ГОСУДАРСТВЕННОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ, НАЛОГОВОЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 61-68.
УДК 347
ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
RIGHT OF THE STATE CIVIL SERVANTS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE STATE PENSIONS: NOVELES OF LEGAL REGULATION
М. Ю. ДИТЯТКОВСКИЙ (M. YU. DITYATKOVSKY)
Представлены основные изменения в законодательстве о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Российской Федерации, а также анализ судебной практики.
Ключевые слова: государственный гражданский служащий Российской Федерации; пенсия; гарантия; стаж; возраст.
The paper points out the main changes in the law on pensions of civil servants of the Russian Federation. It presents the analysis of judicial practice.
Key words: civil servant of the Russian Federation; pension; guarantee; experience; age.
Согласно ч. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации [1] все равны перед законом. Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от имущественного и должностного положения. Запрещаются и любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности.
Конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.
Право на государственное пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее -гражданские служащие), закреплённое Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2], предполагает, как вытекает из п. 4 ст. 6 названного федерального закона, создание для гражданских служащих равных с иными государственными служащими Российской Федерации правовых условий их пенсионного обеспечения.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [3] в отношении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю
© Дитятковский М. Ю., 2016
за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям установлена пенсия за выслугу лет, право на получение которой связано с наличием на день увольнения со службы выслуги 20 лет и более.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [4], определяя условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим, связывает возникновение их права на пенсию за выслугу лет с наличием стажа гражданской службы не менее 15 лет, замещением должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев и фактом увольнения с федеральной государственной гражданской службы по соответствующему основанию (ст. 7). При этом данная пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [5] (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), и подлежит выплате одновременно с ней. В отношении государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации данным Федеральным законом предусмотрено, что условия предоставления им права на пенсию за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).
Таким образом, право гражданских служащих на государственное пенсионное обеспечение с учётом законодательной практики субъектов Российской Федерации имеет своё существенное отличие от права иных государственных служащих на пенсию за выслугу лет, заключающееся в его зависимом характере от права гражданского служащего на страховую пенсию по старости (инвалидности). Это не только не обеспечивает соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации, но и позволяет рассматривать назначаемую в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г.
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации гражданским служащим пенсию в качестве дополнительной и, как правило, единственной меры их социальной поддержки, финансируемой за счёт средств соответствующего бюджета.
Не решает обозначенной проблемы и принятый Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» [6] (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ), которым вразрез с конституционными принципами справедливости, равенства и соразмерности посредством внесения изменений в ряд федеральных законов [7] с 1 января 2017 г. вводится постепенное повышение для гражданских служащих возраста, по достижению которого им может быть назначена страховая пенсия по старости -для мужчин до 2026 г. 65 лет, для женщин до 2032 г. 63 года. При этом увеличению подлежит и минимальный стаж гражданской службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, который к 2026 г. должен будет составлять 20 лет (в настоящее время необходимый минимальный стаж гражданской службы для федеральных государственных гражданских служащих составляет 15 лет, для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации варьируется от 10 до 20 лет).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении изменений в действующее правовое регулирование федеральному законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст. 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им [8].
Принятое решение о повышении пенсионного возраста для гражданских служащих, на наш взгляд, не оправдано какими-либо объективными причинами. Не связано оно и с увеличением продолжительности жизни граждан, которая, по прогнозным данным Федеральной службы государственной статистики, должна составить для мужчин к 2026 г. 69 лет, для женщин к 2030 г. - 79 лет [9], а также снижением интенсивности их труда. Постоянно проводимые преобразования в структуре органов государственной власти, мероприятия по сокращению численности гражданских служащих привели к увеличению объёма должностных обязанностей, приходящихся на одного специалиста, установлению ненормированного служебного времени, уменьшению, за исключением отдельных случаев сохранения, размера оплаты их труда. Реализуемые ими государственные полномочия, соблюдение установленных ограничений и запретов при прохождении ими службы, повышенная ответственность за совершаемые должностные деликты и проступки, напротив, обуславливают необходимость дополнительной социальной защиты гражданских служащих.
