Научная статья на тему 'Практико-ориентированная модель формирования проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)'

Практико-ориентированная модель формирования проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ДИЗАЙН) / ПРОЕКТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / PROFESSIONAL EDUCATION TEACHER (DESIGN) / PROJECT-AND-INFORMATION COMPETENCE / MODEL / PRACTICE-ORIENTED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Анастасия Геннадьевна

В статье описана специфика практико-ориентированной модели формирования проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Представлены все блоки модели: целевой, содержательный, организационно-технологический, критериально-уровневый, коррекционно-оценочный и результативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice-Oriented Model for Future Professional Education (Design) Teachers’ Project-and-Information Competence Forming

The article describes the specific practice-oriented model of the formation of project-and-information competence of future professional education teachers (design). All blocks of the model are presented: target, informative, organizational, technological, criteria-and-level, correction and evaluation and effective.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная модель формирования проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)»

УДК 378: 001.8: 687.1

ББК 74.480.26: 73: 37.24

Чернышева Анастасия Г еннадьевна

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Chernysheva Anastasia Gennadievna Post-graduate

Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Практико-ориентированная модель формирования проектноинформационной компетенции будущих педагогов профессионального

обучения (дизайн)

Practice-Oriented Model for Future Professional Education (Design) Teachers’ Project-and-Information Competence Forming

В статье описана специфика практико-ориентированной модели формирования проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Представлены все блоки модели: целевой, содержательный, организационно-технологический, критериально-уровневый, коррекционно-оценочный и результативный.

The article describes the specific practice-oriented model of the formation of project-and-information competence of future professional education teachers (design). All blocks of the model are presented: target, informative, organizational, technological, criteria-and-level, correction and evaluation and effective.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения (дизайн), проектно-информационная компетенция, модель, практико-ориентированная модель.

Key words: professional education teacher (design), project-and-information competence, model, practice-oriented model.

Актуальность проблемы формирования проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) обусловлена активным внедрением компьютерных технологий в дизайнерскую деятельность, повышением требований к молодым специалистам со стороны работодателя, недостаточной разработанностью теоретико-методологического обеспечения данной проблемы. Исследованием установлено, что компьютерные технологии активно внедряются в дизайнерскую деятельность, существенно расширяя проектный инструментарий и ускоряя решение художественных и технических проектных задач в дизайнерской деятельности, а так же повышая ка-

чество конечного результата. Ряд исследователей (К.А. Гребеников, Л.Н. Нур-галеев, О.Ю. Прудовская и др.) отмечают, что активное проникновение в сферу дизайна новых информационных технологий, требуют пересмотра, переоценки, уточнения и обновления состояния дизайн-образования. Обновление возможно за счет совершенствования методики воспитания и обучения на основе достижения информатики и компьютерных технологий, что предполагает использование в образовательном процессе новых информационных технологий, таких как: Интернет, графический редакторы, систему автоматизированного проектирования одежды, мультимедиа, текстовые редакторы и др. Такой подход поможет устранить существующий дефицит преподавателей, владеющих компьютерными методами проектирования в области дизайна костюма.

Под проектно-информационной компетенцией (ПИК) будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) мы понимаем личностную, интегративную, формируемую характеристику способности и готовности выпускника (специалиста) к применению информационных технологий в проектнотворческой деятельности, на основе владения специальными проектными знаниями и умениями, информационной грамотностью и личностными качествами, сформированность которой обеспечит подготовку высококвалифицированного педагога профессионального обучения (дизайн).

С целью эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) нами разработана практикоориентированная модель формирования ПИК. Под моделью мы понимаем, соглашаясь с В.А. Штоффом [4], такую мысленно представляемую или материально реализуемую систему, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом. Моделирование - метод научного исследования явлений, процессов, объектов, устройств или систем, основанный на построении и изучении моделей с целью получения новых знаний, совершенствования характеристик объектов исследований или управления ими.

