К специфической форме контроля относят обращения граждан, содержащие оценку деятельности работников правоохранительного органа [3, с. 135]. Как представляется, в настоящее время указанная форма контроля должна развиваться и укрепляться, поскольку в ней выражается относительно объективная характеристика деятельности органа правоохраны со стороны граждан, в этом наблюдается воля населения, настроение народа по отношению к политике государства в области правоохранительной деятельности, поэтому необходимо максимизировать роль данного института. От такого рода контроля во многом зависит эффективность работы всей правоохранительной системы Российской Федерации.
Таким образом, вышесказанное свидетельствует о необходимости комплексного изучения организационно-управленческой деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и, в частности, совершенствования внутрифункци-ональной стороны деятельности правоохранительных органов. Требуется тщательный подход, включая разработку и реализацию дополнительных мероприятий организационно-практического характе-
ра, направленных на улучшение организации контроля в правоохранительных органах Российской Федерации как особой и ключевой функции управления в правоохранительной деятельности.
Библиографический список
1. Корнеев В.В. Система контроля - элемент управленческой функции внутрисистемного управления органами внутренних дел // Общество и право. - 2010. - № 4 (СПС «КонсультантПлюс», раздел «Комментарии законодательства»).
2. Кобзарев Ф.М. Организация работы в прокуратуре города, района. Методические материалы к семинару. - М.: ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ, 2006.
3. Смирнов А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры: Учеб. / Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ. - М., 2004.
4. Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2006. - 248 с.
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 07.02.2011 № З-ФЗ «О Полиции». - Ст. 50 // СПС «КонсультантПлюс», раздел «Законодательство».
УДК 343
Смирнов Владимир Николаевич
Академия Гэнеральной прокуратуры Российской Федерации (г. Москва)
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ОГРАНИЧИВАЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОД СТРАЖУ В ХОДЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
В статье рассматриваются такие категории, как «свобода» и «права человека», а также основания и порядок ограничения конституционно закрепленного права человека на свободу при заключении под стражу в ходе уголовного судопроизводства, а вместе с тем и ограничение других, конституционно закрепленных прав человека.
Ключевые слова: свобода, права человека и гражданина, ограничение права на свободу, заключение под стражу.
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания, он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.
Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции исполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело свобода как субъективная возмож-
ность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода слова). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова [5, с. 186].
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания усло-
372
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
© Смирнов В.Н., 2012
вий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, то есть обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.
Права человека - одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, этической мысли. Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-правовых документах, - результат длительного исторического формирования эталонов и стандартов, ставших критерием современного демократического общества.
В современном понимании права человека - это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, то есть возможность совершать действия, не запрещенные законом [6, с. 425].
Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.
Институт прав человека представляет собой совокупность принципов права, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества. Отсюда особое юридическое качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство не могут ограничить права человека. Это основано на концепции основных прав человека.
В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ закреплено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Кроме того, в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ указано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Базой для принятия российских конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина послужили международные правовые акты универсального характера: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Оба пакта подписаны и ратифицированы СССР и вступили в силу для Российской Федерации как правопреемницы бывшего СССР.
Важно отметить, что Российская Федерация вступила в 1996 году в Совет Европы и подписала
ряд европейских конвенций, в том числе Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, международные стандарты прав и свобод человека, сформированные исходя из всемирного опыта и воплощающие тенденции современного прогресса, определяют нормативный минимум для государственной регламентации данного института с допустимыми отступлениями от этого стандарта в направлении его повышения или конкретизации.
Необходимо отличать категорию «права человека» от категории «права гражданина». Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и другие имеют общеобязательный характер.
Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляют за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.
В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданство государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.
В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова: «каждый имеет право...», «никто не может быть лишен.», «все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющих гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, то есть объема прав и обязанностей человека и гражданина [5, с. 190].
Развитие общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные права и свободы. Поскольку главная опасность
необоснованного ограничения исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограничения основных прав только законом или на основании закона, то есть актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.
Так, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, в отдельных случаях и только федеральным законом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, но лишь в тех целях, которые перечислены в статье.
При применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу происходит ограничение закрепленного в ст. 22 Конституции РФ права на свободу и личную неприкосновенность, которое также закреплено в ст. 10 УПК РФ и является принципом уголовного судопроизводства.
Конституционное право на свободу является одним из наиболее значимых и емких социальных благ. Оно предоставляет людям возможность пользоваться личной (гражданской), политической, экономической и духовно-культурной свободой, создавая тем самым условия, необходимые для всестороннего развития личности, обеспечения функционирования демократического общества в целом.
В соответствии со ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Исходя из закрепленного в Декларации идеала свободной личности, Международный пакт о гражданских и политических правах, в частности, предусматривает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (п. 1 ст. 9); никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, не должен понуждаться к принудительному труду (ст. 8).
Из положений названных и иных международно-правовых документов видно, что право на свободу трактуется достаточно широко, охватывая сферу как физической (биологической), так и социальной жизни человека.
Право на свободу, так же как и права на жизнь и достоинство личности, является объемным, сложносоставным правомочием, включающим в себя комплекс конкретных прав и свобод, реализуемых в различных сферах.
