Научная статья на тему 'Практико-ориентированные педагогические технологии специальной физической подготовки курсантов вузов МВД как детерминанты успешного выполнения профессиональных задач'

Практико-ориентированные педагогические технологии специальной физической подготовки курсантов вузов МВД как детерминанты успешного выполнения профессиональных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / НЕДОСТАТКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL TASKS / SHORTCOMINGS OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING / EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF SYSTEM OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанченко Сергей Николаевич, Епифанцев Андрей Анатольевич

В статье рассматриваются подходы к проблеме подбора оптимальных педагогических технологий специальной физической подготовки курсантов вузов МВД, релевантных общей цели выполнения ими профессиональных задач, особенно актуализирующихся в условиях локальных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабанченко Сергей Николаевич, Епифанцев Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF SPECIAL PHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS AS DETERMINANTS OF SUCCESSFUL PERFORMANCE OF PROFESSIONAL TASKS

The article deals with the approaches to the problem of selection of optimal pedagogical technologies of special physical training of cadets of the Ministry of internal Affairs, relevant to the overall goal of their professional tasks, especially relevant in local conflicts.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированные педагогические технологии специальной физической подготовки курсантов вузов МВД как детерминанты успешного выполнения профессиональных задач»

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры физической подготовки и спорта Кабанченко Сергей Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта, кандидат исторических наук, доцент Епифанцев Андрей Анатольевич Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме подбора оптимальных педагогических технологий специальной физической подготовки курсантов вузов МВД, релевантных общей цели выполнения ими профессиональных задач, особенно актуализирующихся в условиях локальных конфликтов.

Ключевые слова: педагогические технологии, профессиональные задачи, недостатки специальной физической подготовки, эффективность функционирования системы специальной физической подготовки.

Annotation. The article deals with the approaches to the problem of selection of optimal pedagogical technologies of special physical training of cadets of the Ministry of internal Affairs, relevant to the overall goal of their professional tasks, especially relevant in local conflicts.

Keywords: pedagogical technologies, professional tasks, shortcomings of special physical training, efficiency of functioning of system of special physical training.

Введение. Реалии сложных профессиональных задач, выдвигаемых современным опытом наведения правопорядка на Северном Кавказе, недостаточный уровень не только физической, но и, в первую очередь, психологической подготовленности и навыки выполнения профессиональных действий зачастую приводят к тому, что растет печальная статистика неоправданных потерь сотрудников МВД в зонах локальных вооруженных конфликтов.

Существует ряд завершенных научных исследований, которые иллюстрируют тот факт, что в современных реалиях можно наблюдать дисбаланс, обусловленный несоответствием того уровня профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений МВД РФ к результатам выполнения тех профессиональных задач, которые необходимо решать в условиях конфликтов в приграничных зонах, территориях локализации напряженности. Но данная информация не может быть воспринята обобщенно и требует серьезной проработки. Одной из современных технологий обобщения подобного рода информации могут служить опросы и интервью. Для определения тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на уровень эффективности, например, профессиональной деятельности выпускников вуза МВД в условиях локальных конфликтов, Андреем Витальевичем Алдошиным был проведен опрос группы офицеров МВД, которые принимали участие в операциях по борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе. После обобщения результатов проведенного опроса, удалось выделить ряд таких факторов [1].

Автор пишет о том, что больше четверти респондентов из среды опрошенных выпускников вузов МВД, считают, что именно уровень той профессиональной подготовки, которую они приобрели в процессе обучения, не обеспечивает возможности должного эффективного решения оперативно-служебных задач в условиях боевых действий, и виной всему отсутствие практических навыков в выполнении служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов,- так считает ряд экспертов.

Если говорить о том, какие именно профессионально важные прикладные навыки, физические и психические качества, необходимы выпускникам вуза МВД, то к ним смело можно отнести эмоциональную устойчивость; быстрое переключение и распределение внимания; не только общую, но и силовую выносливость, ловкость и быстроту в действиях; а также хорошее владение стрелковым оружием и навыками рукопашного боя.

Формулировка цели статьи. В ходе обобщения ряда исследовательских работ, рассматривающих и анализирующих динамику физической подготовленности курсантов вуза МВД, мы встречаем свидетельства и иллюстрации того, что имеет место низкая эффективность функционирования системы физической подготовки.

