Научная статья на тему 'Практико-ориентированный компонент в профессиональной подготовке студентов-филологов'

Практико-ориентированный компонент в профессиональной подготовке студентов-филологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцева Зинаида Григорьевна

В статье осмысливается актуальность практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов-филологов будущих учителей русского языка и литературы, аналитически рассматриваются пути и формы активизации учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the practice-oriented approach to the professional training of students-philologists future teachers of Russian language and literature. The ways and forms of intensification of students' learning activity are laid bare as well.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный компонент в профессиональной подготовке студентов-филологов»

1. Михайлычев, Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е.А. Михайлычев. - Екатеринбург, 1991. - 21 с.

2. Михайлычев, Е.А. Краткий справочник по оформлению теоретической части научно-педагогического исследования: метод. рекомендации аспирантам и соискателям / Е.А. Михайлычев, М.Е. Солнышков. -Ростов н/Д.: Нюанс, 2005. - 80 с.

3. Михайлычев, Е.А. Критерии оценки качества результатов научно-педагогических исследований: метод. рекомендации / Е.А. Михайлычев, М.Е. Солнышков. - Ростов н/Д.: Нюанс, 2006. - 180 с.

4. Михайлычев, Е.А. Наукометрические требования к научно-педагогическому исследованию: учеб. пособие / Е.А. Михайлычев, М.Е. Солнышков. - Таганрог: Изд-во Ступина А.Н., 2009. - 104 с.

5. Замысел и проект педагогического исследования: методология и технология проектирования: монография / Е.А. Михайлычев и др. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. - 248 с.

6. Методология и технология педагогического исследования и диагностирования (технологии эмпирического исследования): монография / Е.А. Михайлычев и др. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2011. - 292 с.

7. Михайлычев, Е.А. Методология научно-педагогического исследования: симптомы кризиса / Е.А. Ми-хайлычев, М.Е. Солнышков // Альманах современной науки и образования: научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля. - 2011. - № 7. - С. 117-119.

8. Михайлычев, Е.А. Базовые компоненты процесса научно-педагогического исследования: учеб. пособие / Е.А. Михайлычев, М.Е. Солнышков. - Saarbrucken (Deutschland): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 68 с.

9. Михайлычев, Е.А. Основные характеристики результата научно-педагогического исследования: учеб. пособие / Е.А. Михайлычев, М.Е. Солнышков. - Saarbrucken (Deutschland): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 74 с.

10. Михайлычев, Е.А. Методология педагогического исследования: монография / Е.А. Михайлычев, Б.Е. Ме-ханцев, М.Е. Солнышков. - Saarbrucken (Deutschland): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 163 с.

11. Михайлычев, Е.А. О кризисе методологии научно-педагогического исследования / Е.А. Михайлычев, М.Е. Солнышков // Уральский научный вестник: научно-теоретический и практический журнал. - 2013. -№ 22. - С. 5-8.

12. Михайлычев, Е.А. Эмпирические методы педагогического исследования: монография / Е.А. Михайлычев, М.Е. Солнышков. - Saarbrucken (Deutschland): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 201 с.

13. Михайлычев, Е.А. Концептуальная педагогическая диагностика: научная школа и ее основные результаты: монография / Е.А. Михайлычев, М.Е. Солнышков. - Saarbrucken (Deutschland): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 305 с.

14. Солнышков, М.Е. Педагогическая наукометрия: история, теория, практика: монография / М.Е. Солнышков. - Таганрог: Изд-во Ступина А.Н., 2009. - 244 с.

15. Солнышков, М.Е. Российская педагогическая наукометрия: становление, современное состояние и перспективы развития: монография / М.Е. Солнышков. - Таганрог: Изд-во Ступина А.Н., 2011. - 506 с.

16. Солнышков, М.Е. Российская педагогическая наукометрия: аспекты становления, современного состояния и перспектив развития: монография / М.Е. Солнышков. - Saarbrucken (Deutschland): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 64 с.

УДК 371.3 ББК 74.268.3

З.Г. Стародубцева

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

Аннотация. В статье осмысливается актуальность практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов-филологов - будущих учителей русского языка и литературы, аналитически рассматриваются пути и формы активизации учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: проблема чтения, практико-ориентированный подход, активизация учебной деятельности, технология обучения.

