УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
С.А. Семенов
Кафедра государственного и муниципального управления Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
В статье освещаются актуальные вопросы формирования практико-ориентирован-ных образовательных программ высшего профессионального образования. Приводится опыт разработки и успешной реализации такой программы в Московском городском университете управления Правительства Москвы. Раскрываются организационные и содержательные решения, необходимые для реализации практико-ориентированного проектного обучения магистров государственного и муниципального управления. Даются предложения по дальнейшему развитию таких программ.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, проектное обучение, управленческие кадры, кейсы, магистратура.
Процесс подготовки высшими учебными заведениями специалистов (бакалавров, магистров) для сферы государственного и муниципального управления (ГМУ) сопряжен с рядом трудностей, которые, как представляется, хотя и имеют некоторое сходство с проблемами обучения специалистов для других направлений (социологов, политологов, менеджеров, экономистов, юристов и т.д.), тем не менее, сильнее выражены. В первую очередь можно отметить необходимость явной многопрофильности подготовки «ГМУшников» для их будущей деятельности. Эта потребность прямо отражена в действующих федеральных образовательных стандартах, в формулировках требуе-
мых для освоения компетенций. Так, для подготовки бакалавров по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление предусмотрено освоение 17-и общекультурных компетенций и 51-й профессиональной компетенции. При подготовке магистров по новому ФГОС ВПО 38.04.04 от 26 ноября 2014 г. требуется освоить 3 общекультурных, 3 общепрофессиональных и 20 профессиональных компетенций. Здесь есть все, от прогнозирования развития отраслей и регионов, до проведения социальной политики, от документооборота до бюджетного процесса, от экономического анализа до управленческих технологий, от правовых знаний до формирования организационных структур управления. И многое другое. И проблема здесь не столько в количестве компетенций, сколько в их функциональной направленности - они охватывают в своих формулировках потребность знать, уметь и владеть навыками практически всего, что предписано отдельно тем же социологам, политологам, менеджерам, экономистам, юристам и многим другим. К сожалению, «приписать» проблему чрезмерному усердию создателей образовательного стандарта не получится, так как управленцам действительно необходимо все это знать и уметь, пусть и не с той мерой глубины и детализации как профильным специалистам. Эта необходимость диктуется сложностью и спецификой тех систем и функций, для которых вузы готовят специалистов (бакалавров и магистров) по государственному и муниципальному управлению.
Управленцев для государственной и муниципальной службы готовить сложно и, судя по результатам, судя по многочисленной критике в их адрес, делать это надо как-то иначе. Логично предположить, что подсистема управления (организация обучения) должна быть адекватна объекту управления, то есть сложности получаемых системных знаний и умений. Традиционный дисциплинарный подход к обучению малопродуктивен, даже если добавлять в него практикоориентирующие элементы. Дополнив теорию отдельных дисциплинарный знаний практикой в них же (например, через кейсы и иные образовательные технологии), мы не сможем дать междисциплинарных умений. Добросовестно рассказав, что такое пила, рубанок, дрель и даже научив пилить, строгать и сверлить, мы все же не научим строить дом. К сожалению, производственная практика в конце учебы тоже малопродуктивна.
Представляется, что нужны такие формы организации обучения, в которых усвоение знаний может быть совмещено не только с практико-ориенти-рованностью их предоставления и объекто-ориентированностью всего учебного процесса, но и с необходимостью адаптировать получаемые знания к потребностям практической деятельности, превращая их в компетенции в работе над проектом в течение всего процесса обучения.
В настоящее время опыт внедрения практико- и объекто-ориентирован-ного обучения совмещенного с проектной работой в России незначителен,
но он есть и, как представляется, может служить основой для внедрения в образовательную практику ВУЗов новых программ и разработки эффективных организационно-структурных решений по управлению учебным процессом. Я хотел бы поделиться с коллегами опытом разработки и реализации таких программ.
Создание новых образовательных программ и подготовка специалистов с новыми компетенциями опирается на развивающиеся запросы общества и происходящие изменения. Это определенный ответ на обстоятельства и вызовы времени. В 2011 г. новые вызовы стимулировали в московском мегаполисе поиск решений, одним из которых стало создание инновационной формы подготовки магистров ГМУ.
