УДК 343.8
Е. В. Середа
доктор юридических наук, профессор, заведующая каф. национальной безопасности и правоохранительной деятельности юридического факультета МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ И В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье анализируется регламентация права лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, на охрану здоровья и получение медицинской помощи в международных документах и в законодательстве Российской Федерации.
Ключевые слова: охрана здоровья; медицинская помощь; Конституция Российской Федерации; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; подозреваемые; обвиняемые; осужденные.
E. V. Sereda
Doctor of Law, Professor, Head of the Chair of National Security and Law Enforcement Activity, Faculty of Law, Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]
RIGHT TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE FOR PRISONERS IN PENITENTIARY FACILITIES IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL LAW AND THE LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION
This article contains an analysis of regulations of international law and the law of the Russian Federation in relation to the right to health protection and medical care for prisoners in penitentiary facilities.
Key words: health protection; medical care; Constitution of the Russian Federation; PenaL Corrections Code of the Russian Federation; Standard Minimum RuLes for Treatment of Prisoners; suspected persons; defendant persons; convicted persons.
Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья закреплено в ст. 41 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о том, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за
счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
Из этого следует, что и подозреваемые, и обвиняемые, и осужденные лица, как и все граждане Российской Федерации, также имеют право и на охрану своего здоровья, и на оказание медицинской помощи, на бесплатной основе и из тех же источников.
Кроме того, ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» конкретизируя это положение, говорит о том, что задержанные лица, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на получение медицинской помощи.
Такая же норма содержится и в ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В ней указывается, что «осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения».
Следует отметить, что «ст. 21 Конституции РФ гарантирует охрану достоинства личности и защиту от жестокого обращения. Это конституционное положение особенно важно для сферы исполнения наказаний, где к осужденным применяются меры государственного принуждения, и где осужденный в силу объективных причин ограничен в возможности самостоятельно и в полной мере осуществлять защиту своих прав и интересов» [Бриллиантов 2017, с. 125]. Действительно, находясь в изоляции от общества, а значит, и далеко от медицинских учреждений, осужденный гражданин не имеет возможности самостоятельно реализовать свое право на получение медицинской помощи, поэтому ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации налагает обязанность по оказанию этой помощи на сотрудников пенитенциарного учреждения. Норма этой статьи прямо указывает, что «администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных».
Это же относится и к гражданам, находящимся в статусе подозреваемых и обвиняемых. Их права на получение медицинской помощи и охрану здоровья последних наряду с указанной статьей Конституции РФ закреплены также и в п. 9 ст. 17 Федерального закона от 15 июля
1995 г. № 10Э-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Кроме того, в соответствии со ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса РФ при избрании меры пресечения суду необходимо, наряду с учетом тяжести содеянного, личности подозреваемого или обвиняемого, принимать во внимание также и состояние здоровья подозреваемого.
Необходимо отметить, что положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., также устанавливают правила медицинского обслуживания лиц. А п. 22 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными прямо говорит о том, что «тюремные больницы должны располагать оборудованием, установками и лекарствами, необходимыми для должного медицинского ухода за больными и для их лечения, а также достаточно квалифицированным персоналом» [Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955].
Однако реальная ситуация с получением медицинской помощи указанным лицам далека от предписаний закона и международных документов.
Так, статистика говорит о том, что 90 % всех лиц, находящихся в местах лишения свободы и заключенных под стражу, страдают различными заболеваниями и находятся на диспансерном учете. В полтора раза чаще они страдают заболеваниями органов дыхания, выявляются психические расстройства, увеличивается количество ВИЧ-инфицированных. Иначе говоря, показатели состояния здоровья лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, в значительной степени отличаются в худшую сторону от общенациональных показателей. При этом серьезную озабоченность вызывает также слабая диагностическая база исправительных учреждений, качество предоставляемой осужденным медицинской помощи, а также профессиональная подготовка специалистов.
Исправить ситуацию посредством подключения к организации медицинской помощи органов здравоохранения, на территории которых находятся пенитенциарные учреждения, Правительство Российской Федерации пыталось не один раз. Идти по этому пути рекомендуют
упомянутые уже здесь и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. В их п. 22 записано, что необходимо «медицинское обслуживание организовывать в тесной связи с местными или государственными органами здравоохранения» [Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955].
