ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378
Н. В. Скачкова
МЕТОДОЛОГИЯ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Рассматривается возможность осуществления подготовки учителя технологии новой формации в рамках направления образовательной деятельности в профессионально-педагогическом образовании - профессиональное обучение (дизайн), организованное в компетентностно-контекстном формате обучения. Образ современной проектной культуры проецируется на процесс профессиональной подготовки учителя технологии, организованный как система непрерывного дизайн-образования, обладающего характерной методологией, включающей структуру деятельности, принципы, нормы, модели и методы обучения. Представленный опыт организации проектно-дизайнерской деятельности студентов демонстрирует возможности формирования продуктивных поведенческих, коммуникативных, эмоциональных и когнитивных стереотипов в процессе осуществления учебной и внеучебной деятельности студентов.
Ключевые слова: учитель технологии, дизайн-образование, дизайн-проектирование, мотивация, продуктивные стереотипы, проектно-конструкторская деятельность, компетентностно ориентированные модули.
Неизбежно наступающие социоприродные изменения современной цивилизации выдвигают главным объектом и основным средством ноо-сферных преобразований самого человека, его человеческие качества [1, 2].
А. И. Субетто, выдвигая теорию общественного интеллекта, рассматривает категорию «образовательное общество» как форму реализации ноо-сферного общества и как форму реализации стратегии развития российского образования (как и в целом института образования в глобальной системе бытия человечества) в XXI в. Именно образование современного человека является одним из основных факторов влияния на формирование нового качества экономики мирового хозяйствования и общества [3, с. 619].
Перед началом любой деятельности человек ставит перед собой какие-либо цели, руководствуется определенными мотивами, взвешивает свои возможности, анализирует ход выполнения. Именно проектность С. М. Кожуховская определяет как архетипическую черту человеческого сознания, которой пронизаны все сферы человеческой деятельности, включая профессиональную. Теоретик и практик отечественного дизайна В. Ф. Сидоренко проектность определяет как особый тип и особую культуру мышления, которая должна воспроизводиться и развиваться в образовательном пространстве.
В данном исследовании представлена попытка экстраполировать вышеуказанные положения на подготовку современного учителя технологии в контексте постиндустриальных трансформаций образовательной среды и связанных с этим перс-
пективных изменений в содержании профессионального образования.
Проектирование обладает своей методологией, включающей структуру деятельности, принципы, нормы, модели и методы. Суть методологического принципа профессионального образования состоит в том, чтобы спроецировать на образование облик современной проектной культуры, а поиск методов, позволяющих готовить специалистов, обладающих интегрирующим, междисциплинарным мышлением, с неизбежностью приведет к дизайну
[4].
Профессиональная подготовка учителя технологии должна и может быть построена как система непрерывного дизайн-образования, имеющая необходимый потенциал для подготовки современного педагога, способного к воспитанию и формированию проектно-образного мышления у обучающихся; педагога, способного к системным продуктивно-преобразующим действиям в коэволюции человека с природой; педагога, способного реализовы-вать свой индивидуальный творческий и духовный потенциал.
Предлагаемая и ранее разработанная [5] модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии содержит достаточный образовательный ресурс для формирования не только практического интеллекта личности, но и для формирования эмоциональной и подсознательной сферы психики человека, позволяющей студенту из пассивного объекта становиться субъектом педагогического процесса, в котором формируются продуктивные поведенческие, коммуникативные, эмоциональные и когнитивные стереоти-
пы. При этом важным является понимание того, что поведенческие стереотипы намного устойчивее, чем рациональные формы деятельности: «сформируешь привычку - пожнешь натуру» [6].
Реализация педагогической модели такой подготовки осуществляется не только в учебном процессе, но и в рамках созданной на факультете технологии и предпринимательства Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) студенческой дизайн-студии «Ветер перемен». По сути, это место - открытое образовательное пространство, где у студента появляется возможность реализовать свой творческий замысел, идею, проект. Причем каждый учебный проект - это исследование, содержащее основные стадии дизайн-проектирования: задание на проектирование, предпроект-ные исследования, фор-эскизы, дизайн-концепция, эскизное проектирование, художественно-конструкторский проект, рабочий проект. Большая часть творческих работ относится к дизайну одежды, хотя наряду с ними студенты выполняют учебные проектно-дизайнерские разработки в области проектирования, компьютерного моделирования и дизайна интерьера, отдельных его элементов.
