УДК 304
Пронькина Анна Владимировна
кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КОСМЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Pronkina Anna Vladimirovna
PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Cultural Studies Department, Ryazan State University
AMATEUR PRACTICES OF COSMETIC BODY TRANSFORMATION IN THE CONTEXT OF THE MODERN CULTURE
Аннотация:
Косметические практики трансформации тела в современной культуре получают все большую степень диссеминации за счет активной имплантации в структуру повседневности. Этот факт обусловливает расширение дискурсивного поля аналитики соматических преобразований, привлечение в пространство исследования новых аспектов телесной деятельности. В частности, одним из таких аспектов являются самодеятельные практики косметической трансформации тела, выявлению специфик которых посвящена данная статья.
Summary:
Cosmetic practices of body transformation in the modern culture are becoming more and more disseminated through active implantation in the structure of everyday life. This fact leads to the expansion of the discursive field of analytics of somatic transformation, engaging of new aspects of bodily practices into the research space. In particular, one of such aspects is amateur practices of cosmetic body transformation, the specific features of which the article discusses.
Ключевые слова:
практики тела, телесные практики, практики трансформации тела, косметические практики трансформации тела, социокультурные практики.
bodily practices, practices of body transformation, cosmetic practices of body transformation, socio-cultural practices.
Самодеятельные практики косметической трансформации тела можно охарактеризовать как способ проявления свободной и активной творческой позиции в процессе культивирования собственного тела, связанной с идеями самопознания, саморазвития, самовыражения и даже самовоплощения. Основой формирования мотива деятельности здесь служит потребность, обусловленная неким внутренним противоречием самого субъекта или внешними факторами, выступающими в качестве источника такого противоречия. Степень актуализации зависит от потенциальных возможностей субъекта, его способностей, компетентности. При этом их системообразующим фактором, как правило, является самореализация, которая, по справедливому замечанию В.В. Байлук, «связана прежде всего с переходом из жизни в своем внутреннем мире, в мире своего самосознания, к жизни во внешнем мире, т. е. от самопознания в широком смысле слова (оно включает познание своего я-реального, я-идеального и я-самореализующегося) к практике» [1, с. 12].
Базовой составляющей осуществления самодеятельных косметических практик трансформации тела является самообразование, подразумевающее инициативное когнитивное потребление необходимой информации, механическое воспроизводство (копирование) техник и технологий, осознанное производство образа тела или его элемента.
Косметические практики трансформации тела являются достаточно укорененными в историческом развитии. Знания, умения и навыки живописного оформления лица и тела передавались из поколения в поколение в виде рецептов, техник и технологий на уровне традиции. В более привилегированных общественных слоях с развитием письменности, а затем и книгопечатания активное распространение получают так называемые «сборники красоты». Одними из самых известных и красноречивых примеров являются «Эксперименты» К. Сфорца (Gli Experimenti; составлена до 1500 г.), «Секреты синьоры Изабеллы Кортезе» (Secreti della signora Isabella Cortese; 1561 г.), «Спутник истинной леди» (The Gentlewoman's Companion; 1659 г.) и «Королевская уборная» (The queen-like closet; 1670 г.) Х. Вулли, «Женский словарь» (The Ladies' Dictionary; being a General Entertainment for the Fair Sex: a Work never attempted before; типография Джона Дантона, 1694 г.). С конца XIX в. постепенно возникают и дамские журналы, посвящающие свои страницы вопросам живописного украшения внешности, к которым чуть позже добавляется реклама косметических средств. В настоящее время количество таких изданий чрезвычайно велико. Напри-
мер, книги российских авторов в мельчайших подробностях (в том числе и иллюстративных) разбирают базовую номенклатуру бытовой декоративной косметики и грима, основы макияжа поверхности лица, глаз, губ и т. п., различные техники нанесения рисунков на тело и поверхность ногтя, основы их художественной росписи и т. п. За рубежом количество наименований и тираж подобных изданий значительно выше.
Вместе с тем в связи с распространением Интернета и социальных сетей все большую популярность приобретают виртуальные способы репрезентации «beauty-контента». В частности, среди основных направлений реализации тематики косметических практик трансформации тела, рассчитанных на неспециализированную аудиторию, следует отметить электронные журналы (или электронные версии печатных журналов), соответствующие по теме группы (сообщества) в социальных сетях, сайты с отзывами на косметические продукты. Особого внимания заслуживают видео- и фотоуроки.
В данном контексте весьма показателен опыт реализации коммерческого проекта видеохостинга YouTube. В рамках сайта тематика косметической трансформации тела представлена роликами демонстрационного и обучающего характера, обзорами косметических средств от так называемых «бьюти-блогеров». Наиболее популярными сегментами являются типовые видео под русскими тегами - «#каккрасить...» («#какнакрасить...»), «#лайфхаки» (от англ. life hacking -дословно 'взлом жизни', адаптированное - 'маленькие хитрости', 'народная мудрость'), «#как-надоделать...», «#какненадоделать...», «#косметика», «#обзоркосметики», «#моифавориты», «#моимастхэвы», «#макияжнакаждыйдень», «#гримнахэллоуин», «рисункинаногтяхдляначинаю-щих»; под англоязычными тегами - «#makeup», «#fullcoverage», «#makeuptutorial», «#glammakeup», «#makeuplook», «#makeuptransformation», «#makeupfx», «#moviemakeup», «#DIY...» (от англ. Do It Yourself - 'Сделай это сам'), «#nailart», «#nailarttutorial» и т. п. Причем любопытно, что саму эту форму можно также отнести к разряду самодеятельных практик, ведь большинство владельцев «бьюти-каналов» не получали специализированного образования, а посредством видеороликов лишь делятся накопленным опытом со своими подписчиками или случайными зрителями.