Z.G. Starodubtseva

THE PRACTICE-ORIENTED COMPONENT IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS-PHILOLOGISTS

Abstract. The article deals with the practice-oriented approach to the professional training of students-philologists - future teachers of Russian language and literature. The ways and forms of intensification of students' learning activity are laid bare as well.

Key words: reading problem, practice-oriented approach, intensification of learning activity, technology of learning.

В современной образовательной среде учитель должен обладать такими личностными качествами, как креативность, способность творчески относиться к деятельности, динамичность, целе-

устремленность, самостоятельность и профессионализм в принятии решений, владение технологиями обучения и т. п.

Сложность работы учителя-словесника в значительной степени обусловливается падением интереса к чтению в нынешней реальности; художественное же произведение требует к себе творческого подхода. Лев Айзерман отмечает: «... резко снизился социальный статус литературы в жизни общества. Самая читающая страна в мире подсела к телевизору. 37 % населения книг вообще не читают. В 1970-е годы 80 % родителей читали детям книжки. В 1990-е - 15 %, а в 2005 -только 7 %» [1, 24].

Старшеклассники в третьем тысячелетии своеобразно осмысливают поступки литературных героев, интерпретируют духовно-нравственную составляющую их поведения. Трагедию Катерины (драма А. Н. Островского «Гроза») они, например, воспринимают с недоумением: неужели проблемы героини были таковы, что из-за них стоило лишать себя жизни?

Подобные суждения можно слышать и в отношении позиции Ленского (роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина), Татьяны Лариной, сделавшей свой нравственный выбор, и т. д. Это происходит потому, что ценности современной действительности ощутимо расходятся с ценностями, актуализируемыми русской классикой. Средства массовой информации, говоря об известных спортсменах, певцах, представителях бизнеса и т. д., часто акцентируют внимание не на их профессионализме, огромном и постоянном труде, целеустремленности, упорстве в решении поставленных задач, а на размерах гонораров, количестве квадратных метров квартир, светской жизни. Реклама призывает попробовать товар, услугу «здесь и сейчас»; яркая, роскошная, феерическая жизнь увлекает, манит, обволакивает.

Проблема чтения современными исследователями рассматривается в социальном, методическом, филологическом и лингвистическом аспектах, значимой она представляется и в аспекте здоровьесберегающей педагогики. Невозможно переоценить роль чтения в духовно-нравственном становлении личности, в формировании творческих способностей, читательской и общей культуры, интеллекта.

В сегодняшней реальности, как отмечает Т.А. Калганова, «обозначились два вида чтения: «досуговое» (для себя), «деловое» (учебное), и в деловом чтении оказалась русская классика. Библиотеку школьники посещают, чтобы выполнить задание» [6, 26].

Произошли качественные изменения и в читательских запросах: в лучшем случае это беллетристика, а «в основном - масскульт» [6, 26].

Также в нашу жизнь активно внедряются информационно-коммуникационные технологии; современники читают литературно-художественные произведения с компьютерного экрана, однако в этом случае их внимание удерживается в среднем пятнадцать минут. Применение информационно-коммуникационных технологий должно быть четко определено: прежде всего, необходимо акцентировать внимание на целесообразности их использования. Иногда обращение к такой технологии носит формальный характер, сводится преимущественно к технической функции. Замечено, что чрезмерная увлеченность компьютером ведет к снижению, выхолащиванию мыслительной деятельности, падению творческой активности. Недопустимо превращать технологический процесс в простое развлечение, игру. Не представляется возможным игнорировать и факт развития речи, поскольку работа с компьютером не актуализирует его. Немаловажны гигиенические требования, предъявляемые к работе с компьютером, сохранение здоровьесберегающих ресурсов.

Использование информационных технологий обоснованно тогда, когда оно ведет к повышению эффективности процесса обучения, способствует развитию самостоятельности, самореализации, самовоспитанию детей.

Постижение литературы как вида искусства, осмысление эстетической природы художественного слова определили положение о том, что в ходе анализа текста художественного произведения «на уроках литературы необходимо использовать только книгу на печатной основе» [2, 29].

