Научная статья на тему 'Права женщины в исламе в трудах татарских ученых'

Права женщины в исламе в трудах татарских ученых Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
876
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зарипов А.

«II Бигиевские чтения 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: Единство традиции и обновления: Материалы II Международной науч.-образовательной конф., г. Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г.», М., 2016 г., с. 159-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права женщины в исламе в трудах татарских ученых»

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

А. Зарипов,

аспирант отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, воспитатель 1Т-лицея Казанского (Приволжского) федерального университета ПРАВА ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ В ТРУДАХ ТАТАРСКИХ УЧЕНЫХ

Тема женщины в исламе актуальна во все времена. Актуальность обращения к «женской теме» обусловлена негативными явлениями в современном российском обществе, которое переживает кризис института семьи, обесценивание семейных и духовно-нравственных ценностей. Преодоление этих тенденций невозможно без использования потенциала и исторического опыта различных конфессий и народов. Особенно это касается дореволюционной России, где духовные и нравственные позиции семьи в воспитании детей, привитии им традиционных ценностей были определяющими, а роль представительниц прекрасного пола - чрезвычайно велика и значима.

В этой связи вполне обоснован интерес к положению татарских женщин. Традиционные представления об их жизни и роли в обществе до 1917 г. носят односторонний характер. Образ татарки обычно ассоциируется с затворницей, занимавшей подчиненное положение в семье и обладавшей ограниченными социальными правами. Закреплению данного стереотипа в общественном сознании в немалой степени способствовала принадлежность татар к исламскому миру. Тезис о бесправности женщины в исламе воспринимается как аксиома, хотя он далек от истины и проистекает от искаженного восприятия европейцами мусульманских традиций и ценностей. При этом забывается, что и в западных цивилизациях женщины до недавнего времени были поставлены в подчиненное

положение к мужчине. Поэтому целью данной работы является изучение образа настоящей татарки-мусульманки.

Татарские мыслители одними из первых обратили внимание на проблему женщины в мусульманском обществе. Рассмотрению связанной с ней тематики положили начало писатели-просветители конца XIX - начала XX в. - М. Акъегет-Задэ, З. Би-гиев, З. Хади, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов, М. Гафури, Г. Тукай, Р. Фахретдинов, Г. Исхаки, З. Кадыйри и др. Все чаще героями их произведений становились мусульманские женщины. Заявленная в национальной художественной литературе женская проблема получила дальнейшее развитие в татарской публицистике. Таким образом, общественная и творческая деятельность мусульманской интеллигенции вывела женский вопрос в ряд актуальных общественных проблем мусульманского мира, требующих незамедлительного решения. Началось активное обсуждение данной проблематики с позиций различных общественно-политических течений, имевших место на мусульманском Востоке. Данная тема не сходила со страниц татарской религиозной и светской прессы начала XX в.

Например, Муса Бигиев считал, что ислам, имея по сравнению с другими религиозными системами ряд преимуществ, может гордиться одним из них - почтительным отношением и уважением к женщине. Но вместе с тем Муса Бигиев отметил, что в кладезе мусульманских знаний и наук отсутствует отдельный богословский труд, который был бы специально посвящен проблеме женщины. Он не отрицал, что некоторые аспекты этого вопроса находили отражение в различных богословских сочинениях правового характера, но при этом они носили разрозненный и бессистемный характер1. Муса Бигиев отметил, что проблему хиджаба затронул в своих трудах Ибн Араби, и, будучи почитателем этого мыслителя, сожалел, что наследие древнего суфийского мыслителя было предано забвению. Несомненно, сказался и личный опыт Мусы Бигиева, непосредственно знакомого со всем комплексом проблем исламского социума. Он писал: «Уважительное, почтительное отношение к женщине было привито мне кораническим воспита-нием»2.

1 Бигиев Муса Джаруллах. Женщина в свете священных аятов Благородного Корана. - Берлин: 7оппа, 1933. - С. 9-12.

2 Там же. - С. 7-8.

