АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В
ЛОГИСТИКЕ
Н.Г. Карикова, магистрант О.В. Матушевич, аспирант
Сибирская академии финансов и банковского дела (Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10413
Аннотация. В работе показана актуальность использования профессиональных стандартов, применяемых к специалистам по логистике. Исследуется связь уровня квалификации персонала в области логистики и эффективного развития фирмы. Авторы обращают внимание на тот факт, что создание и управление знаниями персонала в области логистики является решающим фактором успешного применения современных концепций и технологий в этих сферах бизнеса и основным источником устойчивого конкурентного преимущества. Анализируются различные требования, предъявляемые к специалистам в сфере логистики.
Ключевые слова: профессиональные стандарты, управление цепями поставок, логист, логистика, SCM.
Высокий спрос на специалистов в области логистике привел к тому, что в настоящий момент профильное логистическое образование имеет меньшее значение для работодателей, нежели опыт работы. Кроме того, высокий спрос и дефицит готовых кадров на рынке труда способствовал переходу специалистов из различных сфер производства, торговли и дистрибуции в сферу логистики. В результате за управление движением материальных потоков в организациях отвечают сотрудники буквально «говорящие на разных языках».
Часть из них является представителями старой советской школы, и просто не обучены методам, необходимым для эффективной работы предприятия в условиях рыночной конкуренции. Другая часть, как сказано выше, пришла из смежных с логистикой сфер деятельности и не получила профильного логистического образования. И лишь небольшая часть сотрудников -это специалисты, имеющие базовое образование по специальности «Логистика и управление цепями поставок» и подходящие под требования существующих профессиональных стандартов для специалистов в сфере логистики. Кроме того, существуют компании, в которых управление запасами не выделено в отдельную сферу
деятельности и «размазано» между другими отделами.
С учетом вышенаписанного очевидно, что в настоящий момент применение любых передовых технологий управления запасами возможно только внутри отдельных предприятий. К сожалению, это не может дать такого экономического эффекта, как применение данных технологий на протяжении всей цепи поставок [ 1].
В настоящий момент профессию логиста можно получить во многих государственных и частных высших и средних учебных заведениях. Дисциплины «Логистика», «Управления цепями поставок», «Логистические исследования», «Информационные системы и технологии в логистике», «Складское дело» читаются также во многих ВУЗах в рамках различных экономических специальностей.
Особенной популярностью пользуется второе высшее образование по специальности «Логистика». Оно может быть получено без отрыва от работы, быстро и легко воспринимается человеком, имеющим опыт и практические навыки в данной области, а также первое техническое или математическое образование.
Одним из крупнейших образовательных центров является Международный центр логистики (МЦЛ) на базе ГУ ВШЭ, яв-
ляющийся членом Европейской логистической ассоциации и предлагающий не только второе высшее образование, но и международные программы МВА в сфере логистики - «Executive Logistics Manager» - МВА по специализации «Логистика и управление цепями поставок».
МЦЛ осуществляет подготовку специалистов по программе «Senior level -ElogSE» - «Сеньор логистики/старший ло-гистик», являющейся аналогом западноевропейских и американских программ «MA - Master of Art» и «MS - Science». Даная программа - модульная, среди которых «Операционный и производственный менеджмент», «Оптимизационные методы и модели принятия решений в логистике», «Транспортировка в логистических системах», «Логистика складирования», «Логистика снабжения», «Управление запасами» и т.д. [2].
В отделе логистики имеется огромное количество должностей, начиная кладовщиком и заканчивая директором. Каждая должность по-своему важна и играет значимую роль в эффективном развитии фирмы. Функции логистического персонала во многом зависят от степени развития самих логистических систем на предприятии, а также его размера и направления деятельности.
Среди исследователей нет однозначного мнения о том, какие задачи входят в сферу ответственности логистического менеджера. В статье Сподиной А.С. следующие задачи указаны как основные: «получение и обработка информации, которая относится к материальному потоку; координация работы отделов; составление и координирование планов закупок, производства и продаж; снижение издержек бизнес-процессов» [3]. Однако главной задачей данный исследователь называет «качественное обслуживание конечного потребителя и создание наиболее благоприятных условий в фирме для эффективного и бесперебойного производства» [3].
