Научная статья на тему 'Право как элемент социокультурной реальности современного общества'

Право как элемент социокультурной реальности современного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
право / правомерное поведение / правовая культура / правовое сознание / общество / социокультурная реальность / информационно-компьютерные технологии / law / lawful behavior / legal culture / legal consciousness / society / social and cultural reality / information and computer technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонид Владимирович Карнаушенко

В статье отмечается, что право — универсальный регулятор социальных действий и взаимодействий. Эффективность правового регулирования связана не только с принуждением государства к правомерному поведению; она характеризуется тесной взаимосвязью правовых конструктов с ценностями, традициями, идеалами, мировоззрением и т.п. элементами социокультурной системы координат. В обществе XXI в. существенным образом изменяется социокультурная реальность как под воздействием информационно-компьютерных технологий, так и вследствие активного продвижения массовой культуры потребления. Изменения социокультурной реальности влияют и на право, и на восприятие людьми правовых конструктов, что, в свою очередь, воздействует на правовую культуру, правовое сознание населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law as an element of social and cultural reality of modern society

The article notes that law is a universal regulator of social actions and interactions. The effectiveness of legal regulation is associated not only with the coercion of the state to lawful behavior, but also with the close relationship of legal constructs with values, traditions, ideals, worldview, etc. elements of the socio-cultural system of coordinates. In the society of the XXI century the socio-cultural reality changes significantly both under the influence of information and computer technologies, and as a result of the active promotion of mass culture of consumption. Changes in socio-cultural reality affect the law, people's perception of legal constructs, which in turn affects the legal culture, legal consciousness of the population

Текст научной работы на тему «Право как элемент социокультурной реальности современного общества»

УДК 342 ББК 67.05

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10441

ПРАВО КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Леонид Владимирович КАРНАУШЕНКО, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России, доктор исторических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье отмечается, что право — универсальный регулятор социальных действий и взаимодействий. Эффективность правового регулирования связана не только с принуждением государства к правомерному поведению; она характеризуется тесной взаимосвязью правовых конструктов с ценностями, традициями, идеалами, мировоззрением и т.п. элементами социокультурной системы координат.

В обществе XXI в. существенным образом изменяется социокультурная реальность как под воздействием информационно-компьютерных технологий, так и вследствие активного продвижения массовой культуры потребления. Изменения социокультурной реальности влияют и на право, и на восприятие людьми правовых конструктов, что, в свою очередь, воздействует на правовую культуру, правовое сознание населения.

Ключевые слова: право, правомерное поведение, правовая культура, правовое сознание, общество, социокультурная реальность, информационно-компьютерные технологии.

Annotation. The article notes that law is a universal regulator of social actions and interactions. The effectiveness of legal regulation is associated not only with the coercion of the state to lawful behavior, but also with the close relationship of legal constructs with values, traditions, ideals, worldview, etc. elements of the socio-cultural system of coordinates. In the society of the XXI century the socio-cultural reality changes significantly both under the influence of information and computer technologies, and as a result of the active promotion of mass culture of consumption. Changes in socio-cultural reality affect the law, people's perception of legal constructs, which in turn affects the legal culture, legal consciousness of the population.

Keywords: law, lawful behavior, legal culture, legal consciousness, society, social and cultural reality, information and computer technologies.

Право — сложный, многогранный феномен общества, сопровождающий его на протяжении тысячелетий. Право представляет собой разновидность соционор-мативной базы, регулирующей степень свободы людей в тех или иных социальных ситуациях, при совершении ими определенных действий и взаимодействий. О какой бы разновидности права мы не рассуждали — о естественном или позитивном — перед нами, так или иначе, именно нормативный регулятор, продуцирующий общепринятые правила поведения в обществе на конкрет-

ном этапе его исторического развития (традиционное, индустриальное, постиндустриальное).

Исследователи обращают внимание на то, что «право — это сложная социальная система, живущая собственной жизнью. Одно из условий саморазвития системы — ее открытый характер, возможность взаимодействия с внешней средой» [5, с. 19—21]. Отмеченные характеристики права позволяют ему обладать весьма существенной динамикой применительно к различным социальным ситуациям, а также поддерживать вариативность как атрибутивную характеристику.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

Интегрируясь в систему социального контроля в качестве значимых элементов, социальные нормы способствуют достижению стабильности социума; ключевую роль здесь играют именно нормы права.

Как отмечает А.Н. Халтурин, «социальные нормы регулируют в сущности своей различные виды взаимодействия людей в различных сферах общественного бытия. Правовое регулирование является одним из вариантов социального регулирования, который осуществляется при помощи специальных норм права, создаваемых обществом» [7, с. 76—82].