Р. Фахретдин и З. Камали обращают пристальное внимание на те преимущества, которые ислам дал женщине по сравнению с другими религиозными установлениями и нормами эпохи джа-хилийи (невежества). Р. Фахретдин приводит в пример иудеев, арабов домусульманского периода, персов и индийцев, число жен у которых могло быть любым, поэтому ограничение их до четырех, считает мыслитель, было большим шагом вперед. Кроме того, он упоминает, что женщины очень часто в те далекие времена считались имуществом мужа и не имели никаких прав, а у индийцев вынуждены были даже в случае смерти супруга последовать за ним в могилу. Существовала традиция хоронить родившихся девочек заживо1. Мужчины могли жениться бесчисленное количество раз, а развод для них не отягчался формальностями. Ислам отменил ряд бесчеловечных правил и обычаев2. Кроме того, ислам дал право и женщине на развод при определенных обстоятельствах, что не встречается в других религиозных системах и представляет, по мнению З. Камали, несомненное преимущество последней мировой религии. Таким образом, ученые считают, что ислам реформировал семейно-брачные отношения, совершенствуя их правовую и этическую основы.

А.-Х. Максуди и Р. Фахретдин считают, что женщина - существо особое и обращаться с ней нужно осторожно, с пониманием ее более хрупкой природы: «Женщины по сравнению с мужчинами душевнее и человечнее»3; «Необходимо всегда и во всем заботиться о жене и помогать ей»4; «По отношению к девочкам в семье необходимо проявлять больше милосердия и мягкости»5.

З. Камали тоже считает, что женщина отличается от мужчины, однако это отличие отнюдь не в ее пользу: «Мужчины в физическом и духовном отношении выше женщин. Их разум совершеннее. Терпения больше»6. Причем это утверждение никак не подтверждается ни аятами, ни хадисами. Просто таково личное мнение философа.

1 Фэхретдин Р. Жрвамигуль кэлим шэрхе. - Казан: Иман, 1995. - С. 321.

2 Камали З. Фэлсэфэи игътикадия. Фэлсэфэи исламиядэн 1 кис. - Уфа: Шэрык матбагасы, 1910. - С. 220-221.

3 Фэхретдин Р. Жрвамигуль кэлим шэрхе. - Казан: Иман, 1995. - С. 521.

4 Максуди А.-Ь. Шэригать хекемнэре. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1997. -

С. 19.

5 Там же. - С. 26.

6 Камали З. Фэлсэфэи игътикадия. Фэлсэфэи исламиядэн 1 кис. - Уфа: Шэрык матбагасы, 1910. - С. 221.

Мухаммад Нажип Ат-Тунтари в начале своей книги «Права женщины в исламе» говорит о том, что ислам дал женщине такие права, каких нет ни в одной другой религии, которые установили бы равные права мужчин и женщин. Также он упоминает о том, что в доисламские времена женщина была в униженном состоя-нии1. В те времена такое явление было распространено во многих крупных государствах (Персия, Византия, Индия и др.). Евреи использовали женщин как служанок и могли продавать их. Арабы-невежды в доисламский период использовали своих дочерей как богатство. Женщину, у которой умер муж, наследники могли или продать, или взять себе в жены. Закапывание дочерей заживо, развод неограниченное количество раз - все это было распространено у арабов в доисламский период2.

В исламской религии женщина - самостоятельная личность, у которой есть имя, например Праведная Аиша и т.д. В Европе же в начале XX в. у женщин нет своей фамилии, она носит фамилию своего мужа и считается глупой личностью. Если сравнить Европу и исламские страны, то, по меркам ислама, женщина - такая же личность, как и мужчина, имеющая права. Таким образом, автор в начале своей книги приводит сравнение Запада и Востока, невежества и ислама, говоря нам о том, что эта проблема - неуважение женщины как личности - появилась давно и начала распростра-

3

няться на все страны еще до прихода ислама .

Далее автор в своей книге перечисляет права женщин, установленные исламской религией:

1. Равенство прав. В общих приказах шариата мужчина и женщина равны - об этом упоминается как в Коране, так и в Сунне Пророка Мухаммада (с. а. с.)4.

2. Право в получении знаний. В получении знаний, с точки зрения исламской религии, мужчина и женщина равны. То есть как для мужчины, так и для женщины получение знаний является обязанностью. В древние времена среди женщин было много ученых, даже тех, которые были муфтиями и издавали фетвы, преподавали различные исламские дисциплины. Во времена правления Аббаси-дов и Оммеядов среди женщин все больше и больше начало появляться знаменитых ученых, писателей. Это еще раз показывает

1 Тунтари М. Права женщины в исламе. - Уфа, 1917. - С. 4.