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ фактически является результатом формируемого на протяжении нескольких лет общественного мнения о коррумпированности чиновничества, неэффективности работы и низкой результативности деятельности го -сударственных структур, а также отражает отношение государства к гражданским служащим, пенсионный возраст которых фактически ставится в зависимость от потребности бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Обозначенная деэскалация прав гражданских служащих на государственное пенсионное обеспечение, как полагаем, негативно скажется на формировании профессионального кадрового состава гражданской службы, приведёт к высвобождению значительного числа высококвалифицированных специалистов ввиду ослабления их заинтересованности в дальнейшем прохождении гражданской службы и снижения вероятности выхода ими на страховую пенсию по старости с руководящих должностей гражданской службы по достижении возраста 65 и 63 года
соответственно для мужчин и женщин. Реализация Федерального закона от 23 мая
2016 г. № 143-ФЗ приведёт и к дефициту граждан, желающих поступить на гражданскую службу, создаст проблемы кадрового обеспечения.
Положительным элементом принятого Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ можно считать только то, что данным законодательным актом право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты) в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации без учёта изменений, внесенных Федеральным законом от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ, сохраняется за:
1) лицами, проходившими государственную службу субъектов Российской Федерации, государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, приобретшими право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и уволенными со службы до 1 января 2017 г.;
2) лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 г. должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и имеющими на 1 января
2017 г. стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) не менее 20 лет;
3) лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 г. должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 г. право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Таким образом, право за вышеуказанными лицами на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты) будет сохранено только при наличии нормативного правого акта субъекта Российской Федерации, регулирующего рассматриваемые отношения на день вступления в силу Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ.
В связи с этим интересной представляется судебная практика отдельных субъектов Российской Федерации, в соответствии с которой признаются противоречащими федеральному законодательству и недействующими нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, определяющие право государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на пенсию за выслугу лет. Принятие подобных решений, на наш взгляд, фактически лишает граждан права на сохранение пенсии за выслугу лет на условиях, существовавших до вступления в силу Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ.
Так, решением Верховного суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. № 3а-06/2016 [10] признан недействующим Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-Ш-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» [11] (далее - Закон Республики Калмыкия о пенсиях). Указанное судебное решение основано на том, что реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, должности го -сударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств, объективных показателей социально-экономического положения субъекта Российской Федерации.
При этом деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий, связанных с установлением дополнительных мер социальной поддержки, также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета, для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объёму доходов.
По данным Министерства социального развития, труда и занятости Республика Кал-
мыкия, в период с 2007 по 2015 г. пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Калмыкия о пенсиях назначена 245 гражданам, общая сумма расходов на эти цели составила 152 987,2 тыс. руб. При этом на протяжении всего периода действия Закона Республики Калмыкия о пенсиях, ежегодно предусмотренных республиканским бюджетом, средств было недостаточно для исполнения принятых первоочередных социально значимых обязательств.
В соответствии с законами Республики Калмыкия об исполнении бюджета за 2007, 2009-2011, 2013, 2014 гг., а также предварительными итогами исполнения бюджета за 2015 г. бюджет региона являлся дефицитным. При этом Республика Калмыкия относится к числу дотационных регионов России, в доходной части бюджета которого доля межбюджетных трансфертов в период с 2007 по 2013 г. составляла 50 %.
Учитывая, что в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. № 453 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации» [12], от 29 октября 2015 г. № 409 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации» [13] Республика Калмыкия включена в перечень субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 % объёма собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также, принимая во внимание то, что пенсия за выслугу лет является дополнительной мерой, на предоставление которой у республики недостаточно собственных материальных ресурсов, Верховный суд Республики Калмыкия принял решение о признании недействующим Закона Республики Калмыкия о пенсиях.
