субвенций применяются следующие дополнительные нормативы финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных школ:
• норматив финансирования расходов на выплату педагогическим работникам муниципальных школ ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий — 1200 рублей
в год на одного педагогического работника;
• нормативы финансирования расходов на выплату педагогическим работникам муниципальных школ надбавки к должностному окладу за квалификационную категорию, присвоенную по результатам аттестации, размеры которых рассчитываются в порядке, установленном Правительством Свердловской области;
• норматив финансирования расходов на выплату педагогическим работникам муниципальных школ доплаты к должностному окладу за работу по дополнительным образовательным программам, установленной Правительством Свердловской области, — 2400 рублей в год на одного педагогического работника.
Объём средств
Объём выделяемых школе средств определяется органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области по формуле:
Ргг = Рот + Руч,
где Ргг — расходы школы на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;
Рот — расходы на оплату труда работников школы;
Руч — расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов).
Объём расходов школы на оплату труда работников определяется по формуле:
Рот = Рот(норм) х Ка + Ркн,
где Рот — расходы на оплату труда работников школы;
Рот(норм) — нормативные расходы на оплату труда работников школ;
Ркн — расходы на выплату педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, устанавливаемые в размере 1200 рублей в год на одного педагогического работника (в том числе руководящего работника, деятельность которого связана с образовательным процессом).
Нормативные расходы на оплату труда работников школ (Рот(норм)) определяются по формуле:
Рот (норм) = (2БН х У) х Куд,
где БН — размер базового норматива финансирования расходов на оплату труда работников в год на одного ученика на первой, второй и третьей ступенях общего
образования в школе на территории города или сельского населённого пункта, рабочего посёлка либо посёлка городского типа, утверждённый Законом Свердловской области № 37-ОЗ от 27.04.2007;
У — численность учащихся на первой, второй и третьей ступенях общего образования в школе на территории города или сельского населённого пункта, рабочего посёлка либо посёлка городского типа по состоянию на начало учебного года;
Куд — агрегированный повышающий коэффициент, предназначенный для учёта особенностей оплаты труда работников средних общеобразовательных школ с углублённым изучением отдельных предметов, гимназий или лицеев, наличия в школе специальных (коррекционных) классов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, групп продлённого дня, реализации дополнительных общеобразовательных программ, количество часов педагогической работы по базисному учебному плану на второй и третьей ступенях общего образования и другие особенности.
Агрегированный повышающий коэффициент (Куд) устанавливается ежегодно органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области для каждого общеобразовательного учреждения и не может быть менее 1,0.
Ка — коэффициент адаптации, предназначенный для учёта особенностей оплаты труда работников малокомплектных общеобразовательных учреждений, школ и школ с фактической наполняемостью классов ниже установленной федеральным законодательством.
Коэффициент адаптации (Ка) устанавливается органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области для каждой школы на переходный (трёхлетний) период, в течение которого не меняется, и определяется по формуле:
Ка = Рот факт/ Рот (норм),
где Рот факт — расходы на оплату труда работников школы за предшествующий планируемому финансовый год;
Рот(норм) — нормативные расходы на оплату труда работников школы.
Объём расходов школы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов) определяется по формуле:
Руч = БНуч х К обесп х У,
где Руч — расходы школы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды;
БНуч — базовый норматив финансирования расходов школ на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, утверждённый Законом Свердловской области № 37-ОЗ от 27.04.2007;
К обесп — коэффициент обеспеченности школы учебниками и учебными пособиями, техническими средствами обучения, расходными материалами и материалами на хозяйственные нужды.
Коэффициент обеспеченности (К обесп) устанавливается ежегодно органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области для каждого общеобразовательного учреждения.
Размер коэффициента обеспеченности (К обесп) зависит от уровня обеспеченности школы учебными пособиями, техническими средствами обучения, расходными материалами и материалами на хозяйственные нужды, устанавливаемого в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства;
У — численность учащихся в школе в начале учебного года. НО