В 2011 г. в Москве за короткий срок было принято 16 новых госпрограмм развития города на период 2012-2016 гг. В их числе: «Безопасный город», «Информационный город», «Градостроительная политика», «Жилище», «Развитие транспортной системы», «Социальная поддержка жителей города Москвы», «Стимулирование экономической активности», «Открытое правительство» и другие. По сути - это функциональные стратегии общей стратегии развития мегаполиса, формирующие не только поле для инновационных изменений, но и спрос на кадры, способные профессионально осуществлять их.
Новые цели и задачи развития Москвы, ее расширение за счет присоединенных территорий, реформа системы управления и целый комплекс новых стратегических программ служили явными предпосылками для активной работы над новыми программами подготовки управленческих кадров. В этой связи Московский городской университет управления Правительства Москвы (далее - МГУУ) получил новое госзадание на разработку и реализацию различных программ высшего профессионального образования и программ дополнительного профессионального образования.
При разработке новых программ руководством МГУУ (ректор - Марго-лин А.М.) была поддержана инициатива заведующего кафедрой ГМУ о параллельной разработке инновационной программы магистратуры (практико-ориентированной) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» с профилем «Стратегическое управление мегаполисом», реализуемой в очной форме обучения сроком 2 года (далее - Программа). Активная работа над учебно-методическим обеспечением Программы, организационными задачами и необходимыми регулятивами позволили летом 2012 г. осуществить успешный набор первой учебной группы из 20 человек (научный руководитель Программы Семенов С. А., зав. кафедрой ГМУ).
Программа уникальна для России как по специфике профиля подготовки, так и по форме реализации, и соответствует ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «магистр»). Системообразующей основой предлагаемой Программы стал проектный подход в обучении для эффективного освоения
актуальных специальных компетенций. Кроме предусмотренных федеральным стандартом компетенций (общекультурных и профессиональных) в программе «Стратегическое управление мегаполисом» заложено освоение еще шести специальных компетенций, отличающих ее выпускников от выпускников других программ:
СК-1 - способность участвовать в разработке общей стратегии развития организации, территории, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
СК-2 - способность участвовать в разработке стратегии управления организационным и структурным развитием организации, территории, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
СК-3 - способность участвовать в разработке стратегии управления экономическим развитием организации, территории, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
СК-4 - способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организации, территории, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
СК-5 - способность участвовать в разработке стратегии управления нормативно-правовым обеспечением развития организации, территории, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
СК-6 - способность участвовать в разработке стратегии управления социально-культурным развитием организации, территории, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию [2. С. 168].
Формирование указанных компетенций в этой последовательности предопределяет особенности реализации Программы, проведения специальных практик и организации «сквозного» двухгодичного научно-исследовательского семинара.
Для обеспечения общей логики, формирования необходимой мотивации и создания механизма исполнения Программы потребовался ряд организационных решений. А именно:
- Зачисленная учебная группа (Курс) была разделена на проектные Группы по 5 человек. Переход между группами не предусмотрен.
- Каждой Группе был назначен «свой» город - Объект Проекта.
- С руководством городов заключены необходимые соглашения о прохождении дискретной (6 этапов по 7 дней) практики с учетом особенностей организации Программы. Соглашения предусматривали, что на каждом функционально-специализированном этапе практики город предоставляет своего профильного руководителя (как правило - руководитель профильного департамента или зам. главы администрации), организующего необходимое взаимодействие с подразделениями и возможность сбора информации.
- Все студенты уведомлялись, что обучение завершится коллективной защитой каждой Группой своего Проекта - стратегии развития города и ин-
дивидуальной магистерской диссертации по теме одного из аспектов развития этого города.
- Каждой Группе научным руководителем Программы назначен свой куратор из профессорско-преподавательского состава Университета на весь период обучения, включая защиту Проекта. Куратор Группы отвечает за сквозную логику, в том числе при прохождении тематических практик в «своем» городе.