Вовлечение студентов в проектно-исследова-тельскую работу происходит ненавязчиво, как само собой разумеющееся, вытекающее из контекста их учебной деятельности, что свидетельствует о возникновении у студента процессуально-содержательной (интринсивной) мотивации, так как к деятельности побуждает сам процесс дизайн-проектирования, его содержание. Это обстоятельство значительно повышает эффективность и качество профессиональной подготовки, когда результатом подобной познавательной активности студента является формирование профессиональной компетентности будущего специалиста. Поскольку желание продолжить учебную разработку и реализовать свой проект в реальном материале в рамках студенческой дизайн-студии зависит только от самого студента без внешнего принуждения, то можно утверждать, что именно с момента его самостоятельного выбора начинается существенное продвижение дифференциации и индивидуализации процесса его обучения.
Методология организации учебного дизайн-проектирования может быть представлена на примере создания студентами дизайн-студии одной из коллекций одежды.
Творческими источниками при проектировании костюма могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, окружающие дизайнера. Для студентов дизайн-студии «Ветер перемен» факультета технологии и предпринимательства ТГПУ на определенном этапе таким источником стало возвращение к одежде
разных периодов XX в. (ретромоде). Точкой отсчета послужил знаменитый американский мюзикл 1940 г. «Серенада Солнечной долины». При проектировании коллекции была предпринята попытка взглянуть на эту историю глазами современного молодого человека, поместить героев мюзикла в схожие современные обстоятельства. В процессе творчества было важным понимание художественного образа исторической эпохи периода Второй мировой войны как формы постижения действительности, повторяющейся сегодня на очередном витке исторического развития.
С использованием образно-ассоциативного подхода создавался этот образ композиционными, художественно-декоративными и конструктивными средствами. Создание художественного образа началось с реализации желания изобразить костюм в определенном стиле (40-е гг. XX столетия), в определенных материалах и передать свое личное к этому отношение.
Известно, что важнейшим условием создания художественного образа является обобщение, умение отыскивать общие, типические черты, характерные свойства многих людей или предметов, жизненных явлений. Существуют традиционные, передающиеся от поколения к поколению образы, так называемые архетипы. Художественный образ может быть неким знаком, средством смысловой коммуникации в рамках той или иной культуры. Для нас художественный образ стал реальным отображением действительности, включающей в себя некоторые абстрактные ощущения.
Созданию коллекции предшествовала целенаправленная работа: поиск источников, идей, выполнение первых набросков, эскизов, в которых студенты выражали свои идеи для коллекции. Дизайнерский поиск студентов был направлен на определение художественной, образной темы, определение стиля, раскрывающего выбранную тему, на определение замысла - представления о содержании и форме будущей коллекции одежды.
На следующем этапе осуществляли тщательный отбор идей, проверку моделей на соответствие стилю, их доработку. Необходимо было проверить модели на единство стиля и композиционной связи. Затем был осуществлен выбор рабочих эскизов. Те из них, которым суждено было воплотиться в изделия, были уточнены, к ним были добавлены выверенные и осмысленные декоративные элементы. Подбор тканей, материалов, фурнитуры к каждому изделию основывался на законах композиции и используемых средствах гармонизации.
На следующем этапе студентами было выполнено конструирование, моделирование и изготовление моделей: отобранные рабочие эскизы были преобразованы в модельные конструкции,
технологические последовательности изготовления с учетом свойств и особенностей обработки ткани, подкладки, ниток и других важных факторов. Следующим этапом стала доработка общего облика коллекции, отдельных моделей - выбор манекенщиц, примерки, подбор и изготовление аксессуаров. К каждому изделию были продуманы и изготовлены головные уборы, аксессуары, украшения, сумки, подобрана обувь.
Проектно-дизайнерская деятельность студентов в процессе создания коллекции была организована таким образом, чтобы соответствовать статусу художественной системы и соответствующим требованиям: образная разработка темы; стилистическая ясность разработок моделей в рамках темы; композиционная связь моделей в коллекции; наличие сценария, сюжетного плана показа коллекции моделей.
Имеющийся опыт организации такой учебной и внеучебной деятельности студентов позволяет утверждать, что использование такого подхода к процессу дизайн-проектирования способствует формированию у студентов образно-ассоциативного мышления, способности упрощать, схематизировать, передавать основной смысл, находить и формировать варианты композиции, развивать проектную задачу, что в конечном итоге составляет ключевые компетенции профессиональной компетентности педагога-дизайнера.
