УДК 346.2
ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ И НА БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ ТОВАРОВ
© Гришина Яна Сергеевна
доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».
В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения безопасности и ка чества социально необходимых товаров как элементов содержания принципа информационной безопасности. Под социально необходимыми
товарами в рамках данного исследования понимаются объекты рыночного товарообмена (такие, например, как лекарственные средства, продукты питания первой необходимости, социально значимые бытовые услуги и т. д.), удовлетворяющие имущественные потребности граждан в социальной сфере, обеспечение которых осуществляется оптимальным сочетанием частноправовых и публично-правовых средств, интеграция социального и экономического воздействия которых приводит к решению или сглаживанию острых социальных проблем в обществе.
Ключевые слова: право на безопасность, право на информацию, потребитель, социально необходимые товары, социально-имущественные потребности.
Защита прав потребителей социально необходимых товаров является наиболее приоритетным направлением инновационно-правового обеспечения социально-имущественных потребностей российских граждан. В системе правовых средств обеспечения социально-имущественных потребностей в социально необходимых товарах право на безопасность и на информацию занимает наиболее важное место, что обусловливает актуальность более внимательного изучения данной проблемы.
Президент США Дж. Кеннеди, выступая в конгрессе США 15 марта 1961 г., в своей программной речи впервые сформулировал основные принципы защиты прав потребителей, среди которых, наряду с гласностью, правами на здоровую окружающую среду, права на безопасность, информацию занимают ключевое место. Не случайно именно 15 марта - День защиты прав потребителей.
Всё это в дальнейшем нашло отражение в международных правовых актах. 9 апреля 1985 г. Организацией Объединённых Наций были приняты Руководящие принципы для защиты интересов потребителей [1]. В соответствии
с данной Резолюцией право на безопасность и право на информацию следует рассматривать в качестве принципа информационной безопасности, согласно которому правительствам всех стран необходимо принимать меры для обеспечения безопасности товаров, а потребителей информировать о правильном их использовании и возможном риске в случае применения по назначению или при другом использовании [2, с. 34].
Принцип информационной безопасности тесно связан с правами потребителей на качество и безопасность социально необходимых товаров. При этом, принимая во внимание, что критерии качества товаров могут быть установлены как на государственном, так и на договорном уровне, а критерии безопасности в настоящее время устанавливаются только государством, организующим контроль за их обязательным исполнением и обеспечением применения мер юридической ответственности за их несоблюдение, считаем возможным остановиться более подробно на вопросах правового обеспечения безопасности и качества социально необходимых
товаров как элементов содержания принципа информационной безопасности.
Выделяя правовой аспект категорий «качество» и «безопасность», надо обратить внимание на то, что далеко не во всех нормативно-правовых актах содержится соответствующее определение. К примеру, в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [3] общее понятие качества товара отсутствует. Безопасность в нём определяется как «состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».
Определение и разграничение понятий качества и безопасности даётся лишь в нескольких законодательных актах, регулирующих оборот отдельных видов товаров, а в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [4], помимо требований к безопасности и качеству лекарственных средств, вводится требование к их эффективности. Качество лекарственного средства означает соответствие требованиям фармакопейной статьи либо, в случае её отсутствия, нормативной документации или нормативного документа (п. 22 ст. 4), а безопасность лекарственного средства - характеристика лекарственного средства, основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью (п. 23 ст. 4). Исходя из этого под эффективностью лекарственного препарата следует понимать характеристику степени его положительного влияния на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности (п. 24 ст. 4). Думается, что такое несоответствие подходов к правовому определению качества и безопасности не случайно.
Дело в том, что в советский период дефиниция «безопасность» не обособлялась, а включалась в единое понятие качества. Требования к качеству товаров устанавливались государственным стандартом, однако в процессе разработки не учитывались мнения советских потребителей, поэтому товары (работы, услуги) не соответствовали их ожиданиям [5, с. 81].
С начала 1990-х гг. в период формирования потребительского рынка, отличавшегося в то время, порой, недоброкачественной и небезопасной для человека продукцией, необходимость обеспечения безопасности товаров выходит на государственный уровень. Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите
прав потребителей» [6] одним из важнейших прав потребителя провозглашается право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества. Если в стандартах, технических условиях, образцах или условиях договора предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. С данного момента на законодательном уровне понятиям «качество» и «безопасность» товаров придаётся равный правовой статус, контроль за их соблюдением начинает осуществляться параллельно.
С принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» [3] наступает новый этап обеспечения качества и безопасности продукции, работ и услуг: в категорию обязательных причисляются только требования безопасности, которые должны проверяться в процессе контроля. Сегодня введением Закона взамен устаревшей системы государственной стандартизации и обязательной сертификации ознаменовано начало реформы всей системы требований к продукции, работам и услугам, а также оценки и подтверждения их соответствия.
Согласно ст. 2 Закона под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В отношении качества работ и услуг могут устанавливаться только добровольные требования, для продукции, в зависимости от вида, - как добровольные, так и обязательные. Однако безопасность товаров всегда гарантируется государством.
В то же время из всех качественных показателей критерий обязательности сохранили только показатели подлинности и достоверности состава продукции как способ пресечения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (фальсификации). В отношении остальных потребительских свойств товара государство, с учётом мирового опыта, снимает с себя ответственность за соблюдение данных требований, и гарантия их обеспечения пере-
носится в сферу деятельности саморегулируемых общественных организаций посредством рыночных механизмов [7, с. 22]. Однако данный тезис, на наш взгляд, нуждается в уточнении, так как государство при этом выступает «гарантом безопасности продукции, самого потребителя и защитника окружающей среды» [8, с. 12]. Профессор Р. Штобер следующим образом характеризует данную ситуацию, сложившуюся в Европе: «На первый план выступают модели так называемого активизирующего государства, направленные на поддержку частной инициативы и самоуправления» [9, с. 257].
По мнению ряда учёных, под сложившейся системой технического регулирования после принятия Закона следует понимать систему правового регулирования, то есть правовых актов [7, с. 2]. На наш взгляд, необходимо дополнение: «систему правовых актов, регламентирующих правовые средства обеспечения качества товаров».
Вступление России во Всемирную торговую организацию обусловило необходимость принятия на себя ряда международных обязательств по дебюрократизации экономики (ликвидации избыточного ведомственного нормирования и контроля обязательной сертификации), снятия излишних ограничений для развития рынка товаров (главным образом, обязательных требований стандартов); повышения ответственности предприятий по соблюдению обязательных требований безопасности [8, с. 11]. Принятый закон определяет правовой механизм выполнения данных обязательств.
Для решения поставленных задач утверждается создание двухуровневой системы нормативных документов. Первый уровень
- технические регламенты, обязательные для исполнения и содержащие минимальные необходимые требования для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан (не включённые в технические регламенты требования не являются обязательными). Второй уровень
- национальные стандарты, которые должны носить добровольный характер.
С принятием Закона началась реформация системы технического регулирования. Если ранее требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах, выпускавших множество зачастую дублировавших друг друга документов, то в настоящее время техническое регулирование осуществляется на самом высшем уровне. Все обязательные требования к продукции, процессам производства прописываются в законах, указах Президента или постановлениях Правительства РФ.
В ст. 2 Закона о техническом регулировании под техническим регламентом понимается
документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования - продукции или продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Основное назначение техническихрегла-ментов заключается в том, чтобы установить минимальные необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности продукции и процессов. Пункт 1 ст. 7 Закона о техническом регулировании содержит следующий перечень: безопасность излучений, взрывобезопасность, биологическую, механическую, пожарную безопасность, безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте). Представляется, что этот перечень не носит закрытый характер, так как не включает в себя безопасность социально необходимых товаров.
Законом полностью изменён правовой статус государственных стандартов, которые утрачивают свою обязательную силу для субъектов предпринимательской деятельности, за несоблюдение которых в советское время существовала уголовная ответственность, и именуются не государственными, а национальными. В соответствии со ст. 2 Закона под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Являясь одним из видов управления хозяйственной деятельностью, стандартизация представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, операций и поступков, осуществляемых в целях: 1) повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учётом риска возник-
новения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, сохранности флоры и фауны; 2) обеспечения конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции, исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); 3) соблюдения требований технических регламентов; 4) создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействия проведению работ по унификации. В данном случае техническая и информационная безопасность рассматриваются как понятия неразрывные.
В Законе о техническом регулировании в ст. 2 также даётся понятие о подтверждении соответствия. Формами оценки соответствия (наряду с подтверждением соответствия) являются: контроль, аккредитация, испытания, регистрация, приёмка [10, с. 19-20]. К формам подтверждения соответствия относятся: сертификация и декларирование соответствия.
Сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Целями сертификации согласно ст. 18 Закона являются: 1) удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; 2) содействие приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг; 3) повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; 4) создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Указанные цели относятся также к декларированию соответствия. В ст. 20 и 25 Закона обязательная и добровольная сертификация разграничиваются. Добровольное
подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное - в формах: а) принятия декларации о соответствии и б) обязательной сертификации. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. Под обязательной сертификацией понимается форма подтверждения соответствия объекта требованиям технических регламентов, которые проводятся по тем объектам, которые внесены в перечень предметов, подлежащих обязательной сертификации [11].
Важным элементом в системе правовых средств обеспечения безопасности продукции занимает государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов, то есть проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки. Мероприятия по контролю (надзору) осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение указанного контроля. Обращается внимание на то, что в отношении продукции госконтроль (надзор) осуществляется только на стадии обращения продукции (п. 2 ст. 33 Закона). Таким образом, из сферы государственного контроля выведены не только работы и услуги, но и производство как стадия жизненного производственного цикла.
В отличие от обычных товаров, работ и услуг, государственный контроль при обращении лекарственных средств осуществляется более жёстко посредством следующих мероприятий: 1) проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных правил; 2) лицензирования производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий; 3) контроля качества лекарственных средств при гражданском обороте; 4) выдачи разрешений на ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации; 5) проведения мониторинга безопасности лекарственных препаратов; 6) получения по запросам уполномоченного федерального органа исполнительной власти от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, от субъектов обращения
лекарственных средств для медицинского применения информации по вопросам установления и применения цен и надбавок к ним.
Введение Закона имеет и недостаток, заключающийся в том, что он создаёт существенный конфликт интересов. С одной стороны, производитель продукции вправе легально разрабатывать для себя самого требования, что уменьшает административные барьеры. С другой стороны, являясь объективно заинтересованным в сокращении расходов (в том числе на испытания и сертификацию продукции) и тем самым в увеличении прибыли, он снижает обязательные требования технического регламента, что негативно влияет на безопасность продукции и в целом противоречит интересам общества. Массовые необоснованные отступления в регламентах от действующих общепринятых национальных и международных нормативных документов могут привести к доминированию отдельных компаний на товарном рынке.
По мнению сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, выходом из сложившейся ситуации может стать максимальное использование принципов технического регулирования, принятых в странах Европейского Союза, так как наибольшая доля российского экспорта-импорта приходится на страны ЕС [6, с. 7]. Данное предложение видится весьма обоснованным, так как одним из требований при вступлении России в ВТО являлось наличие единой системы технического регулирования.
В то же время, на наш взгляд, целесообразно прислушаться к учёным, считающим, что в вопросах обеспечения качества товаров в условиях постоянного его ухудшения не следует во всем копировать зарубежную практику, а нужно обратиться к опыту советской экономики и в рекомендательном порядке применять метод государственной аттестации качества выпускаемой продукции [12, с. 36]. По мнению О. Г. Селиховой, товары с изображением «Государственного знака качества СССР», введённого ГОСТ 1.9-67 от 7 апреля 1967 г., пользовались у потребителей заслуженным доверием. Покупая товар со знаком качества, люди воспринимали его как гарантийную отметку государства. Звучит громко, но в этом ГОСТ содержались требования, выполнить которые не под силу многим современным производителям [12, с. 39]. По мнению исследователей, качество, являясь комплексной категорией, способствует формированию духовных ценностей личности, воспитывает чувство профессиональной гордости и патриотизма. Потребители, приобретая качественные товары, получают возможность в полном объёме удовлетворять свои потреб-
ности, а благодаря праву, в случае покупки товаров ненадлежащего качества, получают реальную защиту своих интересов. Таким образом, происходит процесс перехода от обеспечения качества товаров к обеспечению качества жизни в целом [13, с. 181].
По мнению Л. В. Андреевой, государство мало внимания уделяет вопросам качества выпускаемых товаров и не стимулирует предпринимателей, осуществляющих деятельность по их улучшению [14, с. 9]. Обращается внимание на несовершенство процедуры по размещению заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд в той части, в которой при выборе поставщиков к ним могут и не предъявляться требования о поставке товаров необходимого качества, что нуждается в корректировке [14, с. 9].
