УДК 316
Баканач Анастасия Олеговна
директор программ развития НО.
Фонд развития "Институт Евразийских Исследований", г. Москва. nastasia91 07@bk.ru Anastasia O. Bakanach
Director of development programs "Institute of Eurasian Studies", Moscow. nastasia91 07@bk.ru
Практики формирования межнационального согласия в США Practices for the formation of interethnic harmony in the United States
Аннотация. В данной статье рассматриваются практики по межнациональному и патриотическому воспитанию в США. В Америке данные процессы обуславливаются категориями «политическое образование» и «формирование морального духа». Более того в данной статье рассматривается работа по воспитанию патриотизма у молодого поколения, различными структурами США. Выделяются уровни (ступени) патриотического воспитания и инструменты воздействия на молодежь, такие как: скаутская организация, киноиндустрия, компьютерные игры, «гражданская религия» и прочее. На фоне усложнения межнациональных отношений в мире данная тема представляет особый интерес.
Ключевые слова: практики, формирование межнационального согласия, США.
Abstract. ms article discusses the practice of international and Patriotic education in the United States. In America, these processes are dictated by the categories of "political education" and "formation of moral spirit." Moreover, this article discusses the work on education of patriotism among young people, various agencies of the US. Stand out levels (stages) of Patriotic education and the influence on the youth, such as scouting, film, computer games, a "civil religion" and so on. Against the backdrop of the increasing complexity of interethnic relations in the world, this topic is of particular interest.
Key words: practice, the formation of inter-ethnic accord, USA.
Актуальность данной темы обусловлена усложнением межнациональных отношений в мире. Наряду с процессами интенсивного взаимодействия народов и культур, в результате которого этнокультруные границы становятся более гибкими и открытыми, имеются и противоположные тенденции усиления межнациональных противоречий и усиление конфликтогенности.
Наиболее успешным по формированию толерантных установок и демпфированию националистических настроений считается опыт Соединенных Штатов Америки.
Раскроем специфику социальных практик по межнациональному и патриотическому воспитанию в Соединенных Штатах Америки.
Воспитание молодежи в США является многоуровневой системой, которая состоит из образовательного, культурного, социального, политического элементов, но в основании этих практик лежит "политическое образование" и "формирование морального духа". Сошлемся на мнение С.Н. Томилиной, согласно которому процесс становления патриотов и консолидация молодежи на территории США, целесообразно рассматривать не только как "процесс воздействия", а как преднамеренную деятельность государственных организаций по формированию и развитию личности как гражданина-патриота своей страны [5].
К образовательному элементу можно отнести работу с детьми дошкольного и школьного возраста. Уже на данном этапе проводится работа по формированию установок, в основе которых лежит: формирование общегражданского самосознания (стержнем этой системы является любовь к Родине, государству, президенту). Е.В. Уткин выделяет несколько основных принципов, на основе которых формируется программа патриотического воспитания молодых американцев[6]:
1. Личная преданность Президенту Америки.
2. Личная преданность стране.
3. Воспитывается чувство исключительности «американской нации».
4. Бескомпромиссность в отстаивании принципов американской демократии и свободы.
К культурному элементу можно отнести работу средств массовой информации и информационно-коммуникативные отношения через всемирную сеть Интернет, игровую компьютерную и киноиндустрии[2].
С 2000-х годов компьютерные игры применяются в интересах Пентагона на систематической основе институтом креативных технологий, основанном на базе университета Южной Калифорнии, задачей которого является объединение новейших разработок с технологиями и побуждение чувства вовлеченности молодежи в дела страны [1 с.3]. Версии различных популярных игр совершенствуются и модифицируются. В одной из версий компьютерной игры America's Army планировалось использовать модели солдат, прототипами которых служат реальные люди, фигурирующие под своими именами. Этот шаг, по мнению американских исследователей, вдохновит молодых людей к получению реального военного опыта.
Американский кинематограф - практика, которая построена по принципу патриотического превосходства, где прежде всего присутствует идея полного единства всей американской нации - среднего класса, элиты государства, представителей латиноамериканцев, индейцев,
афроамериканцев и т.д. В качестве высшей ценности преподносится единая общность - граждане Америки. Голливуд четко определяет идеалы человека-патриота: перед зрителями предстает обычный человек, добровольно вставший на защиту своей Родины или мира. Более того, в американских фильмах героя всегда находит награда за совершенный подвиг. Тем самым в сознание зрителя внедряется идея о выгодности патриотизма, работающая на создание положительного образа страны в мире. Через киноиндустрию формируется сильная мотивационная составляющая патриотических чувств и идея межнационального согласия и единства: транслируется "превосходность" Америки над другими странами, утверждается абсолютный идеал - гражданское единство и лозунг "своих не бросаем".
К социальному элементу можно отнести специализированные организации, занимающиеся патриотическим воспитанием подростков. По оценке Н. Н. Балукова и Ю. А. Иваничкина работа по военно-патриотическому воспитанию американцев в определяется прямой связью между любовью к родине и одобрением всех военных акций, проводимыми вооруженными силами Соединённых Штатов Америки. [1 с.2].