Фотоуроки также являются распространенной формой диссеминации техник и технологий, в основном, правда, только макияжа и дизайна ногтей. В виде коллажированных изображений представляется хронологическая последовательность исполнения тех или иных схем, шаблонов, рисунков. К изображению может прилагаться описание, фиксирующее конкретные операции (например, «нарисуйте черным карандашом "волну" на верхнем веке»; «покройте ногти топовым покрытием»), вид и специфику продукта («нанесите в уголок глаза светящийся пигмент»; «в вашем домашнем арсенале обязательно должны быть»), финальные атрибуты, завершающие конструируемый образ («добавьте накладные реснички», «украсьте поверхность ногтя у основания мелкими стразами»).
Такие фотоуроки можно обнаружить на сайтах, посвященных моде и красоте, в печатных и электронных журналах, а также в социальных сетях. Например, в социальной сети «ВКонтакте» наиболее популярной (1 735 471 подписчиков) является группа «УРОКИ МАКИЯЖА | TIPS4CHICKS» (URL: https://vk.com/tips4chicks; дословный перевод - 'советы для телочек', адаптированный - 'советы для чик'). На страницах сообщества публикуются сообщения, посвященные вопросам красоты, ухода за телом, живописным аспектам его трансформации в виде информационных постов, фото- и видеоуроков, советов. В рамках группы возможно общение (меню «Обсуждение»), где подписчицы делятся личным опытом, обсуждают выложенные материалы. В бесплатном приложении с элементами социальной сети для мобильных устройств Instagram в основном распространены фото- и видеодемонстрации макияжа, дизайна ногтей, росписи тела и лица, наложения грима, а также их финального результата.
Необходимо отметить и тот факт, что реализация всех вышеуказанных проектов предусматривает коммерческую выгоду. Так, организаторы каналов, страниц и групп могут в случае востребованности их деятельности иметь основной и дополнительный доход от рекламы косметических средств. Большинство каналов популярных блогеров, сайтов или тематических страниц содержат значительное количество рекламного контента, оценить характер которого неспециалист может только лишь «методом проб и ошибок». Следовательно, люди чаще отдают предпочтение авторитетным персонам, ведь за каждую подобную ошибку можно заплатить не только рублем, но и собственным здоровьем.
Самодеятельные практики в плане когнитивно-методической базы могут подкрепляться и более институциональными формами, связанными с тренингами, промоакциями, мастер-классами, так называемыми «курсами для себя», обобщенная цель посещения которых может быть сведена к знакомству с товарами и услугами, получению оперативной информации по интересу-
ющей теме, приобретению необходимых для собственной жизнедеятельности навыков. Особенно данная область востребована среди представителей тех профессий, которым по «долгу службы» необходимо прибегать к косметической трансформации тела. Актеры, танцоры, исполнители, журналисты, ведущие (список можно продолжить) являются представителями публичных профессий, и если в рамках работы они могут доверить процесс конструирования собственного тела специалистам, то в повседневной жизни это возможно не всегда.
Вместе с тем говорить об использовании знаний, умений и навыков, полученных обозначенными средствами, только лишь в индивидуальной плоскости мы не можем. Достигая определенного уровня мастерства или имея крайне устойчивую потребность, человек в условиях современности с легкостью может перейти от «самосделанной» трансформации себя к ней же, но на других людях, а затем, после экспериментирования, сделать это либо своим хобби, либо своей профессией. Нередки случаи появления так называемых «самоучек», единицы из которых могут быть признаны настоящими «самородками». Это обстоятельство в свою очередь обусловливает наивысшую точку реализации основных принципов самодеятельного творчества, таких как: свобода, наличие внешних возможностей поступать согласно своим внутренним интенциям, добровольность, мотивация, инициативность, активность (сверхактивность), фундаментальная значимость.
Таким образом, самодеятельные практики косметической трансформации тела в пространстве современной культуры могут быть объективно признаны полноценными социокультурными практиками, фиксирующими на феноменологическом и онтологическом уровнях процесс соматической преобразующей культурной деятельности. При этом и объектом, и субъектом деятельности является один и тот же человек. Следовательно, их актуализация напрямую связана с индивидуальной траекторией движения личности в обществе и культуре, способами ее идентификации, опосредованности, самоопределения, избранием тех или иных ценностных доминант. Безусловно, такой социокультурный статус самодеятельных практик косметической трансформации тела обусловливает их полифункциональность, базирующуюся на тех ролевых смыслах, которые формируются в процессе персонального взаимодействия.
Ссылки:
1. Байлук В.В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. 2011. № 4.
С. 12-17.