ПРАВО И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
МАРТЫНЕНКО Игорь Эдуардович
Аннотация: в статье анализируются проблемы осуществления права собственности на культурные ценности по законодательству Республики Таджикистан.
Annotation: in article it is analyzed problems of implementation of the property right to cultural values by the legislation of the Republic of Tajikistan.
Ключевые слова: историко-культурное наследие, памятники культуры, культурные ценности, правовая охрана.
Key words: historical and cultural heritage, culture monuments, cultural values, legal protection.
Культурные ценности являются фундаментальной основой всякой культуры. Они могут быть как материальными, так и нематериальными, относиться к различным сторонам культурной жизни народов и государства, к различным периодам отечественной истории, тем или иным историческим событиям.
На сегодняшний день Таджикистан обладает поистине несметными культурными богатствами, которые нуждаются в надежной защите.
Значение культурных ценностей поистине уникально и многогранно. Они играют во многом определяющую роль при воспитании патриотизма и гражданской позиции; позволяют изучить и осознать тысячелетнюю историю Таджикистана; приобщают людей к пониманию выдающихся достижений мирового и отечественного художественного искусства; положительно влияют на душевное состояние человека; содействуют дружескому диалогу культур разных народов и стран; имеют важное значение для развития такой сферы национальной и международной экономики, как туризм.
Культурные ценности участвуют в гражданском обороте, могут быть предметом сделок.
Естественно возникает вопрос, как защищается и реализуется в Республике Таджикистан право собственности на культурные ценности, объекты культурного наследия? Отметим, что данная проблема в юридической науке фактически не исследовалась, причем как в советское время, так в современный период, что и предопределило новизну и актуальность настоящей работы.
Конечно же, автор опирался на работы других авторов по гражданско-правой защите
культурных ценностей (М.А. Александровой1, А.В. Головизнина2, С.Г. Долгова3, Л.Р. Клеба-
4\
нова ), однако, следует учитывать, что они касаются российской действительности.
Право собственности можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле право собственности -это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного объекта культурного наследия государству, физическим или юридическим лицам, определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника. В субъективном смысле право собственности представляет собой правомочия собственника имущества (то есть объекта историкокультурного наследия) владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Гражданский кодекс Республики Таджикистан раскрывает содержание права собственности посредством известной триады правомочий собственника. Согласно ст. 232 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в нашем случае - объектом историко-культурного наследия.
1 Александрова М.А. Гражданско-правовой режим культурных ценностей в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. СПб., 2007. 189 с.
2 Головизнин А.В. Гражданско-правовое регулирование оборота культурных ценностей : дис. . канд. юрид. наук: 12.00.03. Екатеринбург, 2006. 229 с.
3 Долгов С.Г. Культурные ценности как объекты гражданских прав и их защита. Гражданско-правовой и криминалистический аспекты : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М. : РГБ, 2000. 189 с.
4 Клебанов Л.Р. Памятники истории и культуры: правовой статус и охрана / под науч. ред. А.В. Наумова. М. : Норма ИН-ФРА-М, 2012. 176 с.
Собственник осуществляет свои правомочия собственной властью, в собственном интересе, по собственному усмотрению и независимо от других лиц.
Право владения объектом историкокультурного наследия, согласно п. 2 ст. 232 Гражданского кодекса Республики Таджикистан, представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом (объектом историко-культурного наследия). Различают владение собственника и владение несобственника. Владение собственника имеет своим основанием право собственности и является законным. Если владение несобственника базируется на определенном правовом основании (титуле), оно является законным. Титулом законного владения может быть акт законодательства, административный акт или договор. Владение несобственника, не имеющего правового основания, является незаконным (например, владение культурной ценностью, похищенной или иным способом выбывшей из владения собственника помимо его воли). Незаконное владение может быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестным владельцем признается незаконный владелец, который не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Недобросовестным владельцем является тот, кто знал или должен был знать о незаконности своего владения.
Право распоряжения объектом историко-культурного наследия является важнейшим правомочием собственника и представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества (памятника). Правомочие распоряжения может повлечь прекращение права собственности (в результате заключения договора купли-продажи памятника).
Право пользования объектом историкокультурного наследия - это юридически обеспеченная возможность извлекать из имущества его полезные естественные свойства, получать от него выгоды. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей, общества и государства. Правомочие пользования имеет собственник, однако, оно может осуществляться и несобственником в силу акта законодательства, административного акта или договора.