- Вся программа обучения структурирована на 8 модулей. 1-й - вводный (в основном конфликтология, командообразование и другие управленческие технологии). Модули со 2-го по 6-й тематически специализированные по содержанию специальных компетенций (с 6-й по 1-ю) и в них сгруппированы соответствующие этим компетенциям учебные дисциплины. 8-й -подготовка итоговых Проектов и магистерских диссертаций.
- Комплекс дисциплин, изучаемых в модулях для «закрытия» каждой из шести специальных компетенций, завершается функциональных проектом Группы. Получается по 5 функциональных проектов (СК 6, 5, 4, 3, 2) и 1 общий (СК 1), интегрирующий, который позволяет объединить все предыдущие компоненты наработанные Группой в общую стратегию города.
- Для профессионального консультирования по каждому из 5 функциональных проектов назначен профильный куратор из профессорско-преподавательского состава Университета (специалист в соответствующей функциональной сфере) - он, в том числе, ведет все Группы в своей профильной части «сквозного» научно-исследовательского семинара. Профильный куратор во взаимодействии с научными кураторами Групп формирует вопросы (задания) для изучения Группой на практике.
- Внутри учебных Групп у каждого из 5 функциональных проектов есть руководитель из числа студентов Группы. Предусмотрена ротация руководителей проектов в Группе. В итоге каждый студент будет и руководителем, и исполнителем на разных этапах Проекта. Тот функциональный аспект общего Проекта Группы - работой над которым руководил магистрант - будет темой его диссертации.
- Междисциплинарный научно-исследовательский семинар (далее - НИС) -обеспечивает интеграцию функциональных проектов в общий и адаптацию знаний к целям Проекта.
- Количество тематических (функциональных) проектов равно количеству специальных компетенций (шесть) и соответствует количеству выездных практик для сбора конкретных данных в городах - объектах Проекта. То есть все практики достаточно узко функционально специализированы.
- График прохождения практик в городах синхронизирован с группами дисциплин, этапами научно-исследовательского семинара, подготовкой и защитой проектов. За сбор материалов на каждой практике, распределение функций внутри своей группы, касающихся соответствующего этапа практики или работы над проектом после практики, отвечает руководитель Группы этого
этапа из числа самих студентов. Его ответственность мотивирована как общим результатом Группы (общая оценка за защиту функционального проекта), так и заинтересованностью личной - качество материалов руководимого им этапа работ станет основой для его диссертации.
- Итоговый Проект - это выпускная работа Группы, в которой есть общая часть и индивидуальная каждого магистранта.
- Доступ к информации (учебная, справочная, задания, обсуждения) курса и групп организован в форме «облачного» сервиса и посредством учебного Web портала Университета.
Целеориентирующим, интегрирующим и координирующим механизмом реализации Программы выступает междисциплинарный научно-исследовательский семинар, который реализуется на протяжении всех 4 семестров обучения.
НИС ориентирован на изучение методологических и методических вопросов стратегического планирования развития территорий и организаций, задач управления социально-экономическими процессами, стратегического и оперативного управления городской агломерацией во всех связанных с этим аспектах. Семинар состоит из семи модулей (одного вводного и шести тематических), в которых организована проектная работа студентов, обеспечивается координация необходимых для реализации Программы межкафедральных взаимодействий в Университете и необходимых контактов с внешними организациями, экспертами. НИС - системообразующий учебный, научный и организационный механизм программы - управляется Советом НИС. Возможно, это самый сложный элемент всей Программы.
Научно-исследовательская работа является обязательным разделом образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление». Целью НИС является формирование у студентов общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, а также навыков научно-исследовательской работы в процессе обучения и подготовки диссертации.
Основные задачи научно-исследовательского семинара:
- обучение практическому применению знаний методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук для выполнения экспертных и аналитических работ;
- развитие навыков написания научных статей и докладов, подготовки аналитических обзоров;
- освоение навыков ведения научной дискуссии, оппонирования и мо-дерации;
- формирование представления об актуальных исследовательских проблемах в сфере государственного и муниципального управления;
- включение студентов в научно-исследовательскую работу по проблематике деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- развитие навыков презентации и обсуждения результатов исследования;
- выбор темы исследования в магистерской диссертации;
- обсуждение основных блоков своего диссертационного исследования на различных этапах его выполнения.
