УДК 343.819
DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).2.163-168
НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ШУРУХНОВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация; главный научный сотрудник НИЦ-3, НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: matros49@mail.ru
ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ ПОД СТРАЖЕЙ
Для цитирования
Шурухнов, Н. Г Отдельные положения международных актов, регламентирующие условия содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей / Н. Г Шурухнов // Человек: преступление и наказание. - 2019. - Т. 27(1-4), № 2. - С. 163-168. - DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).2.163-168.
Аннотация. В статье рассмотрены отдельные межконтинентальные (принятые Организацией Объединенных Наций) и континентальные (европейские) нормативные правовые акты, регламентирующие условия содержания подозреваемых и обвиняемых, совершивших преступления, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей. Представлено реферирование Стандартных минимальных правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом Организации Объединенных Наций в Женеве в 1955 году, обращено внимание на санитарно-гигиенические условия содержания заключенных. Сделан акцент на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обозначены проблемы их практической реализации. Приведены некоторые составляющие Европейских пенитенциарных правил, имеющие принципиальное значение в обеспечении соблюдения прав лиц, лишенных свободы.
В центре внимания статьи - Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, одноименный Комитет, а также его доклады по проверке деятельности следственных изоляторов с анализом условий и рекомендаций, направленных на улучшение пребывания подозреваемых, обвиняемых, совершивших преступления, в отношении которых реализуется мера пресечения в виде заключения под стражу. Представлены особенности деятельности помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, созданных на территории исправительных учреждений. Выделен режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих
© Шурухнов Н. Г., 2019
(сс1®©@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шушт Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: подозреваемые, обвиняемые, Организация Объединенных Наций, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, европейские конвенции по правам человека, Всеобщая декларация прав человека, Комитет министров Совета Европы, Европейские пенитенциарные правила, Европейский Суд по правам человека.
Женевский конгресс ООН 1955 г. принял Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены Экономическим и Социальным советом в резолюциях663 C (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 ^П) от 13 мая 1977 г), содержащимися в различных условиях лишения свободы и по разным правовым основаниям. Положения этих межконтинентальных правил являются ведущими при принятии судебных решений о незаконном, бесчеловечном, унижающем достоинство обращении с гражданами, находящимися под стражей в следственном изоляторе (СИЗО), помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора (ПФРСИ) [1].
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными акцентируется внимание на размерах площади пребывания, освещенности, отоплении, объеме воздуха, его своевременной и активной вентиляции, а также на необходимости тщательной и регулярной санитарной обработки помещений для содержания под стражей. В п. 10 перечислены требования применительно ко всем помещениям, которыми имеют возможность пользоваться заключенные, но особо выделяются индивидуальные спальные места. Они должны быть у каждого содержащегося под стражей; их состояние, внешний вид, комплектность спальных принадлежностей должны отвечать общепринятым санитарно-гигиеническим нормам. При этом рекомендуется иметь стандартные климатические условия, соответствующий объем воздуха, применительно к количеству присутствующих в помещении, достаточную вентиляцию, освещение, отопление.
Правила рекомендуют иметь большие окна, пропускающие такое количество света, чтобы заключенные могли читать, писать и работать. Что касается искусственного освещения, то его мощность должна быть такой, чтобы заключенные читали и писали, не опасаясь испортить зрение. Оконная конструкция должна способствовать притоку свежего воздуха, независимо от того, существует система искусственной вентиляции или нет (пр. 11).
В анализируемых Правилах обращается внимание на количество санитарных установок, способных создавать такую пропускную способность, которая позволяла бы каждому из заключенных удовлетворять свои естественные потребности в тот промежуток времени, когда это требуется биологически, в чистых, нравственно принятых в обычном обиходе условиях (пр. 12).
Акцентируется внимание на обеспечении соблюдения личной гигиены каждым содержащимся под стражей. Это положение возводится в ранг не только права, но и обязанности. «Чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате» (пр. 13).
Требование к каждому заключенному содержать себя, одежду, белье в чистоте сочетается с бесперебойным обеспечением водой и общепринятыми туалетными принадлежностями, используемыми для поддержания личной гигиены (пр. 15).
Правило 19 обращает дополнительное внимание на закрепление за заключенным отдельной кровати, выдачу спальных принадлежностей (чистыми в момент их вручения), которые должны каждым содержаться в чистоте, исправности, меняться администрацией в соответствующий срок, установленный гигиеническими требованиям).
Отмечается необходимость свободного доступа к питьевой воде, ежедневных физических часовых упражнений на свежем воздухе. При перевозке заключенных для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве устанавливается запрет на перемещение в транспортных средствах с плохой вентиляцией либо освещением или в любых других физически излишне тяжелых условиях [2, с. 163-171].
4 ноября 1950 г. в Риме была принята континентальная (европейская) Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Россией этот документ был ратифицирован только 30 марта 1998 г. Федеральным законом № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Для целей обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя договаривающимися сторонами, был учрежден Европейский суд по правам человека. Он призван принимать жалобы от физических, частных лиц и целых групп, неправительственных организаций, утверждающих, что явились жертвами в результате посягательств на их права, прописанные в Конвенции или в Протоколах к ней. «Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу» (ст. 35).