Владение и пользование обычно осуществляется одним лицом и совпадает во времени. Однако владелец не всегда имеет право пользоваться имуществом, которым владеет. Закон предусматривает возможность пользования
имуществом в случаях, когда владение им принадлежит другому лицу. Например, пользование такой культурной ценностью, как музыкальный инструмент, возможно в помещении собственника, которому инструмент принадлежит.
Право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия возникают:
- для собственника - из права собственности;
- для физических и юридических лиц, не являющихся собственниками, - из актов государственных органов, договоров аренды, из судебных решений и по иным основаниям, допускаемым гражданским кодексом.
Особенности имеет осуществление права пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия. Так, физические и юридические лица осуществляют право пользования объектами культурного наследия, включенными в реестр, и право пользования выявленными объектами культурного наследия согласно принятым ими охранным обязательствам, направленным на поддержание в должном виде предмета охраны. Ограничения права пользования применяются органом охраны объектов культурного наследия в случае ухудшения состояния объектов культурного наследия, нанесения пользователем вреда окружающей историкокультурной и природной среде, а также при нарушении прав и законных интересов других лиц.
Запрещается использование объектов культурного наследия в целях и способами, которые противоречат Закону «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» 2006 года.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, используются с обязательным выполнением следующих требований:
- сохранение внешнего и внутреннего облика объекта культурного наследия в соответствии с данными, включенными как предмет охраны в паспорт объекта культурного наследия;
- согласование с соответствующим государственным органом охраны объектов культурного наследия проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия;
- согласование проведения строительных и иных видов работ и хозяйственной деятельности в зонах охраны;
- обеспечение режима содержания особо охраняемых историко-культурных территорий, включая территории земель, на которых и в которых расположены объекты археологического наследия;
- публичная доступность объекта культурного наследия, условия которой устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Выявленные объекты культурного наследия используются при условии обязательного выполнения следующих требований:
- сохранение внешнего и внутреннего облика выявленного объекта культурного наследия в соответствии с данными, включенными в паспорт объекта культурного наследия;
- согласование с соответствующим государственным органом охраны объектов культурного наследия землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия.
Вмешательство органов государственной власти в деятельность физических и юридических лиц по использованию объектов культурного наследия не допускается, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством и требованиями, специально установленными в охранном договоре с пользователем.
Формы собственности. Как определено в ст. 8 Закона «О культуре», национальнокультурные ценности Республики Таджикистан могут находиться в общественной, кооперативной, смешанной, совместной и частной собственности.
Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» в ст. 25 уточняет, что объекты историко-культурного наследия могут находиться в государственной и частной собственности. Эта норма соответствует Конституции Республики Таджикистан и ст. 236 Гражданского кодекса Республики Таджикистан.
Согласно ст. 237 Гражданского кодекса частная собственность выступает как собственность граждан или негосударственных юридических лиц и их объединений. В качестве особого вида частной собственности вы-
ступает собственность общественных, в том числе религиозных объединений. Государственная собственность в Республике Таджикистан представлена в виде республиканской и коммунальной собственности.
В соответствии со ст. 238 Гражданского кодекса республиканская собственность состоит из республиканской казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами. Коммунальная собственность - из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.
Согласно ст. 23 Модельного закона «Об объектах культурного наследия (новая редакция)», принятого на тридцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 37-14 от 17 мая 2012 года), движимые предметы, являющиеся составной частью объектов археологического наследия, находятся исключительно в государственной собственности и отчуждению не подлежат.
Не подлежат отчуждению из государственной собственности следующие объекты культурного наследия:
- объекты культурного наследия общегосударственного значения, включенные в реестр и входящие в число объектов, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
- объекты археологического наследия независимо от формы собственности на земельный или водный участок, на котором или в пределах которого расположен указанный объект, находящиеся с указанным земельным или водным участком в обороте раздельно;
- объекты культурного наследия, отнесенные к категории особо ценных объектов культурного наследия;
- историко-культурные заповедники.
Порядок приобретения и прекращения
права собственности регламентирован Гражданским кодексом Республики Таджикистан, права и обязанности собственников, особенности реализации данного права содержатся в гл. 5 Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».