2 Там же. - С. 4-5.

3 Там же. - С. 5-6.

4 Там же. - С. 5.

важность равенства женщины и мужчины в исламе, даже в получении знаний. В Европе же в это время женщины были лишены возможности получения знаний. После развала арабского султаната потух свет знания, ученых, занимающихся исламской религией, становилось меньше и начали появляться ложные мысли о том, что «девушек не нужно учить читать и писать, они не должны получать знания, а должны только воспитывать детей»1.

3. Культурное право. В культурном праве женщины и мужчины тоже равны. Женщина без разрешения мужа может участвовать в торговле, дарить подарки, платить вакф. У нее есть право выбора распоряжения средствами. В Европе женщины до сегодняшнего дня были лишены этих прав2.

4. Право участия в общественной жизни. Как известно из аятов Корана и жизнеописания Пророка Мухаммада (с. а. с.), женщины могут принимать участие в важных общественных делах, могут высказывать свое мнение. Пророк Мухаммад (с. а. с.) в жизненно важных вопросах брал клятвы не только с мусульман, но и с мусульманок3. Шариат разрешил женщинам принимать участие в общественных и политических делах. В Европе же до сих пор слышим о притязаниях женщин по поводу права голоса. Если женщины будут иметь право голоса, то это будет вынужденным для них, потому что если они не будут участвовать в этом, то пропадет половина голосов, что приведет к потере силы и плохим последствиям для религий и нации4.

5. Право участия женщин в войнах и сражениях. Даже если женщинам не обязательно участвовать в войнах, из истории видно, что в первые века ислама многие женщины принимали участие в войнах5.

6. Право на выбор супруга. Женщины, с точки зрения исламского шариата, по достижении совершеннолетия без разрешения опекуна могут сами выбирать будущего супруга. Однако, вследствие того что женщины мягкие, доверчивые, они могут выйти замуж по глупости, невежеству. А право опекуна женщины выби-

1 Тунтари М. Права женщины в исламе. - Уфа, 1917. - С. 6.

2 То есть без разрешения мужа распоряжаться его имуществом.

3 Например, Айша (р.г.) и Фатима (р.г.) принимали участие в делах халифата.

4 Тунтари М. Права женщины в исламе. - Уфа, 1917. - С. 7-8.

5 Там же. - С. 8.

рать мужа защищает ее от плохого выбора и, с точки зрения шариата, более правильно1.

7. Право на развод. Право давать развод принадлежит мужчине, однако в вынужденных ситуациях как мужчина, так и женщина имеют одинаковые права на получение развода. Развод без причины будет действительным только в вынужденном случае. Многие ученые говорят: «Развод в основе запрещен, разрешен только в вынужденных ситуациях». В случае, когда развод необходим, если мужчина откажется давать своей жене развод, то жена вправе возложить обязанности по получению развода на судью, т. е. в этом случае судья будет решать - давать супругам развод или нет. Если рассматривать развод с точки зрения пользы, то в шариате он считается одной из величайших мудростей. В Европе же развод был принят как культурный закон. По мнению автора, развод разрешен только в вынужденных обстоятельствах, при этом и мужчина и женщина имеют равные права на получение развода. Опираясь на те времена (начало XX в.), автор хочет сказать, что развод запрещен без каких-либо на то оснований и что может применяться только в вынужденных ситуациях, что было актуально на начало XX в. В те времена разводы были не настолько частыми, как сейчас, и семьи были более долговечными и крепкими2.

8. Многоженство. По поводу этого вопроса автор вначале указывает, что многоженство было распространено не только у мусульман, но и у диких племен. И чтобы объяснить суть многоженства в исламе, автор приводит аяты из Корана, например: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (сура «Женщины», аят 3)3. Автор говорит о том, что мужчина может взять себе помимо одной жены две, три или четыре, в случае, например, если жена бесплодная. То есть мужчина, для того чтобы продолжить свое потомство, если первая жена бесплодная, может взять себе вторую жену. Или, например, в первые годы распространения ислама из-за многих войн некоторые женщины оставались вдовами, а чтобы не остава-

1 Тунтари М. Права женщины в исламе. - Уфа, 1917. - С. 8-9.

