УДК 304.2
Пронькина Анна Владимировна
Pronkina Anna Vladimirovna
кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Cultural Studies Department, Ryazan State University
ПРАКТИКИ ТЕЛА И ТЕЛЕСНЫЕ ПРАКТИКИ: ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ
BODY PRACTICES AND CORPOREAL PRACTICES: DETERMINATION OF PHENOMENOLOGICAL BOUNDARIES
Аннотация:
Summary:
Интеграция тела человека в современный куль-турфилософский дискурс связана с конкретизацией феноменологических параметров телесной предметности в пространстве культуры. Это обстоятельство обусловливает необходимость уточнения ключевых исследовательских категорий, их соотнесения с иными системными аспектами культурного бытия.
Integration of human body in the contemporary cultural philosophical discourse is connected with the clarification of the phenomenological parameters of the body subject in culture. This fact stipulates the need to specify the key research categories, their correlation with other system aspects of the cultural life.
Ключевые слова:
практики тела, телесные практики, практики телесного производства, практики телесного потребления, практики трансформации тела.
body practices, bodily practices, practices of bodily production, practices of bodily consumption, practices of body transformation.
Keywords:
Возникновение в условиях современности различных научных разработок, средств, методик и технологий, связанных с идеями моделирования тела, диагностики и корректировки физиологического и психологического здоровья человека, повышения его продуктивности и репродуктивно-сти, способствует усилению актуализации дискурса тела, границ и целей его преобразования. Особый вклад в дискуссию вносит и формирующаяся философия трансгуманизма, в основе которой лежат представления о необходимости применения передовых достижений науки и техники в практике улучшения интеллектуальных и физических способностей человека, всестороннего развития качества его тела. Вполне закономерно, что в рамках обозначенной проблематики речь идет и о выделении целого ряда «операций» тела, поддерживающих его физический и социокультурный статус, а также тем или иным образом направленных на видоизменение натуралистического облика человека, встраивание его в социокультурный ареал. И если первым в науке уделено достаточно внимания, то вторые разработаны сравнительно слабее, что в значительной степени обусловливает актуальность их изучения, особенно в современной социокультурной ситуации.
Общепринято, что одним из родоначальников рассмотрения человеческого тела как деятельной структуры общества и культуры является М. Мосс. В небольшой по объему, но фундаментальной по содержанию работе «Техники тела» ученый формулирует основы и принципы аналитики «инструментальных» способов, «посредством которых люди в различных обществах пользуются своим телом» [1, с. 304]. Как известно, представленные идеи заложили научно-теоретический базис гуманитарного изучения проблематики с точки зрения определения операциональной специфики деятельностной активности человека, что впоследствии позволило «приблизиться к пониманию интеграции индивида в культуру» [2, с. 168] на уровне тела как воплощенного единства физиологического, психологического, социального и культурного.
Далее, в исследованиях П. Бурдье, Ж. Деррида, К. Леви-Стросса, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, М. Фуко, Н. Элиаса и многих других обращение к феномену «техник тела» будет сопровождаться притоком все новых и новых теорий и аспектов, направленных прежде всего на раскрытие природы и механизмов индивидуального и коллективного тела, погруженного в социокультурный контекст. На нынешнем этапе развития данной области научного знания термин «техники тела» фиксирует уже не только телесные действия, но и действия, производимые человеком над самим телом как на механическом (воспроизведение надындивидуального опыта), так и на рефлекторном (сознательный индивидуальный подход и селекция) уровнях.
Однако представляется, что такая формулировка и постановка вопроса с учетом актуальных фактов и факторов современности не позволяют комплексно различать производящие и потребительские специфики тела в процессе их изучения. Более того, это существенно затрудняет
понимание сути и процесса функционирования телесных практик как практик прежде всего социальных и культурных, точнее социокультурных. Ведь тело человека является одновременно и объектом, и субъектом осмысленного действия.
Тело как объект подвергается социализации и инкультурации под воздействием внутренних («я») и внешних («мы», «они») социокультурных сред. Тело как субъект способно, с одной стороны, осуществлять практические операции по отношению к иным и (или) самому себе, а с другой, использовать собственный ресурс для осуществления программы позиционирования, репрезентирования себя в социальной группе, выражения эмоций, чувств, настроений и т. п. через движение, основывающееся на ритме, темпе, рисунке, динамике, композиции. Следовательно, термин «техника» может номинально отразить и закрепить только ту часть телесного бытия человека, которая напрямую связана со значениями «прием», «инструмент» и «степень мастерства». Термин «практика», напротив, мыслится как более гармоничный и теоретически обоснованный, особенно в контексте системного рассмотрения вопросов реализации проекта культуры на современном этапе.