Вместе с тем в целом ряде случаев общество может достигать дисфункционально-дезоргани-зационного состояния — как вследствие запаздывающего развития, так и ускоренной модернизации.

По мнению исследователей, «всякий раз, когда общество потрясают катаклизмы, кризисы, общественная мысль обращается к поиску правовых ценностей, которые могут стать основами правового менталитета»[1, с. 3—7].

Взаимосвязь социальных норм и развития общества очевидна; процессы социальной динамики (трансформация, модернизация и проч.) оказывают непосредственное воздействие и на социальные нормы, в том числе и правовые.

Право тесным образом интегрировано в социокультурную систему, вследствие чего важную роль в актуализации норм права играют идеалы, ценности, идеологии, традиции и т.п. Не случайно в обществоведческой литературе право позиционируется как элемент духовной жизни наряду с моралью, религией, наукой, искусством. Изменения в социокультурной системе отражаются и на праве, его восприятии людьми, его позиционировании в государстве и обществе (например, изменения жизненных идеалов — от советских к российским в начале 1990-х годов — привели к пересмотру роли тех лиц, кого еще недавно называли «фарцовщиками», «тунеядцами», «барыгами», «цеховиками» и т.п. Теперь их стали воспринимать как престижные социальные группы, на которые следует равняться в процессе социализации и воспитания молодежи, — банкиров, рантье, бизнесменов).

С точки зрения В.Я. Криволаповой, «право выражает объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их определенным нормам. Тем самым обеспечивается сознательное и целенаправленное воздействие соци-

альной общности на жизнедеятельность индивидов» [4, с. 3—4].

Многогранность права как социального феномена обусловлена тем, что оно «вплетено в материальную и духовную деятельность, существует вследствие этой деятельности и через эту деятельность. Правовое и социальное, следовательно, проникают друг в друга и в таком единстве и представляют собой общество» [1, с. 3—7].

В ходе процессов социализации и воспитания индивиды не просто интегрируются в общество. Они погружаются в пространство духовной культуры (ценностей, норм, идеалов, картин мира, традиций, идеологий и т.п.), что находит свое отражение в понятии «инкультурация». Именно успешная интеграция в социокультурную сферу позволяет задействовать добровольные («внутренние», нравственные элементы) регуляции поведения, не прибегая к репрессивным, принудительным мерам со стороны государства. Такая конструкция имплицитно содержит нормы права, не драматизирует взаимоотношения «гражданин — государство», позволяя добиваться добровольного активного действия людей по поддержанию законности и правопорядка.

Как отмечают В.Л. Некишев и А.И. Миронович, необходимо «признать важность роли культурных смыслообразующих элементов общественной жизни: ценностей, норм, образцов поведения, оценок, идей» [5, с. 19—21]. В свою очередь, данные социокультурные элементы, вступая во взаимодействие с правом, способствуют формированию весьма действенных культурно-правовых конструктов духовной жизни: правовой культуры, правового сознания, правовой идеологии.

По мнению Н.С. Васильевой, «нормы права, как и любое объективное проявление культуры, не могут быть поняты в отрыве от культурной среды, которая их произвела. Право присутствует в виде убеждений, предрассудков, стремлений, стандартов и оценок, существующих в культурной традиции и охватывающих и законодателей, и правоприменителей» [2, с. 149—155].

Глубокая интегрированность права в систему культуры общества диктует необходимость оптимизации научного аппарата, нацеленного на объективный, всесторонний анализ права «как социального института, а также условий отклонения от права» [3].

Взаимосвязь права и культуры, глубокая интеграция правовых конструктов в духовно-нрав-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

ственные системы социума детерминируют весьма серьезную проблему, связанную с кардинальными изменениями в системе культуры российского общества начала XXI в. По мере все более отчетливо проявляющихся процессов глобализации и информатизации на локальном, национальном уровне культуры на первый план выходит противоречие «социальный порядок — легитимизированные духовной культурой отклонения».

Основная проблема современного этапа общественного развития заключается в том, что на первый план в социокультурной матрице выходит именно массовая культура потребления, которая начинает доминировать над элитарной и народной культурами. Подобная социокультурная динамика имеет место в условиях стремительного роста влияния информационно-компьютерных технологий и Интернета, в результате чего на сознание аудитории оказывается интенсивное и весьма эффективное воздействие посредством использования аудиовизуальных каналов коммуникации.

Е.А. Сергодеева и Е.Ю. Мищенко указывают, что «особенности социокультурной реальности современного общества потребления обусловлены тем, что повседневная жизнь человека все больше связана с возникновением новых качеств социальной жизни, таких, как технологические перемены, глобализация, гибкие формы труда, новые потребительские практики, медиатизация, приводящая к изобилию визуальных образов» [6, с. 38—44].