Смысловая задача НИС - сделать научно-исследовательскую деятельность студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, а их самих - активными членами научного сообщества.
Одной из задач НИС программы «Стратегическое управление мегаполисом» являлась интеграция научных исследований, проводимых кафедрой ГМУ, Институтом научных исследований МГУУ, с направлениями исследований, проводимых студентами на практиках в городах, с насыщением исследований актуальной информацией с мест, повышением практико-ориен-тированности исследований проводимых научно-педагогическими коллективами Университета. К работе научно-исследовательского семинара привлекались ведущие ученые и руководители - практики сферы государственного и муниципального управления.
В научно-исследовательском семинаре пересекаются нескольких видов деятельности, взаимодополняющих и обогащающих друг друга:
- организационные формы НИС;
- теоретические формы;
- выполнение тематических проектов с использованием кейс-метода;
- подготовка научных статей;
- выполнение курсовых работ и написание творческих эссе;
- подготовка магистерской диссертации.
Организационные формы предполагают проведение в НИС мероприятий по повышению качества организации работы профессорско-преподавательского состава и студентов, их взаимодействия: проведение вводных и ознакомительных занятий, раскрывающих концепцию и специфику организации деятельности НИС; ознакомление с методическими указаниями по выполнению кейсов, творческих эссе и курсовых работ, правилами их защиты; изучение порядка проведения дискретной практики и организации работ на ней, правила получения, хранения и использования информации и материалов получаемых на практике; формы и содержание отчетов; методика подготовки и правила защиты магистерской диссертации.
Теоретические формы деятельности в НИС предполагают проведение учебных занятий для формирования у студентов представления о наиболее актуальных исследовательских проблемах в государственном и муниципальном управлении, а также изучение методологии, методов и различного инструментария научно-исследовательской деятельности. В НИС предусмотрено участие преподавателей и приглашенных экспертов, активное участие самих студентов в дискуссиях, в том числе межгрупповых с целью обмена опытом и обоснования выбранных позиций, подходов, используемого инструментария, принятых в группах критериев оценки.
Выполнение проектов с использованием кейс-метода предусматривает изучение и анализ данных по исследуемому направлению из различных информационных источников как при аудиторной, так и в самостоятельной работе обучающихся, подбор материалов в ходе производственной практики, выполнение кейса Группой и его публичную защиту перед кураторами и другими Группами. В тематике заданий кейсов активно используется критический и сравнительный анализ существующих стратегических программ развития регионов и муниципальных образований и задачи требующие решения с использованием специального инструментария или программного обеспечения (карты памяти, диаграммы Ганта, сетевые графики, SWOT-анализ, многофакторные аналитические матрицы и др.).
Выбор студентами тематики научных статей ориентирован на профиль магистерской программы и тематические проекты НИС. Статьи должны содержать оригинальные идеи и гипотезы, которые основываются на анализе исследуемого в рамках выполнения кейсов материала. Лучшие статьи магистрантов рекомендуются для публикации в научных изданиях Университета.
НИС является организационной площадкой проектной работы студентов и выбора тем исследований по группам специальных дисциплин, которые впоследствии должны стать составными частями магистерской диссертации. Проектная работа позволяет сформировать у обучающихся навыки теоретико-аналитического исследования социально-экономических процессов на изучаемых территориях, в муниципальных образованиях, в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Магистерская диссертация является основным исследованием, под которое подстраивается логика реализации обучения и НИС. В то же время необходимость рассматривать свою диссертацию в качестве составной части общего исследования и проекта Группы привносит существенные коррективы в работу каждого студента над своей частью, заставляя соизмерять свои идеи, выводы, предложения с интересами проекта в целом и мнениями других участников. Проекты каждого становятся более реалистичными и аргументированными, и такой опыт весьма ценен для дальнейшей работы.
Реализация НИС предполагает чередование этапов, когда главными выступающими являются преподаватели и приглашенные ими эксперты практики, и этапов, когда выступающими являются сами студенты в процессе внутригрупповых и межгрупповых дискуссий, защиты своих проектов перед товарищами или коллегами из других групп (преподаватель - модерирует процесс).