Следует отметить, что рассматриваемое решение Верховного суда Республики Калмыкия во многом основано на определении Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 83-АПГ15-15 [14], кото-
рым признан недействующим Закон Брянской области от 28 декабря 2005 г. № 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» [15] ввиду дотационности бюджета Брянской области.
Вместе с этим показатель дотационно-сти бюджета субъекта Российской Федерации не может, на наш взгляд, являться определяющим критерием для отмены дополнительных мер социальной поддержки, устанавливаемых законами, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что вопросы здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, последние в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты.
Законом Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» [16] (далее - Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан) установлена мера социальной поддержки постоянно проживающим и работающим в сельской местности работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения Омской области и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из данных организаций (далее - медицинские работники), которая Законом Омской области от 6 декабря 2012 г. № 1494-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» [17] была приостановлена с 1 января по 31 декабря 2013 г.
Вопрос о законности приостановления данной меры социальной поддержки был рассмотрен Омским областным судом и Верховным Судом Российской Федерации. Основанием для временного приостановления действия меры социальной поддержки указанной категории граждан являлось отсутствие достаточных денежных средств в областном бюджете, а также то, что в отношении
медицинских работников осуществлено поэтапное повышение заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [18], предоставление единовременных и ежемесячных денежных выплат, других компенсационных выплат. Однако согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. № 50-АПГ13-10 [19] отсутствие у субъекта Российской Федерации финансовой возможности на выполнение принятых обязательств по предоставлению мер социальной поддержки не может являться основанием для нарушения прав граждан.
Как отмечается в указанном определении Верховного Суда Российской Федерации, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на её сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.
При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, т. е. в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо приостановление предоставления выплат и льгот компенсационного характера будет иметь место только при установлении надлежащего
механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объём не должен уменьшаться [20].
На основании приведённого определения Верховного Суда Российской Федерации Законом Омской области от 26 декабря 2013 г. № 1603-ОЗ «О реализации статьи 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» с 13 ноября 2013 г. возобновлено предоставление мер социальной поддержки постоянно проживающим и работающим в сельской местности медицинским работникам [21].
Представленные судебные решения, носящие противоположный характер, не позволяют определить, почему права одних категорий граждан (медицинских работников) на меры социальной поддержки, предоставляемые за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежат реализации независимо от финансовой возможности регионального бюджета, а право гражданских служащих на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), являющуюся так же мерой социальной поддержки, может быть отменено на основании судебного решения, по причине дотационно-сти бюджета субъекта Российской Федерации. Считаем, что существующие различные подходы к защите прав граждан в зависимости от их должностного положения и социальной принадлежности грубейшим образом нарушают конституционный принцип равенства прав, ущемляют права гражданских служащих на государственное пенсионное обеспечение.
Не учитывает этого и поданное Прокуратурой Омской области в мае 2016 г. в Омский областной суд административное исковое заявление о признании, в частности, не соответствующей федеральному законодательству и недействующей ст. 47.1 Закона Омской области от 22 декабря 2004 г. № 601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» [22], определяющей гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Омской области.
Заявленные Прокуратурой Омской области требования, как полагаем, не только не учитывают вышеуказанных позиций Кон -
ституционного Суда Российской Федерации, но и не придают значения тому, что:
1) согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О го -сударственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом;
2) Омская область в отличие от Брянской области и Республики Калмыкия не отнесена в соответствии с вышеуказанными приказами Министерства финансов Российской Федерации к числу субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 % объёма собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, и соответственно в отношении Омской области не распространяется запрет, предусмотренный пп. 1 п. 3 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) [23].