2 Там же. - С. 9-10.

3 Здесь и далее перевод смыслов И.Ю. Крачковского.

лись без воспитания, не погрязли во многих грехах, многие из них вынуждены были выходить замуж и становиться вторыми, третьими или четвертыми женами.

Автор говорит о том, что многоженство в исламе не является обязательным, оно опирается на некоторые условия, описываемые в Священном Коране. Но в глазах многих людей многоженство понимается как запрещенное. Как видно из аята, брать в жены одну женщину - близко к справедливости. Если же мужчина не будет справедливым, то ему нужно брать только одну жену. Опираясь на свое время, автор говорит, что сейчас многоженство не вынужденно и в этом нет необходимости. Из-за своей вынужденности в наше время многоженство понимается как запрещенное шариатом. Во время бракосочетания можно ставить условие не брать вторую жену при разводе с первой, беря ее материальное обеспечение - это есть борьба с исламским шариатом, справедливостью. Автор приводит вышеперечисленные слова не с целью показать многоженство как несправедливость по отношению к правам женщины, а с целью защитить ее права1.

9. Право на наследство и свидетельство. Если посмотреть на эти вещи со стороны, то они кажутся для мужчины и женщины неравными. Даже если уделить наименьшее внимание этим двум вещам, то в них можно увидеть справедливость и естественность исламской религии. Так как ислам - естественная, справедливая религия, то и решения, выносимые исламом, также естественны и справедливы. Но по своей природе мужчины и женщины различны. Далее автор указывает, что это природное различие говорит о справедливости ислама.

10. Наследование. Автор начинает с вопроса: является ли несправедливостью, что мужчина получает одну часть наследства, а женщина только половину этой части? В чем причина этого? Автор сам отвечает на этот вопрос, говоря, что даже если мужчина и женщина, с точки зрения ислама, считаются полноценными людьми, но если посмотреть на их природные различия, то и различия в законах шариата для них будут естественными. Далее автор указывает на природное различие между мужчиной и женщиной. Так как на мужа возложена обязанность обеспечения семьи, различного рода трудности в жизни, то и наследство ему будет больше, а так как женщина не способна принимать такого рода трудности

1 Например, Айша (р.г.) и Фатима (р.г.) принимали участие в делах халифата. - С. 10-11.

по своей природе, то поэтому наследство ей будет в два раза меньше. В некоторых же семьях, когда женщина управляет домом, расходами, т.е. берет на себя обязанности мужа, это не говорит о нарушении правил, а говорит о том, что муж противоречит своей природной натуре. В Коране Всевышний Аллах говорит: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества...» (сура «Женщины», аят 34). Автор, поясняя этот аят, говорит, что у мужчины должна быть способность руководить. Руководство, по мнению автора, включает в себя умение управлять домом, руководить средствами, умение вести семейные дела. В заключение автор предостерегает о невыполнении возложенных на мужчин обязанностей. Если мужчины не будут следовать возложенным на них обязанностям, то и женщины не будут соблюдать свои обязанности, а будут вынуждены выполнять обязанности мужа, что противоречит их природной сущности1.

Можно сказать, что каждый из вышеперечисленных мыслителей рассматривал ряд вопросов, среди которых можно выделить следующие:

1. Вклад ислама в изменение отношения к женщине.

2. Проблемы хиджаба, неравенство в законах наследования и свидетельства в суде.

3. Сущность женской натуры.

4. Проблемы отношения мужа к жене. Полигамия и талак (развод).

5. Нравственные качества жены и ее обязанности.

При всем различии мнений на проблемы женщины взгляды мыслителей сходятся в утверждении двух принципов. Во-первых, они считают, что ислам, ознаменовав новый этап в жизни человечества, решил раз и навсегда все социальные проблемы; если в обществе и имеются негативные проявления, то их причины лежат вне религии. А во-вторых, в качестве основного способа исправления неблагополучной ситуации в отношении женской части общества они предлагают ввести полноценное и разностороннее образование для женщин.

«II Бигиевские чтения - 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: Единство традиции и обновления: Материалы IIМеждународной науч.-образовательной конф., г. Санкт-Петербург, 17-20мая 2015 г.», М., 2016г., с. 159-168.

1 Тунтари М. Права женщины в исламе. - Уфа, 1917. - С. 11-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.