УДК 339.54
ПРАВИЛА ВТО ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ И ПОТЕРИ
В. А. Шабашев
RULES OF THE WTO FOR THE ECONOMY OF RUSSIA: POTENTIAL BENEFITS AND LOSSES
V. A. Shabashev
Дана характеристика Всемирной торговой организации (ВТО): ее принципов, функций. Названы сроки присоединения России к ВТО. Выявлены потенциальные выгоды и негативные последствия присоединения России к ВТО.
The characteristic of the World Trade Organization (WTO) is given: its principles, functions. Terms of joining of.Russia to the WTO are named. Are revealed потенциальны benefits and negative consequences of joining of Russia to the WTO.
Ключевые слова: принципы, функции ВТО, присоединение России к ВТО, его выгоды и потери.
Keywords: principles, WTO functions, joining of Russia to the WTO, its benefits and loss.
Переговорный марафон о присоединении России к ВТО длиною в 18 лет завершился. 18 декабря
2011 года восьмая Министерская конференция ВТО в Женеве утвердила списки услуг и обязательств, принимаемых РФ, что явилось основанием для присоединения к ВТО.
Глава Минэкономразвития Э. Набиулина и Гендиректор ВТО Паскаль Лами поставили подписи под протоколом о присоединении России к ВТО.
Затем, в течение 220 дней (до середины июля
2012 года), парламент России должен ратифицировать документы о присоединении, после чего через 30 дней она станет полноправным членом ВТО [1].
Министр экономического развития Э. Набиулина, выступая на этой конференции, подчеркнула, что мир переживает не лучшие времена, которые могут спровоцировать рост протекционизма, и Россия вместе с ВТО готова не допустить такого развития событий.
С присоединением России Всемирная торговая организация будет регулировать 97 % мировой торговли и превращает эту организацию в подлинно Всемирную торговую организацию по замечанию торгпреда США Р. Кирка.
Общепризнано, что присоединение РФ к ВТО является в определенной мере политическим шагом: стране, входящей в шестерку ведущих экономических мировых держав, не престижно быть вне ВТО.
Дадим характеристику ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная для урегулирования торговых проблем в соответствии с соглашением крупнейших торговых стран мира о снижении экспортных и импортных барьеров. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 года как преемница Генерального Соглашения о торговле (ГАТТ), подписанного 23 странами в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, в подчинении которой находится Генеральный совет, выполняющий текущую работу. Секретариат ВТО базируется в Женеве.
На конец 2011 года членами ВТО являлись 154 страны, на долю которых приходится мировой торговый оборот в размере $ 14,85 трлн в 2010 году.
Основополагающими принципами ГАТТ / ВТО является:
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, в том числе товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики и разрешения торговых споров путем консультаций, переговоров через суд [2].
Важнейшими функциями ВТО являются:
- контроль за выполнением соглашений и договоренностей;
- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
- мониторинг национальной торговой политики;
- сотрудничество с международными специализированными организациями [2].
Таким образом, главные задачи стран-членов ВТО - торговля на основе справедливой конкуренции для получения экономических выгод и повышения конкурентоспособности своих товаров.
Длительность переговорного процесса объясняется сложными процедурами обсуждения с большим числом стран и отстаиванием выгодных для России условий. Большинство экспертов полагают, что наши переговорщики добились приемлемых (насколько это возможно) для нас условий.
В то же время, если западные бизнесмены с радостью встретили это событие, то значительная часть российского экономического сообщества (в том числе и министр промышленности и торговли) видят негативные последствия вступления России в ВТО.
Следует подчеркнуть, что условия ВТО для России будут действовать не сразу. Первый год будет подготовительным, адаптационным: все таможенные тарифы будут неизменными; будет окончательно приведено законодательство в соответствие с
правилами ВТО и сделает его более прозрачным и понятным для иностранного бизнеса (уже откорректировано 300 нормативно-правовых документов); органы власти и бизнес, изучив условия ВТО, будут разрабатывать меры (экономические, организационные и пропагандистские) по адаптации к ним, по снижению потенциальных потерь и получению наибольших выгод. Затем, постепенно по каждой товарной группе будут снижаться тарифные пошлины в течение 7 лет. Взвесим плюсы и минусы функционирования экономики России в условиях ВТО.