При разработке практико-ориентированной модели формирования ПИК будущих педагогов мы исходили из того, что способность и готовность применять информационные технологи в проектной деятельности обусловлена интегративной целостностью знаний и умений, полученных в результате освоения дисциплин проектно-творческого, художественно-изобразительного, конструкторско-технологического и информационного (компьютерного) циклов.

Определяя компонентный состав модели формирования ПИК, мы учитывали сущность, назначение, содержание информационных технологий, а так же перспективы их использования в профессиональной проектной деятельности педагога профессионального обучения (дизайн). Нами были определены следующие требования к содержанию обучения студентов информационным технологиям, применяемым в проектной деятельности: 1) должен быть предусмотрен набор знаний, умений, навыков проектной деятельности, усвоение которых будет являться основой последующего формирования ПИК; 2) в содержании преподавания должен быть предусмотрен определенный объем знаний, умений и навыков в области информационных технологий, необходимых для дизайнерской деятельности; 3) оно должно обеспечивать расширение позитивного опыта по использованию информационных технологий в профессиональной проектной деятельности будущего педагога дизайна.

Проектируя модель формирования ПИК будущих педагогов дизайна в процессе профессиональной подготовки, мы следовали важнейшему требованию, который заключается в том, что «основу любой модели составляют принципы, определяющие и формулирующие ее цели» [3].

В результате анализа научной литературы (Е.Ю. Никитина, А.А Вербицкий, В.И. Загвязанский и др.), обобщения эффективного педагогического опыта мы сформулировали следующую систему педагогических принципов, на которых основан процесс формирования ПИК будущих педагогов профессионального обучения (дизайн): принципы педагогики высшей школы (дименсиональ-ности, уровневости, сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании, профессиональной мобильности, междисциплинарности); принципы

профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) (культуросообразности, политехнизма, проблемности); принципы информатизации образования (максимальной визуализации, конвертируемости, последовательности и дискретности, минимизации). Перечисленные педагогические принципы отражают целевую, содержательную и организационную характеристики процесса формирования ПИК студентов вузов и раскрывает предпосылки его прогностического моделирования.

Практико-ориентированная модель формирования ПИК будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) состоит из следующих блоков: нормативно-целевой, представленный социальным заказом, целью, задачами, подходами и принципами формирования ПИК будущих педагогов профессионального обучения (дизайн); содержательный, включающий потребностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и коммуникативный компоненты; организационно-технологический, состоящий из методов, форм, средств организации учебного процесса; этапов; технологического компонента и педагогических условий; критериально-уровневого, коррекционно-оценочного и результативного блоков (Рис. 1).

Дадим обоснование введению каждого компонента модели.

Нормативно-целевой блок. В модели российского образования 2020 г. ставятся задачи подготовки компетентных, конкурентоспособных, креативных специалистов, которые смогут обеспечить развитие инновационной экономики России и удовлетворить требования работодателей на основе применения новых технологий, в том числе и информационных, чрезвычайная важность которых подчеркивается в проекте [1]. Необходимость использования информационных технологий в профессиональной деятельности подтверждается и в ГОС ВПО по специальности 030500.04 - Профессиональное обучение (дизайн), где прописано, что выпускник должен уметь «использовать вычислительную технику при решении технических задач, при проектировании, моделировании и производстве изделий, а также при организации учебного процесса» [2].

Рис. 1.Практико-ориентированная модель формирования проектноинформационной компетенции будущих педагогов профессионального

обучения (дизайн)

На основании вышесказанного социальный заказ в модели определен нами как современные требования общества к сформированной проектноинформационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Исходя из государственного и социального заказа, был выделен целевой компонент модели. Блок целеполагания - отражает цель - формирование проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн).

Целевой компонент помимо определения цели предполагает определение задач подготовки будущих педагогов дизайна в исследуемом направлении, поэтому задачи разрабатываемой модели мы определили как:

1) совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения (дизайн);

2) формирование проектно-информационных знаний, умений;

3) развитие профессионально значимых качеств.