Важно отметить, что значительная часть учебного процесса для студентов и их работа в НИС организована в составе малых экспертных групп (по 5 человек), которые в определенной мере соревнуются и конкурируют между собой по проектным работам и публикациям, как в индивидуальном плане, так и командами. Кроме того, в таких экспертных группах отрабатываются реальные навыки организации проектных работ (как с позиции руко-
водителя, так и с позиции подчиненного) и использования при этом различных технологий менеджмента.
Руководство общей логикой реализации НИС осуществляет научный руководитель магистерской программы, корректируя при необходимости, отдельные элементы, меняя акценты, усиливая или ослабляя применение различных педагогических технологий, целеориентируя процесс в целом.
Руководители Групп осуществляют методологическое и организационное консультирование студентов по выполнению кейсов, этапов проекта, помогают им освоить навыки командной проектной работы и выполнения функций руководства проектной Группой, руководят их производственной практикой и предпринимают необходимые меры по проектной целеориентации своих Групп.
Руководители тематических проектов разрабатывают кейсы для выполнения подгруппами, тематические задания для практик и курируют их выполнение.
Таким образом, в ходе НИС со студентами работают:
- научный руководитель магистерской программы;
- руководители Групп;
- руководители тематических проектов.
Выполненные Группами проекты проходят защиту с участием руководителя тематического проекта, руководителя Группы, научного руководителя магистерской программы и представителя администрации города - объекта Проекта.
Контроль качества работы студентов в ходе НИС осуществляется посредством дифференцированных зачетов. В итоговой оценке за НИС учитываются:
- статьи, эссе, рефераты, подготовленные на этапах теоретического обучения;
- обзор источников данных по тематике магистерской диссертации;
- сделанные презентации, доклады с результатами работы над проектом;
- участие в дискуссиях и обсуждениях, в том числе рецензии, комментарии, вопросы;
- качество развернутого плана магистерской диссертации.
Научно-методический совет НИС формируется из числа кураторов тематических проектов, кураторов Групп, сотрудников кафедры ГМУ, участвующих в реализации программы преподавателей и привлеченных экспертов.
Основные функции научно-методического совета НИС:
- разработка программы научно-исследовательского семинара;
- определение состава участвующих в реализации НИС преподавателей и экспертов практиков;
- контроль за содержательным наполнением учебных занятий НИС и тематических проектов;
- рецензирование разработанных кейсов по тематическим проектам и предложение мер по их совершенствованию;
- анализ программ практик студентов;
- формирование отчета о ходе проведения НИС за учебный год.
Важное место в реализации НИС занимает использование кейсов, в которых содержится методически структурированное описание ситуаций, заимствованных из практики государственного и муниципального управления. Опыт показал, что в качестве ключевых объектов кейса целесообразно использовать примеры деятельности и описания процессов в органах государственной власти или местного самоуправления, особенно касающиеся ситуаций, связанных со сложными изменениями и потребовавших обширных взаимодействий и согласований.
Кейс должен описывать ситуацию как совокупность неких событий, связанных определенной проблемой. Ситуация должна иметь временную определенность, описывать различного рода факторы, способствующие и препятствующие разрешению возникающих проблем. Задание кейса должно содержать четкое описание цели и задач, которые ставятся перед студентами.
Кейсы могут быть иллюстративными и аналитическими.
В иллюстративных кейсах изложены практические примеры, основанные на реальных управленческих ситуациях и решениях. Такие примеры, как правило, фокусируются на решении одной задачи. В рамках НИС подобные кейсы более подходят для реализации первых пяти тематических проектов, формирующих специальные компетенции СК-2 - СК-6.
Аналитические кейсы направлены на решение общесистемных задач, оценки ситуации и предполагают самостоятельное принятие управленческих решений. При выполнении аналитических кейсов студенты должны отреагировать на описанные в них вызовы, подготовить и просчитать последствия управленческих решений. Тематический проект № 1, ориентированный на формирования компетенции СК-1, следует реализовывать с помощью кейсов данной категории.
