УДК 331.546
Федоров А. Г.
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10625 ПРАКТИКООРИЕНТРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ФОРМИРУЮЩЕЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Fedorov A. G.
Kaluga State University K. E. Tsiolkovsky
PRACTICALLY-ORIENTED TRAINING FORMING THE COMPETENCE OF THE CUSTOMS SPECIALIST COMPLIANCE WITH THE QUALIFICATION REQUIREMENTS OF THE
PROFESSIONAL STANDARDS
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные аспекты практикоориентированного обучения студентов вузов, формирующие необходимые компетенции, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность в сфере таможенного дела, соответствующую критериям профильных профессиональных стандартов. Предлагаемый материал рассматривает приемлемые для последующего применения в образовательном процессе положительные моменты соотнесения отдельных компетенций Образовательного стандарта (базового) РАНХиГС по специальности 38.05.02 Таможенное дело с положениями действующих профессиональных стандартов.
Abstract
The article discusses certain aspects of the practice-oriented training of university students, forming the necessary competencies that allow for professional activities in the field of customs that meet the criteria of specialized professional standards. The proposed material considers the positive aspects of correlation of individual competencies of the Educational Standard (Basic) of the RANEPA on specialty 38.05.02 Customs with provisions of existing professional standards that are acceptable for subsequent application in the educational process.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональная деятельность, специалист таможенного дела, образовательный стандарт, профессиональные компетенции.
Key words: professional standard, professional activity, customs specialist, educational standard, professional competencies.
В современных условиях внутренний европейский рынок в значительной степени функционирует на основе европейских стандартов. Проведение стандартизация в странах Европейского союза (ЕС) проводится в целях снятия «различий» национальных стандартов в рамках единого союзного формата, их унификации по направлениям деятельности, где не приняты международные стандарты. Основная цель формирования европейских стандартов направлена на объединение Европы, как союза государств с учетом их национальных особенностей. Евростандарты формируются на основе международных стандартов, причем по возможности они по форме и содержанию максимально к ним приближены. Регламентами европейских комиссий определены порядок и процедуры включения евро-стандартов в системы национальных стандартов государств членов ЕС. В результате, национальные стандарты, регулирующие этот спектр отношений, просто отменяются. Таким образом, осуществляется унификация национальных правил в соответствии с международными и европейскими стандартами. «Как показывает международный опыт, системное описание требований работодателей может иметь различный формат, который определяется традициями взаимодействия системы про-
фессионального образования и рынка труда и характером этого взаимодействия. Однако при всем существующем многообразии подходов их объединяет одно, а именно - профессиональные стандарты (профстандарт, Стандарт) описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности, которые в системе профессионального образования трансформируются в требования к результатам обучения» [1]. Так, например, «при разработке учебных планов и дидактических принципов существует тесная связь между профстандартами и профессионально-техническими и теоретическими программами (они являются большей частью образовательными стандартами). С этой точки зрения, в Германии имеется примерно 2500 «профстандар-тов». В этом смысле профстандарты могут быть практически приравнены к соответствующим профессионально-техническим и теоретическим программам обучения или учебным профессиям» [2]. «Профстандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Ш43)),2©1]9 / РШШШвГСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8
оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления» [3].
В 2015 году в России была введена новая система профессиональных стандартов, по сути унифицировавшая требования, характеризующие уровень квалификации работника. Статья 195.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) «соотносит понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника»: «Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [4]. Причем в 2015 году в ранее действовавшую редакцию определения «профессиональный стандарт» была включена фраза «в том числе выполнения определенной трудовой функции» [5], расширившая формат применения в трудовом обороте. В мае 2015 года в ТК РФ было внесено существенное дополнение, позволяющее не только квалифицировать профстандарт как уровень необходимых работнику профессиональных компетенций, позволяющих ему выполнять необходимые трудовые функции. Это, несомненно, можно расценивать как развитие института трудовых отношений работника и работодателя в прогнозируемой динамике. Сегодня при «формировании образовательного процесса необходимо четкое понимание важных для согласования действии и понятий: профстандарт, образовательный стандарт, система профессиональных квалификаций и национальная рамка квалификаций. Дискуссии вокруг восприятия стандартов и качества подготовки специалистов не дают однозначное представление о понимании данных категории в теории, и в практике» [6].