Решение задач предполагает реализацию ряда теоретических подходов и принципов, выступающих как основополагающие фундаментальные идеи, обобщенные требования к организации педагогического процесса, следование которым содействует его эффективности. Педагогические подходы образовывают теоретико-методологическую основу нашей практико-ориетированной модели формирования ПИК. Анализ литературы показывает, что уже невозможно решить ту или иную проблему исследования в рамках одного какого -либо подхода. Решение возможно только при условии максимально полного учета требований нескольких взаимосвязанных подходов. Мы считаем, что решение поставленных задач и достижение цели модели возможно на основе интеграции и реализации в процессе обучения основных положений семиотического (общенаучный), проектного (конкретно-научный) и партисипативного (методико-технологический) подходов. Они являются взаимодополняющими и способствуют определению стратегических ориентиров для формирования ПИК будущих специалистов.

Содержательный блок реализуется в соответствии с социальным заказом общества, нормативными документами и ориентирован на упорядочение взаимосвязи цели, содержания и деятельностной направленности процесса формирования ПИК. Данный блок модели представляет собой интеграцию таких компонентов как потребностно-мотивационный (система потребностей, ценностей, идеалов, мотивов, профессионально значимых качеств), когнитивный (система проектно-информационных знаний), деятельностный (способность к эффективной проектной деятельности с использованием НИТ), коммуникативный (способность к сотрудничеству, установление межличностных связей между студентами).

Потребностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты структурного блока модели дополнительно разделены нами на проектную и информационную составляющие, поскольку их формирование необходимо осуществлять поэтапно, изначально раздельно, с последующим интегрированием выделенных составляющих, с целью эффективного формирования ПИК будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) (Табл. 1).

Третий блок модели - организационный - отражает методы, формы и средства организации образовательного процесса, направленные на продуктивное формирование ПИК будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) (Табл. 2). Необходимость выделения данного блока обосновывается тем, что отбор методов, форм и средств, используемых в профессиональной подготовке, позволяет моделировать профессиональную деятельность, направлять учебный процесс, деятельность преподавателей и студентов на наиболее полную реализацию поставленной цели и задач процесса обучения, направленного, в свою очередь, на формирование проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн).

Технологической составляющей данного блока является система проектных задач информационной направленности и компьютерные технологии. Проектная задача понимается нами как заданная в определенных условиях цель дизайнерского обучения на усвоение студентами какого-либо фрагмента учебного

материала, ориентированного на повышение уровня ПИК будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки.

Таблица 1

Структура содержательного компонента формирования ПИК будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)

ком- по- нен- ты Проектная составляющая Информационная составляющая

Потребностно-мотивационный - эмоционально-положительное отношение к профессии; - осознание социальной значимости и профессиональной ответственности дизайнерской деятельности; - осознание необходимости проектной деятельности. - эмоциональноположительное отношение к ИКТ; - ценностное отношение студента к ИТ; - понимание значимости информатизации.

- положительная установка на применение ИКТ в дизайн-проектировании; - интерес к ИКТ как средству профессиональной деятельности; - ориентация на профессиональное самосовершенствование.

й ы н в и т и н и о - наличие общетеоретических знаний; - знание о сущности и технологии проектной деятельности в области дизайна костюма; - знание о структуре и организации различных видов производств, о законодательной и финансовой базе предпринимательства в дизайнерской деятельности; - знания основ информатики и информационных технологий; - знания об информационно-коммуникационных технологиях, используемых в профессиональной деятельности; - знания социальных возможностей ИКТ.

- художественно-изобразительные знания; - знания методов решения творческих задач.

- знание о современном состоянии, тенденциях и перспективах развития информационных дизайн-технологий; - знание специализированных программ, используемых в проектной деятельности

Деятельностный умения в области проектирования костюма: исследовательские, аналитикосинтетические, художественные, конструкторские, технологические, экономические, умения решать задачи с практическим содержанием, умения самостоятельно работать с технической и справочной литературой, умения осуществлять выбор материалов для изготовления макетов и оригиналов проектирования; макетные умения. умение анализировать информацию, полученную из различных источников с помощью средств ИТ, и синтезировать из неё новые знания; умение моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе, собственную индивидуальную деятельность.