В таких условиях продукты массовой культуры потребления начинают постепенно доминировать над другими элементами социокультурной реальности, в том числе (что весьма тревожно) над правом. На первоначальном этапе этот эффект возникает в виртуальной — информационно-коммуникационной реальности, продуцируемой массмедиа и Интернетом.

Однако затем происходит экстраполяция виртуальных коммуникативных конструктов в реальную жизнь, что, в свою очередь, приводит к деформации правовой культуры и правового сознания. Постепенно обыденные представления, навеянные и внедренные массмедиа, начинают играть доминирующую роль в массовом сознании, в результате чего адекватное усвоение основ правовой идеологии оказывается под серьезной угрозой, что применительно к процессу социализации подрастающего поколения означает априорные риски для социальной системы,

ее отдельных сегментов, структурных элементов и подсистем.

Подводя итоги, целесообразно обратить внимание на особый статус права в социальной системе, что предполагает его глубокую интеграцию в различные подсистемы общества — не только в политическую и социальную, но и, в частности, в духовную. Именно этот факт придает праву полноценный социокультурный статус в социальной системе. Консенсус, достигнутый в рамках системы доминирующей культуры, позволяет праву добиться согласованных действий большинства населения на базе осознания ими утилитарности юридических норм, важности ограничения безграничной личной свободы во благо обществу.

Подобные мировоззренческие конструкты, проникая в аксиологическую сферу, пронизывают систему соционормативного регулирования, легитимируют ее в представлениях большинства населения. Именно на этой основе формируются, а затем активно внедряются в сознание подрастающего поколения правовая культура, правовое сознание и правовая идеология.

Право сохраняет статус ключевого элемента социокультурной реальности общества XXI в. Вместе с тем происходящие трансформации, особенно в экономической и культурной сферах, на фоне глобализации, информатизации мирового пространства выводят на первый план стандарты массовой культуры потребления, которые обладают высоким потенциалом деструктивного воздействия на социально-правовую сферу.

Несмотря на то что массовое искусство, об образности, субъективности, гипертрофирован-ности которого так активно рассуждают специалисты, является лишь элементом социокультурной действительности, однако посредством аудио-визуальных эффектов массмедиа и Интернета происходит серьезное влияние на массовую аудиторию, на ее сознание и поведение, в том числе и в правовой сфере, посредством права и по отношению к праву.

Один из наиболее тревожных эффектов состоит в том, что виртуальная реальность стирает грани между вымыслом и реальностью, что особенно опасно для некритического сознания подростков и молодежи. Деформируется правовая культура и правовое сознание посредством педалирования криминальной тематики (сцен, образцов криминального поведения в целях повышения популярности и, соответственно, доходности культурной продукции) — в сериалах, фильмах, рекламе, реалити-шоу и проч.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

Кроме того, в ходе описанного культурно-коммуникативного воздействия нарушается привычный, устоявшийся ход усвоения права, формирования правовой культуры и правового сознания — в процессе социализации и воспитания. Массовая культура акцентирует внимание на повседневности и обыденных формах сознания и поведения; в таком контексте правовая идеология имеет мало шансов на усвоение.

Сегодняшнее фрагментированное сознание большинства подростков и молодежи объективно не готово к работе с правовой идеологией — здесь нужны навыки систематизации, достаточное образование, способность к небольшой, но уже научной работе. Именно поэтому в ближайшей и среднесрочной перспективе вряд ли стоит ожидать решения проблемы криминализации сознания и правового нигилизма в нашей стране.

Библиографический список

1. Баев В.Г., Левина C.B. Социокультурные основания права и его воспитательная функция: методолого-правовой аспект // Юрид. наука. 2011. № 3. С. 3—7.

2. Васильева Н.С. Действительность права: социокультруные аспекты (концепция Альфа Росса) // Тенденции развития права в социокультурном пространстве. Жидковские чтения. М., 2018. С. 149-155.

3. Деметрадзе М.Р. Политико-правовые аспекты гражданского неповиновения // URL: http:// www.civisbook.ru/iiles/File/Demetradze_2007_4.pdf (Дата обращения: 15.06.2019)

4. Криволапова В.Я. Право в системе современного соционормативного регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

5. Некишев В.Л., Миронович А.И. Право как социокультурный феномен: теоретико-методологический аспект // Актуальные вопросы юридических наук: Матер. III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Молодой ученый, 2017. С. 19-21.

6. Сергодеева Е.А., Мищенко Е.Ю. Социокультурная реальность общества потребления // Вестник АГУ. 2015. № 3. С. 38-44.

7. Халтурин А.Н. Право как социальный регулятор // Вестник Северного (Арктического) федер. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5. С. 76-82.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.