Тревогу ученых, педагогов, методистов вызывает то, что «сотни изданий готовых сочинений, кратких пересказов произведений классики, Интернет готовы ответить на любой вопрос и выдать любой текст без необходимости думать.» [1, 25]. Играет здесь определенную роль и экзамен по литературе, проводимый в формате ЕГЭ: чтение школьников нивелируется в творческом контексте, оно становится прагматичным, поскольку обучающиеся пытаются не столько осмысливать содержательные доминанты, сколько успешно подготовиться к экзамену. Профессиональное обсуждение проблемы чтения приводит к следующему выводу: данная проблема актуальна для многих наук, и только школа решить ее не может, требуется социальная поддержка [10, 23].

Логически объективируется и необходимость совершенствовать методику преподавания литературы, продумывать интересные, неизбитые системы заданий. Сегодня в образовательной среде происходят глубокие, качественные изменения, о чем предупреждает Л. Айзерман: «.нельзя делать вид, что все осталось по-старому. Это и глупо, и опасно» [1, 25].

Современная реальность вскрыла принципиальное противоречие между объемом информации и характером ее восприятия, потребления, переработки. Востребованными становятся технологии, в основе которых - развитие личности профессионала. Что здесь подразумевается? Это способность аналитически рассматривать факты, явления и т.п., самостоятельно принимать решения, адекватно их формулировать, мыслить критически, творчески и т.д. Первоначально термин «технология» применяли к области планирования и для более успешной реализации учебных целей. Трактовки технологии обучения представлены в работах М.В. Кларина [7], Н.Ф. Талызиной [12], М.А. Чошанова [13], Г.К. Селевко [11] и других исследователей. Уяснение подходов к определению технологии, обозначение смысловых доминант и т.п. дает возможность говорить о своеобразии современного образовательного процесса. Речь идет не только о качестве образования, но и его практической целесообразности. В нынешних условиях остро стоит проблема дефицита практически подготовленных специалистов, что обусловливает необходимость использования «технологии обучения с приобретением опыта» [9]. Такую технологию целесообразно разрабатывать на основе практико-ориентированного обучения, в основе которого «должно лежать оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки» [9]. В свете вышесказанного особое значение приобретает активизация учебной деятельности, осуществляемая как в процессе использования методов активного обучения, так и на основе встраивания прак-тико-ориентированного компонента в содержательный аспект учебного материала. Современная образовательная среда призвана формировать активную личность, которая не только продуктивно осваивает большие учебные объемы, но и способна решать разнообразные задачи (социальные, духовно-нравственные, образовательные, воспитательные, профессиональные и т.д.) за пределами обучающей системы. Безусловно, к форме и содержанию занятий должны предъявляться требования, определяемые потребностями практико-ориентированного обучения. Студенты-филологи, как известно, изучают историко-литературные курсы, в преподавании которых превалирует репродуктивный вид деятельности (это находит выражение в формате лекционных и практических занятий). Как отмечает Галимуллина А.Ф., репродуктивный вид деятельности «приводит к разрыву между теоретическими знаниями и практическими умениями студентов. Необходимо повысить познавательную деятельность студентов-филологов, внедряя в практику преподавания историко-литературных курсов активные формы и приемы обучения» [4, 24].

Формирование активной личности осуществляется тогда, когда в ходе учебных занятий оптимально сочетаются теоретические исследования и практическая деятельность (в данном контексте востребованы конструирование конкретных ситуаций, технологии проведения семинарских занятий в форме диалога и т.д.). Интересный пример использования конкретной ситуации (технология-КС), приводится в книге Мухиной С.А. и Соловьевой А.А. «Нетрадиционные педагогические технологии в обучении»:

«Заштатный эльзасский городок в Германии Сульц известен только тем, что сюда удалился после убийства А.С. Пушкина на дуэли Жорж Дантес со своей молодой супругой Екатериной Гончаровой, свояченицей великого русского поэта. Можно представить, сколь разительно отличалось существование молодого честолюбивого Дантеса в провинциальной дыре от блестящей светской жизни при царском дворе в Петербурге. Скучноватый Сульц ничем не выделялся среди эльзасских городков: аккуратные домишки., винные погребки, центральная площадь с городской мэрией. Кстати, признательные горожане, не ведавшие, что от пули Дантеса пал русский поэт, избрали его своим мэром, а после его смерти. назвали его именем маленькую кривую улочку.

Супруга Жоржа Дантеса Екатерина Николаевна прожила в поместье с мужем до 1843 года, где она скончалась в возрасте 36 лет. Осталось трое дочерей и один сын.