- умения и навыки работы в Интернет с целью извлечения и переработки информации, необходимой для решения дизайнерских задач; - умения и навыки работы с графическими редакторами для решения проектно-художественных задач; - умения и навыки работы с профессиональноориентированными информационными технологиями (САПР) для решения конструкторско-технологических задач - умения и навыки презентации готового проекта, а «также умение его рекламировать и пропагандировать».

- коммуникативные способности студентов, проявляемые в способности к сотрудничеству, установлении межличностных связей между студентами;

- знания закономерностей общения и способы управления индивидом и группой;

- знания и умения использования формы и пути систематического совершенствования собственной речи;

- умение формулировать документы и другие тексты адекватно коммуникативной задаче;

- владение речевым этикетом, принятым в обществе, профессиональной лексикой.

Таблица 2

Формы, методы и средства организации учебного процесса формирования проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)

Формы Методы Средства Дисциплины

Объясни- авторские мульти- Конструирование одежды,

тельно- йные лекции Моделирование одежды,

иллюстра- Конструктивное моделиро-

тивный, е и технология сложных

репродук- ,

я и ият £ з е ы н тивный, Оборудование швейного

проблемное зводства.

изложение, авторские рабочие Конструирование одежды,

активного тетради Моделирование одежды,

р о н к д < лекции обучения, Конструктивное моделиро-

метод мозгового штурма. вание и технология сложных форм.

визуальные аналоги, образцы студенческих работ, наглядные иллюстрационные материалы в журналах мод. Дисциплины отраслевой подготовки.

семинары активного обучения, проблемного обучения. образовательные ресурсы сети Интернет, програмные средства пакета MS Office, Дисциплины отраслевой подготовки.

Лабораторно-практические занятия активного обучения, проблемного обучения, частичнопоисковый (эвристический), исследовательский, метод проб и ошибок. манекены, визуальные аналоги, образцы студенческих работ, наглядные иллюстрационные материалы в журналах мод. Моделирование одежды, Конструирование одежды, КМ и технология сложных форм, Формообразование, Проектирование.

Графический редактор CorelDraw, Adobe Photoshop. Формообразование, Проектирование, Факультативный курс «Компьютерное проектирование одежды».

Система автоматизированного проектирования одежды (САПР) «Грация». САПР швейного производства, Факультативный курс «Компьютерное проектирование одежды».

самостоятельные исследова- Образовательные Выполнение контрольных

тельский, творческий, ресурсы сети Интернет, програмные работ, курсовое и дипломное проектирование, техно-

проектный, средства пакета MS логическая и преддиплом-

проблемно- Office, Графический ная практики, творческие

0) ы н поисковый, редактор CorelDraw, конкурсы.

р о т и д дуа е н В практичский Adobe Photoshop,

САПР «Грация»,

швейное оборудование.

Применение задач в процессе формирования ПИК позволяет обучаемым преобразовать и синтезировать знания, активизировать личный опыт в процессе проектной деятельности с применением ИКТ. Решая задачи, студенты непроизвольно овладевают профессиональными компетенциями, соотнося способ ее решения с содержательной, а не с формальной стороной. Компьютерные технологи обучения позволяют интенсифицировать учебный процесс с целью эффективного формирования проектно-информационной компетенции студентов.

Система проектных задач информационной направленности напрямую зависит и перекликается с этапами формирования ПИК, поскольку именно от конкретного этапа зависит та или иная проектная задача. Всю проектную деятельность студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)», мы разделили на 5 этапов: 1). Предпроектный анализ, 2). Художественное проектирование, 3). Техническое проектирование, 4). Изготовление изделия (коллекции), 5). Представление и защита проекта.

Организационно-технологический блок также включает педагогические условия успешного формирования ПИК будущих педагогов профессионального обучения (дизайн): комплексное использование на аудиторных занятиях мультимедийных лекций и рабочих тетрадей; использование рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов; введение курса по выбору «Компьютерное проектирование».

