2. Решение устраняет основное противоречие (конфликт разрешен и устранены условия порождения противоречий нового и старого).
3. Решение экономично, своевременно и оригинально.
4. Решение теоретически обосновано и практически приемлемо.
5. Возможен перенос данного способа решения на решение новой педагогической задачи.
6. Имеется вариативность педагогического решения.
Критерии обусловливали оценку преподавателем педагогики результатов деятельности студентов в условиях эксперимента. Решение рефлексивно-пиктографической педагогической задачи, соответствующее всем шести критериям, оценивалось «отлично». При наличии четырех критериев студент получал «хорошо», трех - «удовлетворительно», двух - «неудовлетворительно», одного - «плохо».
Под рефлексивно-пиктографическими педагогическими задачами мы понимаем задачи, направленные на наглядно-образное переосмысление теоретических знаний, результатом которых является осознание студентом необходимости выполнения профессиональных действий в условиях задачи, где профессиональные действия включают наглядно-образную рефлексию на цель, предмет и способ деятельности. При этом в процессе решения подобных задач особая роль принадлежит интеллектуальной рефлексивности как способности осознать, т.е. адекватно переводить на язык слов не только результат, но и сам ход решения педагогической задачи. Благодаря этому становится возможным исследовать и формировать алгоритмы, разнообразные приемы и способы решения студентом профессиональных задач. «Рефлексирующий ум, как указывает М.М. Ка-шапов, - это хорошо самоорганизующийся ум, способный к самопознанию и саморазвитию» [3].
Таким образом, в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе мы должны уделять достаточно внимания развитию педагогического рефлексирующего ума, формируя тем самым рефлексивно направленный ум на профессионально-педагогическую деятельность. И как показал эксперимент, данные задачи мы рассматриваем как средства управления, стимулирования, организации и
контроля, повышающие уровень самостоятельности учения студентов и способствующие процессу становления профессионально-педагогической деятельности.
Литература
1. Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. - М., 1998.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань, 1988.
3. Кашапов, М.М. Психология профессионального педагогического мышления: дис. ... д-ра психол. наук / М.М. Кашапов. - Ярославль. 2000.
4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М., 1990.
5. Лоукотка, Ч. Развитие письма / Ч. Лоукотка. - М., 1950.
6. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М., 1981.
7. Осипова, Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления: дис. ... д-ра психол. наук / Е.К. Осипова. - М., 1988.
8. Педагогические ситуации в воспитании школьников: Учеб. пособие / науч. ред. С.М. Годник. - Воронеж, 1985.
9. Плотинский, Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учеб. пособие для высших учебных заведений / Ю.М. Плотинский. - М., 1998.
10. Романов, Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романов, О.Ф. Потемкина. - М., 1992.
11. Сайгушев, Н.Я. Сборник задач по пиктографической педагогике / Н.Я. Сайгушев. - Магнитогорск, 1997.
12. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для студентов педвуза, учителей и слушателей ФПК / В.П. Симонов. - М., 1995.
13. Сластенин, В.А. Преподавание педагогических дисциплин - на технологическую основу / В.А. Сластенин // Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам. - М., 1991.
14. Чернилевский, Д.В. Технология обучения в высшей школе / Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов. - М., 1996.
15. Чернышев, А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций / А.С. Чернышев. - М., 1999.
УДК 372.882
Е.А. Толикина
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н. Ю. Русова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В ССУЗЕ
В статье рассмотрен принцип построения интегративного курса литературы для студентов ССУЗов. Дается понятие педагогической интеграции, указаны преимущества интегративного занятия по сравнению с традиционным. Представлен перечень дисциплин и семантических областей для возможной интеграции на занятиях по литературе.
Интеграция, интегративный курс, литература, межпредметные связи, дидактический синтез.
The article considers the principle of construction of integrative literature course for Colleges students. The concept of the pedagogical integration is given, the benefits of integrative classes in comparison with traditional are pointed out. The list of disciplines and semantic fields for possible integration at literature lessons are presented.
Integration, integrative course, literature, interdisciplinary communication, didactic synthesis.
Как известно, интеграция - от лат. integratio - соединение, восстановление, объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости [1].
Педагогическая интеграция сегодня - это требование времени, поскольку современному обществу нужен не обладающий лишь ограниченным кругом знаний, навыков и умений, а всесторонне развитый, «поликомпетентный» специалист. Поэтому педагогическая интеграция как способ осуществления единства целей, принципов, содержания, форм организации процесса обучения и воспитания [1], по нашему глубокому убеждению, должна являться неотъемлемой составляющей современной системы образования. Особенно актуальной эта проблема представляется при обучении студентов, получающих среднее профессиональное образование: как показывает практика, знания, заложенные на этом этапе обучения, являются базовыми для всех последующих этапов.