Согласно ст. 25 указанного Закона собственники объектов историко-культурного наследия обязаны получить в государственных органах паспорт установленного образца, касающийся охраны памятников, в котором
должны быть зафиксированы следующие обязательства собственника:
- обеспечение полной сохранности памятников;
- реставрация памятников уполномоченным органом, в частности, реставрация недвижимых памятников - по месту их нахождения, движимых - по месту нахождения собственника;
- своевременное уведомление государственного органа по охране памятников о предполагаемом внесении изменений прав собственника, в том числе относительно условий содержания и использования памятников; о проведении работ по восстановлению памятников.
Вышеназванный Закон ограничивает права собственности на объекты историкокультурного наследия. Так, в соответствии со ст. 26 Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» условия пользования объектом историко-культурного наследия могут быть ограничены уполномоченным органом (Министерством культуры Республики Таджикистан) в той мере, в какой это необходимо для обеспечения охраны, сохранности, популяризации и использования данного объекта, окружающей среды, соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также государства.
Право пользования объектом историкокультурного наследия, находящегося в частной собственности, ограничивается в установленном законодательством порядке и по решению суда. Однако на практике такие случаи встречаются редко.
В случае устранения обстоятельств или условий, послуживших причиной ограничения использования объектов историко-культурного наследия, восстанавливается полное право пользования данным объектом.
В соответствии со ст. 25 Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» лицо, обнаружившее ценный предмет, имеет право на получение от уполномоченного государственного органа вознаграждение в размере до 20 % стоимости этой находки.
Этой же нормой запрещены приватизация объектов историко-культурного наследия, находящихся в государственной собственности, и их использование в военных целях.
Клад как основание приобретения права собственности. Одним из оснований приобретения права собственности является обнаружение клада. Согласно ст. 257 Гражданского
кодекса клад - это зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы. В случае его обнаружения либо обнаружения памятников истории и культуры пользователь земельного участка, собственник строения и т.п., в которых был сокрыт клад, а также иные лица, обнаружившие клад или памятники истории и культуры, обязаны передать их государству. В то же время пользователь земельного участка или собственник другого имущества, в которых был сокрыт клад, и лицо, обнаружившее его, имеют право на получение вознаграждения в размере 50 % стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в соответствии с соглашением сторон, а в случае недостижения соглашения - по решению суда.
Гражданский кодекс, как и любой другой закон, не определяет перечня способов сокрытия клада, в качестве возможного называет лишь укрытие клада в земле. Ценные вещи могут быть сокрыты на поверхности земли, не будучи в нее зарытыми: например, под полами старых квартир, в заброшенных колодцах, подвалах, на чердаках, в пещерах и ущельях, расщелинах скал, на дне озера или реки. Деньги или ценные предметы могут быть также обнаружены и в сооружениях (водонапорная башня, бассейн, магистральный трубопровод), в иных объектах недвижимости: в помещениях предприятия, на борту воздушного или морского судна и т.д.
Очевидно, что ценности, ставшие кладом, в большинстве случаев были спрятаны давно, имеют весьма древнее происхождение, не позволяющее установить, кто был их собственником. В ситуациях, когда собственник может быть установлен, следует выяснить, утратил ли он право на данные ценности. При утвердительном ответе на этот вопрос нет никаких препятствий для применения положений ст. 257 Гражданского кодекса.
Лицо, нашедшее клад, относящийся к памятникам истории и культуры, вправе до выплаты ему вознаграждения удерживать это имущество (ст. 388 Гражданского кодекса)5.
5 Согласно ст. 388 Гражданского кодекса Республики Таджикистан кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь, несмотря на то, что после того, как эта вещь поступила во владение кредитора, права на нее приобретены третьим лицом.
В данной норме и сегодня используется термин «памятник истории и культуры», хотя специальный закон оперирует понятием «объекты историко-культурного наследия». В данном случае, как представляется, эти понятия совпадают.
В Гражданском кодексе Республики Таджикистан, в отличие от аналогичных кодексов других стран СНГ, нет положения, направленного на предотвращение нелегального кладо-искательства, то есть не указывается, что правила ст. 257 не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиск, направленных на обнаружение клада.
Данная гражданско-правовая норма не имеет точного соответствия с положениями специального законодательства. Так, согласно ст. 24 Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», лицо, обнаружившее ценный предмет, имеет право на получение от уполномоченного государственного органа вознаграждение в размере до 20 % стоимости этой находки.
Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Ответственность за содержание и сохранение объектов национальнокультурного достояния возлагается на их собственников и потребителей (пользователей). Невыполнение указанной обязанности влечет прекращение представленного права. Этот порядок регулируется Гражданским кодексом Республики Таджикистан.