Наиболее удачные проектно-дизайнерские разработки представляются студентами на £а8Ыои-ме-роприятиях различного уровня (региональных, всероссийских), на конкурсах профессионального мастерства молодых дизайнеров. Так, например, авторская коллекция студентов дизайн-студии ТГПУ «Кофе-брейк в учительской» в 2009 г. была отмечена дипломом «За уникальное творческое решение» на международном фестивале моды «Губернский стиль» в г. Воронеже, а коллекция 2010 г. «Встреча в Солнечной долине» - дипломом в номинации «Креатив». В 2012 г. проект «Студенческая дизайн-студия „Ветер перемен"» в числе мероприятий, направленных на организацию инновационной деятельности студентов и формирование бизнес-инкубатора социальной направленности, был включен и участвует в федеральной программе развития деятельности студенческих объединений и реализации проекта «Совершенствование системы студенческого самоуправления Томского государственного педагогического университета на 2012-2013 гг.».
Другими словами, формирование профессиональной компетентности у будущих учителей в педагогическом вузе осуществляется посредством вовлечения студентов в проектно-конструкторскую и дизайнерскую деятельность по созданию изделий,
имеющих реальную личностную и общественную значимость. Результатом решения этой задачи является сформированность у студентов соответствующих компетентностей: в области дизайн-проектирования, технологической, информационной.
Вышеизложенное позволяет предположить, что основой эффективной профессиональной подготовки учителя технологии современной формации должно стать дизайн-образование в рамках сравнительно нового направления образовательной деятельности в профессионально-педагогическом образовании - профессиональное обучение (дизайн), организованное в компетентностно-контекстном формате обучения.
Содержание профессиональной компетентности педагога профессионального обучения в области дизайна предполагается многокомпонентным (компоненты: когнитивный, деятельностный, ценностно-смысловой, мотивационный) и имеющим общие особенности с профессиональной компетентностью дизайнера.
Так, например, когнитивно-деятельностный компонент профессиональной подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна в общем понимании может быть представлен комплексом знаний, умений и спецификой конструктивного и творческого мышления с учетом специфики дизайн-деятельности. Прежде всего это установка профессиональной деятельности на совмещение красоты и пользы. Методика проектирования в дизайне В. Т. Шимко [7] устанавливает двойственность целей дизайна: прагматическую и эстетическую. Прагматическая цель отражается в методике как функция, решающая задачи функциональной проработки, обоснования целесообразности формы функционально необходимых приспособлений и отражающая дизайнерскую идею конкретного способа решения функциональной проблемы. Эстетическая же цель отражается в методике в формате отдельных зрительных образов, соединенных сознанием в цельную структуру, и предполагает создание дизайнером формы проектируемого объекта, раскрывая при этом культурно-эстетический контекст решаемой задачи и отражая художественную идею дизайнера в виде создания эмоционально-образного эффекта за счет придания дизайн-объекту авторских визуальных характеристик.
Современные исследования, проведенные в области теории и методики дизайна, выявили следующие особенности когнитивно-деятельностного компонента профессиональной компетентности дизайнера:
1) знание ведущей роли и значения категории функции и умение пользоваться ею в процессе дизайнерского проектирования;
2) знание и умение использовать эмоциональную ориентацию, масштабность и тектонику в процессе осуществления профессиональной деятельности. Интегральными слагаемыми дизайнерского образа (по В. Т. Шимко) являются: эмоциональная ориентация проектируемого объекта; масштабность, выражающаяся в представлении значения дизайнерского объекта для человека и общества; тектоника, выражающаяся в выявлении художественных закономерностей строения дизайн-объекта;
3) знание теории композиции, включающее знание причины возникновения композиции (борьба характеров, столкновение пластических или визуальных идей; подчинение доминанте, ведущему эмоционально-зрительному началу; условная схема композиционных связей: доминанта, акцент, фон, оси композиции; принципы и средства гармонизации элементов композиции);
4) умение использовать цвет в дизайне, понимание его роли и значения;
5) знание роли и значения категории технологической формы, включающее роль и значение материала в проектировании. Дизайн ориентирован на массовую реализацию и, следовательно, на технологическую эффективность и реалистичность производства. Материалы, из которых производится продукция, определяют специализацию дизайнерской деятельности. Дизайнеру следует учитывать сферы применения материалов, их ограничения и специальные функции, соответствие международным требованиям экологии и гигиены;
6) знание категории «образ» и умение создавать его: проектный образ - это идеальный объект; целостная и завершенная художественная форма, в которой все элементы согласованы друг с другом и с общим содержанием; предметно выраженный смысл;
7) знание сущности, роли и значения понятия «фирменный стиль», умение создавать его (программы фирменного стиля в настоящее время являются одним из ведущих методов дизайнерской деятельности);
8) знание и умение учитывать влияние на дизайн временных факторов (современная культура, мода, возможности производства, черты продуктов современного дизайна);
9) умение анализировать поведение изделий разных видов дизайна на рынке сбыта: определение спроса, места на рынке среди прочих аналогичных товаров, анализ его эксплуатационных свойств, выявление недостатков и возможностей их устранения;
10) умение пользоваться объемно-графическими средствами моделирования объектов дизайна, в том числе компьютерной графикой [8].