К тому же, как отмечается в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2009 г. № 73-Г09-4 [24], вышеуказанная норма БК РФ регулирует бюджетные отношения, в частности в сфере предоставления межбюджетных трансфертов. Оспариваемый Закон Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-11 «О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия» [25] не касается бюджетного регулирования, а определяет (устанавливает) социальные гарантии указанной в нем категории граждан, являющихся пенсионерами, которые не являются субъектами бюджетных правоотношений. Таким образом, данный Закон Республики Бурятия не может рассматриваться в качестве регулирования бюджетных отношений и довод о его несоответствии пп. 1 п. 3 ст. 130 БК РФ является несостоятельным.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что конституционный принцип равенства прав позволит обеспечить реализацию права гражданских служащих на государственное пенсионное обеспечение.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от
27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. - 2004. -№ 31. - Ст. 3215.
3. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей : Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. -1993. - № 9. - Ст. 328.
4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ.
- 2001. - № 51. - Ст. 4831.
5. О страховых пенсиях : Федеральный закон от
28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // СЗ РФ. - 2013.
- № 52, ч. I. - Ст. 6965.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан : Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.05.2016).
7. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 2. - Ст. 74 ; О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 51. -Ст. 4831 ; О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. -№ 22. - Ст. 2063 ; О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215 ; О страховых пенсиях : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. -№ 52, ч. I. - Ст. 6965 ; О накопительной пенсии : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. - № 52, ч. I. -Ст. 6989.
8. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Маргулева Андрея Игоревича на нарушение его конституционных прав ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 и подпунктом «ж» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жи-
лого помещения и коммунальных услуг : Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 552-О-О. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; По делу о проверке конституционности положений п. 2 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государ -ственные жилищные сертификаты» на 20042010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 20022010 гг., в связи с жалобами ряда граждан : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. № 5-П // СЗ РФ. - 2007. - № 15. - Ст. 1820 и др.
9. Официальный сайт Федеральной службы го -сударственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_mai n/rosstat/ru/ statistics/population/demography/# (дата обращения: 25.04.2016).
10. О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республика Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-Ш-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республика Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия» : Решения Верховного суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. № 3 а-06/2016. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия : Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-Ш-З. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации : Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. № 453. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации : Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 409. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Об отмене решения Брянского областного суда от 11 сентября 2015 г. и признании недействующим Закона Брянской области от 28 декабря 2005 г. № 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» : Определение
Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 83-АПГ15-15. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс».
15. О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области : Закон Брянской области от 28 декабря 2005 г. № 102-З // Официальная Брянщина : информационный бюллетень. - 2006. - № 1.
16. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан : Закон Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. - 2008. - № 2(57). - Ст. 3728.
17. О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан : Закон Омской области от 6 декабря 2012 г. № 1494-ОЗ // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. -2012. - № 6(79). - Ст. 4923.
18. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 // СЗ РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2334.
19. Об оставлении без изменения решения Омского областного суда от 2 июля 2013 г., которым удовлетворено заявление о признании не действующей в части статьи 2 Закона Омской области от 6 декабря 2012 г. № 1494-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» : Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. № 50-АПГ13-10. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. О реализации статьи 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан : Закон Омской области от 26 декабря 2013 г. № 1603-ОЗ // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. -№ 6 (85). - 2013. - Ст. 5204.
21. По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации в редакции от 20 апреля 1996 г.» : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. № 20-П // СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5878 ; По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним ме-
стностей» в связи с жалобами граждан А. С. Стах и Г. И. Хваловой : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. № 8-П // СЗ РФ. - 2001. - № 22. - Ст. 2276 ; По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А. В. Жмаковского : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 9-П // СЗ РФ. -2004. - № 19, ч. 2. - Ст. 1923 ; По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение её конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» : Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. № 17-О // СЗ РФ. - 2005. - № 16. - Ст. 1479 и др.
22. Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области : Закон Омской области от 22 декабря 2004 г. № 601-ОЗ // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. - 2004. - № 4(41). - Ст. 2433.
23. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
24. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Бурятия от 15 июня 2009 г., которым было отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-11 «О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия» : Определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2009 г. № 73-Г09-4. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
25. О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия : Закон Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-11 // Собрание законодательства Республики Бурятия. - 2001. - № 11.