Работа с кейсами в рамках НИС способствует решению ряда образовательных задач:
- активизация теоретических знаний;
- демонстрация возможностей практического применения изученных научных концепций и методов;
- развитие системного мышления, системного анализа, систематизации и оценки информации, синтеза решений;
- формирование навыков моделирования ситуаций;
- получение навыков работы в команде и эффективной коммуникации;
- развитие творческих способностей и уверенности в себе;
- контроль полученных навыков, знаний и умений.
Основная нагрузка, связанная с подготовкой кейсов для НИС, ложится на кураторов Групп и руководителей тематических проектов [2. С. 172]:
- формулировка учебных целей кейса;
- установление плодотворных контактов с органами государственной власти или местного самоуправления;
- сбор актуальной информации для формирования содержания кейса;
- разработка кейса;
- рецензирование и апробация кейса;
- согласование кейса с научным руководителем Программы и, при необходимости, с органом государственной власти или местного самоуправления.
Использование кейс-метода, основанного на анализе проблемных ситуаций, позволяет реализовать индуктивный подход к обучению. Студенты не только приобретают навыки исследования, анализа и принятия решений, но и выходят на требуемый уровень обобщения, что позволяет использовать полученный опыт в будущей профессиональной деятельности.
Полагаю, приведенный опыт разработки и реализации практико-ориен-тированных программ подготовки магистров в сфере государственного и муниципального управления может быть использован при создании новых образовательных программ не только иных направлений уровня магистратуры, но и для бакалавров.
В настоящее время можно сказать, что описанная Программа была успешно реализована МГУУ Правительства Москвы и выпуск ее слушателей состоялся в июне 2014 г. по результатам защиты магистерских диссертаций.
Городами - объектами изучения и проектной работы для подгрупп «стратегов» стали подмосковные Люберцы, Реутов, Мытищи и Щелково. Важно отметить, что без доброжелательного отношения и профессиональной поддержки со стороны руководства названых городов качественная реализация Программы была бы значительно затруднена. Большое им спасибо за помощь!
В то же время стоит отметить, что существенные различия в организационных структурах и системах управления городов потребовали не только учета этой специфики в программах действий Групп (кураторами), но и корректив в планах НИС.
В научно-исследовательский семинар был введен процесс защиты функциональных проектов Групп с участием всех групп (что ранее планировалось делать раздельно), с целью распространения специфической информации и возможности критического обсуждения с учетом альтернативных наработок предлагаемых решений. Это несколько усложнило семинар и потребовало дополнительного аудиторного времени, но было целесообразно с точки зрения качества обучения.
Акцент на командную работу с комбинацией коллективной и индивидуальной ответственности и внутренней ротацией руководства в Группах -
полностью себя оправдал. По отзывам самих магистров, они теперь уверены, что не только знают, что такое проектная работа и что надо делать, но и смогут организовать такие работы. Возвращаясь к вышеприведенному образному примеру - похоже, нам удалось научить их не только «пилить, строгать и сверлить», но и собственно «дом строить».
Ссылаясь на успешный опыт разработки и реализации практико-ориен-тированной программы обучения магистров, хочу отметить, что инфраструктурная ситуация меняется к лучшему и появляются дополнительные возможности. Вышедший Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2014 г. № 1518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» ввел в действие новый образовательный стандарт для магистров ГМУ, который дает больше свободы действий образовательным учреждениям в разработке и реализации прак-тико-ориентированных программ обучения [1]. В новом стандарте уменьшилось количество и изменились формулировки компетенций. Появилось больше возможностей для «маневра» при формировании структуры учебной нагрузки студентов и организации их научно-исследовательской деятельности и практик. В этой связи можно ожидать большей практико-ориентирован-ности магистерских программ обучения.
В то же время, хотя новый ФГОС ВПО для бакалавриата ГМУ пока не принят, есть принципиальная возможность создавать практико-ориентирован-ные программы и для этого уровня подготовки. Однако в силу меньшего, чем у магистров, жизненного опыта коммуникаций и знаний представляется целесообразным вводить у бакалавров проектное обучение уже с первых курсов, но без разделения на постоянные подгруппы, работающие над длинными междисциплинарными проектами (то есть без объекто-ориентированности).