Одним из важнейших элементов свободы личности является его личная неприкосновенность -наиболее значительное право человека, которое он приобретает от рождения. Это означает, что каждый, независимо от пола, национальности, веро-
исповедания и т.п., вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было.
Институт личной неприкосновенности включает физическую (это сама жизнь, здоровье человека, его физическое состояние) и морально-духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).
Обеспечение физической неприкосновенности личности предполагает создание достаточных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных людей. Обеспечение морально-духовной неприкосновенности охватывает комплекс мер, направленных на защиту от посягательств на нравственное и психическое здоровье личности, интеллектуальную и волевую сферу сознания человека.
Право, провозглашенное в ч. 1 ст. 22 Конституции, включает, в том числе, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах без предусмотренных законом оснований, санкции суда, а также сверх установленных либо контролируемых сроков.
Вместе с тем, будучи неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения, право на свободу в силу ч. 2 ст. 22 Конституции может быть правомерно ограничено при аресте, заключении под стражу и содержании под стражей.
В своем Постановлении от 03.05.1995 № 4-П Конституционный Суд РФ отмечал, что не только реальные ограничения, но и выявившаяся их опасность, прежде всего угроза потерять свободу, нарушают неприкосновенность личности, в том числе психическую, оказывает давление на сознание и поступки человека. Любой опасности ограничения свободы и личной неприкосновенности должно противостоять право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку, в том числе законных оснований для вынесения решения о заключении под стражу, и защиту от произвольных ограничений этих прав.
Законными основаниями для избрания меры пресечения, в том числе в виде заключения под стражу (ареста), является наличие достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый 1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избирать-
374
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
ся также для обеспечения исполнения приговора (ст. 97 УПК). При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида и наличии соответствующих оснований должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК).
Общим основанием для применения меры пресечения является возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления и предъявление обвинения в его совершении конкретному лицу. В исключительных случаях мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение ему должно быть предъявлено в срок не позднее 10 суток с момента задержания, а при подозрении в совершении ряда преступлений в основном террористического характера (ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277-281 и 360 УК) -не позднее 30 суток. Если в эти сроки обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется (ст. 100 УПК).
Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента задержания (заключения под стражу) до направления прокурором уголовного дела в суд (ч. 9 ст. 109 УПК).
В своих решениях Конституционный Суд неоднократно обращался к процедуре habeas corpus и выработал основные принципы ее применения. Судебная процедура признается эффективным механизмом защиты прав и свобод, если она отвечает требованиям справедливости и основывается на конституционных принципах состязательности и равноправия сторон. При решении вопросов, связанных с содержанием под стражей в качестве меры пресечения, это предполагает участие в процессе обвиняемого и его защитника, обеспечение сторонам возможности довести свою позицию до сведения суда и представить в ее подтверждение необходимые доказательства.
Судебное решение об избрании такой меры пресечения, как заключение под стражу, может быть вынесено при исследовании судом фактических и правовых оснований, предусмотренных законом и при условии подтверждения их достаточными данными материалов дела. При этом суд основывается на собственной оценке обстоятельств дела, а не только на аргументах, изложенных в ходатайстве стороны обвинения или при продлении срока, в ранее вынесенном постановлении судьи об избрании данной меры. Продлевая действие этой меры либо отказываясь от ее продления, судья не просто соглашается или не соглашается с постановлением о заключении лица под стражу, а принимает соответствующее решение исходя из анализа всего комплекса обстоятельств, в том числе связанных с пе-
реходом уголовного судопроизводства в другую стадию, что может быть обусловлено появлением новых оснований оставления без изменения или изменения меры пресечения и требует предоставления лицу, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, права на участие в этих судебных процедурах.
Решение суда должно быть вынесено в пределах срока 48 часов с момента задержания. Предусмотренную ч. 7 ст. 108 УПК возможность продления срока задержания не более 72 часов по ходатайству одной из сторон для предоставления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу суд признал не противоречащей Конституции, поскольку такое решение выносится судом при условии признания им задержания законным и обоснованным.
Постановление суда во всяком случае должно быть мотивированным. Оно может быть обжаловано в кассационном и надзорном порядке. При этом отсутствие каких-либо процедурных правил может быть восполнено судом путем непосредственного применения ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 123 Конституции и использования процессуальной аналогии.
Таким образом, при применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу происходит ограничение закрепленного в Конституции РФ права на свободу и личную неприкосновенность, основания и порядок правомерного ограничения данного права установлены законом (УПК РФ).
Но так как право на свободу и личную неприкосновенность понимается достаточно широко, то при его ограничении, в частности при заключении лица под стражу, можно также говорить одновременно об ограничении других прав граждан, а именно закрепленного в ст. 23 и 24 Конституции РФ права на неприкосновенность частной жизни, закрепленного в ст. 27 Конституции РФ права на свободу передвижения и других.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2002 г., с изменениями и дополнениями.
5. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - 8-е изд., изм. и доп. -М.: Норма, 2009.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Эксмо, 2007.
7. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Эксмо, 2007.