Несмотря на артикулируемый либеральный тип социальных отношений в США, система патриотического воспитания молодежи характеризуется наличием жестких принципов и активным участием государства в этом процессе формирования социальных установок. Воспитанием молодежи в рамках патриотической подготовки является одна из социальных практик - скаутская организация. Это клубы или союзы, которые делятся по гендерному принципу - бойскауты, герлскауты. По официальным данным, общая численность школьников, состоящих в скаутских движениях составляет около 4 млн. для мальчиков и 3 млн. для девочек [4]. Цель скаутских организаций обучить широкому спектру жизненных навыков, приобщить к общему и делу и консолидировать молодежь Соединенных Штатов Америки. Воспитательный процесс в данной организации проходит через развлекательные игры, физические упражнения, соревнования, беседы о военной жизни и о подвигах разведчиков. Кроме того, личный рост участников в скаутских организациях стимулируют специальные программы, которые призывают всех скаутов к самосовершенствованию, через выполнение гражданского и духовного долга. Также бойскауты и герлскауты должны обязательно принимать участие в местных, региональных, национальных и международных проектах.
К политическому элементу можно отнести религиозный компонент, который в образовательном процессе играет свою роль в формировании межнационального согласия и патриотического воспитания молодежи. Такому идеологическому феномену придается статус - гражданская религия, который был введен Жан Жаком Руссо в конце XVШ столетия. Главной идеологемой гражданской религии является тезис "избранности
народа", который прививается гражданам Америки с ранних лет их жизни, а также прибывающим иммигрантам [3]. "Вера в Америку", убежденность в покровительстве Бога над народом Соединенных Штатов Америки в течение всей истории страны надстраивается над разновидностью религий, кроме того, данный вид веры, может быть присущ не только индифферентным гражданам, но и враждебно относящимся к традиционному вероисповеданию. Такая практика является идеологическим ядром патриотического воспитания и межнационального согласия в системе образования Америки. Анализируя специфику культового оформления гражданской религии, которое включает не только религиозную символику, но и ряд гимнов и церемоний. Элементы присутствуют во многих гражданских действиях и общественных акций, мероприятий. Определенные факты, такие как - обязательное обращение всех президентов Соединенных Штатов Америки к Богу - покровителю страны и заканчивая религиозными лозунгами на долларовых банкнотах ("В Боге мы верны"), указывает на наличие данного культа.
Американский социолог У. Герберг подчеркивал, что особая роль в привитии ценностей американского образа жизни, приходится на систему начального и среднего образования. На данном этапе, американцам прививают основные положения "цивильной" религии. Герберг утверждал: "Публичные школы стали почти священным объектом американского народа; они помогали создавать американцев, и не было ничего важнее этой задачи. Американизм - если этим словом можно обозначить глубокое желание быть американцами - позже заместил религию как важнейшую их характеристику, хотя это обесценивание религии маскировалось при помощи новой концепции, в соответствии с которой религия и образование - процессы параллельные, встречающиеся лишь в конечном счете" [7].
Комплексная практика формирования патриотизма у молодежи, существующая в США и система военно-патриотического воспитания молодежи, которая включает в себя различные компоненты -работоспособна и эффективна. Студенты, окончившие ВУЗ, пополняют офицерский корпус. Существенную роль в этом служит деятельность скаутских и ветеранских организаций. Межнациональные отношения регулируются с помощью социальных практик с раннего возраста и размываются понятием "американец", которое в свою очередь ставит национальность индивида на второй план.
Литература:
1. Балуков Н. Н. Патриотизм по-американски / Н. Н. Балуков, Ю. А. Иваничкин// «Красная звезда» 2.8.2015. — С. 2.
2. Емельянов М. Военно-патриотическое воспитание в США [Электронный ресурс] URL: http://www.dosaaf.ru/predsedatel/novostipredsedatel/80 (дата обращения 20.08.2016).
3. Задорожнюк И. Гражданская религия и патриотическое воспитание в системе образования США [Электронный ресурс] URL: http://smolpedagog.ru/article%2070.html (дата обращения 10.02.2016).
4. Новостной ресурс «RUNYweb.com». Надежные, преданные, вежливые. Бойскауты как явление американской жизни. [Электронный ресурс] URL: http://www.runyweb.com/articles/life/kids/us-boy-scouts.html (дата обращения 20.03.2017)
5. Томилина С. Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США// Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 174-178.
6. Уткин В. Е. Особенности воспитательной работы в ВС США, Великобритании и Франции // Зарубежное военное обозрение. — 2001. — № 11. — С. 8-12.
7. Herberg W. Religion and Education in America / W. Herberg [Electronic resource]. - Access mode: http://wlsessays.net>files/HerbergReligionII.pdf.
Literature:
1. Balukov N. N. Patriotism in American / N. N. Balukov, Yu. A. Ivanichkin//"A red star" 8/2/2015. — Page 2.
2. Yemelyanov M. Military patriotic education in the USA [An electronic resource] of URL: http://www.dosaaf.ru/predsedatel/novostipredsedatel/80 (date of the address 8/20/2016).
3. Zadorozhnyuk I. Civil religion and patriotic education in an education system of the USA [An electronic resource] of URL: http://smolpedagog.ru/article%2070.html (date of the address 2/10/2016).
4. News RUNYweb.com resource. Reliable, devoted, polite. Boy scouts as phenomenon of the American life. [Electronic resource] URL: http://www.runyweb.com/articles/life/kids/us-boy-scouts.html (date of the address 3/20/2017)
5. Tomilina S. N. Military patriotic education of pupils of higher education institutions of the USA//Pedagogical skill: materials VIII междунар. науч. конф. (Moscow, 2016). — M.: Buki-Vedi, 2016. — Page 174-178.
6. Utkin V. E. Features of educational work in VS of the USA, Great Britain and France//the Foreign military review. — 2001. — No. 11. — Page 812.
7. Herberg W. Religion and Education in America/W. Herberg [Electronic resource]. - Access mode: http://wlsessays.net>files/HerbergReligionII.pdf.