Задача интеграции - не просто привести в соприкосновение, «перемешать» несколько учебных дисциплин, а через их органическую взаимосвязь дать учащимся реальное представление о единстве окружающего нас мира. Помимо этого, интегративные занятия являются эффективным способом повышения мотивации при изучении литературы. Не секрет, что этот учебный предмет в последнее время переживает кризис, связанный с практически полным отказом современной молодежи от художественного чтения. Стремление заинтересовать сегодняшних «не читающих» студентов своим предметом и послужило толчком к созданию сначала одного-двух инте-гративных занятий, а затем и целого интегративного курса, который предполагает соединение двух - трех учебных предметов, взаимодополняющих друг друга, в единое целое [1].
Начинается разработанный нами интегративный курс со знакомства с понятиями «нравственность» и «безнравственность», с анализа «Карты нравственности»; этот ориентир сохраняется на протяжении всего учебного года. Основу курса составляют инте-гративные занятия, занимающие около 50 % всех аудиторных часов, отведенных учебной программой на дисциплину «Литература». Так, если на аудиторную работу учебной программой по литературе для специальностей среднего профессионального образования отведено 117 часов, соответственно - 58 пар (занятий), то на долю интегративных приходится 46 часов (23 занятия) аудиторной работы.
Что касается классификации видов педагогической интеграции, здесь до сих пор не существует единого мнения. Мы считаем наиболее рациональной и удобной классификацию интеграции по уровням - от простого к сложному, от низшего к высше-
му. Это следующие три уровня педагогической интеграции: уровень целостности, уровень дидактического синтеза и уровень межпредметных связей.
Первый уровень - уровень целостности - включает в себя формирование новой учебной дисциплины, носящей интегративный характер и имеющей собственный предмет изучения.
Второй уровень - уровень дидактического синтеза - это содержательная интеграция учебных предметов, интеграция форм учебных занятий, а также интеграция методов и средств обучения.
Третий уровень - уровень межпредметных связей - включает в себя интеграцию учебных предметов, каждый из которых при этом сохраняет свой суверенитет в учебном процессе [2].
При обучении литературе студентов, получающих среднее профессиональное образование, мы использовали педагогическую интеграцию двух уровней - интеграцию на уровне дидактического синтеза и на уровне межпредметных связей.
Для дидактического синтеза в нашей практике применялась интеграция на уровне таких методов обучения, как: метод привлечения изобразительного искусства, метод эксперимента, сравнения, «путешествие», ролевые игры, а также интеграция различных форм обучения (литературно-музыкальная композиция, диспут, дискуссия, пресс-конференция, заседание РЯ-компании, виртуальная экскурсия и др.) [4]. Материалом для межпредметных связей послужили такие учебные дисциплины, как русский язык, история, философия, правоведение, физика, математика, экономика, география, культурология, религиоведение, а также такие семантические области, как эстетика, кулинария, живопись, архитектура, кино, музыка, театр, туристический сервис.
Следует заметить, что, если при использовании межпредметных связей в рамках традиционного занятия, лишь упоминаются, обозначаются области соприкосновения литературы с другой учебной дисциплиной, то при использовании интеграции на межпредметном уровне (главное слово здесь именно интеграция) объекты других дисциплин и семантических областей подвергаются пристальному вниманию и изучению, хотя, конечно, в гораздо меньшей степени, чем собственно литература.
Формой воплощения интеграционной технологии в обучении является интегративное занятие. Это особый тип урока, который объединяет в себе учебную информацию по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления, а также совмещает в рамках одной дидактической ситуации разные приемы и методы преподавания и имеет ин-тегративную цель. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ве-
Нами был проведен сравнительный анализ содержания трех учебных программ: примерной рабочей программы по литературе для специальностей среднего профессионального образования, созданной Л.В. Тодоровым, рабочей программы, разработанной в Чебоксарском техникуме транспортных и строительных технологий, где представлен традиционный курс литературы (117 часов), и авторской учебной программы по литературе, которую разработали мы, представив в ней интегративный курс литературы. Результаты анализа показали, что в рамках интегра-тивного занятия студенты получают гораздо больший процент информации, чем в рамках традиционного урока, причем эта информация не только литературного характера, она разнообразна и обеспечивает понимание единства окружающего нас мира.
В рамках курса литературы можно, к примеру, использовать представленные в нижеприведенной таблице возможности интеграции. Безусловно, этот перечень может быть намного шире, и каждый преподаватель вправе дополнить его.