Уже недавно правнук Дантеса передал итальянской исследовательнице Серене Витале 25 писем Дантеса, написанных им в 1835-1836 гг. Геккерену, дяде Жоржа. Некоторые письма были переданы французскому писателю русского происхождения Анри Труайя.

Семейный архив с тех пор тщательно оберегается от посторонних глаз, ни для кого больше не раскрывался. Можно предположить, что в нем хранятся письма Екатерины и Натальи Гончаровых, их матери, сестер и братьев. Кто знает, возможно, имеются письма самого Пушкина» [8, 143-144].

Предлагается представить пути возможного решения ситуации, подумать над вопросом: мог ли архив писем, хранящийся у потомков Дантеса, Серены Витале и у Анри Труайя, дать что-то новое в понимании отношений Натальи Николаевны Пушкиной и Жоржа Дантеса? Почему архив писем Дантеса охраняется столь тщательно и не раскрывается более ста лет?

Технологии проведения семинарских и практических занятий в форме диалога способствуют активизации самостоятельной деятельности студентов, развитию их творческих возможностей, формированию аргументированных рассуждений, углублению интереса к общению с литературно-художественными текстами; совершенствуются также навыки социально-психологической готовности к работе в группе, команде.

В образовательном пространстве используются следующие диалогические формы работы: • диспуты, полемика, обсуждение;

• продуктивный коллективный поиск решения проблемы (брейнсторминг, метод проектов, си-нектика);

• ролевые игры (коммуникативные, инновационные, деловые и т.п.);

• тренинг (психотренинг, микрообучение и т.п.).

Весьма эффективными, на наш взгляд, представляются практические занятия по методике преподавания литературы, организуемые в форме ролевой игры. Данная форма позволяет предметно погрузиться в атмосферу современного урока литературы, определить его этапы, разработать содержание каждого этапа, "примерить" на себя роль обучающего и обучаемого, прочувствовать эмоциональный фон учебного занятия, оценить значение применяемых информационно-коммуникационных технологий и т.п.

Организация ролевой игры должна быть четко продумана:

- необходимо заранее провести информирование студентов группы, разъяснить актуальность предлагаемой формы занятия, сформулировать его тему, цель и задачи;

- распределить студентов по подгруппам, выделив в каждой из них ведущего;

- обозначить роли, проинструктировать каждого студента о характере его деятельности;

- наметить круг вопросов, осмыслить наиболее важные, сложные, дискуссионные.

Поскольку речь идет об уроке, здесь, как правило, намечаются роли учителя и учеников.

Например, ролевую игру "Урок литературы. Тема "...твой образ милый..." (анализ стихотворений А.С. Пушкина, посвященных Е.К. Воронцовой)" можно представить следующим образом.

В студенческой группе заранее продумывается функциональное наполнение роли учителя, учеников-чтецов, подготовивших выразительное чтение лирических шедевров, и остальных учащихся, задействованных в структурно-содержательных компонентах занятия.

Студент-учитель подбирает эпиграф к уроку, предлагает варианты оборудования.

Эпиграф: Мне дорого любви моей мученье -Пускай умру, но я умру любя!

А.С. Пушкин.

Оборудование: репродукции портретов Е.К. Воронцовой и А.С. Пушкина, созданных живописцем П.Ф. Соколовым; фотография памятника А.С. Пушкину на Приморском бульваре в Одессе.

Под руководством преподавателя осмысливается тип, форма урока, актуализируются его структурно-содержательные компоненты, акцентируется внимание на своеобразии анализа произведений лирического рода, уясняется место и роль данного урока в системе уроков по изучению творчества А.С. Пушкина.

Все студенты группы должны разработать конспект урока в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В группе студентов-учеников (чтецов) распределяются заранее тексты произведений А.С. Пушкина, посвященных Е.К. Воронцовой; они прозвучат в ходе ролевой игры: "Ненастный день потух", "Сожженное письмо", "Желание славы", "Храни меня, мой талисман", "Все в жертву памяти твоей", "Прощание". Участники поэтического монтажа должны позаботиться о выразительном чтении произведений, что требует предварительной подготовки.

Остальные студенты-ученики продумывают свое участие в рабочих моментах урока-игры.

К ролевой игре предъявляются организационные требования; они должны быть выполнены.

