Тресков А.П.
Право граждан на информацию как фундаментальный принцип существования гражданского общества
Право на информацию является одним из приоритетных субъективных политических прав человека и гражданина. Базовые условия для его реализации устанавливает Конституция РФ 1993 г. в п. 4 ст. 29: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Соблюдение и реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного и равного доступа к сведениям, имеющим общественное значение, информационная открытость органов власти являются существенными обстоятельствами и критериями функционирования правового государства и гражданского общества, что обеспечивает подлинное, а не только формальное участие граждан в жизни государства, а значит, и содействует развитию гражданского общества.
Одним из инструментов реализации права граждан на получение информации о деятельности власти являются средства массовой информации. Не случайно положения ст. 38 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» устанавливают право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В редакциях ст. 39 и 40 данного Закона СМИ предоставляется право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, должностных лиц [1]. Отказ в предоставлении информации возможен только в том случае, если она содержит государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Однако в нашей стране построению гражданского общества препятствует почти полный контроль СМИ государством. Ни одна газета, телепрограмма не выпускаются в эфир без тщательной фильтрации на предмет корректности с точки зрения государственных структур. «Независимые» СМИ откровенно служат тем, кто их содержит. Статьи публикуются за плату с той же лег-костью, что и реклама. Тенденции в сторону концентрации капитала в средствах массовой информации усиливаются в результате «дерегулирования» в этой сфере деятельности [2, с. 71].
В 1993 году был издан Указ Президента РФ № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», провозгласивший принцип информационной открытости деятельности государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц. Он представляет собой, с одной стороны, характерный рецидив указного права, а с другой -декларацию, не предусматривающую конкретные механизмы реализации и ответственность. Кроме того, указ не распространяет декларируемый им принцип информационной открытости на органы местного самоуправления. Наконец, вызывает сомнения соответствие его содержания названию, поскольку речь в нем идет о возложении на средства массовой информации обязанности освещать деятельность органов государственной власти [3].
Новый Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении поиска, передачи, производства и распространения информации [4]. Документ содержит такие понятия, как «электронное сообщение», «оператор информационной системы», «информационные технологии», кроме того, дается определение понятию «обладатель информации». Установлены требования к распространению, предоставлению и защите информации, определяется ответственность за правонарушения в сфере информации и информационных технологий.
Анализ российского законодательства показывает, что система нормативного обеспечения права на информацию у нас недостаточно разработана. Отдельные положения, в той или иной мере регулирующие право на информацию, рассредоточены в самых разных федеральных законах, законах субъектов Федерации, подзаконных актах, ведомственных инструкциях. При этом большинство указанных положений либо декларативны, либо носят отсылочный характер, а самое главное - не содержат конкретного механизма реализации и ответственности.
Таким образом, необходимо законодательно урегулировать ряд принципиально важных вопросов, определив:
- состав информации, подлежащей обязательному обнародованию органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- основания, порядок и ограничения для отнесения тех или иных сведений к информации для служебного пользования;
- порядок и способы предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления информации, вызывающей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
- закрепление обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять информацию по обращениям граждан;
- четкие правила и процедуры предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям граждан;
- ответственность должностных лиц за непредоставление, неполное предоставление информации, дезинформацию, которые повлекли нарушения прав граждан.
Кроме того, необходимо разработать концепцию системы нормативно-правового регулирования права граждан на информацию и обеспечения информационной открытости власти.
Представляется, что системообразующим должен стать рамочный федеральный закон о праве на информацию, содержащий гарантии прав граждан на информацию, общие требования к порядку и условиям ее поиска, получения, предоставления, передачи, производства и распространения, общие ограничения, меры ответственности, общественный контроль. Принятие такого закона позволило бы сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы - законов в данной сфере правового регулирования. Кроме того, способствовало бы интеграции России в международно-правовое пространство, поскольку членство в Совете Европы влечет за собой выполнение Российской Федерацией обязательств по реализации норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Для законодательного обеспечения права граждан на информацию и информационной открытости власти необходимо принять федеральные законы, осуществляющие регулирование доступа граждан к персональным данным о себе и устанавливающие порядок отнесения сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к служебной тайне. Одновременно необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, устанавливающие административную ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за неправомерное утаивание и искажение общественно значимой информации [5].