В качестве недостатков, оказывающих негативное влияние на оптимизацию данной системы, в первую очередь, следует отметить дисбаланс между применяемыми средствами и методами физической тренировки и теми задачами, с которыми сталкиваются выпускники вузов МВД в среде непосредственной служебно-боевой деятельности, а именно в условиях локальных конфликтов. Серьезные опасения вызывает тот факт, что на сегодняшний день практически отсутствуют научно- обоснованные методики, направленные на обеспечение не только физической, но и психологической готовности выпускников вузов МВД к эффективным действиям в экстремальных условиях. В ряде научных исследований по данной проблеме встречаются иллюстрации недостаточно эффективного использования всех форм физической подготовки, направленных на реализацию интересов повышения профессиональной подготовленности. И самое главное, с чем часто сталкиваются эксперты, изучающие качество профессиональной готовности выпускников вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач, это отсутствие спектра объективных критериев и тестов, определяющих степень физической и психологической готовности.

Чтобы создать систему наиболее оптимизированных педагогических технологий образовательной среды вуза МВД в контексте специальной физической подготовки, совершенно необходимо, и этот момент назрел, включить в систему педагогических условий подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности такие, которые бы позволили сформировать у преподавателей (тренеров) по физической подготовке высокий уровень методологической

культуры; развить у курсантов навыки профессионально-ролевого самоопределения; организовать нравственно-правовую среду обучения.

Цель статьи - научно обосновать совокупность педагогических условий подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть сущность методологической культуры преподавателей (тренеров) по физической подготовке; выявить структурообразующие компоненты профессионально-ролевого самоопределения курсантов; охарактеризовать нравственно-правовую среду обучения.

Изложение основного материала статьи. Если обобщить данные о необходимости формирования у преподавателей (тренеров) по физической подготовке методологической культуры, то можно увидеть, что лейтмотивом этой необходимости является, в первую очередь, недостаточный уровень знаний преподавателями не только категориального аппарата педагогики профессионального образования, но и также принципов и подходов к профессиональному обучению, технологий, форм, методов, средств физической подготовки, тех моделей, которые могут сделать образование здоровье-сберегающим и здоровье-формирующим [2]. Для построения практико-ориентированной модели преподавания специальной физической подготовки сегодня стоит задача понять характер взаимоотношений между теорией и формами, методами, средствами познания, инновациями и традициями, роль практики в научно-познавательной деятельности.

Весьма важную роль в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МВД играет такое педагогическое условие как профессионально-ролевое самоопределение. Именно самоопределение может служить предиктором мотивации к повышению уровня специальной физической подготовки. Из контекста философского осмысления сущностной характеристики феномена самоопределения мы извлекаем понимание того, что это не просто процесс, но и, в первую очередь, результат осознанного выбора личностью вектора своего самосовершенствования, самоактуализации, профессиограммы, а также выработки собственного отношения к происходящему. Очевидна в этой связи следующая закономерность, что существует прямая корреляционная связь между успешностью процесса и результатов самоопределения и эффективностью процесса осмысления человеком своих реальных достижений и недостатков, стремления к самосовершенствованию.

Весьма важным структурным элементом процесса оптимизации профессиональной подготовки курсантов вузов МВД является такая педагогическая детерминанта как организация нравственно-правовой среды. Образование - это не только единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, как прописано в Законе «Об образовании», но и общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства, но это еще и соединение приобретаемых знаний, умений, навыков с ценностными установками личности, опытом ее деятельности и профессиональных компетенций для реализации глобальной миссии, направленной на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека, который мог бы быть конкурентоспособным за счет удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [3].

Если связать все вышеперечисленное с совершенствованием служебно-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД, то очевиден тот факт, что системная целостность основных образовательных программ, оказывающая влияние на качество формирования у курсантов профессионально-специализированных компетенций, позволит развить и сформировать у обучающихся не только способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя, но и уверенную и эффективную, сохраняющую жизнь и обеспечивающую личную безопасность, самозащиту, без применения оружия.

Соответственно в структуре среды подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности можно выделить в качестве основных компонентов нравственный и правовой [4].