В исследованиях теоретиков отечественного дизайна В. Ф. Сидоренко, А. Г. Устинова [9] определено содержание проектно-профессиональной идеологии дизайнера как совокупность общеидеологических, общефилософских, общеэстетических и общеэтических принципов. Предполагается, что профессиональная идеология дизайнера отражается в шкале профессиональных ценностей, представленных конкретными историческими произведениями и являющимися эталонами профессионализма в его индивидуальном сознании. Эта индивидуальность проявляется в специфике дизайн-деятельности, которая характеризует социально-культурную позицию дизайнера и определяет творческий стиль.
В содержании мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности дизайнера могут быть выделены: проектно-профессио-нальная идеология дизайнера; проектная установка дизайнера, подразумевающая познание, критику, преобразование, направленное на творчество в сфере эстетического; оптимальный уровень мотивации, при котором профессиональная деятельность дизайнера осуществляется наиболее успешно [8, 10].
Указанные особенности были положены в основу проектирования содержания дисциплин предметной подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна (например, дисциплин «Формообразование», «Проектирование», «Компьютерное моделирование») как отдельные компетентностно ориентированные модули основных образовательных программ. За основу была взята технология проектирования методических систем с заданными свойствами, предложенная В. М. Монаховым [11], которая предполагает обеспечение перехода от компетентностных моделей выпускников вуза к основным образовательным программам; разработку алгоритма создания ком-петентностно ориентированных модулей основных образовательных программ; позволяет осуществить измерение уровня сформированности ключевых компетенций. Особое внимание уделяется реализации прямой связи и возможности формирования ключевых компетенций посредством успешного решения определенной совокупности профессиональных задач, которые, в свою очередь, могут быть решены студентом в результате выполнения разработанной ранее системы учебных задач, в содержании которых рассматриваются элементы, особенности и алгоритмы решения профессиональных задач. Однако имеющиеся у нас эмпирические данные по разработке системы таких учебных задач требуют дальнейшего совершенствования их содержания, систематизации, обработки и интерпретации полученных результатов, что в целом составляет следующий этап исследования.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)
Список литературы
1. Peccei А. The Human Quality. New York: Pergamon Press, 1977. 302 p.
2. Мелик-Гайказян И. В. Новая культура для новых людей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 33-44.
3. Субетто А. И. Сочинения. Ноосферизм. Т. 5, кн. 2. Ноосферное, или неклассическое, обществоведение: поиск оснований / под ред. Л. А. Зеленова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. 628 с.
4. Кожуховская С. М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 44 с.
5. Скачкова Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. 206 с.
6. Берулава Г. А., Берулава М. Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2012. № 4. С. 11-20.
7. Шимко В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учеб пособие. М.: Архитектура-С, 2007. 160 с.
8. Кулешова А. И. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2009. 193 с.
9. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 1990. 32 с.
10. Никонова Е. Р. Системный подход к выявлению комплекса педагогических условий процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе социального проектирования в вузе // Науч.-пед. обозрение (Pedagogical Review). 2014. № 1 (3). С. 19-23.
11. Монахов В. М. Технологии проектирования методических систем с заданными свойствами в высшей школе // Педагогика. 2011. № 6. С. 43-46.
Скачкова Н. В., доцент, зав. кафедрой.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: nvs-07@mail.ru
Материал поступил в редакцию 08.09.2014.
N. V Skachkova
METHODOLOGY OF DESIGN ENGINEERING IN THE PROCESS OF TECHNOLOGICAL PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article considers the possibility of training teacher of technology of the new formation under the direction of educational activities in vocational teacher education - Vocational Training (Design), organized in the context of the competence and teaching format. Image of modern design culture is projected on the process of training the teacher of technology, organized as a system of continuous design education, which has a characteristic methodology, including the structure of activities, principles, standards, models and methods of teaching. Presented experience of design and engineering activity of students demonstrates the possibility of forming productive behavioral, communicative, emotional and cognitive stereotypes in the implementation of educational and extracurricular activities.