В настоящее время в российском законодательстве уже наблюдаются некоторые трансформации, расширяющие право граждан на доступ к информации. Так, Указом Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 (ред. от 01.09.2000) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» были закреплены положения о создании комиссий по разработке проекта закона Российской Федерации «О праве на информацию». В частности, данным Указом преследуются цели расширить возможности граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления и др. Информационная открытость проявляется в возможности контроля граждан за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов людей. Однако контроль со стороны общественности за деятельностью этих органов и, более того, влияние граждан на принимаемые ими решения на практике затруднительны. Например, при принятии Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» не был проведен референдум, т.е. гражданам не предоставили право на их прямое волеизъявление [6].
Ключевым нормативно-правовым актом в сфере доступа пользователей к информации о деятельности органов государственной власти призван стать Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 26 настоящего Закона данный документ должен обеспечить открытость и доступность информации о деятельности судов, ее достоверность и своевременность, при этом должны соблюдаться права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов.
По словам Д. Медведева, данный Федеральный закон «распространится на все суды. И даст людям возможность получать достоверные сведения о функционировании судебной системы. Кроме того, он впервые и достаточно детально закрепит различные формы их обнародования, в том числе через Интернет» [7].
В свою очередь в Законодательном собрании Ростовской области планируется рассмотреть проект областного закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Ростовской области». Данный областной закон будет принят в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской
Федерации». Анализ этих двух нормативно-правововых актов позволяет сделать вывод о схожести в структуре и последовательности изложения норм областного закона с федеральным. Областной закон будет устанавливать особенности обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей в части, не урегулированной указанным Федеральным законом.
Кроме того, показательным примером информационной открытости судебной системы является созданное и приступившее к работе в сентябре 2009 г. Российское агентство правовой и судебной информации - РАПСИ. Среди его учредителей выступили Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также Федеральное государственное унитарное предприятие «РИА Новости». Его сотрудниками являются ведущие журналисты, специализирующиеся на освещении информации в сфере права, а также привлекаются для работы известные юристы и правоведы. РАПСИ имеет своей целью способствовать правовому просвещению граждан, снижать уровень правового нигилизма, своевременно, объективно и квалифицированно информировать людей о деятельности судебной системы РФ и непосредственно участвовать в реализации Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ.
Следующим нормативно-правовым актом, призванным обеспечить гласность деятельности органов государственной власти, является Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Анализ данного нормативно-правового акта выявляет схожесть в структуре и последовательности изложения с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ закрепляет те же положения о принципах, порядке доступа, формах и способах предоставления информации с поправкой на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления [8].
В главе 4 того же Федерального закона, устанавливающей формы контроля и надзора за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, говорится лишь о государственных органах, органах местного самоуправления, а формы общественного контроля не прописаны. Интересно подчеркнуть, что в Федеральном законе от 4.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в качестве ее задачи названа необходимость привлечения общественных объединений, граждан и СМИ к обсуждению вопросов, затрагивающих соблюдение права на свободу слова в СМИ, осуществление права граждан на распространение информации законным способом, предоставление гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработку по данным вопросам рекомендаций, но ничего не сказано об осуществлении права на доступ к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.
Итак, на данный момент контроль и надзор за исполнением публичной обязанности возлагаются на органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим необходимо на законодательном уровне закрепить формы и процедуры участия институтов гражданского общества в надзоре за соблюдением и реализацией права граждан на доступ к информации как фундаментального принципа существования гражданского общества.
Литература
1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. 1992. 8 февраля.
2. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
3. Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (ред. от 01.09.2000) // Российская газета. 1994. 10 января.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
5. Афанасьева О. Право граждан на информацию и его гарантии // Отечественные записки. 2004. №
3 (17).
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (одобрен СФ ФС РФ
26.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 1.
7. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.12.2008) (ред. от 28.06.2010) // Парламентская газета. 2008. 31 декабря.
8. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ
21.01.2009) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.