Физическая подготовка будущих сотрудников МВД рассматривается как составная часть системы профессионального обучения. С учетом конкретных экстремальных условий профессиональной деятельности была разработана педагогическая технология организации специальной физической подготовки курсантов вуза МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов.

На каждом из этапов эксперимента по апробации педагогических технологий специальной физической подготовки целенаправленно использовались соответствующие средства и методы тренировки.

В результате проведенного исследования были обоснованы педагогические условия, необходимые для высокой эффективности функционирования системы специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов (рис. 1).

Рисунок 1. Ранжирование педагогических условий, необходимых для высокой эффективности функционирования системы специальной физической подготовки курсантов вузов МВД

На начальном этапе предполагается расширять функциональные возможности кардио-респираторной системы обучающихся. В качестве основных средств можно использовать: бег на длинные дистанции (до 6-8 км); марши на лыжах (до 15-20 км); плавание (до 2 км); спортивные и подвижные игры; силовые упражнения на гимнастических снарядах; упражнения с гирями, штангой и на тренажерах. Методы тренировки могут носить равномерный характер, могут использоваться несколько серий повторов, позволяющих осуществить процесс максимальных мышечных усилий. Что касается направленности процесса тренировки, то она распространяется на развитие таких физических качеств, как: общая и силовая выносливость и сила. Параметры нагрузки могут варьироваться в диапазоне от 140 до 160 ударов в минуту, вплоть до порога анаэробного обмена.

На втором этапе специальной физической подготовки необходимо сформировать механизмы долговременной адаптации к физической нагрузке. В качестве средств можно использовать бег на средние и короткие дистанции; плавание с использованием отрезков до 100 м; спортивные и подвижные игры; рукопашный бой; преодоление препятствий; силовые упражнения на гимнастических снарядах; упражнения с гирями и на тренажерах. Если говорить о методах, которые релевантны конечной цели данного этапа, то к ним можно отнести повторный, интервальный, метод максимальных мышечных усилий, вплоть до отказа. Данный спектр тренировок подходит для развития таких физических качеств, как: скоростно-силовые качества, ловкость, быстрота в действиях. Параметры нагрузки могут варьироваться в диапазоне частоты сердечных сокращений от 150 до 170 ударов в минуту, причем на уровне порога анаэробного обмена.

На третьем этапе особое внимание следует уделить формированию психологической и физической готовности курсантов к действиям в экстремальной обстановке. В качестве средств на данном этапе целесообразно использовать преодоление препятствий с применением имитационных средств; в полной экипировке; ведение рукопашного боя на фоне усталости; подвижные и спортивные игры; силовые упражнения на гимнастических снарядах; упражнения со штангой и на тренажерах. Среди методов можно использовать повторный метод, метод необычных двигательных заданий, интервальный, до отказа. Такого рода тренировки позволяют развить смелость, решительность, настойчивость, упорство, быстроту распределения и переключения внимания; ловкость и быстроту; формирования навыков преодоления препятствий и рукопашного боя. Параметры нагрузки практически не отличаются от параметров второго этапа.

А на завершающем, четвертом этапе необходимо формировать эмоционально-волевую устойчивость и развитие физической и психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных условиях. И уже здесь в качестве средств могут применяться преодоление препятствий с применением имитационных средств; в полной экипировке и стрельбой из огнестрельного оружия; ведение рукопашного боя с численно превосходящим противником и моделированием боевой обстановки; метание гранат; силовые упражнения; подвижные и спортивные игры. К методам можно добавить, помимо вышеописанных, метод необычных двигательных заданий, сопряженных упражнений. Этот этап позволяет развить эмоционально-волевые и психологические качества, необходимые для успешного выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях; быстроты, ловкости; совершенствования навыков рукопашного боя с численно превосходящим противником.

Педагогическая технология организации специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов.

При этом приоритетными средствами физической подготовки в ней являются: рукопашный бой с численно превосходящим противником, преодоление препятствий с применением имитационных средств, спортивные и подвижные игры.

Выводы. Разработанная технология показала высокую эффективность. В результате ее применения достоверно улучшились показатели силы, ловкости, быстроты и выносливости у курсантов экспериментальной группы. Это позволило выпускникам вуза МВД более качественно решать служебно-боевые задачи в условиях локальных конфликтов.