The content of the professional competence of the teacher is considered by us as multicomponent (components: cognitive, activity, value-semantic, motivational), and has common features with the professional expertise of the designer. Professional competence of the teacher of vocational training in the field of design is determined by a set of special design competencies, the formation of fine arts means (teaching students the principles and methods of artistic design, familiarity with the fundamentals of artistic design, the development of practical methods and techniques of project development of various products, their performance graphics engines). These features were put by us in designing the content of the foundation disciplines of subject preparation teacher of vocational training in the field of design as an individual competence-oriented modules of basic educational programs. Formation of core competencies organized by us is also a successful solution of professional problems that can be solved by the student as a result of the previously developed system of educational problems. The content of learning tasks include elements and algorithms for the solution of professional problems.
Key words: teacher of technology, design-education, design-engineering, motivation, productive patterns, design-konstruktions activities, competence-oriented modules.
References
1. Peccei А. The Human Quality. New York, Pergamon Press Publ., 1977. 302 p.
2. Melik-Gaykazyan I. V. Novaya kul'tura dlya novykh lyudey [New Culture for new people]. Vestnik Tomskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 7 (148), pp. 33-44 (in Russian).
3. Subetto A. I. Sochineniya. Noosferizm. T. 5, kn. 2. Noosfernoe, ili neklassicheskoe, obshchestvovedenie: poisk osnovaniy [Works. Noosferizm. The fifth volume, Book 2. Noospheric or nonclassical social science: the search bases]. Kostroma, KGU Publ., 2007. 628 p. (in Russian).
4. Kozhukhovskaya S. M. Dizayn-obrazovanie. Struktura. Soderzhanie imetodyrealizatsii: avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Design education. Structure. The content and methods of implementation. Abstract of thesis dis. ped. sci.]. Moscow, 2011. 44 p. (in Russian).
5. Skachkova N. V. Formirovanie professional'noy kompetentnosti budushchego uchitelya tekhnologii k realizatsii profil'nogo obucheniya v obshcheobrazovatel'noy shkole: dis. kand. ped. nauk [Formation of professional competence of future teachers of technology to implement specialized education in a secondary school. Dis. cand. ped. sci.]. Tomsk, 2007. 206 p. (in Russian).
6. Berulava G. A., Berulava M. N. Novaya metodologiya razvitiya lichnosti v informatsionnom obrazovatel'nom prostranstve [New methodology for the development of personality in the information educational environment]. Pedagogika - Pedagogy, 2012, no. 4, pp. 11-20 (in Russian).
7. Shimko V. T. Osnovy dizayna i sredovoe proektirovanie: uchebnoe posobie [Fundamentals of design and environmental design: textbook allowance]. Moscow, Arkhitektura-C Publ., 2007. 160 p. (in Russian).
8. Kuleshova A. I. Formirovanie professional'noy kompetentnosti graficheskogo dizaynera v vuze: dis. kand. ped. nauk [Formation of professional competence of a graphic designer in high school. Dis. cand. ped. sci.]. Tula, 2009. 193 p. (in Russian).
9. Sidorenko V. F. Genezis proektnoy kul'tury i estetika dizaynerskogo tvorchestva: avtoref. dis. d-ra iskusstvovedeniya [Genesis project culture and aesthetics of design creativity. Abstract of dis. dr. Art History]. Moscow, VNIITE Publ., 1990. 32 p. (in Russian).
10. Nikonova E. R. Sistemnyy podkhod k vyyavleniyu kompleksa pedagogicheskikh usloviy protsessa podgotovki arkhitektorov k professional'noy deyatel'nosti v khode sotsial'nogo proektirovaniya v vuze [Systematic approach to the identification of the complex process of pedagogical conditions of preparation for professional work of architects in the social engineering in college]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie -Pedagogical Review, 2014, vol. 1 (3), pp. 19-23 (in Russian).
11. Monakhov V. M. Tekhnologii proektirovaniya metodicheskikh sistem s zadannymi svoystvami v vysshey shkole [Design technology teaching systems with specified properties at high school]. Pedagogika - Pedagogy, 2011, no. 6, pp. 43-46 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: nvs-07@mail.ru