Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
УДК 349.4 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10447
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ ВО ВЬЕТНАМЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
ФАМ Суан Тханг, доцент юридического факультета Академии народной безопасности Вьетнама E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право;
экологическое право; аграрное право
Аннотация. В статье рассматривается право собственности на землю, закрепленное в законодательстве Вьетнама; анализируются проблемы, связанные с определением права собственности на землю, принадлежащую всему народу.
Ключевые слова: право собственности, земля, землепользование, землепользователи.
Annotation: this article examines the ownership of land in the laws of Vietnam, and examines the problems of ownership of all people of land.
Keywords: ownership, land, land use, land users.
В Конституции Социалистической Республики Вьетнам 2013 г. (далее — Вьетнам) было четко определено: «Земля является особым ресурсом страны, важным ресурсом национального развития и управляется в соответствии с законом» (п. 1 ст. 54).
Исходя из исторических условий страны земля во Вьетнаме имеет не только экономическую ценность, но и большое значение во многих аспектах, таких, как: историко-культурный, политико-социальный, в сфере безопасности и государственной обороны. Таким образом, право собственности на землю определяется как одно из центральных правовых аспектов вьетнамской правовой системы.
Начиная с момента освобождения страны от военной экспансии и курса, взятого на построение в стране социализма, Вьетнам всегда был последовательным и поддерживал право собственности всего народа на землю. Данная политика привела к высокой эффективности в эксплуатации, управлении и использовании национальных земельных ресурсов. При изучении
данной проблемы во Вьетнаме существуют следующие вопросы:
Во-первых, правовое содержание права собственности на землю во Вьетнаме
Во Вьетнаме, право собственности на землю принадлежит всему народу, и данное положение начало официально устанавливаться в Конституции 1980 г., продолжало поддерживаться в Конституции 1992 г. и также закреплено в Конституции 2013 г.
Конституция Вьетнама 2013 г. устанавливает, что: «Земля, водные, минеральные и морские ресурсы, воздушное пространство, другие природные ресурсы и все имущество... принадлежат всему народу и государство как представитель народной власти является владельцем всего этого имущества, обладает правом единого управления от имени народа».
Данное содержание также было подтверждено и указано в статьях 197, 198 Гражданского кодекса Вьетнама 2015 г. (далее — ГК Вьетнама).
Закономерно закрепляя основные положения Конституции Вьетнама и ГК Вьетнама, За-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
кон «О земле» от 2013 г. специально предусматривает, что «Земля принадлежит всему народу, который представлен государством и объединен. Государство предоставляет землепользователям право землепользования в соответствии с настоящим Законом» (ст. 4).
Таким образом, ссылаясь на положения Конституции Вьетнама и положения ГК Вьетнама, в частности положения Закона «О земле» от 2013 г., можно утверждать, что во Вьетнаме сегодня существует только одна форма собственности на землю — государственная, представляющая право собственности всего народа.
На основании общих положений Конституции Вьетнама 2013 г. и ГК Вьетнама роль представителя всего народа в реализации прав на землю принадлежит государству Вьетнам, и данное положение определено в Законе «О земле» от 2013 г.
Соответственно, государству Вьетнам принадлежат следующие права (ст. 13):
1) решение проблемы планирования землепользования, реализация планов по землепользованию;
2) принятие решений, связанных с землепользованием;
3) установление положений о лимитах и продолжительности использования земель;
4) принятие решений о приобретении земельного участка, реквизиции земельного участка;
5) у установление цены на землю;
6) принятие решений о предоставлении земель различных категорий землепользователям;
7) определение земельной финансовой политики;
8) установление и регулирование прав и обязанностей землепользователей.
Данные права, принадлежащие государству Вьетнам, реализуются через систему государственных органов: от центрального до местного уровней (Национальное собрание, Правительство, Народные советы всех уровней и народные комитеты всех уровней) с четкими разграничениями пределов ответственности и полномочий, указанных в Законе «О земле», в соответствии с компетенциями каждого из этих органов.
Несмотря на то что государство Вьетнам является представителем всего народа при реализации права собственности на землю, оно не осуществляет непосредственную эксплуатацию и использование земли, а только реализует земельную политику в стране. Государство в установленном законом порядке предоставляет право землепользования организациям и физическим
лицам (землепользователям), чтобы эти субъекты могли непосредственно эксплуатировать, использовать и инвестировать землю.
Соответственно, правом землепользования является совокупность прав, предоставленных организациям и физическим лицам, которым выделены земельные участки для постоянного и временного пользования (аренда).
Землепользователи имеют право передавать свои права землепользования и осуществлять свои права и обязанности в соответствии с законом» (п. 2 ст. 54 Конституции Вьетнама).
Таким образом, государство предоставляет право землепользования частным лицам и организациям в трех формах, а именно: выделение земли, аренда земли и признание прав землепользования. Полномочия, а также порядок проведения мероприятий по предоставлению прав землепользования подробно описаны в Законе «О земле» 2013 г.