Потенциальные выгоды
Первое. Улучшение имиджа России в мире как полноправного субъекта международной торговли, участвующего в выработке правил ВТО с учетом своих национальных интересов.
Второе. Есть макроэкономические оценки экономического эффекта от вступления РФ в ВТО: 3 % прироста ВВП в среднесрочном периоде и 10 % - в долгосрочном. Это слишком оптимистические прогнозы Министерства экономического развития. Они основаны на моделях общего равновесия, полагая, что рабочая сила и капитал будут перетекать из неконкурентных отраслей в конкурентоспособные. Проблематично, что это будет носить системный характер [3, с. 24].
По оценке министра финансов РФ А. Силуано-ва, членство РФ в ВТО даст до 0,4 % ВВП РФ в течение десяти лет (в три раза ниже ранее дававшихся оценок Всемирного банка) [4, с. 1].
Большинство экспертов считают, что основной экономический эффект получим через 10 - 15 лет за счет коренной перестройки экономики на инновационной основе благодаря внешним стимулам принуждения и технологического обновления.
По расчетам Высшей школы экономики, до 2015 года прогнозируется ежегодный рост импорта в размере 1 - 2 %, легализация импорта - в размере
1,5 % [5, с. 5]. Увеличится импорт из Евросоюза, из Китая.
Третье. Ведущим официальным аргументом за присоединение России к ВТО является расширение доступа российских экспортеров к мировым рынкам. Реально это коснется компаний, которые экспортируют не более 10 % от всего российского экспорта (торговля углеводородами и биржевыми металлами нормами ВТО не ограничиваются) [6, с. 17].
Расширение экспорта может увеличить экономический рост с нынешних 4 % ВВП до прежних 7 %. По расчетам специалистов, устранение барьеров для экспорта создаст в стране до 40 тысяч новых рабочих мест.
Четвертое. Дополнительные преимущества получат компании, работающие на экспорт, в случае антидемпинговых разбирательств. Ежегодные потери от дискриминационных санкций составляют более $2 млрд.
Дело в том, что, в соответствии со ст. 13 Марракешского соглашения об учреждении ВТО, оговаривается возможность «неприменения многосторон-
них торговых соглашений между отдельными членами». Если Конгресс США не отменит поправку Джексона-Вэника, то нормы ВТО не будут применяться в торговле между Россией и США до ее отмены.
К тому же, членство РФ в ВТО - шаг к отмене злополучной поправки Джексона-Вэника в США.
Пятое. Снижение таможенных тарифов приведет к росту импорта товаров в Россию, развитию конкуренции на внутреннем рынке, которое будет стимулировать повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
Шестое. Явной выгодой для российского потребителя в первые годы уменьшения таможенных тарифов будет снижение цен на ряд товаров: автомобили (на 2 - 5 %); лекарства, продукты питания (говядина, свинина, мясо птицы, овощи, фрукты, молочные продукты, масло, сахар), мобильные телефоны, компьютеры, бытовая техника, электроника и ряд других товаров.
Седьмое. Увеличение иностранных инвестиций в Россию позволит ускорить модернизацию отечественной промышленности. Это в конечном счете будет способствовать уходу от сырьевой модели российской экономики. Рост совместных предприятий внутри страны, кооперация с иностранными партнерами на внешних рынках будут способствовать повышению эффективности менеджмента, росту конкурентоспособности отечественного бизнеса.
Восьмое. Возрастают требования к качеству рабочей силы. Это даст новый импульс к росту качества подготовки специалистов со среднеспециальным и высшим образованием.