Рассматривая в развитии этот вопрос, можно отметить, что «до недавнего времени основными документами, на которые ориентировались работодатели по характеристике и требованиям к должностям рабочих, специалистов, служащих и руководителей, были Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов (ЕКС) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Некоторые положения в них датируются концом 1980-х годов» [7]. Сегодня, профстандарты становятся базовой составляющей национальной системы квалификаций, и перед ними ставится конкретная задача по коммуникации сферы профессионального образования с трудовой. «Довольно часто в перечне требований, предъявляемых к новым сотрудникам, работодатели указывают условие о наличии опыта работы по выбранному направлению деятельности. В связи с этим проблемы выпускников вузов, связанные с трудоустройством по специальности, становятся и проблемами государства в целом, когда учебные заведения выпускают молодых специалистов для производственных отраслей народного хозяйства, а они работают не по специальности и с понижением образовательного статуса в обеспечивающих сферах деятельности. Особо актуальной эта проблема становится в случаях, когда государство
оплачивает из государственных и местных бюджетов обучение студентов, а они, получив диплом о высшем образовании, не могут трудоустроиться по полученной специальности в связи с отсутствием опыта работы по выбранному профилю деятельности» [8].
Цель данного исследования заключается в осмыслении задач, которые стоят перед вузами по обеспечению компетентностного подхода при реализации требований профстандартов, направленных на практическую ориентированность профилям профессиональной деятельности специалистов таможенного дела.
Профстандарт описывает специфику должности, устанавливает трудовые функции и требования к образовательному уровню, соответствующему заданным компетенциям, закрепленным профильным опытом работы. «В практической реализации проф-стандарты в большинстве своем будут использоваться работодателями в целях формирования своей кадровой политики, для обучения работников. Также они найдут отражение и при установлении системы оплаты труда» [9]. Если, утвержденный Постановлением Минтруда России, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) [10] не требовал подтверждения соответствующей компетентности работника в его профессиональной деятельности, то профстандарты определяют квалификационные уровни (от одного до девяти), а также дифференцированную ответственность работника в соответствии с присвоенным уровнем и необходимость подтверждения приобретенных знаний и навыков. При этом образовательное учреждение должно учитывать наличие «билингвальной компетентности будущих специалистов таможенного дела, которая основывается на идее двуязычия, поскольку межнациональное, поликультурное таможенное пространство требует от специалиста умение вести поликультурный диалог, знать культурные реалии и родного и иностранного языка, уметь реализовать данные знания в непосредственном общении с зарубежными партнерами. Основы би-лингвальной компетентности специалистов таможенного дела закладываются в процессе вузовской подготовки и позволяют в перспективе эффективно решать профессиональные задачи в условиях муль-тиязычной среды» [11].
При проведении анализа возьмем за основу нормативную базу РАНХиГС, регулирующую данные правоотношения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (ФГОС) [12]. Приложением .№1 к Образовательному стандарту (базовому) РАНХиГС по специальности 38.05.02 Таможенное дело (ОС Таможенное дело) [13], определен «перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников специальности 38.05.02 Таможенное дело (Перечень)» [13]. Перечень отсылает к Стандартам, которые устанавливают профессиональные требования к специалистам по направлениям: «Специалист по
логистике на транспорте»; «Специалист по управлению рисками»; «Специалист по сертификации продукции» и «Специалист по логистике в сфере обращения с отходами». Конечно, представленный перечень Стандартов не является исчерпывающим и со временем появятся другие профильные проф-стандарты, но на основе уже принятых, можно отследить требования работодателей к профессиональной подготовке выпускников вузов как специалистов таможенного дела. «После выборки профстандартов руководители структурных подразделений переходят к этапу сверки трудовых операций работника с трудовыми функциями в проф-стандартах. Цель данного этапа - выявить сходства и различия, определить, к какой обобщенной трудовой функции относится конкретная трудовая операция работника, а также определить квалификационный уровень работников» [14].