По мнению В.В. Дыбской и В.И. Сергеева, создание и управление знаниями персонала в области логистики является решающим фактором успешного применения современных концепций и
технологий в этих сферах бизнеса и основным источником устойчивого конкурентного преимущества [4, с. 10]. Современная экономическая ситуация диктует условия, при которых интегрированная логистика для российских компаний может стать стратегическим ресурсом, который требует высокого уровня разнообразных и глубоких знаний. Таким образом, подготовке и переподготовке кадров, особенно в сфере логистики, необходимо уделять особое внимание.
Очевидно, что инвестиции в базу знаний имеют высокую отдачу, и без образованного персонала невозможно успешно работать в современных рыночных условиях, особенно в условиях постоянно растущей конкуренции. Высокие требования в современном бизнесе к квалификации персонала в области логистики приводят к многоступенчатой структуре корпоративного обучения и переподготовки логистов.
Важную роль в профессиональном развитии специалистов по логистике (и, как следствие - в распространении современных методов управления цепями поставок) должны сыграть профессиональные стандарты. Они представляют собой «методический документ, описывающий характеристики знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника, необходимых ему для осуществления ... профессиональной деятельности» [5].
Общий документ, регулирующий нормы и порядки использования профессиональных стандартов - ТК РФ. В частности, за этот момент отвечают положения главы 31 ТК РФ. Макет документа разработан на базе Приказа Минтруда № 147н от
12.04.2013 г., в котором подразумевается присутствие у всех профессиональных стандартов единой формы составления, структуры и содержания.
Наиболее известным из существующих профессиональных стандартов для специалистов в сфере логистики является профессиональный стандарт № 186, который был утвержден приказом, изданным Минтруда и органом соцзащиты от
08.09.2014 г. № 616н. Кодовое значение, присвоенное этому профессиональному
стандарту - 40.049, а точная дата его внедрения - 20 февраля 2015 г.
Кроме того, разработаны и утверждены следующие профессиональные стандарты для специалистов по логистике:
- специалист по логистике в сфере обращения с отходами №759;
- специалист по транспортировке, складированию и хранению биохимической продукции №714;
- специалист по управлению цепью поставок в авиастроении №704;
- специалист по организации сетей поставок машиностроительных организаций №393.
В частных и государственных учреждениях профессиональные стандарты необходимы, поскольку на них возложена задача регулирования требований, предъявляемых к работающим специалистам. Есть несколько задач, которые могут быть решены в кратчайшие сроки в случае грамотного и рационального применения профстандартов:
- разработка новых схем и систем оплаты труда в сфере транспортной логистики;
- упрощение классификации и градации всех сотрудников по тарифным разрядам и специальностям;
- формирование определенных управленческих решений для совершенствования процесса взаимодействия между руководящими звеньями и подчиненными сотрудниками на транспорте;
- набор на работу высококвалифицированных кадров, соответствующих необходимому набору требований;
- организация обучающих мероприятий в целях успешного прохождения сотрудниками мероприятий по аттестации и переаттестации [6].
В общем и целом, основная задача профессионального стандарта заключается в том, чтобы детально описать требования, предъявляемые к сотруднику, а также выразить условия по образованию, опыту, квалификационному уровню.
Рассмотрим подробней требования, которые предъявляет экономика к специалистам по логистике на современном этапе. Прежде всего, логист должен быть отличным переговорщиком и уметь одинаково уверенно общаться и с контрагентами, и с водителями-дальнобойщиками. Кроме того, большинство компаний вынуждены используют интегрированные ИТ-решения, поэтому специалист должен профессионально пользоваться необходимыми программными средствами.
Не следует забывать, что логист - это еще и аналитик. Профессионал должен уметь комплексно представлять цепочки поставок, бизнес-процессы и находить решения по их оптимизации. А потому логистам необходимы знания из области математических и экономических дисциплин.