Таблица
Возможности интегрирования на занятиях по литературе
№№ Наименование темы Возможности интегрирования
Межпредметный уровень Уровень дидактического синтеза
1 2 3 4
11 Русская литература конца XVIII - начала XIX вв. Культурология (театр, музыка, живопись конца XVIII - начала XIX вв.) История (события конца XVIII - начала XIX вв., выдающиеся исторические деятели) Дискуссия Метод сравнения
22 Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» Кулинария (о некоторых аспектах кулинарного антуража в романе «Евгений Онегин») История русского балета Виртуальная экскурсия по пушкинским местам
33 Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» География (Экскурсия по местам путешествия Печорина). Математика (теория вероятности («Фаталист»)) Виртуальная экскурсия по лермонтовским местам
44 Творчество Н.В. Гоголя Экономика (история развития денежных купюр в России: от Гоголя к современности). История машиностроения (средства передвижения XIX века). Бухгалтерский учет (составление купчей (накладной) на мертвые души) Метод проектов
65 Жизнь и творчество А. Н. Островского. Драмы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Культурология (история развития русского театра). История (купечество как сословие, общественное положение женщины в XIX в.). Театр (инсценирование). Кинематограф (Э. Рязанов, фильм «Жестокий романс») Ролевая игра Пресс-конференция
16 Роман И.А. Гончарова «Обломов» Физика (эксперимент «Положительно и отрицательно заряженные частицы»). Философия (практик и созерцатель) Дискуссия Метод сравнения Метод эксперимента
17 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» Русский язык (этимологический и морфемный разбор слова нигилист). Философия (понятие и принципы нигилизма). Журналистика, рекламное дело (создание РЯ-продукции по роману) Заседание РЯ-кампании
18 Жизнь и творчество А.А. Фета Живопись (понятие импрессионизма, А. Фет и художники-импрессионисты, черты импрессионизма в живописи и лирике Фета). Музыка (романсы на слова Фета) Метод изобразительного искусства. Литературно-музыкальная композиция
дущей дисциплины. Такой принцип построения учебного занятия можно назвать, пользуясь терминологией Н.Ю. Русовой, «принципом монокристалла» [3]. Он сводится к тому, что объект литературного изучения помещается в точку пересечения граней, каждая из которых является его интерпретацией в различных областях. «Отбор пропорций разномо-дельной информации осуществляет преподаватель, с учетом специфики конкретной дидактической ситуации и ее адресатов» [3, с. 69].
Преимущества многопрофильного интегративно-го урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся, через него можно выйти на формирование общекультурной и коммуникативной компетентностей, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.
Продолжение
1 2 3 4
9 Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» История (отмена крепостного права) Метод исторического ликбеза
210 Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Экономика (толкование слов проценты, процентщица, залог). Этика и философия (проблема «крови по совести» и «цель оправдывает средства»). Правоведение (понятие о преступлении и наказании). Религиоведение (Легенда о Лазаре) Метод ролевой игры. Дискуссия
311 Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» История (Отечественная война 1812 года: историческая хроника). Военная судьба Барклая де Толли и Багратиона. «Малая война», история русского и французского оружия (для механиков), численность русских и французских войск (для бухгалтеров). Французский язык (чтение реплик на французском языке и их перевод) Дискуссия Метод сравнения. Метод исторического-ликбеза
112 Литература русского зарубежья Культурология (судьба русской интеллигенции). История (три волны эмиграции, причины) Метод путешествия
313 И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Литература, география, математика, русский язык (темы игры) Интерактивная игра. Метод путешествия
414 Творчество А.А. Блока Живопись, музыка (понятие о символизме). История (Поэма «Двенадцать». Февральская революция 1917 года: историческая справка) Литературно-музыкальная композиция
415 Творчество В. В. Маяковского Футуризм в живописи и архитектуре. Художники-футуристы Метод изобразительного искусства
416 Жизнь и творчество С.А. Есенина Музыка (песни на стихи Есенина). Культурология (образ великой танцовщицы А. Дункан). География (Рязанская область). История (князья Голицыны). Кино (многосерийный фильм «Есенин») Литературно-музыкальная композиция. Метод путешествия. Пресс-конференция
217 Поэзия А.А. Ахматовой Музыка (песни на стихи Ахматовой). История (Первая мировая, Гражданская война) Литературно-музыкальная композиция
418 Жизнь и творчество А.М. Горького Краеведение (Домик Каширина в Нижнем Новгороде, памятник Горькому, площадь Горького) Метод путешествия
419 М.А. Шолохов «Тихий Дон» История (Первая мировая война, Гражданская война, понятие и особенности коллективизации). Культурология (традиции и обычаи донского казачества) Метод исторического ликбеза
520 Творчество А.П. Платонова Правоведение (рассмотрение прав ребенка в рамках изучения малой прозы) Дискуссия
321 Авторская песня Музыка (песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима, А. Городницкого и др.) Литературно-музыкальная композиция
Как видим, возможности интеграции на занятиях по литературе достаточно широки. Мотивация к обучению на таких занятиях высока, а полученная на интегративных занятиях разноплановая информация прочно укладывается в памяти и способствует формированию востребованного современностью специалиста. Все это говорит о том, что интегративный курс литературы сегодня может и должен войти в практику преподавания этой дисциплины и приносить свои образовательные результаты.
Литература
1. Педагогический словарь: Учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В.И. Загвязинский; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М., 2008.
2. Пузанкова Е.Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Е.Н. Пузанкова, Н.В. Бочкова // Образование и общество. - 2009. - № 1. - С. 9 - 13.
3. Русова, Н.Ю. Дидактическое моделирование для предметной области «Филология» / Н.Ю. Русова. - Н. Новгород, 2013.
4. Толикина, Е.А. Применение интегративного подхода при изучении литературы / Е.А. Толикина / Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: Материалы VIII международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. - М., 2012. - С.112 - 116.