На примере Стандарта «Специалист по логистике на транспорте» [15] проследим требования к уровню полученных в процессе обучения компетенций, которые должен демонстрировать выпускник вуза как специалист таможенного дела. Эти общие требования будут актуальны и при формировании других профстандартов по профилям специальности 38.05.02 Таможенное дело. Так, согласно обобщенной трудовой функции 3.2. «Организация процесса перевозки груза в цепи поставок» (Код В) работник шестого уровня квалификации должен иметь образование уровня бакалавриат и пятилетний практический опыт специалиста по логистике и транспорту. Стандарт допускает инвариантность наименования должностей, соответствующего уровня: «Менеджер по логистике на транспорте»; «Координатор по логистике на транспорте»; «Начальник отдела логистики на транспорте». Также Стандартом допускается соотнесение следующих наименований должностей (профессий) или специальностей работника базовой группы, установленных для: ЕКС - «Начальник отдела материально-технического снабжения» и «Менеджер»; Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) - 080500 «Менеджмент», 080506 «Логистика и управление цепями поставок» или 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».
Наряду с этим, трудовой функцией (3.2.1) «Организация логистической деятельности по перевозке грузов в цепи поставок» (Код В/01.6) предполагается, что специалистом по логистике на транспорте могут осуществляться девять трудовых действий, в том числе: разработка эффективных схем взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок; получение и анализ информации о планируемых мероприятиях по приемке и отправке грузов, их периодичности, количественных характеристиках и пр. Обозначенный специалист должен в процессе своей профессиональной деятельности демонстрировать знания: «основ логистики и управления цепями поставок; основ процессного управления; управления персоналом; основ системного анализа; методологии организации перевозок грузов в цепи
поставок и пр.»[15]. Всего в анализируемом Стандарте «определен объем знаний специалиста по логистике на транспорте при выполнении им трудовой функции по 14 направлениям, в том числе, умение: анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки; анализировать и проверять документы на соответствие правилам и порядку оформления транспортно-со-проводительных, транспортно-экспедиционных, страховых и претензионных документов, договоров, соглашений, контрактов, а также уметь работать в различных корпоративных информационных системах» [15].
Для формирования у выпускника вуза соответствующих Стандарту профессиональных компетенций, необходимо увязать их с перечнем компетенций, определенных ОС Таможенное дело. Необходимо согласиться с доминирующим мнением специалистов, что «новые экономические условия оказывают существенное влияние на работу ключевых вузовских подразделений - факультетов, задают ориентиры их развития и реформирования» [16]. На основании положений п.1.3.3. и п. 3.3 ОС Таможенное дело дополнительно к компетенциям ФГОС Таможенное дело устанавливает шесть профессиональных компетенций по профилю «деятельность по обеспечению внешнеторговой, транспортной и таможенной логистики»: «способность разрабатывать и применять логистические схемы при заключении внешнеторговых контрактов и других сделок (ПК ОС-42); способность осуществлять планирование, организацию, выбор транспортных средств, рациональных маршрутов при перемещении товаров под таможенным контролем (ПК ОС-43); способность разрабатывать и применять логистические схемы при осуществлении таможенных операций (ПК ОС-44); способность осуществлять оптимизацию выбора и применения таможенных процедур (ПК ОС-45); способность осуществлять оптимизацию таможенных платежей (ПК ОС-46); способность управлять рисками в та-моженно-логистической деятельности (ПК ОС -47)» [13].
Учебное заведение должно установить такие профессионально-специализированные компетенции, чтобы выпускник соответствовал профилю программы. Применительно к требованиям Стандарта «Организация логистической деятельности по перевозке грузов в цепи поставок», предлагается приоритетное освоение таких профессиональных компетенций, как: ПК ОС-43; ПК ОС-44 и ПК ОС-45.
Выборочно соотнесем трудовые функции, установленные Стандартом № 616н с выбранными профессиональными компетенциями ОС Таможенное дело. Например, к профессиональной компетенции ПК ОС-43 «приоритетно применимы такие трудовые действия, как: постановка целей, задач работникам подразделений, участвующим в процессе перевозки груза в цепи поставок; разработка эффективных схем взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Ш43)),2©1]9 / PHILOLOGICAL sciences
цепи поставок; систематизация документов, регламентирующих взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза; составление графиков грузопотоков, определение способов доставки, вида транспорта; организация планирования услуг, этапов, сроков доставки; организация формирования пакета документов для отправки груза; контроль поступления информации о прибытии груза» [15].