1. Студент-учитель говорит о теме любви в творчестве А.С. Пушкина, приводит великолепные пушкинские строки:

Замечу кстати: все поэты -Любви мечтательной друзья.

Далее речь идет о встрече А.С. Пушкина с Е.К. Воронцовой, урожденной Браницкой, женой наместника Бессарабии, новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова в Одессе, в период южной ссылки. Интересно наблюдение Ф.Ф. Вигеля: «Быстрый, нежный взгляд ее небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, которой подобной я не видал, так и призывала поцелуй» [3, 401].

А.С. Пушкин был пленен Воронцовой; воздействие ее чар было таково, что поэт сравнил это с волшебством.

История с «талисманом»(старинное кольцо с сердоликом, подаренное Воронцовой Пушкину в июле 1824 года, когда стало известно о высылке поэта из Одессы).

2. Обращение к портрету Воронцовой, написанному Соколовым. Изысканность наряда и украшений, блестяще воплощенная живописцем. Холодность красоты этой женщины. Пушкинское стихотворение

«Туманский прав, когда так верно вас Сравнил он с радугой живою.» [5, 19].

Долгие воспоминания поэта о Е.К. Воронцовой, нашедшие неповторимое воплощение в его лирике.

3. Монтаж, подготовленный студентами-учениками (чтецами). Данный вид работы создает особую эмоциональную атмосферу урока-игры, показывает красоту художественного слова, развивает интерес к чтению, к общению с литературно-художественным текстом, рождает эстетическое чувство.

4. Работа по теории литературы. Понятие цикла.

5. Беседа с учащимися о характере воздействия лирических шедевров на слушателей, о впечатлениях, об особенностях восприятия этих произведений. Аналитическое рассмотрение одного из стихотворений с учетом специфики анализа произведений лирического рода. Выступление студентов-учеников.

6. Можно продумать систему творческих заданий, стимулирующих познавательную активность учащихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айзерман, Л. «Никакой моей вины.»? Педагогическая драма в восьми актах // Литература в школе. -2010. - № 12.

2. Белоусова, Е.И. Компьютер и информационные технологии в литературном образовании школьников // Литература в школе. - 2014. - № 8.

3. Вересаев, В. Спутники Пушкина: в 2 т. / В. Вересаев.- М., 2001. - Т. 1.

4. Галимуллина, А.Ф. Активизация учебной деятельности студентов-филологов в процессе формирования представлений о традициях сентиментализма в русской литературе XVIII - XX веков // Литература в школе. - 2010. - № 11.

5. Грачева, И.В. «Кого твой стих боготворил?» Воплощение женского образа в поэзии и живописи // Литература в школе. - 2010. - № 12.

6. Калганова, Т.А. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения // Литература в школе. -2009. - № 12.

7. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. -М.: Наука, 1997.

8. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. -Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

9. Полисадов, С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе [Электронный ресурс] / С.С. Полисадов. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://portal.tpu.rU/f dite/conf/2014/2/c2 polisadov.pdf.

10. Романичева, Е.С. Научно-методическая конференция «Читательская культура в информационном обществе: формирование и социально-педагогическая поддержка» // Литература в школе. - 2014. - № 11.

11. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.

12. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М.: Изд-во МГУ, 1975.

13. Чошанов, М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. - 1997. - № 2.

УДК 378 ББК 74.00

И.А. Стеценко

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основания рефлексивной среды в условиях модернизации системы подготовки педагогов. Особое внимание уделяется подходам и принципам проектирования рефлексивной среды.

Ключевые слова: педагогическое образование, рефлексивная среда, принципы рефлексивной среды, подходы к проектированию рефлексивной среды.

I.A. Stetsenko

THEORETICAL FOUNDATIONS OF DESIGN REFLECTIVE ENVIRONMENT PEDAGOGICAL UNIVERSITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article is discussed the theoretical foundation of the reflective environment in the conditions of modernization of the system of teachers training. Special attention is given to approaches and design principles reflective environment.

Keywords, teacher education, reflective environment, the principles of reflective environment, approaches to the design of the reflective environment.

В Концепции поддержки развития педагогического образования декларируется необходимость модернизации системы подготовки педагогов в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов и соответственно изменением требований к качеству школьного образования, утверждением профессионального стандарта педагога. В Концепции подчеркивается решающая роль повышения качества обучения студентов, изменения содержания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.