Так, согласно ст. 264 Гражданского кодекса в случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законодательством к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника государством путем выкупа или продажи с публичных торгов.
При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - по решению суда. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.
Данная гражданско-правовая норма свидетельствует о праве государства выкупить только особо ценные памятники. Поэтому при ее практической реализации, что встречается
крайне редко, необходимо обращаться к специальному законодательству для определения статуса конкретного памятника как особо ценного.
Культурное наследие - это совокупность культурных ценностей, имеющих национальное и государственное значение и являющихся исключительной собственностью Республики Таджикистан.
Национальное культурное наследие - культурные ценности, имеющие историкокультурное значение и внесенные в Государственный реестр объектов национально-культурного наследия. Такое определение приведено в ст. 1 Закона «О культуре» .
В Республике Таджикистан в соответствии со ст. 8 Закона «О культуре» к национальным культурным ценностям относятся: археологические находки, памятники истории и культуры, коллекции редких и старинных предметов и произведений искусства (картины, полотна, рисунки, скульптурные произведения, топонимы исторического значения, произведения дизайна, рукописные издания, манускрипты и авторские рукописи, литографии), исторические документы, редкие издания, места захоронения (могилы) известных личностей, сады, природные ландшафты, имеющие культурное значение, и др.
Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» содержит термин «объекты историко-культурного наследия», под которыми понимаются памятники, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и нематериального творчества, обладающие исторической, научной, художественной ценностью, а также иные ценности, имеющие общенациональное значение.
Согласно ст. 16 Закона «О библиотечной деятельности» библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются национальным наследием и могут объявляться объектами историко-культурного наследия. Библиотечные фонды, отнесенные к объектам национального наследия, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Если библиотека не обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности
фонда, отнесенного к объектам историкокультурного наследия, этот фонд может быть изъят и передан в состав другой библиотеки решением собственника фонда по представлению уполномоченного государственного органа в области использования национального библиотечного наследия.
В соответствии со ст. 17 указанного Закона библиотеки, отнесенные в установленном порядке к объектам национального наследия, включаются в перечень объектов национального наследия и находятся на особом режиме охраны и использования.
Особо ценным объектом культурного наследия народов Республики Таджикистан является Национальная библиотека Республики Таджикистан, которая в соответствии со ст. 18 Закона «О библиотечной деятельности» находится на особом режиме охраны и использования. Национальная библиотека Республики Таджикистан является государственным учреждением культуры, национальным хранилищем документов, архивом национальной печати, научно-исследовательским, научно-информационным и культурным центром республиканского значения и по своим функциям соответствует основным требованиям ЮНЕСКО, предъявляемым для библиотек данного вида.
Неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Республики Таджикистан являются музейные экспонаты и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда Республики Таджикистан.
В соответствии со ст. 1 Закона «О музеях и музейном фонде» культурные ценности - это экспонаты, отражающие национальную и общечеловеческую историю и культуру, которые коллекционируются и хранятся в государственных, негосударственных музеях и личных коллекциях.
Таким образом, одной из целей создания музеев в Республике Таджикистан является хранение музейных экспонатов и музейных коллекций, а также изучение и исследование культурно-исторических памятников за пределами музеев.
Согласно ст. 9 Закона «О музеях и музейном фонде» музейные экспонаты и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда Республики Таджикистан, могут находиться в государственной и частной собственности. При этом музейные экспонаты и музейные коллекции, являющиеся государственной собственностью, не могут быть переданы в частную собственность.
В соответствии со ст. 16 Закона «О музеях и музейном фонде» музейные экспонаты и музейные коллекции, приобретаемые после введения в действие этого Закона государственными музеями и иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, включаются в состав государственной части музейного фонда Республики Таджикистан. Такие экспонаты и коллекции не подлежат отчуждению, за исключением случаев разрушения, утраты либо обмена на другие музейные экспонаты и музейные коллекции. В случае наступления этих событий уполномоченный орган управления в области культуры принимает решение об отчуждении музейных экспонатов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части музейного фонда Республики Таджикистан.
Музейные экспонаты и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда Республики Таджикистан и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть музейного фонда Республики Таджикистан.
При совершении сделок по отчуждению (дарение, купля-продажа) музейных экспонатов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части музейного фонда Республики Таджикистан, приобретатель дара либо покупатель обязан принимать на себя все обязательства, предусмотренные договором или законом в отношении этих предметов. При этом государство имеет преимущественное право их приобретения.