При этом необходимо учитывать, что «в условиях экономики, основанной на знаниях, образование носит непрерывный характер и не заканчивается с принятием на работу, поскольку знания быстро устаревают, а квалификационные требования постоянно растут. В этой связи весьма актуальным представляется вопрос о согласовании необходимых компетенций работников конкретных специальностей и профессий, требующих различного уровня образования и квалификации, с существующей системой стандартизации профессиональной деятельности и образовательной подготовки» [17].
Таким образом, обозначенный комплекс полученных в процессе обучения профессиональных компетенций, позволит выпускнику вуза быть конкурентоспособным на рынке профессионального труда как специалисту таможенного дела и соответствовать квалификационным требованиям профессиональных стандартов.
Список литературы
1. Dr Paul Comyn, SmithComyn & Associates, «Skill Standards & Occupational Testing in China», 2007. // URL: https://www.rnmc.kz/in-dex.php/ru/analiticheskie-spravki1/120-mezhdunarod-nyj-opyt-v-oblasti-razrabotki-professionalnykh-standartov-ps (дата обращения: 05.07.2019).
2. A. Willi Petersen, Maik Jepsen. biat Berufsbildungsinstitut Arbeit und Technik - Europa Universität Flensburg, Auf dem Campus 1, 24943 Flensburg http://www.biat.uni-flensburg.de 2015. (дата обращения: 05.07.2019).
3. Митрофанова В. Профессиональные стандарты: прием на работу, перевод, аттестация и оплата. ДелоПресс. URL: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=19876 (дата обращения: 04.07.2019).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 10.04.2019).
5. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL:
http://base.garant.ru/71001244/ (дата обращения: 10.04.2019).
6. Позднякова Ж. С. Проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 539-542. — URL https://moluch.ru/archive/146/40920/ (дата обращения: 05.07.2019).
7. Тихонова А. В позе страуса URL: https://www.dp.ru/a/2014/04/07/V_poze_strausa/ (дата обращения: 10.07.2019).
8. Фёдоров А. Г. Особенности правоотношений государства и участников образовательного процесса вузов России // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. № 3 (42). С. 48-49.
9. Ладаускас С. В., Сорокина Н.В. Профессиональные стандарты: особенности внедрения в Российской Федерации. // Научный вестник ЮИМ № 2, 2017. - С.52.
10. Постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». URL: http://ivo.garant.rU/#/document/180422/paragraph/182 4:4 (дата обращения: 11.04.2019).
11. Тарусина С. А. Формирование билингваль-ной компетентности у специалистов таможенного дела в процессе профессиональной вузовской подготовки (на примере Российской таможенной академии): дис. ... канд. пед. наук. Рос. гос. социальн, университет, Москва, 2015. - С.4
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.08.2015 № 850 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специали-тета)». URL: http://fgosvo.ru/news/2/1325 (дата обращения: 11.04.2019).
13. Приказ ректора РАНХиГС от 27.04.2017 № 01-2343 «Об утверждении образовательного стандарта Академии по специальности 38.05.02 Таможенное дело». URL: http://klg.ranepa.ru/uploads/files/2018/02/20/38.05.02 -tam-delo.pdf (дата обращения: 11.04.2019).
14. Рудой В. П. Применение профессиональных стандартов в деятельности организаций [Электронный ресурс]: методические рекомендации для руководителей организаций / М-во образования, науки и молодеж, политики Респ. Коми, Коми республик. ин-т развития образования. - Сыктывкар: КРИРО, 2018. - С.12.
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8.09.2014 № 616н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по логистике на транспорте». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70753334/paragraph/1 :2 (дата обращения: 11.04.2019).
16. Антоновский А. В., Филиппова О. В., Кор-жан Д. И., Аксенов П. С. К вопросу об образовательном потенциале в сфере подготовки таможенных кадров (на примере Тверского региона). Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016. - С.159. ISSN 2410-700Х
17. Егошина Л. А. Профессиональные стандарты: некоторые проблемы применения. Аналитический портал «Отрасли права». // URL: http://xn— -7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/27064 (дата обращения: 05.07.2019).