Одним из вариантов изменения ситуации в лучшую сторону не так давно виделась возможная передача функций по обеспечению медицинского обследования и соблюдения санитарно-гигиенических условий в пенитенциарных учреждениях от Федеральной службы исполнения наказаний к гражданской структуре. И такая передача частично состоялась, однако лишь формально.
Так, после выхода приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» могло сложиться впечатление, что Минздравсоцразвития России взяло на себя ответственность за состояние дел с медицинским обеспечением в уголовно-исполнительной системе.
Однако реального воплощения в жизнь этот приказ не имел. В целях изменения ситуации, а также в соответствии с ч. 2 п. 22 названных правил, в которых говорится о том, что «больных заключенных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или же в гражданские больницы» было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Кроме того, в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 434-ФЗ «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закреплена возможность изменения меры
пресечения в виде заключения под стражу, при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей.
В рамках исполнения этого Закона, Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» утвержден Перечень заболеваний и Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Также принят Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 5-ФЗ «О внесении изменения в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», которым вводится обязательность проведения медицинского осмотра осужденных и выдачи медицинского заключения при водворении в штрафные изоляторы (дисциплинарные помещения). Детали проведения такого медосмотра прописаны в приложении к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 09 августа 2011 г. № 282, закрепившем порядок проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, судебные помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья, законодательно предусмотрена возможность применять к подозреваемому или обвиняемому, страдающему заболеванием, меры пресечения, не связанные с изоляцией от общества.
Таким образом, можно констатировать, что действующие в России нормы в области медицинского обслуживания лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, в настоящее время соответствуют международным стандартам, в частности Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
Однако, имея множество новаций в области обеспечения прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, на практике мы сталкиваемся с разным уровнем их правового регулирования, начиная с Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации и заканчивая такими подзаконными актами, как постановления Правительства Российской Федерации и приказы Министерства юстиции Российской Федерации.
В этой связи всяческого одобрения и поддержки вызывают усилия авторского коллектива по подготовке научно-теоретической модели
Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации под руководством профессора В. И. Селиверстова, в которой предлагается в Общей части нового кодекса отдельную статью посвятить праву осужденного на охрану здоровья, независимо от того, какой вид наказания он отбывает [Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования 2017].
В ст. 42 упомянутого проекта фактически обобщены нормы всех законодательных актов, о которых говорилось выше, и которые систематизированы и помещены в одну статью. Одновременно все позиции этой статьи полностью коррелируются и с нормами Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
Так, в ней говорится, что «осужденные, отбывающие уголовные наказания в виде ограничения свободы с направлением в специализированное государственное учреждение, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях учреждений, исполняющих данные уголовные наказания. При невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы, осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лечебные и консультационные услуги для осужденных, отбывающих лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы, оплачиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных» [Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования 2017].
В этой же статье специально закрепляется право на оказание медицинской помощи осужденным беременным женщинам, женщинам во время родов и в послеродовой период, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства за счет федерального бюджета.
Статья 42 проекта закрепляет также положение, в соответствии с которым «осужденные, отбывающие уголовные наказания без изоляции от общества и иные меры уголовно-правового характера, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации» [Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования 2017].
В ней же говорится о том, что более детальная регламентация этих положений будет закреплена в подзаконных правовых актах.
По мнению автора статьи, закрепление всех норм, регламентирующих реализацию права осужденных на охрану здоровья и получение медицинской помощи в одном кодифицированном законодательном акте уровня Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, вызывает поддержку и одобрение. Хочется надеяться, что проект модели Общей части нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не останется без внимания наших законодателей, хотя бы в части закрепления в отдельном законе или во внесенных изменениях действующего кодекса норм, закрепляющих право осужденных на охрану здоровья и предоставления им медицинской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бриллиантов А. В. Уголовно-исполнительное законодательство России и международные правовые акты в сфере обращения с заключенными // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Образование и педагогические науки. Вып. 2 (773). М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. С. 119-129. URL: libranet. linguanet.ru/prk/Vest/2_773_2017_indd.pdf Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными. Приняты в г. Женеве 30 августа 1955 г. URL : www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/prison
Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. В. И. Селиверстова. М. : Юриспруденция, 2017. 320 с.