Девятое. В ходе переговоров достигнуто соглашение, что вступление России в ВТО не затруднит работу Таможенного союза России с Казахстаном и Белоруссией.
Десятое. Надо учесть, что выиграют от вступления в ВТО оптовики-импортеры, сыграв на снижении таможенных пошлин.
Одиннадцатое. Присоединение РФ к ВТО будет способствовать не только повышению эффективности внешнеэкономической деятельности за счет упрощения системы таможенных пошлин, прозрачности условий торговли, понижению расходов компаний и повышению товарооборота. Поскольку торговля политики будет осуществляться в интересах экономики в целом, уменьшится влияние лоббистских групп. Применение принципа недискрими-нации сократит возможность произвольного принятия решений и обмана, уменьшит коррупцию.
Первый вице-премьер Правительства РФ И. Шувалов считает, что Россия выторговала себе «небывалые условия» пребывания в ВТО [7, с. 7].
Так ли это, покажет время.
Негативные последствия.
Положительный эффект от вступления в ВТО имеет обратную сторону, которая может быть выражена в негативных последствиях для экономики России.
Первое. Рост конкуренции на отечественном рынке по экспертным оценкам может привести к разорению значительного числа неконкурентных предприятий, возможен рост безработицы в 1,5 -2 раза.
Второе. Возможна потеря контроля за качеством товаров, так как проблематично установить: использовался ли детский труд или труд заключенных, применялись ли неразрешенные химические препараты.
Третье. После некоторого понижения цен возможно их повышение.
Четвертое. Прогнозируется негативные последствия для ряда регионов в виде снижения доходов в бюджеты, где структура производства связана с автомобилестроением, химической промышленностью, машиностроением.
Пятое. Негативные последствия в различных отраслях могут проявиться по-разному.
Автомобилестроение. Отечественные производители скорее всего проиграют в конкуренции с более качественными западными (в том числе китайскими) автомобилями.
Новые и бывшие в употреблении (до 7 лет) иномарки могут подешеветь на 2 - 5 %. Пошлины на новые заграничные автомобили снизятся с 30 до 25 %. Далее, в течение трех лет, они останутся на этом уровне, а потом будут снижаться примерно по
2,5 % в год, пока через семь лет достигнут 15 %. На автомобили старше 7 лет пошлина останется неизменной. Важно отечественным автостроителям в этой ситуации повысить конкурентоспособность своей продукции.
Производство текстиля. Рост импорта товаров легкой промышленности может осложнить ситуацию в российской текстильной отрасли. Снижение пошлин на текстиль с 9,5 до 7,3 %, как и возможное снижение НДС, позволит уменьшить объемы контрафакта на рынке. Сегодня доля контрафакта на рынке текстиля доходит до 50 %, а на рынке одежды
- до 80 % [6, с. 23].
Промтовары. На промышленные товары импортные пошлины снизятся на 3 %, но в большей мере они снизятся на технологическое оборудование, что будет способствовать ускорению обновления основных фондов.
Техника, мобильные телефоны, компьютеры. Средние пошлины в 2011 году на ввоз 1Т-продукции
- 5,4 %, к 2015 году многие из них станут равны 0 %. России предстоит снять все ограничения на импорт техники, содержащей средства шифрования (мобильные телефоны, ноутбуки и др.).
Авиастроение. Россия за семь лет обязана сократить таможенные пошлины на импортируемые в страну широкофюзеляжные дальнемагистральные авиалайнеры с 20 до 7,5 %, а на все остальные суда -до 12,5 %. Это ставит в сложное положение реализацию российского проекта по созданию авиалайнера МС-21, использующего новейшие технологии.
Страховой рынок. Предстоит существенное увеличение на российском страховом рынке иностранных игроков за счет повышения соответст-
вующей квоты с 25 до 50 %. Через девять лет разрешается работа в России «прямых» филиалов иностранных компаний. Можно надеяться, что потребители страховых услуг выиграют от получения более качественных и разнообразных услуг.