Получив опыт групповых проектных коммуникаций на локальных, внут-ридисциплинарных кейсах, можно на старших курсах переходить к междисциплинарным большим проектам и, по сути, к полноценному практико-ориен-тированному обучению. Полагаю, что через встраивание практико-ориенти-рованной подготовки на уровне двух старших курсах обучения можно создать условия для эффективной профилизации бакалавров при выпуске.
Еще одним направлением развития практико-ориентированной подготовки могло бы стать создание совмещенных программ магистратуры ГМУ и МРА (Master of Public Administration). К такому выводу приводит сравнительный анализ требований к этим программам, их структуры и дисциплинарного содержания. При равной нормативной продолжительности (по 2 года) эти программы имеют сходство в дисциплинах, достаточное для определенного взаимозачета и формирования трехгодичного обучения с выдачей двух дипломов: магистра ГМУ и дополнительной квалификации Специалиста по государственному и муниципальному управлению. При этом магист-
ратура может формировать базовый профиль, а МРА задавать весьма углубленную специализацию практически по любому аспекту государственного и муниципального управления. Для трехлетнего обучения - уникальное сочетание. Собственно, такая комбинация уже апробируется в РАНХиГС Центром МРА программ с 2014 г., однако пока без внедрения полноценного практико- и объекто-ориентированного обучения.
Динамичность жизни России и возникающие новые вызовы требуют адекватного качества подготовки управленцев. Новые подходы к организации обучения, как представляется, могут содействовать формированию таких специалистов. И не только в сфере ГМУ.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2014 г. N 1518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)». URL: http://минобрнауки.рф/%В0%Б4%В0%БЕ%В0%БЛ%В1 % 83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/5035/%D1 %84%D0%B0%D0%B 9%D0%BB/4030/Prikaz_%E2%84%96_1518_ot_26.11.2014.pdf.
[2] Семенов С.А., Любина О.Н. Инновационные подходы МГУУ Правительства Москвы к организации обучения в магистратуре по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»: программа «Стратегическое управление мегаполисом» / Сборник трудов Международного Конгресса инновационного образования EDUIMPORTANCE 2012: инновационные модели и технологии современного образования как средство формирования единого информационного, экономического и культурного пространства: вопросы теории и практики / Международная Организация Сотрудничества (Expo-Mos); Академия инновационного образования и развития. Москва, 2012. С .167-173.
REFERENCES
[1] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26 nojabrja 2014 g. N 1518 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po special'nosti 38.04.04 Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie (uroven' magistratury)». URL: http://minobmauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0 %BD%D1 %82%D1 %8B/5 035/%D1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4030/Prikaz_% E2%84%96_1518_ot_26.11.2014.pdf.
[2] Semenov S.A., Ljubina O.N. Innovacionnye podhody MGUU Pravitel'stva Moskvy k organizacii obuchenija v magistrature po napravleniju podgotovki «Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie»: programma «Strategicheskoe upravlenie megapolisom» / Sbornik trudov Mezhdunarodnogo kongressa innovacionnogo obrazovanija EDUIMPORTANCE 2012: innovacionnye modeli i tehnologii sovremennogo obrazovanija kak sredstvo formirovanija edinogo informacionnogo, jekonomicheskogo i kul'turnogo pros-transtva: voprosy teorii i praktiki / Mezhdunarodnaja Organizacija Sotrudnichestva (ExpoMos); Akademija innovacionnogo obrazovanija i razvitija. Moskva, 2012. S. 167-173.
PRACTICE-ORIENTED EDUCATION IN PUBLIC ADMINISTRATION SPHERE
Sergei A. Semenov
Department of Public Administration Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198
The article highlights topical issues of the development of practice-oriented educational programs of higher professional education. Provides experience in the development and successful implementation of such a program in Moscow Metropolitan Governance University. Describes the organizational and substantive decisions necessary for the implementation of a practice-oriented project-based learning masters of public administration. Makes suggestions for further development of such programmes.
Key words: practice-oriented education, project-based learning, management skills, case studies, masters.