Исследователь считает, что не только в этом вопросе, но и в целом система технического регулирования нуждается в совершенствовании. При этом основным документом, определяющим требования к качеству товаров, должен стать национальный стандарт [14, с. 11]. Л. В. Андреева предлагает определить перечень товаров, в отношении которых кроме требований к безопасности должны быть указаны в числе обязательных требования к качеству. Думается, что в данном случае речь идёт именно о социально необходимых товарах.
К положительным моментам нового закона об обороте лекарственных средств [4] следует отнести то, что в нём впервые прописывается такая важная составляющая, как мониторинг безопасности лекарственных средств, - фар-маконадзор. Предполагается ответственность всех участников фармацевтического рынка за те этапы, в которых они участвуют в обращении лекарственных средств, что помогает предотвратить фальсификацию лекарств. Отвечать за регистрацию и экспертизу качества будет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (УФОИВ).
Достоинством данного подхода является то, что обнаруженные недоброкачественные и фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в установленном законом порядке. Основанием для уничтожения данных товаров является решение владельца, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда. Контрафактные лекарственные средства, по решению суда, также подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению. При этом расходы, связанные с уничтожением контрафактных, недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств, возмещаются
их владельцем. Данный законодательный подход к проблеме обеспечения социально-имущественных потребностей граждан видится вполне обоснованным и соответствующим
Библиографический
1. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей [Электронный ресурс] : резолюция ООН 39/248 106-го Пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г.
- ИСС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.03.2013 г.).
2. Баринов Н. А. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (комментарий) [Текст] // Актуальные проблемы частного права в России : межвуз. сб. науч. ст., посвящ. 75-летию
3. И. Цыбуленко. - Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2012.
3. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании : федеральный закон № 184-ФЗ [Текст] : [принят 27.12.2002 г.] // Российская газета. - 2002. - 31 дек. - № 245.
4. Российская Федерация. Законы. Об обращении лекарственных средств : федеральный закон № 61-ФЗ [Текст] : [принят 12.04.2010 г.] // Российская газета. - 2010.- 14 апр. - № 78.
5. Панова С. А. Качество товаров, работ, услуг как правовая категория [Текст] // Журнал российского права. - 2010. - № 4. - С. 79-85.
- ISSN 1605-6590.
6. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей [Текст] : закон РФ № 2300-1 : [принят 7.02.1992] // Российская газета. - 1992. - 7 апр.
7. Калмыкова А. В. Техническое регулирование: правовые аспекты [Текст] : научно-практ. пособие / отв. ред. д-р юрид. наук Ю. А. Тихомиров, д-р экон. наук В. Ю. Саламатов. - М. : Волтерс Клувер, 2010. - 384 с. - ISBN 978-5-466-00635-3.
8. Чапкевич Л. Е. Правовое регулирование обращения лекарственных средств в свете требований Федерального закона «О техническом регулировании» [Текст] // Медицинское право.
- 2004. - № 3 (7). - С. 11-21. - ISSN 1813-1239.
9. Штобер Р. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок [Текст]. - М. : Волтерс Клувер, 2008. - 370 с. - ISBN 978-5-466-00328-4.
10. Вилкова С. А. Основы технического регулирования [Текст] : учеб. пособие. - М. : Академия, 2006. - 208 с. - ISBN 5-7695-2354-9.
11. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме при-
международному принципу информационной безопасности потребителей.
Материалы поступили в редацию 25.02.2013 г. список (References)
1. Rukovodjashhie principy dlja zashhity interesov potrebitelej : rezoljucija OON 39/248 io6-go Plenarnogo zasedanija General'noj Assamblei OON ot 9 aprelja 1985 g. ISS «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija: 12.03.2013 g.).
2. Barinov N. A. Rukovodjashhie principy dlja zashhity interesov potrebitelej (kommentarij). Aktual'nye problemy chastnogo prava v Rossii : mezhvuz. sb. nauch. st., posvjashh. 75-letiju Z. I. Cybulenko. Saratov. Izd-vo FGBOU VPO «Saratovskaja gosudarstvennaja juridicheskaja akademija», 2012.
3. Rossijskaja Federacija. Zakony. O tehni-cheskom regulirovanii : federal'nyj zakon № 184-FZ : [prinjat 27.12.2002 g.]. Rossijskaja gazeta. 2002. 31 dek. № 245.
4. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obra-shhenii lekarstvennyh sredstv : federal'nyj zakon № 61-FZ : [prinjat 12.04.2010 g.]. Rossijskaja gazeta. 2010. 14 apr. № 78.