Слабым российским страховым компаниям придется уйти с рынка или быть поглощенными крупными российскими или зарубежными страховыми игроками.
Банковский сектор. Российским банкам, наращивая капитализацию, придется вступить в конкуренцию с более сильными и гибкими зарубежными банками, которые могут предложить долгосрочные кредиты и более дешевые кредиты (на 1 - 2 %). Иностранные банки по-прежнему смогут работать в РФ, лишь создавая в нашей стране дочерние структуры.
Россия, в отличие от большинства других стран, отстояла право не пускать к себе филиалы иностранных банков.
Агропромышленный комплекс. В ходе переговоров о присоединении России к ВТО по вопросу о допустимом уровне государственной поддержки сельского хозяйства пришли к соглашению, что это $ 9 млрд в 2012 - 2013 годах с последующим равномерным снижением до $ 4,4 млрд в 2018 году. Это сумма поддержки, которую оказывало государство сельскому хозяйству в 2011 году. Есть резерв государственной поддержки через так называемую «зеленую корзину», расходы на сельское хозяйство в рамках которой не регламентируется правилами ВТО. Речь идет о затратах на науку, маркетинг, инвестиции в мелиорацию, строительство дорог, электросетей, развитие инфраструктуры аграрного сектора.
Однако в АПК есть производство товаров, которое более всего может пострадать от либерализации торговых правил: ввоз свинины, птицы, говядины, риса может подорвать очень сильно отечественное производство этих продуктов.
Определено, что степень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшится ни по одному из основных сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них РФ может даже увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период. Зафиксировано право РФ использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в приемлемых объемах (уровень 2011 года плюс 2 - 2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.
Для снижения риска роста импорта, допустим свинины, будут вводиться защитные меры для поддержки отечественного производителя.
На этот счет следует привести аргументы М. Медведкова - директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития: «Правила ВТО очень гибкие. И если из-за роста импорта возникает ущерб для производителя, можно вводить меры, которые компенсируют негативный эффект. Мы можем оказывать производителям разные формы поддержки. Предоставить субсидии, ввести квоты, повысить пошлины на импорт. Вступление в ВТО
означает, что Вы безвозвратно договорились о низких пошлинах, и если возникают проблемы, от них нельзя избавиться. Для этого, правда, есть определенные процедуры. Но они достаточно публичные, с ясными критериями» [7, с. 7].
Обнадеживающим является опрос журнала «Эксперт» представителей большинства отраслей по поводу готовности к вступлению РФ в ВТО: они далеки от панических настроений [6, с. 17].
Важно, как отмечает академик РАН В. Ивантер, обеспечить грамотное членство в ВТО, которое будет состоять в том, что мы выполняем все правила ВТО, которые нам выгодны, и не выполняем те, которые нам не выгодны. При этом он приводит примеры такого поведения Китаем, США [6, с. 22].
В ближайшие полгода Правительству РФ предстоит определиться с рядом проблем:
- вводить или нет 50 % квоту на участие иностранных банков в совокупном капитале российской банковской системы;
- оспаривать или нет не менее 120 торговых барьеров у своих партнеров, в том числе у Китая;
— научиться разрабатывать меры господдержки, не нарушая правил ВТО, запрещающие прямое субсидирование, влияющее на ценообразование товаров.
Важно, чтобы в процессе функционирования экономики России в условиях ВТО не усилилась разбалансированность межотраслевых пропорций, повышалась конкурентоспособность экономики РФ, качество жизни населения.
Литература
1. Российская газета», 19 декабря 2011 г.
2. Официальный сайт BTO//»www.wto.ru/ сЫо.а8р?1=8ргаука&1=6/20.11.2011.
3. Попов, В. Курсовой рычаг остается у нас / В. Попов // Эксперт. - 2011. - № 46.
4. «Коммерсантъ», 17.12. 2011.
5. «Российская газета», 14.02.2008.
6. «Эксперт». - 2011. - № 46.
7. «Российская газета», 19 декабря 2011.