Совокупность выявленных педагогических условий обеспечивает достижение необходимого результата посредством интеграции элементов педагогической системы. Апробация педагогических условий позволила выявить критерии подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности.

Литература:

1. Алдошин А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 9 (43) - 2008 год. С. 1-5.

2. Халилуллин Ф.Ф. Роль физической подготовки и спорта в профессиональной деятельности сотрудников системы МВД (педагогические и практические аспекты // В сборнике: Проблемы национальной безопасности: вопросы теории и практики. Пятые юридические чтения Материалы всероссийской научно-практической конференции Казанского юридического института МВД России. Под редакцией Ф.К. Зиннурова. 2017. С. 234-236.

3. Халилуллин Ф.Ф., Рыбалкин Д.А. Физическая подготовка как средство воспитания морально-волевых и психологических качеств // В сборнике: Проблемы национальной безопасности: вопросы теории и практики. Пятые юридические чтения Материалы всероссийской научно-практической конференции Казанского юридического института МВД России. Под редакцией Ф.К. Зиннурова. 2017. С. 236-237.

4. Подпорин И.В. Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 202-207.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Казанцева Галина Алексеевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Карпукова Альбина Анатольевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается исторический аспект формирования и реализации системы профессионально-педагогического образования с конца XIX в. по начало XXI в. Обращается внимание на изменяющиеся социальные условия, в которых происходит становление и развитие профессионально-педагогического образования, в том числе рассматриваются социально-экономический фон современной России, оказывающий решающее влияние на названный вид образования.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, профессиональное образование, профессионально-педагогические кадры.

An^tatton. The article discusses the historical aspect of the formation and implementation of the system of professional and pedagogical education from the end of the XIX century at the beginning of the XXI century. Attention is paid to the changing social conditions in which the formation and development of vocational and pedagogical education takes place, including the socio-economic background of modern Russia, which has a decisive influence on the named type of education.

Keywords: vocational and pedagogical education, vocational education, vocational and pedagogical personnel.

Введение. Динамику и направленность процесса подготовки педагогов профессионального обучения можно проследить за период ее короткой истории, в которой, как в капле воды отобразились все позитивные и негативные процессы, сопровождавшие историю нашей страны с конца XIX по начало XXI века.

Изложение основного материала статьи. Последняя четверть XIX века для России характеризовалась бурным ростом промышленности. Промышленное производство того времени несло в себе сложные технологические процессы и требовало квалифицированных рабочих и одновременно применяло неквалифицированный и тяжелый труд. Массовому производству оказывалось достаточно навыков вчерашнего крестьянина, обучить которого можно было в течение нескольких смен, а более технологичное требовало работников, имевших специализированную квалификацию. Выход петербургские, сормовские, ивановские и другие владельцы предприятий видели, в том числе, и в создании специализированных учебных мастерских для вновь поступивших работников. Возраст здесь не имел значения, главным критерием являлось отсутствие какого-либо опыта работы на данном предприятии. Сроки обучения были крайне сжаты, работников обучали определенной операции, набору таких операций или работе на определенном станке. В качестве обучающих выступали наиболее опытные рабочие, либо мастера [1]. Здесь вновь поступившие на предприятия рабочие находились под плотным контролем работодателя, и получали необходимый минимум навыков, требовавшийся для начала трудовой деятельности на данном предприятии.

Появление таких учебных мастерских показывало, что потребность в квалифицированных кадрах частично удовлетворялась на самих предприятиях, одновременно выявляя проблему узкой специализации и низкой квалификации рабочего, получившего подобное профессиональное образование. При этом необходимо учитывать, что в указанное время и в течение первого десятилетия XX в. наиболее квалифицированные специалисты приглашались из Англии, Франции, Бельгии и Германии.

В более широком понимании проблема состояла в том, что нарождавшаяся в России того времени крупная массовая промышленность требовала, и настоятельно, целенаправленной, специализированной и массовой подготовки рабочих различных специальностей.

Слабым отзывом на такую потребность было открытие низших и средних технических училищ, обучавших техников или помощников инженеров по руководству производством, младший технический персонал, мастеров; квалифицированных рабочих, ремесленников и кустарей. Последняя группа обучалась в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.