5. Panova S. A. Kachestvo tovarov, rabot, uslug kak pravovaja kategorija. Zhurnal rossijskogo prava. 2010. № 4. S. 79-85. ISSN 1605-6590.
6. Rossijskaja Federacija. Zakony. O zashhite prav potrebitelej : zakon RF № 2300-1 : [prinjat 7.02.1992]. Rossijskaja gazeta. 1992. 7 apr.
7. Kalmykova A. V. Tehnicheskoe regulirovanie: pravovye aspekty : nauchno-prakt. posobie. otv. red. d-r jurid. nauk Ju. A. Tihomirov, d-r jekon. nauk V. Ju. Salamatov. M. : Volters Kluver, 2010. 384 s. ISBN 978-5-466-00635-3.
8. Chapkevich L. E. Pravovoe regulirovanie obrashhenija lekarstvennyh sredstv v svete trebovanij Federal'nogo zakona «O tehnicheskom regulirovanii». Medicinskoe pravo. 2004. № 3 (7). S. 11-21. ISSN 1813-1239.
9. Shtober R. Hozjajstvenno-administrativnoe pravo. Osnovy i problemy. Mirovaja jekonomika i vnutrennij rynok. M. Volters Kluver, 2008. 370 s. ISBN 978-5-466-00328-4.
10. Vilkova S. A. Osnovy tehnicheskogo reguliro-vanija : ucheb. posobie. M. Akademija, 2006. 208 s. ISBN 5-7695-2354-9.
11. Rossijskaja Federacija. Pravitel'stvo.
Ob utverzhdenii edinogo perechnja produkcii, podlezhashhej objazatel'noj sertifikacii, i edinogo perechnja produkcii, podtverzhdenie sootvetstvija kotoroj osushhestvljaetsja v forme
нятия декларации о соответствии [Электронный ресурс] : постановление № 982 : [принято 01.12.2009 г.] // Портал «Медэксперт». - URL: http://medexpert.ru/d0cument/certificati0n/320 (дата обращения: 27.07.2012 г.).
12. Селихова О. Г. О восстановлении государственной аттестации качества продукции (товаров) [Текст] // Коммерческое право. - 2010.
- № 1 (6). - С. 35-43. - ISSN 2221-8351.
13. Гридин А. В. Гражданско-правовые способы обеспечения качества товаров, работ и услуг [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. -Краснодар, 2006. - 212 с.
14. Андреева Л. В. Правовые средства обеспечения качества и безопасности товаров [Текст] // Коммерческое право. - № 1 (6). - С. 6-12. - ISSN 2221-8351.
prinjatija deklaracii o sootvetstvii [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie № 982 : [prinjato 01.12.2009 g.].Portal «Medjekspert». URL: http:// medexpert.ru/d0cument/certificati0n/320 (data obrashhenija: 27.07.2012 g.).
12. Selihova O. G. O vosstanovlenii gosudarstvennoj attestacii kachestva produkcii (tovarov). Kommer-cheskoe pravo. 2010. № 1 (6). S. 35-43. ISSN 2221-8351.
13. Gridin A. V. Grazhdansko-pravovye sposoby obespechenija kachestva tovarov, rabot i uslug : dis. ... kand. jurid. nauk : 12.00.03. Krasnodar, 2006. 212 s.
14. Andreeva L. V. Pravovye sredstva obespechenija kachestva i bezopasnosti tovarov. Kommercheskoe pravo. № 1 (6). S. 6-12. ISSN 2221-8351.
УДК 658
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
© Залыгина Юлия Геннадьевна
аспирант кафедры экономики и организации производства, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.
Информационное обеспечение является основополагающей системой управления. Действующая в газораспределительной отрасли система нормативно-правового регулирования, во многом определяющая эффективность функционирования системы газораспределения, требует дополнения системой информационного обеспечения всех заинтересованных сторон. В статье в сжатой форме представлен обзор нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность газораспределительной отрасли РФ, а также предложена адаптированная система анализа информации на основе метода PEST+Е. Для оперативного анализа, использования и хранения накопленной информации автором разработана база данных — электронный стратегический навигатор.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, информационное обеспечение, газораспределительная организация, стратегия развития.
В настоящее время система газоснабжения России - это один из основных элементов национальной экономики, от которого непосредственно зависит финансовое благополучие всей страны. Эта отрасль обеспе-
чивает значительную часть доходов бюджета. Эффективное функционирование газораспределительных организаций (ГРО), активное применение инновационных разработок, а также безопасное и своевременное предоставление