Поясним сказанное.
Под социокультурными практиками мы понимаем целый комплекс способов и механизмов организации и (или) самоорганизации деятельности людей, осуществляемых в целях удовлетворения различных индивидуальных и коллективных потребностей, обеспечения и поддержания качества жизни, преобразования существующей социальной и культурной реальности. Исходя из этого, все существующие ныне практики можно подразделить на два взаимосвязанных вида -практики производства и практики потребления, где производство соотносится с категориями «создания», «воссоздания», «трансформации», а потребление - с категориями «освоения», «пользования», «сбережения», «воспроизводства». Отсюда, учитывая имманентные особенности и потенциал феномена социокультурных практик и обозначенных направлений их реализации, предположим, что структура всех существующих «телесных манипуляций» может быть имплицирована средствами их типологизации на уровне тела следующим образом. Практики телесного производства, включающие продуктивные смыслы, механизмы и процессы, связанные с созданием, воссозданием, преобразованием тела, могут быть терминологически и феноменологически репрезентированы типами: практики конструирования и практики трансформации; а практики телесного потребления, базирующиеся на аспектах применения, сбережения и воспроизводства, - границами практик освоения, эксплуатации и репродукции (табл. 1).
Таблица 1 - Типология практик тела
Вид практики Тип практики Функционал Примеры
Практики телесного производства Практики конструирования тела Создание эмбрионов Выращивание эмбрионов Генетическое воспроизведение Производство искусственных органов Биоинженерия Биомедицина Наномедицина Клонирование Экстракорпоральное оплодотворение
Практики трансформации тела Преобразование тела и (или) его элементов Тело как объект дизайна Декорирование Депиляция Реконструкция Имплантация Конверсия
Практики телесного потребления Практики освоения тела Индивидуальные знания о теле Социальные знания о теле Психологическая самоидентичность Психофизическое развитие Осваивание и совершение двигательных действий Формирование и усвоение знаний, интеллектуальных и физических умений и навыков
Практики эксплуатации тела Использование ресурсов тела Поддержание и восстановление ресурсов тела Обслуживание нужд тела Трудовая деятельность Досуговая деятельность Сценическое искусство Удовлетворение естественных потребностей организма (сон, еда, испражнение и т. п.)
Практики репродукции Естественное воспроизводство Деторождение
Все они перманентно закрепляют идеи восприятия человека не как тела, имеющего чисто биологический план и способ бытия, но тела-существа, включенного в искусственную программность проекта культуры.
Подобный практикальный фокус позволяет использовать и актуальный ресурс понятийного смыслополагания «техник тела», которые могут быть осмыслены как единичные операционные составляющие реального осуществления практик, как своего рода алгоритмические конструкты действия над телом и действия самого тела. Кроме того, более очевидной становится и взаимообусловленность телесных техник и технологий, где последние описывают совокупность методов, методик и инструментов, используемых для достижения поставленных целей и задач; техник и стратегий, концентрирующих возможность и необходимость планирования телесных операций и процедур; техник и тактик, акцентирующих осознанный выбор конкретных действий и их меру (рис. 1).
Рисунок 1 - Компоненты практик тела и телесных практик
В итоге в структуре практик тела подобно иным культурным практикам могут быть образованы целые комплексы институциональных, процессуальных и результативных составляющих, которые с точки зрения подсистем культуры (агенты, концепты, артефакты, паттерны) могут рассматриваться как неотъемлемые их части.
Ссылки:
1. Мосс М. Техники тела // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 2011. С. 304-325.
2. Круткин В.Л. Техники тела и движения человека // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII, № 2 (73). С. 167-179.
References:
Krutkin, VL 2014, 'Body Techniques and human movement', Zhurnalsotsiologiiisotsial'noy antropologii, vol. XVII, no. 2 (73),
pp. 167-179, (in Russian).
Moss, M 2011, 'Body Technicians', Moss M. Obshchestva. Obmen. Lichnost'. Trudy po sotsial'noy antropologii, Moscow, pp. 304-325, (in Russian).