На рисунке 1 представлен список требований к претендентам на должность логиста.
Обязательные требования Прочие требования
•высшее образование; •владение ПК, знание офисных программ и 1С; • знание основ документооборота; • знание транспортного законодательства; • опыт работы по специальности или в смежных сферах. • опыт работы в сфере ВЭД; •знание нормативно-правовой базы ВЭД, законодательства в сфере международных перевозок; • опыт работы с таможней; • опыт работы с международными перевозчиками (ж/д, морскими, авиа); • знание основ складского учета и систем контроля складских запасов;
Рисунок. Требования работодателей к претендентам на должность логиста
Кроме перечисленных на рисунке 1 требований работодателей часто интересует, имеет ли претендент гражданство РФ, владеет ли иностранным языком (чаще английским), а также возраст претендента - обычно он указывается в пределах 23-35 лет.
Функционал логиста варьируется в зависимости от специфики рабочего места, поэтому следует выделить лишь основные и типичные обязанности:
- работа с поставщиками и клиентами (оптимизация процессов доставки, хранения и отгрузки товара);
- подготовка первичной документации, ее систематизация и формирование реестров;
- формирование и размещение заказа;
- составление и подача документов в разрешительные органы;
- взаимоотношения с таможенными органами;
- контроль и координация работы склада, транспортной службы;
- прогнозирование оптимальных закупок (вместе с отделом продаж);
- маршрутизация грузов.
Обязанности логиста многообразны и
непредсказуемы. При выстраивании схемы логистики предприятия он занимается не только оптимизацией работы склада или транспорта, но и налаживает взаимодействие ключевых подразделений, имеющих отношение к цепочке поставок. Естественно, что для любого предприятия организация правильной логистики - это серьезная встряска, и большинство руководителей пугаются происходящих перемен. В то же время возможна ситуация, когда сфера деятельности логиста ограничивается исключительно его отделом, не затрагивая, к примеру, интересов отдела транспорта. Однако при данном подходе теряется суть логистики, и от службы остается только
название.
Библиографический список
1. Матушевич О.В. Современные технологии управления запасами в логистических системах и обоснование необходимости повышения квалификации логистов на основе профессиональных стандартов // Россия и новая экономика: ключевые векторы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в рамках Всероссийского фестиваля науки: в 2 ч. Под научной редакцией Н.В. Фадейкиной, О.В. Глушаковой. - Новосибирск: САФБД, 2016. - Ч. 2. - С. 666-672.
2. Покровский А.К., Миротин Л.Б., Башмаков И.А. Базис логистического менеджмента (Учебное пособие). - М.: Техполиграфцентр, 2018. - 335 с.
3. Сподина А.С. Эффективность деятельности логистического персонала как важнейший показатель развития предприятия // Проблемы Науки. - 2017. - №15 (97). - С. 56-60.
4. Дыбская В.В. Логистика / В.В. Дыбская, В.И. Сергеев; под общ. и науч. ред. В.И. Сергеева. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 317 с.
5. Кадыров Ф.Н. Актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов / Ф.Н. Кадыров, Л.Ю. Кулбужева // Менеджер здравоохранения. - 2016. - №4. - С. 69-77.
6. «Сквозные» профстандарты: специалист по логистике на транспорте. UPL: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/profstandart-specialista-po-logistike-na-transporte.html
THE RELEVANCE OF THE APPLICATION OF PROFESSIONAL STANDARDS IN
LOGISTICS
N.G. Karikova, graduate student O.V. Matushevich, postgraduate Siberian academy of finance and banking (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The paper shows the relevance of the use of professional standards applied to logistics specialists. The connection between the level of personnel qualification in the field of logistics and the effective development of the company is studied. The authors draw attention to the fact that the creation and management of personnel knowledge in the field of logistics is a decisive factor in the successful application of modern concepts and technologies in these areas of business. Various requirements to specialists in the field of logistics are analyzed.
Keywords: professional standards, supply chain management, logistics, logistician, SCM.