Вместе с предоставленным государством права землепользования землепользователи могут пользоваться большинством прав на землю.
Согласно ст. 166 Закона «О земле» 2013 г. землепользователи имеют общие права, а именно:
1) право на получение свидетельства о праве землепользования, право собственности на дома и другое недвижимое имущество, прочно связанное с землей;
2) получать какие-либо блага в результате труда, инвестиционных вложений, связанных с землепользованием;
3) пользоваться преимуществами государственных работ по охране и обновлению сельскохозяйственных земель;
4) в соответствии с положениями Закона получать государственную компенсацию, связанную с восстановлением причиненного вреда;
5) подавать жалобы и претензии, возбуждать судебные иски против действий, нарушающих законные права землепользователя, и других действий, нарушающих земельное законодательство, и т.д.
Вместе с тем, согласно ст. 167 данного Закона, землепользователи имеют особые права на отчуждение прав землепользования, такие, как: передача, аренда, субаренда, наследование, пожертвование, ипотека, вклад прав землепользования.
В то же время, в целях максимизации прав и законных интересов землепользователей и создания условий, позволяющих землепользователям безопасно эксплуатировать землю, а также активного инвестирования в нее, законодательство Вьетнама закрепило правовую защиту прав землепользователя.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
В соответствии с положениями Закона в целях социально-экономического развития национальных и общественных интересов, а также обороны и безопасности в случае чрезвычайной ситуации государство восстанавливает или реквизирует землю, используемую организациями и частными физическими лицами, в соответствии с положениями Закона в целях обороны и безопасности; социально-экономического развития в аспекте национальных и общественных интересов (пункты 3 и 4 ст. 54 Конституции Вьетнама).
Во-вторых, вопросы, связанные с предоставлением права собственности на землю.
В целях эффективной и в полном объеме реализации права собственности на землю в ближайшее время государству Вьетнам целесообразно сделать следующее:
1) проводить пропаганду и просвещение по земельному законодательству Вьетнама. В то же время государству следует продолжать организовывать научные исследования в целях улучшения и развития теории права собственности всего народа на землю. В теории следует акцентировать внимание на разъяснение народу сути проводимой политики в сфере собственности всего народа на землю;
2) продолжать совершенствовать систему правовых норм земельного права, а также отстаивать и поддерживать режим права собственности всего народа на землю. Необходимо продолжать совершенствовать все правовые нормы в законодательстве Вьетнама, связанные с землей, в направлении более четкого определения права государственной собственности на землю, при этом особенно конкретно разъясняя полномочия органов государственного власти на государственное управление земельными ресурсами, а также права и обязанности землепользователей;
3) повышать эффективность государственного управления земельными ресурсами. Правоприменительная практика показывает, что во Вьетнаме необходимо улучшать качество планирования землепользования; продолжать продвигать административные процедуры в этом вопросе, ускоряя процесс выдачи сертификатов землепользователям; требуется собрать достаточную информацию и данные о земле. Наряду с этим необходимо завершить построение организационной структуры и повысить качество государственного аппарата управления земельными ресурсами; усилить инспекцию, экспертизу и надзор за организациями и частными лицами, использующими землю; повышать квалификацию землеустроителей;
4) обеспечить прозрачный механизм реализации земельного законодательства и политики, чтобы люди могли легко получить доступ к информации о земле и деятельности государственного управления землепользованием;
5) обеспечить справедливость и стремиться защищать законные права и интересы людей в процессе реализации политики и законов о земле. В процессе предоставления прав землепользования государство должен обеспечить справедливый доступ всех людей к землепользованию. Земля должна быть распределена разумно, отвечая требованиям увеличения накопления и концентрации земли. Все граждане равны в своих правах и обязанностях в земельно-правовых отношениях;
6) необходимо на более высоком уровне осуществлять инспекцию и экспертизу в области земельных участков, своевременно выявлять и строго устранять все нарушения земельного законодательства. Наряду с этим нужно продолжать совершенствовать механизмы разрешения споров, возникающих в сфере земельных отношений, способствуя стабилизации правовых земельных отношений, а также общего порядка всего общества.
Таким образом, режим собственности всего народа на землю, представленный как государственная собственность и имеющий во Вьетнаме единое управление, на сегодняшний день является абсолютно правильным как с точки зрения научных, так и практических соображений. Однако, помимо положительных достижений, процесс внедрения земельного законодательства во Вьетнаме все еще имеет определенные огра-нич ения и недостатки, поэтому в будущем государству Вьетнам необходимо принять конкретные меры для эффективного применения правовых норм в этой области.
Библиографический список
1. Hien phap ейа nuac Cong hoa xa hoi chi nghia Viet Nam - ngay 28 thang 11 nam 2013.
2. Bo luat Dan su сйа nuac Cong hoa xa hoi chi nghia Viet Nam so: 91/2015/QH13, ngay 24 thang 11 nam 2015.
3. Luat Bat dai nuac Cong hoa xa hoi chi nghia Viet Nam № 45/2013/QH13, ngay 29 thang 11 nam 2013.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019