Четвертый блок модели - критериально-уровневый - обеспечивает возможность отслеживания динамики формирования ПИК будущих педагогов дизайна, создает предпосылки для качественной оценки эффективности формирования исследуемой компетенции (осуществление мониторинга и оценки действенности формирования ПИК), а так же предполагает наличие конкретного результата деятельности по формированию ПИК студентов. Для выявления качественного состояния показателей сформированности ПИК мы выделили три уровня: достаточный, продуктивный, креативный, каждый из которых взаимодействует как с предыдущим, так и с последующим. Сформированность выделенных нами критериев и уровней является показателем сформированности как отдельных компонентов, так и исследуемой компетенции в целом.

Коррекционно-оценочный компонент обеспечивает установление обратной связи субъектов учения, что позволяет диагностировать процесс формирования ПИК будущих специалистов, своевременное получение информации об успешности формирования ПИК, возможных трудностях в овладении знаниями, развитии умений и навыков, становлении профессионально важных качеств, оценивать его результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап формирования ПИК на основе достигнутого на предшествующих этапах, дифференцировать методы и формы работы с учетом индивидуального развития студентов. Данный компонент включает диагностические методики для определения уровня сформированности ПИК будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Механизмом реализации коррекционно-оценочного компонента модели формирования ПИК будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) выступает рефлексия. При этом задачей студентов является выработка рекомендации по улучшению и коррекции процесса обучения, а задачей преподавателя становится внесение изменений в те компоненты процесса обучения, которые были признаны недостаточно эффективными, предложение рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса с целью эффективного формирования ПИК.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что данный компонент модели позволяет провести глубокую и разностороннюю диагностику студентов, что дает возможность корректировки и устранения возможных недостатков процесса формирования ПИК.

Результативный блок представляет результат - более позитивный уровень ПИК будущего педагога профессионального обучения (дизайн).

Таким образом, разработанная практико-ориентированная модель представляет собой целостную систему с комплексной взаимосвязью всех компонентов, носит интегративный характер и пронизывает весь процесс формирования ПИК будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Разработанная модель характеризуется: целостностью (все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и «работают» на конечный результат - формирование ПИК будущих педагогов); открытостью (отражает наличие связей с внешней средой, которые способствуют определению ее содержания и основных направлений развития); многоас-пектностью (учитываются все факторы, влияющие на результат модели); иерархичностью (наличие соподчиненных уровней структуры); динамичностью (компоненты находятся в постоянном развитии и совершенствовании); вариативностью (возможна взаимозаменяемость отдельных компонентов модели).

Библиографический список

1. Волоков, А.Е. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики [Электронный ресурс] / А.Е. Волков, Я.И. Кузь-минов, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон / http://www.slideshare.net/kyara/2020-presentation (дата обращения 1.03.2012)

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050500.04 - «Профессиональное обучение (дизайн)». Утв. 27.03.2000г, № 237 пед / СП.

3. Никитина, Е.Ю. Принципы научно-методической концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Фундаментальные исследования. 2011.-№ 121 - с. 41-45

4. Штофф, В.А. Моделирование в философии. / В.А. Штофф. - М.: Высшая школа, 1978. - 269 с.

Bibliography

1. Volkov, A.E. Education in Russia - 2020: Education Model for Innovation Economics [Electronic Resource] / A.E. Volkov, Ya.I. Kuzminov, I.M. Remorenko, B.L. Rudnik, I.D. Frumin, L.I. Jacobson. Access Mode: http://www.slideshare.net/kyara/2020-presentation (date of treatment 03/01/2012)

2. The State Educational Standard of Higher Professional Education «Professional Training (Design)» Course [Text]. Appr. 03.27.2000, № 237.

3. Nikitina, E.Yu. Scientific-and-Methogical Principles of the Pedagogical Management Concept of the Students’ Communicative Education [Text] / E.Yu. Nikitina, O.G. Mishanova // Fundamental Research. - 2011. - № 12-1. - P. 41-45

4. Shtoff, V.A. Modelling in Philosophy [Text] / V.A. Shtoff. - M.: Higher School, 1978. - 269 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.