11 января 2006 г. Комитетом министров Совета Европы была принята Рекомендация (№ Rec (2006) 2) о Европейских пенитенциарных правилах. В них сформулированы основные положения, обеспечивающие соблюдение прав лиц, лишенных свободы:
1) соблюдать права человека в процессе обращениия с лицами, заключенными под стражу (лишенными свободы). Для сравнительно-правового исследования укажем, что в п. 205 гл. XII «Особые положения» Инструкции смотрителю тюремного замка, разработанной Советом Министерства внутренних дел царской России 9 апреля 1831 г., говорилось: «Смотритель обходится с находящимися под надзором его арестантами кротко и человеколюбиво; он старается приобресть их к их себе доверенность распра-шиванием о нуждах их, доставлением иногда некоторых пособий, ласковыми при трудах разговорами...» [3];
2) иметь в виду, что за заключенными под стражу (лишенными свободы) сохраняется комплекс прав, которых они не лишались по закону (на основании судебного решения);
3) ограничения, налагаемые на лиц, лишенных свободы, должны быть минимально необходимыми и соответствующими цели предупреждения повторных правонарушений;
4) нехватка финансовых, материально-технических, санитарно-гигиенических ресурсов не должна быть оправданием содержания заключенных в условиях, ущемляющих их права;
5) пребывание подозреваемых и обвиняемых под стражей должно быть, насколько возможно, приближено к позитивным аспектам жизни на свободе;
6) нахождение под стражей должно организовываться так, чтобы между ним и жизнью в обществе не существовало непреодолимого водораздела, препятствующего возвращению в обычную среду;
7) сотрудничество с внешними социальными службами, подключение отдельных институтов гражданского общества к жизни заключенных должны культивироваться учреждениями, обеспечивающими деятельность мест лишения свободы;
8) порядок подготовки, подбора, профессионального совершенствования деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений в соответствии с их специфическими условиями работы должен обеспечивать реализацию установленных стандартов обращения с заключенными как важную государственную функцию;
9) инспектирование пенитенциарных учреждений государственными органами, проверка независимыми формированиями должны осуществляться на регулярной основе.
Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (вступила в силу 1 февраля 1989 г., ее ратифицировали 47 государств) было инициировано создание одноименного Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП). Его эксперты, посещая учреждения, в которых содержатся заключенные под стражу, изучают условия их пребывания, обращение с ними, принимают соответствующие меры в целях усиления, если это необходимо, защиты от необоснованного или унижающего достоинство обращения или незаконного наказания за допущенные проступки.
Анализ докладов, подготовленных ЕКПП по результатам посещения мест лишения свободы, позволяет установить объекты посещения, условия содержания лишенных свободы, которые способствуют нарушению прав человека и основных свобод.
Оценивая переполненность мест содержания под стражей, европейские эксперты отмечают отрицательное воздействие этого фактора на все службы деятельности учреждения и, прежде всего, на условия пребывания в таких помещениях. Сама по себе переполненность во всем учреждении или отдельной камере уже создает условия, которые следует именовать бесчеловечными и унижающими достоинство человека с физической точки зрения (доклад СРТ/1^ (92) 3). В камере малой площади с большим количеством заключенных вынужденно создаются тесные, негигиеничные условия, отсутствие возможности уединиться, даже при отправлении естественных нужд (доклад СРТ/1П (97) 10).
Благополучие заключенных связывается с их занятостью на работе, учебе, в спортивных мероприятиях, поэтому не следует допускать, чтобы они неделями, а иногда месяцами томились запертыми в камерах. Это относится и к тем ситуациям, когда для них созданы сносные материально-бытовые условия.
По мнению экспертов ЕКПП, нужно таким образом формировать распорядок дня, чтобы лица, содержащиеся под стражей, могли проводить большое количество (более 8 часов) времени вне камер, сосредоточиваясь на полезной для здоровья деятельности или физических упражнениях.
К существенным компонентам гуманной среды европейские эксперты относят реализацию права на ежедневную прогулку, свободный доступ к надлежащему туалетному оборудованию и поддержание стандартов гигиены (доклад СРТ/1^ (92) 3).
ЕКПП в своих докладах неоднократно подчеркивает пагубность воздействия переполненности учреждений как компонента бесчеловечного и унижающего достоинство гражданина при пребывании его под стражей (доклад СРТ/П (97) 10), отмечая данный недостаток не только в российской уголовно-исполнительной системе, но и в пенитенциарных системах всей Европы. «В ряде стран, которые посетили представители ЕКПП, особенно в Центральной и Восточной Европе, заключенные размещаются в общежитиях большой вместимости, содержащих все или большую часть удобств, используемых ими повседневно, - жилую и спальную зоны, а также санитарно-гигиенические приспособления. ЕКПП возражает против самого принципа такой организации размещения в закрытых тюрьмах, и эти возражения усиливаются, когда, как это часто бывает, в таких общежитиях заключенные содержатся в
чрезвычайно стесненных и вредных для здоровья условиях. Большие общежития неминуемо предполагают отсутствие уединения у заключенных в их повседневной жизни. Все эти проблемы обостряются, когда их численность выходит за разумный уровень, более того, в подобной ситуации чрезмерная нагрузка на коммунальные удобства, такие как водопровод или туалет, или недостаточная вентиляция для такого множества людей часто порождают заслуживающие сожаления условия.