При наследовании музейных экспонатов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части музейного фонда, наследник обязан принять на себя все обязательства, имевшиеся у наследодателя в отношении этих предметов. После принятия в наследство музейных экспонатов и музейных коллекций наследник имеет право распорядиться настоящим имуществом по своему усмотрению, если иное не определено в завещании.
Если наследник не исполняет либо ненадлежащим образом исполняет обязательства в отношении данных музейных экспонатов и музейных коллекций, то государство имеет право осуществить выкуп ненадлежаще содержащихся предметов в соответствии с гражданским законодательством Республики Таджикистан.
Реализация преимущественного права покупки музейных экспонатов и музейных кол-
лекций от лица государства производится уполномоченным органом в области культуры.
Право собственности на документы Национального архивного фонда. Документы Национального архивного фонда могут находиться в государственной, коллективной, частной и иной собственности. Право собственности на документы Национального архивного фонда охраняется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Собственник владеет, пользуется и распоряжается документами Национального архивного фонда с учетом ограничений, предусмотренных ст. 15 Закона «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях».
Собственник документов Национального архивного фонда не имеет права их уничтожать. Документы Национального архивного фонда, принадлежащие государству, не могут быть объектом разгосударствления и приватизации, купли-продажи или иных сделок, связанных с передачей права собственности, и предоставляются лишь в пользование.
Право собственности на документы Национального архивного фонда, не являющиеся государственной собственностью, передается с согласия Главного архивного управления или уполномоченных им архивных учреждений. В случае продажи этих документов преимущественное право их приобретения по реализационной цене принадлежит государству. При этом условия их реализации должны быть равными для всех покупателей.
Документы Национального архива реализации зарубежным покупателям не подлежат.
Если собственник документов Национального архивного фонда не обеспечивает надлежащую их сохранность, данные документы по решению суда могут быть возмездно изъяты и переданы Главному архивному управлению.
Согласно ст. 16 Закона «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» собственники документов Национального архивного фонда обязаны обеспечивать их сохранность. Все держатели архивов, вне зависимости от форм собственности, не имеют права уничтожения документов без согласования с уполномоченным архивным органом.
Особенности договора аренды объекта культурного наследия. Договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским кодексом для договоров аренды
зданий и сооружений, и с учетом требований закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» 2006 года.
В договоре аренды объекта культурного наследия в обязательном порядке указываются сведения, включенные в паспорт и реестр как предмет охраны данного объекта культурного наследия, подлежащего сохранению в соответствии с упомянутым выше законом независимо от того, в чьей собственности он находится. Форма договора аренды объекта культурного наследия независимо от того, в чьей собственности он находится, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти, а сам договор аренды объекта культурного наследия подлежит государственной регистрации в соответствии с национальным законодательством.
Порядок предоставления объекта культурного наследия, включенного в реестр и находящегося в государственной собственности, в безвозмездное пользование. Объект культурного наследия, включенный в реестр и находящийся в государственной собственности, предоставляется на условиях договора безвозмездного пользования следующим юридическим лицам:
- общественным объединениям, целью которых является деятельность по сохранению объектов культурного наследия;
- детским общественным объединениям;
- общественным организациям инвалидов;
- религиозным организациям.
Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, заключается в соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Таджикистан и должен содержать требования по сохранению объекта культурного наследия.
Подведем итоги.
Охрана исторического и культурного наследия, создание правовых гарантий для сохранения исторического наследия является одним из основных принципов государственной политики Республики Таджикистан в области культуры.
Памятники являются связующей нитью между поколениями через сохранение и приумножение традиций и ценностей самобытной культуры. Они как одна из важнейших составляющих культурного наследия выполняют важные социальные функции, служат целям развития науки, образования и культуры, формирования чувства патриотизма, идейно-нравственного и эстетического воспитания.
Однако современная система образования недостаточно уделяет внимания приобщению личности к культуре, следствием чего явилось отсутствие понимания и восприятия историкокультурного наследия, бережного отношения к его сохранению.
Поэтому целесообразно в учреждениях образования организовать обучение по различным правовым аспектам охраны, использова-
ния и восстановления историко-культурного наследия. В этом плане может быть полезно подготовленное автором данной статьи учебное пособие «Международная и национальные правовые системы охраны историкокультурного наследия государств - участников СНГ», вышедшее в конце 2012 года по результатам исследования данной проблемы в рамках образовательной программы.