ЕКПП часто наблюдает такие приспособления, как металлические жалюзи, рейки или листы, вмонтированные в окна камер, лишающие заключенных естественного освещения и доступа свежего воздуха в помещение. Особенно часто они встречаются в учреждениях предварительного заключения. Эксперты ЕКПП полностью согласны с тем, что особые меры безопасности для предотвращения сговора и/или преступной деятельности вполне необходимы в отношении некоторых заключенных. Даже если такие меры необходимы, они никогда не должны относиться к лишению этих заключенных естественного освещения и свежего воздуха. И то и другое является основным фактором жизни, на который имеет право каждый заключенный, кроме того, отсутствие этих элементов порождает условия, благоприятные для распространения заболевания и, в частности, туберкулеза...» (доклад СРТ/1^ (2001) 16).
Делегация Европейского комитета по предупреждению пыток 8 февраля 2016 г. посетила ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан, ознакомилась с режимными отделениями, камерными помещениями, прогулочными дворами, пищеблоком, общежитием для осужденных, пребывающих в СИЗО, интересовалась работой и оснащением банно-прачечного комплекса, следственных кабинетов, помещений для краткосрочных свиданий.
В ходе личных бесед с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, которые находились в СИЗО, выяснялись вопросы условий содержания в следственном изоляторе, применения физической силы, реагирования администрации учреждения на жалобы и заявления со стороны специального контингента. Особое внимание было сосредоточено на организации проведения прогулок подследственных, оказании им медицинской помощи.
Специально подчеркнем, что такое обследование может быть и в местах, где мера пресечения - содержание под стражей - исполняется для подозреваемых, обвиняемых, осужденных, совершивших преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы (тюрьмы, ПФРСИ).
Указанные субъекты должны размещаться в общих камерах, отдельно от контингента, отбывающего часть срока наказания в тюрьме (по решению суда) либо переведенного в нее на срок до трех лет за нарушение режима отбывания наказания в ИК общего, строгого и особого режимов (ст. 130 УИК РФ), а также от осужденных, содержащихся в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ).
По данным ФСИН России, на 1 февраля 2019 г. имеется 97 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов. В них могут переводиться подозреваемые, обвиняемые, осужденные, совершившие преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей. Временное содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также осужденных, обвинительные приговоры которым не вступили в законную силу, на территории ИУ, было введено в 1993 г., в тот период, когда СИЗО были переполнены.
Наименование исправительных учреждений, на территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается руководителем органа исполни-
тельной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). Перечень таких учреждений утвержден приказом Минюста России по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации от 30 июня 1999 г. № 212 «Об утверждении перечня 25 исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов».
Было принято решение о том, что такие исправительные учреждения должны располагаться в черте или вблизи достаточно крупных населенных пунктов. В самих помещениях должен поддерживаться режим, призванный обеспечить изоляцию подозреваемых и обвиняемых, соблюдение их прав, исполнение ими своих обязанностей, а также качественное выполнение задач, в том числе предусмотренных УПК РФ.
В ПФРСИ подозреваемые и обвиняемые содержатся отдельно от осужденных, отбывающих наказание. При их размещении существует дифференциация, ориентированная на пол, возраст, предшествующую судимость, юридические причины избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Такие категории заключенных содержатся в раздельных помещениях. Еще в Инструкции смотрителю тюремного замка России от 9 апреля 1831 г. (пп. 32, 33, 34 гл. III «О содержании арестантов в тюремном замке») указывалось, что «арестанты, принятые в тюремный замок, размещаются, сколько возможность позволит, по роду и важности их преступлений, не смешивая чиновников и разночинцев с чернью. Арестантов женского пола отнюдь не содержать в одних камерах с мужчинами. Несовершеннолетних помещать в особых камерах, также разделяя их по полам» [3, с. 4].
Следует отметить, что положения указанного выше приказа адресованы начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы, где организованы ПФРСИ. Им предписывается организовать содержание подозреваемых и обвиняемых на территориях исправительных учреждений на основании нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность следственных изоляторов таким образом, чтобы исключались случаи незаконного, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, совершившими преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы.
Библиографический список
1. Шурухнов Н. Г Создание надлежащих условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей как средство обеспечения их прав и свобод // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 223-226.
2. Шурухнов Н. Г Содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей: краткий ретроспективный анализ, современное состояние, отдельные требования международно-правовых документов // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2018. Т. 1 : Материалы пленарного заседания. С. 163-171.
3. Инструкция смотрителю тюремного замка. Пермь, 1882. 30 с. URL : http://arch.per-mculture.ru/bitstream/handle/permculture/1892/124307_read.pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 13.02.2019).